В условиях глобализирующегося мира, в котором с нарастающим ускорением происходят глубокие и серьезные изменения во всех сферах человеческой жизни, особое внимание приобретает стратегия видения и предвидения этих изменений.

Еще в глубокой древности выдающиеся мыслители Запада и Востока уделяли особое внимание вопросам стратегии развития общества и государства. Надо ли напоминать об идеях Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона или идеях Конфуция, Будды, Лао-цзы и многих других мыслителей, чтобы продемонстрировать значимость стратегии и тактики развития и изменений, касающихся наиболее существенных сторон истории человечества.

Одним из наиболее глубоких и значительных трактатов, посвященных стратегии и тактике войны, ее подготовке, ведению и завершению, является трактат древнекитайского полководца и мыслителя Сунь-цзы, носящий его имя. Трактат был написан автором в период его активной деятельности (конец VI - начало V вв. до н. э.) и был предназначен для государя и тех, кто занимался теорией и практикой войны.

По нашему мнению, этот трактат, хотя и посвящен стратегии и тактике ведения войны, выходит далеко за пределы этой сферы и, по существу, представляет собой стратегию и тактику руководства огромными массами людей, управления народами и государствами, то есть теорию стратегии и тактики в самом широком смысле этого слова - философию мировой политики.

С древнейших времен этот трактат комментировался различными учеными Китая, Японии, Кореи и других стран Востока, а также учеными стран Запада. В частности, в нашей стране он был переведен и подробно прокомментирован выдающимся востоковедом академиком Н.И.Конрадом, чьи суждения не потеряли своего значения и по сей день. В комментариях отмечается органическая связь трактата Сунь-цзы с философскими воззрениями Древнего Китая. Прежде всего речь идет о пяти основных стихиях, или элементах, о законе изменений и превращений, о переходе элемента в свою противоположность и т. д.

Учение о пяти стихиях, или элементах, таких как дерево, огонь, земля, металл, вода, лежит в основе философского содержания трактата Сунь-цзы, понимания всех основных категорий, или понятий, стратегии войны: выгода и вред, полнота и пустота, наступление и оборона, хозяин и гость и другие, а также важнейшие качества, которыми должен обладать полководец. Как известно, учение о пяти стихиях не различает материальное и духовное, поскольку они составляют единое бытие во всем его разнообразии и бесконечности. Особое внимание уделяется изменениям и превращениям, когда любое явление, элемент, превращается в свою противоположность, одно «преодолевает» другое, другое «преодолевается» третьим и так далее, например дерево порождает огонь, огонь - землю, земля - металл, металл - воду, вода - дерево, и снова: дерево - огонь и т. д. Более того, в трактате Сунь-цзы это учение об изменениях и превращениях обретает характер учения о бесконечном круговороте: так, кончаются и начинаются снова солнце и луна, умирают и снова нарождаются времена года. Подобная природа присуща и военной стратегии: правильный бой и маневр взаимно порождают друг друга, что подобно круговращению.

Возможно, именно в связи с учением о пяти стихиях Сунь-цзы требует от полководца обладать пятью качествами, такими как ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость. При этом на первом месте стоит ум, поскольку полководец должен прежде всего хорошо знать происходящие изменения и превращения, в соответствии с которыми он принимает необходимые решения и действия.

В содержании основных понятий и категорий трактата Сунь-цзы также прослеживается влияние традиций древнекитайской философии, благодаря чему этот трактат выходит за пределы военной стратегии, являясь, по существу, универсальной стратегией управления экономическими, дипломатическими, политическими, культурными и историческими процессами. Неслучайно война в трактате рассматривается не только в узко военном смысле и содержании как единоборство двух армий, но и как борьба в самом широком понимании - борьба дипломатическая, политическая.

Свою задачу мы видим не столько в том, чтобы добавить к существующим комментариям свои соображения, сколько показать значение содержания и категориальной системы данного трактата для современной мировой политики как в вопросах войны, так и мирного сосуществования и взаимного сотрудничества народов, не входя в обсуждение частностей.

Рассмотрение этого произведения можно вести и по наиболее важным проблемам, и по структуре, в которой оно было выстроено автором. Нам представляется более целесообразным проводить анализ в соответствии с логикой, присущей трактату Сунь-цзы.

Так, в самом начале автор дает наиболее важные определения, касающиеся сущности стратегии войны:

«1. Война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели…

2. Поэтому в ее основу кладут пять явлений (ее взвешивают семью расчетами и этим определяют положение).

3. Первое - Путь,  второе - Небо, третье - Земля, четвертое - Полководец, пятое - Закон.

