В течение многих столетий под термином «дипломатия» в основном подразумевались переговоры, официальные отношения между государствами, обмен между ними официальными документами: нотами, грамотами и т. д. В принципе, это и составляет основу традиционной дипломатии, которую можно определить как «ведение международных отношений посредством переговоров; метод, при помощи которого эти отношения регулируются и ведутся послами и посланниками; работа или искусство дипломата»1.
С наступлением информационного века на смену традиционной дипломатии пришла публичная, или, как ее еще называют, общественная дипломатия. Впервые этот термин был введен в 1965 году Эдмундом Галлионом2, деканом Флетчерской школы права и дипломатии Университета Тафтса. Публичная дипломатия имеет дело с влиянием, которое оказывает общественное мнение на формирование и осуществление внешней политики государства3. Публичная дипломатия возникла в силу нескольких взаимосвязанных причин: глобализации, развития коммуникационных технологий, а также ввиду усиления роли и участия обществ в международных делах государств.
Акторами публичной дипломатии теперь являются не только государства и дипломаты, но и отдельные лица, группы, институты, участвующие в межкультурном, межкоммуникационном обмене, который оказывает влияние на международные отношения в рамках отношений двух или более государств. С каждым днем отдельные граждане, неправительственные организации и транснациональные корпорации принимают все более активное участие в дискуссии по проблемам международных отношений.
Сама по себе публичная дипломатия ни в коей мере не является заменой традиционной, она лишь успешно ее дополняет и позволяет подготовить наиболее благоприятный политический климат для последующих шагов на внешнеполитической арене. Публичную дипломатию относят к «мягкой силе», в ее основе лежат механизмы убеждения, основывающиеся на формировании положительного образа страны, опираясь на идеологическую, культурную и институциональную привлекательность.
В современной России не существует государственного органа, который бы систематически управлял публичной дипломатией: есть Министерство иностранных дел, Министерство регионального развития, Общественная палата, Россотрудничество, «РИА Новости», «Russia Today» (RT) и т. д., но нет механизма их координации. Так, управление российской публичной дипломатией происходит на уровне высшего руководства страны, и непосредственные распоряжения отдаются руководством пресс-службы первых лиц государства. Несмотря на некоторые достоинства, у подобной структуры есть и очевидные недостатки: во-первых, в силу количества обязанностей занимающим эти должности сложно руководить публичной дипломатией систематически, на повседневной основе. Во-вторых, вся организация носит строго вертикальный характер, что затрудняет проявление инициативы снизу и усложняет горизонтальную кооперацию. Такая структура не отвечает требованиям координации системы публичной дипломатии на постоянной основе. Хотя некоторые элементы этой системы и имеют значительный опыт сотрудничества между собой (например, МИД и Россотрудничество).
Весьма ответственную роль выполняет Россотрудничество - Федеральное агентство по делам Содружества независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. Оно стало своего рода ответом на вызовы времени, требующие нового, комплексного подхода к ключевым направлениям международной деятельности России. Являясь федеральным органом власти, находящимся в ведении МИД России, агентство активно участвует в решении многообразных практических вопросов, включая повышение качества наших взаимоотношений с партнерами по СНГ, осуществление программ по работе с соотечественниками и, разумеется, наращивание гуманитарно-культурного компонента наших международных связей.
В целом Россотрудничество является уникальным каналом задействования «мягкой силы» России, повышения ее способности влиять на партнеров через общественное мнение, формировать культурно-образовательную, гуманитарную, внешнеполитическую привлекательность нашей страны. Сегодня 86 представительств Россотрудничества действуют уже в 75 странах.
К проведению программ публичной дипломатии привлекаются многочисленные НПО, представители деловых и академических кругов, деятели культуры и искусства. Заинтересованность привлечения НПО к программам публичной дипломатии объясняется той ролью, которая отводится общественному мнению в современном мире. Особая роль частных лиц и негосударственных организаций во внешней политике России опирается на осознание того, что их отношения с зарубежными партнерами имеют тенденцию продолжаться независимо от межгосударственных отношений.