Путь - это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе с ним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений.

Небо - это свет и мрак, холод и жар; это порядок времени.

Земля - это далекое и близкое, неровное и ровное, широкое и узкое, смерть и жизнь.

Полководец - это ум, беспристрастность, гуманность, мужество, строгость.

Закон - это воинский строй, командование и снабжение»1

Очевидно, что война понимается в этой работе в самом широком и универсальном смысле слова, в духе древнекитайской философии, хотя, естественно, она имеет и весьма конкретный смысл войны как таковой. Нельзя не заметить, что автор особое внимание обращает на единство мыслей правителя и народа, а затем уже называет такие понятия, как Небо, Земля, Полководец, Закон. Поскольку война понимается как предельное выражение напряжения человеческих сил, проблема жизни и смерти, автор призывает с исключительной осторожностью относиться к войне, к тому, надо ли ее начинать, вести или не надо. Отсюда столь высокие требования к правителям и полководцам, сводящиеся к семи расчетам, на основании которых можно определить, кто одержит победу, а кто потерпит поражение: обладание Путем, талантами, использование Неба и Земли, у кого выполняются правила и приказы, у кого сильнее войска, у кого они лучше обучены, у кого правильно награждают и наказывают.

Особое внимание Сунь-цзы уделяет категории «выгоды», являющейся целью и средством, а в конечном счете и смыслом ведения войны. Данная стратагема лежит в основе другой стратагемы - мощи: если полководец учитывает вышеуказанные расчеты с учетом выгоды, «они составят мощь, которая поможет и за пределами их. Мощь - это умение применять тактику, сообразуясь с выгодой»2

Тут же автор высказывает суждение: «Война - это путь обмана»3.   Суть его сводится к тому, чтобы дезориентировать неприятеля, не показывать ему своих истинных намерений и действий и путем различных обманных маневров ослабить его и в итоге привести к поражению. Понятно, что это относится не только к сугубо военным операциям, но и общеполитическим аспектам.

Что касается самого ведения войны, Сунь-цзы, обобщая известный ему практический военный опыт, настаивает на том, что  война должна быть непродолжительной, поскольку она подрывает силы войска, народа и государства: «Никогда еще не бывало, чтобы война продолжалась долго и это было бы выгодно государству»4. Более того, он афористично отмечает: «Война любит победу и не любит продолжительности»5

Рассуждая о вопросах, связанных со стратегическим нападением, Сунь-цзы формулирует ряд стратагем. Прежде всего, надо стремиться не к тому, чтобы разгромить противника в сражении, а к тому, чтобы сохранить все в целости: и свое государство и армию, и государство и армию противника:

«1. Поэтому сто раз сразиться и сто раз победить - это не лучшее из лучшего; лучшее из лучшего - покорить чужую армию, не сражаясь.

2. Поэтому самая лучшая война - разбить замыслы противника; на следующем месте - разбить его союзы; на следующем месте - разбить его войска. Самое худшее -  осаждать крепости. По правилам осады крепостей такая осада должна производиться лишь тогда, когда это неизбежно…

3. Поэтому тот, кто умеет вести войну, покоряет чужую армию, не сражаясь; берет чужие крепости, не осаждая; сокрушает чужое государство, не держа свое войско долго. Он обязательно сохраняет все в целости и этим оспаривает власть в Поднебесной. Поэтому и можно, не притупляя оружия, иметь выгоду: это и есть правило стратегического нападения»6.  

Надо ли говорить о том, насколько предпочтительнее подобная стратегия нападения с более распространенной стратегией военного захвата, порабощения и уничтожения?!

Сунь-цзы специально оговаривает взаимоотношения  между правителем и полководцем во время ведения войны, придавая исключительную роль личности полководца, его независимости от правителя. Правитель не должен вмешиваться в решения, принимаемые полководцем.

Сунь-цзы формулирует пять положений, которые необходимо соблюдать для достижения победы: «Побеждают, если знают, когда можно сражаться и когда нельзя; побеждают, когда умеют пользоваться и большими и малыми силами; побеждают там, где высшие и низшие имеют одни и те же желания; побеждают тогда, когда сами осторожны и выжидают неосторожности противника; побеждают те, у кого полководец талантлив, а государь не руководит им»7

В этих положениях мы опять видим, как широко, универсально понимается содержание стратегии нападения, выходящей далеко за пределы ведения военных действий. Кроме того, Сунь-цзы особенно настаивает на том, чтобы правитель и полководец хорошо знали самих себя, положение своей страны и положение и состояние противника, которого так же опасно недооценивать, как и переоценивать себя: «Поэтому и говорится: если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, опасности не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение»8. Надо ли напоминать о недооценке противника и переоценке самих себя: Наполеоном - мощи России, Гитлером - Советского Союза, Великобританией, СССР и США - Афганистана и т. д.