Необходимость построения благоприятного международного имиджа государства является сегодня одной из наиболее актуальных и важных задач. Формирование у зарубежной аудитории положительных взглядов на проводимую государством внешнюю и внутреннюю политику относится к сфере публичной дипломатии.
Не секрет, что в России сегодня практически нет профессионалов в этой области, потому что их не готовят российские университеты и нет системы обучения на рабочих местах. Например, «Russia Today» был вынужден создать с нуля программу подготовки кадров прямо на телеканале, и даже сейчас, по прошествии нескольких лет, все равно постоянно не хватает специалистов требуемого уровня. Ситуация в других структурах еще сложнее, потому что аналогичной системы подготовки сотрудников нет вовсе. Например, в США центры изучения публичной дипломатии и подготовки специалистов есть в целом ряде ведущих школ международных отношений, а британские дипломаты признают, что им для успешной карьеры необходимо какое-то время поработать в сфере публичной дипломатии. В России же есть факультеты и кафедры международной журналистики и международных отношений, которые просто сочетают дипломатию или журналистику с изучением иностранных языков.
Одним из направлений публичной дипломатии является иновещание. Современный мир характеризуется большой идейной свободой. В последние годы во многих государствах с различными политическими и культурными условиями вспыхнул новый интерес к зарубежному вещанию. Вслед за катарским каналом «Al Jazeera» заработали китайский «CCTV», французский «France 24», иранский «Press TV», российский «Russia Today». Создавались эти достаточно дорогостоящие проекты4 с целью формирования общественного мнения в ключевых государствах.
Аналогичные структуры в последние годы возникли во многих странах, и новое российское СМИ оказалось вынуждено существовать в условиях даже большей конкуренции, чем это изначально ожидалось. Многие наблюдатели критикуют телеканал RT, отмечая, что по размеру аудитории он уступает не только признанным грандам CNN и BBC, но и сравнительным «новичкам», например англоязычной версии «Аль-Джазиры». При всей разумности и оправданности подобной критики нельзя не отметить, что канал создавался полностью с чистого листа и за годы своей работы добился определенных успехов.
Вторая задача - это увеличение аудитории. Подразумевается не только проникновение в спутниковые пакеты и кабельные сети, но и широкое использование Интернета: блоги, вики, социальные сети.
Политика и культура России являются привлекательными для зарубежной аудитории, и этим в значительной степени объясняется тот факт, что до недавнего времени основной упор российской публичной дипломатии приходился на культурные обмены. Организация выставок, культурные презентации, гастроли артистов, перекрестные годы, конференции, посвященные изучению русского языка, - все это основные направления работы Россотрудничества. При всей значимости этой работы на сегодняшний день она лишь весьма опосредованно содействует популяризации России как политического образования, потому что существует в отрыве от всей системы публичной дипломатии. Чтобы изменить ситуацию, необходимо качественное переосмысление роли культурных обменов: помимо собственно популяризации российских культуры и ценностей, важных основ «мягкой силы», культурные обмены могут быть ключевым инструментом привлечения внимания к другим направлениям. Образовательные программы, зарубежное вещание, возможность туристических поездок в Россию или делового сотрудничества с российским бизнесом - это лишь наиболее очевидные темы, которые должны быть освещены в ходе культурных мероприятий Россотрудничества.
Проблемой улучшения имиджа страны за рубежом долгое время в России никто всерьез не занимался. Впервые этот вопрос был поднят в Концепции внешней политики, утвержденной Президентом России 28 июня 2000 года5. В этом документе на передний план была выдвинута задача доведения до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, о внешнеполитических инициативах, действиях Российской Федерации, а также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества.
Отправной точкой для активизации деятельности по улучшению имиджа России можно условно считать выступление В.В.Путина на пленарном заседании Совещания послов и постоянных представителей России 12 июля 2004 года. Он заявил, что представления о России в мире далеки от реальности, что нередки случаи «спланированных кампаний по дискредитации нашей страны», и поставил перед российскими дипломатами задачу по формированию благоприятного образа нашей страны за рубежом6.