Большое внимание в трактате уделяется идее формы. Известно, что понимание формы в китайской философии коренным образом отличается от понимания формы в западноевропейской философии. Если у европейцев форма выражает, как правило, нечто внешнее, в китайской философии она представляет прежде всего нечто существенное и содержательное. Иными словами, она тесно связана с самой сущностью явлений и событий и с их содержанием. Форма в этом случае есть совокупность существенных элементов содержания как такового. В данном случае, когда речь идет о стратегии войны, Сунь-цзы выстраивает понимание формы на весьма важных элементах, составляющих сильные и слабые стороны армии, в конечном счете определяющих исход войны. Все зависит от логики выстраивания этих элементов и прежде всего стратегии наступления и обороны. «В древности тот, кто хорошо сражался, прежде всего делал себя непобедимым и в таком состоянии выжидал, когда можно будет победить противника.

Непобедимость заключена в себе самом, возможность победы заключена в противнике.

Поэтому тот, кто хорошо сражается, может сделать себя непобедимым, но не может заставить противника обязательно дать себя победить.

Поэтому и сказано: «Победу знать можно, сделать же ее нельзя».

Непобедимость есть оборона; возможность победить есть наступление.

Когда обороняются, значит, есть в чем-то недостаток; когда нападают, значит, есть все в избытке.

Тот, кто хорошо обороняется, прячется в глубины преисподней; тот, кто хорошо нападает, действует с высоты небес.

Поэтому умеют себя сохранить и в то же время одерживают полную победу»9

Характер и логика этих рассуждений таковы, что они не предполагают обязательного уничтожения противника, а, скорее, наоборот, организацию такого наступления и такой обороны, которая могла бы обеспечить не просто непобедимость, но  и победу. В этом смысле война понимается не как разрешение антагонистических непримиримых противоречий, а, скорее, как таких противоречий, которые должны с необходимостью привести к победе с минимальными потерями и разрушениями как одной, так и другой стороны. В этом смысле логика в древнекитайской философии, в частности в трактате Сунь-цзы, основана не на непримиримом антагонизме, а, скорее, на различии сторон во всех аспектах стратегии наступления и обороны. Главный принцип, который постулирует Сунь-цзы, это достижение победы не воюя.

При этом Сунь-цзы отмечает, что полководец, возглавляющий армию, превосходящую по своей силе во много раз армию противника, и легко побеждающий противника, не получает никакой славы, поскольку такая победа дается слишком легко. Он убежден в том, что лучшая победа - это та, которая достигается до сражения посредством умной, продуманной во всех частях стратегии наступления и обороны и прежде всего знания слабых и сильных сторон противника и его объективной оценки. При учете всех наиболее важных факторов победа неизбежна: «Когда побеждающий сражается, это подобно скопившейся воде, с высоты тысячи саженей низвергающейся в долину. Это и есть форма»10.

Сунь-цзы обстоятельно обсуждает методы достижения победы.
К ним он относит прежде всего правильный бой и маневр: «То что делает армию при встрече с противником непобедимой, это правильный бой и маневр… Вообще в бою схватываются с противником правильным боем, побеждают же маневром. Поэтому тот, кто хорошо пускает в ход маневр, безграничен подобно небу и земле, неисчерпаем подобно Хуан-хэ и Янцзы-цзян»11

Исходя из хорошего знания сильных и слабых сторон своей армии и армии противника, полководец задолго до начала военных действий разрабатывает стратегию ведения войны, ведения правильного боя и предусматривает значительное количество самых разных маневров. Только тогда, когда война проработана теоретически, с учетом самых разнообразных условий, можно начинать военные действия. Сунь-цзы задолго предвосхищает ошибочность лозунга, весьма распространенного в европейской военной стратегии, что вначале надо ввязаться в бой, а там будет видно (Наполеон). Он считает это совершенно недопустимым. Только после тщательного осмысления и оценки всех составляющих факторов и элементов военных действий можно начинать сражение. В конечном счете реальную победу, как неоднократно замечает Сунь-цзы, обеспечивают правильный бой и маневры, но задача полководца в том и состоит, чтобы не только верно определить правильный бой и предвидеть необходимые маневры, но отобрать из бесчисленного количества маневров именно те, которые принесут победу.

Сунь-цзы отводит особую роль такому понятию, как мощь, под которой имеется в виду внутренняя сила армии, ее потенциал: «То, что позволяет быстроте бурного потока нести на себе камни, есть ее мощь. То, что позволяет быстроте хищной птицы поразить свою жертву, есть рассчитанность удара. Поэтому у того, кто хорошо сражается, мощь - стремительна, рассчитанность - коротка.

Мощь - это как бы натягивание лука, расcчитанность удара - это как бы спуск стрелы»12.  

Мощь - это то, что скрывается или таится под формой и в форме, при этом мощь и форма тесно связаны друг с другом.

Для Сунь-цзы мощь - это основополагающая стратагема, определяющая исход войны: «Тот, кто хорошо сражается, ищет все в мощи, а не требует всего от людей. Поэтому он умеет выбирать людей и ставить их соответственно их мощи… Поэтому мощь того, кто умеет заставить других идти в бой, есть мощь человека, скатывающего круглый камень с горы в тысячу саженей»13. Эти слова относятся прежде всего к полководцу, который должен досконально знать своих подчиненных, их способности и таланты и уметь правильно расставить их там, где они могут принести максимальную пользу, ибо в конечном счете победа зависит от воли, мужества и высокого военного искусства. Но в такой же степени это относится и к политической и государственной деятельности в самом широком смысле слова, поскольку хорошее знание людей, их расстановка в соответствии со способностями и талантами решают успех дела. 

Сунь-цзы специально рассматривает различные  виды маневров, определяющих наряду с правильным боем исход войны. Суть этих маневров он видит в том, чтобы появляться там, где противник не ожидает, наносить удары по тем местам, которые кажутся недосягаемыми, перемещаться по театру военных действий с такой скоростью, которая кажется немыслимой, постоянно вводить противника в заблуждение относительно своих намерений, количества своих сил, слабых и сильных мест, предполагаемых и реальных действий, всячески скрывать реальное соотношение сил, свои замыслы, чтобы противник не мог не только достоверно знать, но даже догадываться об этом. Стратегию правильного боя Сунь-цзы тесно увязывает с тактикой многообразных маневров. В свою очередь, полководец должен очень хорошо знать намерения противника, расположение его войск, предполагаемые действия и виды маневров. «Поэтому, оценивая противника, узнают его план с его достоинствами и его ошибками; воздействовав на противника, узнают законы, управляющие его движением и покоем; показывая ему ту или иную форму, узнают место его жизни и смерти; столкнувшись с ним, узнают, где у него избыток и где недостаток»14. Что особенно важно, полководец должен соотносить свою деятельность с постоянно меняющейся ситуацией и быть готовым встретить во всеоружии самые непредвиденные события, только в этом случае можно быть уверенным в своей победе.

Будучи весьма опытным полководцем, Сунь-цзы замечает, что самым тяжелым и трудным для полководца является сама борьба на войне. Чтобы преодолеть эти трудности, необходимо следовать определенной системе правил. Во-первых, полководец должен создать боеспособную армию, занять правильные позиции, далее предусмотреть превращение обходного пути в прямой, поскольку чаще всего такой путь оправдывает себя. Необходимо также предусмотреть органическую взаимосвязь между армией и тылом, чтобы материальное обеспечение армии было бесперебойным и при продвижении войск не было бы потерь в личном составе. Во всех случаях необходимо знать особенности местности расположения и действий войск. При этом всегда следует руководствоваться выгодой, используя для этого любые возможности. «Двигаются, взвесив все на весах. Кто заранее знает тактику прямого и обходного пути, тот побеждает. Это и есть закон борьбы на войне»15.  

Следуя традициям китайской философии, Сунь-цзы выделяет различные виды управления: управление духом, управление сердцем, управление силой, управление изменениями. Все эти виды управления и составляют всеобщую стратегию управления боем и в целом управления войной. Соблюдая эти правила ведения войны, полководец избежит часто совершаемых ошибок и заблуждений.

В соответствии с традициями китайской философии фундаментальной идеей трактата Сунь-цзы является закон изменений и превращений, когда любое изменение, развиваясь до своего предела, превращается в свою противоположность. Это относится и к военным действиям, и ко всем действиям и изменениям вообще. Поэтому необходимо самым строгим образом учитывать действие этого закона, в противном случае поражение неизбежно.