Министерство иностранных дел является одним из ключевых институтов, формирующих, транслирующих и впоследствии отслеживающих международный имидж России. Такая роль вытекает из нормативно-правовой базы, действующей в РФ и регулирующей деятельность вышеупомянутого ведомства. Согласно Положению о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ №865 от 11 июля 2004 года, к основным задачам МИД России относятся: разработка общей стратегии внешней политики РФ, реализация внешнеполитического курса Российской Федерации и координация международной деятельности7.
В этом же документе, в частности, определена одна из важнейших миссий МИД, а именно: координация и распространение за рубежом информации о внешней и внутренней политике Российской Федерации, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны. Одновременно данное положение является неотъемлемой составляющей информационной безопасности государства, а также необходимым условием улучшения международного имиджа страны.
МИД России активно работает над вовлечением во внешнеполитический процесс институтов гражданского общества и экспертного сообщества. В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Д.А.Медведевым 12 июля 2008 года8, подчеркивается, что широкое вовлечение гражданского общества во внешнеполитический процесс соответствует тенденциям внутреннего развития России, отвечает задачам поддержания в стране согласия по вопросам внешней политики, способствует ее эффективной реализации.
Так, в феврале 2010 года Д.А.Медведев подписал два распоряжения. Первое - «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова»9, второе - «О создании некоммерческого партнерства «Российский совет по международным делам»10.
Целями Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова, учрежденного МИД, являются «поддержка публичной дипломатии и содействие участию российских неправительственных организаций в международном сотрудничестве, вовлечение гражданских институтов во внешнеполитические процессы». Фонд действует под общим руководством МИД России в качестве грантодающей организации с целью содействия вовлечению российского НПО-сообщества в международное сотрудничество по широкому спектру вопросов.
Первоочередные задачи фонда:
- проведение исследований по проблемам внешней политики, которые не охватываются или недостаточно прорабатываются по линии правительственных организаций. Подобные исследования помогут избежать односторонних подходов к решению международных проблем, усилить прогностичность и аналитическое обеспечение нашей внешней политики;
- работа по улучшению имиджа России. На сегодняшний день защита имиджа - это защита жизненных интересов страны, включая предупреждение националистических и шовинистических проявлений в России.
Фонд должен стать партнером российских неправительственных организаций, своего рода «собирателем идей», ориентирующим НПО в правильном направлении. Фонд также будет востребованным партнером и для зарубежных организаций. Миссия фонда - стать интеллектуальным партнером МИД России в вопросе изучения ожиданий российского общества от нашей внешней политики.
Что касается реализации другого Распоряжения Президента России Д.А.Медведева от 2 февраля 2010 года «О создании некоммерческого партнерства «Российский совет по международным де-лам» (РСМД), то он будет представлять собой неправительственный орган исследований и образовательных программ в сфере внешней политики и международных отношений. РСМД - некоммерческое партнерство представителей внешнеполитического сообщества России - дипломатов, ученых, бизнесменов, государственных и общественных деятелей.
Главными целями создания некоммерческого партнерства являются «содействие проведению в России международных исследований, совершенствование подготовки специалистов в области внешней политики и регионоведения, а также организация взаимодействия российских научных организаций с иностранными экспертно-аналитическими центрами по вопросам международных отношений»11.