Что касается опасностей, подстерегающих полководца, Сунь-цзы отмечает следующее: «Если он будет стремиться во что бы то ни стало умереть, он может быть убитым; если он будет  стремиться во что бы то ни стало остаться в живых, он может попасть в плен; если он будет скор на гнев, его могут презирать; если он будет излишне щепетилен к себе, его могут оскорбить; если он будет любить людей, его могут обессилить»16. В данном случае было бы уместно вспомнить учение Конфуция о благородном муже и его качествах как личности. В этом смысле Сунь-цзы, по существу, также пытается представить образ полководца в образе благородного мужа, который в любых ситуациях не должен терять самообладания, ума, мудрости и благородства. Он обязан в любых условиях оставаться самим собой, не вдаваться в крайности, не поддаваться эмоциям, панике, не демонстрировать показного героизма, а сохранить себя для выполнения основной цели, задачи и миссии - одержать победу над противником.

Естественно, Сунь-цзы обращает внимание полководца на то, чтобы тот внимательно изучал местность как для использования ее в интересах своих войск, так и для того, чтобы затруднить продвижение и действия противника. Более того, полководец должен обращать внимание на поведение солдат противника, а также животных, птиц, находящихся на данной территории, поскольку это позволяет представить и предугадать действия и намерения противника. При этом особое внимание всегда следует обращать на умелое управление своими войсками. Больше всего полководец должен избегать беспорядка в армии, ее разложения, неподчинения, ибо такая армия совершенно неспособна успешно вести боевые действия.

Однако «условия местности - только помощь для войска. Наука верховного полководца состоит в умении оценить противника, организовать победу, учесть характер местности и расстояние. Кто ведет бой, зная это, тот непременно побеждает; кто ведет бой, не зная этого, тот непременно терпит поражение… такой полководец, который,  выступая, не ищет славы, а отступая, не уклоняется от наказания, который думает только о благе народа и о пользе государя, такой полководец - сокровище для государства»17.

Сунь-цзы различает девять видов местностей, в каждой из которых настоящий полководец обязан знать, как следует себя вести, и дает конкретные указания. При этом искусный полководец должен тщательно скрывать свои планы и намерения от противника  и даже от своего ближайшего окружения. «Он должен сам быть всегда спокоен и этим непроницаем для других; он должен быть сам дисциплинирован и этим держать в порядке других. Он должен уметь вводить в заблуждение глаза и уши своих офицеров и солдат и не допускать, чтобы они что-либо знали. Он должен менять свои замыслы и изменять свои планы и не допускать, чтобы другие о них догадывались. Он должен менять свое местопребывание, выбирать себе окружные пути и не допускать, чтобы другие могли что-либо сообразить»18.  

Снова и снова Сунь-цзы обращает внимание на идею выгоды от войны и военных действий. Прежде чем начинать войну, правителю и полководцу необходимо тщательно обдумать ее целесообразность, поскольку можно не только не выиграть, но потерять все. «Если нет выгоды, не двигайся; если не можешь приобрести, не пускай в ход войска; если нет опасности, не воюй. Государь не должен поднимать оружие из-за своего гнева; полководец не должен вступать в бой из-за своей злобы. Двигаются тогда, когда это соответствует выгоде; если это не соответствует выгоде, остаются на месте. Гнев может опять превратиться в радость, злоба может опять превратиться в веселье, но погибшее государство снова не возродится, мертвые снова не оживут. Поэтому просвещенный государь очень осторожен по отношению к войне, а хороший полководец очень остерегается ее. Это и есть путь, на котором сохраняешь и государство в мире, и армию в целости»19.  

Нельзя обойти молчанием рассуждения Сунь-цзы, посвященные использованию шпионов для подготовки и ведения войны, этому методу получения информации придается первостепенное значение. Описывая конкретные виды шпионажа и разряды шпионов, он отмечает, что «для армии нет ничего более близкого, чем шпионы; нет больших наград, чем для шпионов; нет дел более секретных, чем шпионские… Нет ничего, в чем нельзя было бы пользоваться шпионами»20. Просвещенные государи и мудрые полководцы всегда пользовались услугами шпионов как для подготовки войны, так и для ее ведения. Полученные сведения относились ко всем сферам и видам деятельности государства и общества, не говоря об армии, и для получения этих сведений просвещенные правители и мудрые полководцы никогда не жалеют никаких сил и средств. Подобные сведения иногда играют решающую роль в военных действиях. «Только просвещенные государи и мудрые полководцы умеют делать своими шпионами людей высокого ума и этим способом непременно совершают великие дела. Пользование шпионами - самое существенное на войне; это та опора, полагаясь на которую действует армия»21

Все вышесказанное свидетельствует о том, что военный трактат Сунь-цзы, написанный во многом в тесной связи с традициями китайской философии, выходит далеко за пределы сферы военных действий и имеет, по существу, универсальное значение некоего свода законов, норм и правил общеполитического и общегосударственного значения, которые с успехом применялись на протяжении всей человеческой истории, широко используются в настоящее время и, видимо, будут использоваться в будущем. В этом состоит непреходящее значение трактата Сунь-цзы.

Что касается понимания военной стратегии в современном Китае, оно естественным образом связано с традициями, заложенными еще в древности, в том числе в рассмотренном нами трактате Сунь-цзы. По-прежнему придается огромное значение вооруженным силам страны, которые связаны не только непосредственно с военными действиями или подготовкой к военным действиям, но прежде всего с миротворческими функциями и с функциями защиты государства от внешних врагов. Китай всегда выстраивал свою военную стратегию таким образом, чтобы избежать войны и достичь своих целей прежде всего с помощью мирных средств, поскольку, как и во времена Сунь-цзы, китайцы убеждены, что нет ничего хуже ведения военных действий, ибо война - это наименее выгодный способ достижения своей цели, в ней можно не только что-то выиграть, но и все потерять. По их убеждению, настоящая победа достигается задолго до непосредственных военных действий. Достигается она мирными способами - дипломатическими, политическими и тому подобными.

Как указывалось выше, прежде всего необходимо разрушить замыслы противника: разрушить его агрессивные планы и соответствующими действиями внутри своей страны сделать их невозможными. Далее следует добиться международной изоляции противника и по возможности сделать его союзников своими союзниками. И только после этого, если все вышеперечисленное не удалось осуществить, следует приступать к военным действиям - и то только после основательной подготовки, которая обеспечила бы несомненную победу, памятуя при этом, что «война - это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели»22

Основные положения военной стратегии современного Китая формулируются следующим образом: «Идти по пути мирного развития - в этом решении нашли отражение непреклонная воля и стратегическая политика китайского народа. Китай неуклонно проводит самостоятельную и независимую мирную внешнюю политику и военную политику оборонительного характера, выступает против гегемонии и политики диктата во всех формах, не вмешивается во внутренние дела других стран и не проводит военную экспансию, никогда не боролся за установление гегемонии и не был гегемоном. Китай провозглашает новую концепцию безопасности, основывающуюся на взаимодоверии, взаимовыгоде, равенстве и сотрудничестве, а также стремится к установлению комплексной безопасности, совместной безопасности и партнерской безопасности. Создание прочной обороны и сильной армии, соответствующих международному статусу Китая, а также отвечающих требованиям национальной безопасности и интересам развития, - это стратегическая задача, стоящая перед страной в процессе строительства модернизации, а кроме того, надежная гарантия реализации Китаем мирного развития»23

Китай вместе с Россией постоянно выступает за мирное решение всех вопросов внутренней и внешней политики, какого бы региона это ни касалось, однозначно отвергая предлагаемые некоторыми странами военные методы. Китай является одним из самых активных приверженцев мирного решения любых вопросов, возникающих в процессе развития современного мира. В этом залог всех будущих успехов Китайской Народной Республики. Сохранение мира во всем мире, миролюбивая внутренняя и внешняя политика есть та основа, на которой только и может существовать и развиваться человеческая цивилизация.

Подтверждением этому являются документы, опубликованные Министерством иностранных дел КНР, в которых подробно разъясняется внутренняя и внешняя политика Китая, смысл и содержание, цели и задачи, методы и способы их достижения.

Исходя из того, что судьбы современного Китая как никогда тесно связаны с судьбами всего мира, свой стратегический выбор Китай определил как путь мирного развития и всестороннего сотрудничества с мировым сообществом на основе взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства отношений и координации взаимных усилий.  Китай сделал свой выбор в пользу стратегии мира и мирного сотрудничества в соответствии с глубокими традициями китайской культуры, требованиями времени и коренными интересами китайского народа.

Китай считает стратегию мирного развития и мирного строительства совершенно новым курсом, отличным от традиционного, основанного на применении силы, вооруженных конфликтах и войнах, порабощении одного народа другим. Больше того, впервые в истории Китай как крупнейшая развивающаяся держава отказывается от того, чтобы стать и быть мировым гегемоном. Скорее наоборот, создавая мирные условия для решения проблем своего внутреннего развития, он приглашает другие страны сделать выбор в пользу мирной стратегии, мира во всем мире, чтобы все мировое сообщество решало экономические, социальные, политические и культурные проблемы вместе, сообща.

Выбор Китаем мирного пути развития носит долговременный, стратегический, исторический характер, Китай демонстрирует всему миру, что этот миролюбивый курс есть единственно возможный и единственно правильный для всех народов. Этот курс лежит в основе китайской политики и дипломатии. Независимо от изменений в международной обстановке Китай всегда будет оставаться приверженцем миролюбивой политики, политики мира во всем мире. При этом Китай всегда будет проводить независимую внешнюю политику, твердо защищая свой национальный суверенитет, безопасность, интересы своего внутреннего экономического и государственного развития, а также будет следовать курсу, направленному на взаимное плодотворное сотрудничество с другими государствами на основе Пяти принципов мирного сосуществования с целью построения гармоничного мирового сообщества, ведущего к всеобщему процветанию24.

Умелое сочетание достижений многотысячелетнего опыта и традиций богатейшей китайской культуры (Конфуций, Лао-цзы, Мо Ди, Сунь-цзы, Книга перемен и др.) с достижениями современной науки и технологии позволили Китаю добиться выдающихся результатов во всех областях теоретической и практической деятельности. Так, с 2011 года Китай вышел на второе место в мире по объему ВВП (а к концу 2014 г. прогнозируется первое место), обладает самыми значительными золотовалютными резервами (более 3 трлн. долл.), является ведущей торговой державой мира и т. д. За 30 лет реформ средний уровень жизни и доходов населения увеличился в 16 раз и значительно превысил названный Дэн Сяопином критерий среднего достатка в размере 800 долларов25. В 2012 году по производству стали, угля, электроэнергии, алюминия, цемента и еще более чем по 30 видам промышленной продукции, включая автомобили, бытовую электротехнику, Китай занимал первое место в мире26. Только за последние пять лет построено 1,5 млн. км шоссейных дорог высшего класса, 5 тыс. км железных дорог, из которых 3 тысячи - скоростных.

Китай производит 28% мирового ширпотреба.

Огромные достижения у Китая в земледелии. Россия, имея 55% мировой пашни, собирает менее 90 млн. тонн зерновых, тогда как Китай, имея 7% мировой пашни, производит 571 млн. тонн зерновых (абсолютный рекорд в мире). Китай занимает первое место по производству мяса, яиц, молока27

Огромное внимание Китай уделяет развитию образования, науки, технологий. Так, заметно возросло число занятых в НИОКР: с 1991 по 2011 год число ученых и инженеров увеличилось в 3,9 раза, расходы на НИОКР с 34,9 млрд. юаней в 1995 году возросли до 861 млрд. юаней в 2011 году. К 2030 году прогнозируется, что количество человек с высшим образованием достигнет 300 миллионов, количество специалистов - 120 миллионов, а общее число занятых в НИОКР будет ежегодно увеличиваться на 3 млн. человек. Доля Китая, по расчетам, достигнет 30% мирового показателя научно-технического потенциала. В настоящее время более 30% экономического роста страны осуществляется за счет реализации передовых технологий, таким образом, создаются условия к переходу  на новую стадию развития - обществу «экономики знаний». Китай является одной из ведущих стран по количеству и качеству выпускаемой компьютерной техники, степени компьютеризации в образовании, здравоохранении, промышленности, государственных органах. Разработана собственная система Интернета, в Китае насчитывается более 500 млн. пользователей Интернета28

Китай занимает первое и второе места по объему экспорта и импорта, является одним из основных торговых партнеров с большинством развитых стран, доминируя, в частности, на рынке США, объем двусторонней торговли превышает 500 млрд. долларов (в шесть раз больше, чем с Россией). Объемы торговли с Японией и странами ЕС составляют более 370 и 450 млрд. долларов соответственно. Китай наряду с Европой является ведущим торговым партнером России - 89 млрд. долларов, а Россия занимает в товарообороте с КНР 11-е место. При этом основная торговля приходится на сырье и военную технику, а продукция машиностроения составляет лишь 1,5%, в то время как в 50-х годах прошлого столетия она насчитывала 70-80%. Кстати, Китай занимает второе место после США по объему военных расходов (реальные расходы в 2013 г. оценивались примерно в 160-170 млрд. долл.).

Большое внимание уделяется решению социальных проблем. Так, за пять последних лет построено 18 млн. квартир гарантированного социального жилья, реконструировано 12 млн. жилых помещений, это позволило довести средний уровень жилплощади на одного человека до 32,9 кв. метров в городах и 37,1 кв. метров в сельской местности.

Эти достижения убедительно доказывают правильность стратегии внутренней и внешней политики Китая, направленной на сохранение мира во всем мире, взаимовыгодное сотрудничество между народами, решение глобальных проблем современности, создание условий для достойной жизни каждого человека на Земле.

Куда идет мир? На каких принципах следует развивать систему международных отношений? Какие цели следует ставить и какими средствами их достигать? В конечном счете перед человечеством стоит вопрос: быть или не быть? Нам представляется, что стратегия внутренней и внешней политики Китая наводит на размышления, которые в той или иной степени будут ориентировать всех людей доброй воли на верные исторические пути.

Прошедшая 5-6 мая 2015 года российско-китайская международная конференция  «Роль СССР и Китая в достижении победы над фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне» (в адрес конференции были получены приветствия Президента Российской Федерации В.В.Путина и Председателя КНР Си Цзиньпина) дала всесторонний глубокий анализ содержания причин возникновения Второй мировой войны, методов ее ведения для достижения определенных задач и целей, раскрыла содержание различных стратегических направлений и концепций ведения войны, наметила конкретные меры, для того чтобы избегать военных конфликтов и войн и решать все международные проблемы мирными, дипломатическими и политическими средствами.

Например, в одном из докладов справедливо обращалось внимание на то, что причиной возникновения многих войн, в том числе Второй мировой войны, была философия абсолютного: отстаивание абсолютной цели, применение абсолютных приемов, попытка добиться абсолютной победы. Для достижения этой цели применялись все виды оружия массового уничтожения. Философия абсолютного в войне - это стратегия «прямой линии», то есть ведения боевых действий по типу «прямого военного столкновения». Известный ученый Л.Харт на основе анализа 2500 военных операций разных лет по всему миру, особенно в период двух мировых войн, показал, что из 280 самых типичных боев и сражений только в шести с применением стратегии «прямой линии» были одержаны победы. В связи с этим он предложил изменить данную стратегию на стратегию «непрямых действий», которая всегда является более успешной, чем прямые военные действия29.   

Особое внимание обращалось на тесное сотрудничество Китайской Народной Республики с Советским Союзом во время Второй мировой войны и в настоящее время с Россией. Отмечалось, что китайско-российское сотрудничество является краеугольным камнем поддержания послевоенного миропорядка и международного мира. Это сотрудничество произвело тройной эффект: политика «мягкой силы», геополитический эффект, эффект международного порядка. В силу этого коренным образом меняется расстановка сил в современном мире, исчезает однополярный мир и все попытки господства одной страны над всем миром. Поскольку Россия и Китай представляют собой ядро БРИКС и ядро евразийского объединения, естественно, возникает многополярный мир, в котором применение военных действий или развязывание войн должно быть исключено.

Весьма интересным был доклад, посвященный урокам, извлеченным из сопротивления Китая японским захватчикам ради спасения человеческой цивилизации. Прежде всего, это необходимость сильного руководящего центра, пробуждение национального духа, национальной идеи, наконец, пробуждение национального сознания30

Содержание докладов данной конференции убедительно доказывает, что основные положения стратегии войны, выработанные в древнекитайском трактате Сунь-цзы, сохраняют свою актуальность по сей день.

 

 

 1Конрад Н.И. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. М.-Л: Изд-во АН СССР, 1950. С. 33. 

 2Там же. С. 34.

 3Там же.

 4Там же. С. 35.

 5Там же. С. 36.

 6Там же.

 7Там же. С. 37.

 8Там же.

 9Там же. С. 38.

10Там же.

11Там же. С. 39.

12Там же.

13Там же. С. 40.

14Там же. С. 41.

15Там же.

16Там же. С. 45.

17Там же. С. 49.

18Там же. С. 52.

19Там же. С. 55.

20Там же.

21Там же. С. 56.

22Там же. С. 33.

23Разносторонняя деятельность Вооруженных сил Китая // Пресс-канцелярия Госсовета КНР. Апрель 2013. Пекин. С. 1.

24China’s  Foreign Affairs. 2012. Department of Policy Planning Ministry of Foreign Affairs People’s Republic of China. Р. 109-112.

25Титаренко М.Л. Россия и Китай: стратегическое партнерство и вызовы времени. М.:
ИД «ФОРУМ», 2014. С. 155.

26Там же. С. 168.

27Там же. С. 169.

28Там же. С. 189.

29Роль СССР и Китая в достижении победы над фашизмом и японским милитаризмом во Второй мировой войне: Тезисы докладов российско-китайской научной конференции. Москва, 5-6 мая 2015 г.  С. 213.

30Там же. С. 262-264.