Основными направлениями работы РСМД являются:
- коммуникационная и публичная деятельность (совет как независимая и открытая площадка для диалога по вопросам международных отношений и внешней политики между различными профессиональными и политическими группами, экспертными и научными организациями, как место для обсуждения новых идей и предложений по широкому кругу вопросов, касающихся международных дел);
- исследовательская работа и международная экспертиза (совет как инициатор научных исследований по острым вопросам мировой политики, как заказчик аналитических и информационных материалов у академических и независимых научных центров, как оператор крупных комплексных научных проектов в интересах органов исполнительной и законодательной власти);
- учебно-просветительская работа (совет как инструмент активизации интереса российского общества к вопросам международных отношений, содействующий подготовке специалистов в области внешней политики и регионоведения, продвигающий международную проблематику в учебные программы российских университетов, средств массовой информации, способствующий формированию сообщества российских международников);
- международная деятельность (совет как партнер аналогичных организаций в Европе, Америке и Азии, как участник международных сетевых исследовательских и просветительских проектов, как механизм информационно-пропагандистского сопровождения российской внешней политики, а также зондирования позиций зарубежных партнеров по отношению к тем или иным российским инициативам).
Очень важно, что РСМД выступает как нейтральная площадка, которая не пытается проводить какую-то определенную политическую или идеологическую линию (что, конечно, не означает, что политически нейтральными должны быть все индивидуальные члены совета или входящие в него организации). В этом будет одно из существенных отличий РСМД от многих существующих организаций, занимающих четко определенные политические или идеологические позиции по международным вопросам или обслуживающих интересы власти, политических партий, иностранных доноров и т. д.
Современная Россия - это активный участник процесса фундаментальных и динамичных перемен, прямо или косвенно влияющих на всех его участников, в том числе и на Россию. Являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, имея в своем распоряжении значительный потенциал и внушительную ресурсную базу во всех областях, поддерживая интенсивные отношения практически со всеми участниками международных отношений, Российская Федерация не может не оказывать соответствующего влияния на формирование нового мироустройства.
Трансформация международных отношений, прекращение конфронтации и преодоление последствий холодной войны, а также активизация российских внутриполитических реформистских настроений существенным образом расширили спектр международного сотрудничества. Однако не стоит говорить о наступлении нового времени для страны только с точки зрения временной. И помимо адаптации к новым условиям жизни и новым правилам поведения на внешнеполитической арене, где изменения происходят с такой скоростью, что их порой сложно отследить, необходимо еще разрешить немалое количество задач государственной важности, что совсем не оставляет места для решения проблем идеологического характера.
В современных условиях на передний план все больше выдвигается вопрос аргументации внешнеполитического курса, разъяснения всех его нюансов, как предполагаемых, так и реализуемых действий. Данные изменения затрагивают сферу не только внешней, но и внутренней политики, так как сейчас не представляется возможным продвижение одного направления политики без проекции его результатов на другое.
В подходах к формированию информационной политики как внутри страны, так и в рамках всего мирового сообщества, Россия в целом исходит из того, что реальной альтернативы многополярной системе международных отношений, которая отражала бы все грани современного мира, на данном этапе не существует. Многополярность мира подразумевает под собой и наличие множества информационных полюсов. И далеко не все из них настроены дружественно по отношению к нашему государству.
Для укрепления своего политико-информационного влияния в мире Россия имеет все необходимые предпосылки. Но для реализации данной внешнеполитической задачи необходимо не только понимание острой актуальности, но и самой ее сути, воли в ее практическом решении.
На сегодняшний день ни одна внешнеполитическая инициатива не будет иметь должного успеха, если она не заручилась общественной поддержкой. Институт дипломатии, в его современном понимании, приобрел большое количество разнообразных форм и особенностей, и все возрастающая роль публичной дипломатии, имеющей наряду с традиционной дипломатией собственные механизмы воздействия в процессе отстаивания государственных интересов, продвижения внешней политики и создания позитивного образа своей страны, служит ярким тому подтверждением.
Взаимодействие стран, культур и обществ посредством таких мировых тенденций, как глобализация, внедрение и постоянное развитие информационных технологий, не может не повлечь за собой возрастания роли публичной дипломатии и усовершенствования ее механизмов, в связи с этим и наблюдается непрерывный рост степени информационного обеспечения практически каждого внешнеполитического события.
В Министерстве иностранных дел существует Департамент информации и печати, на который возложены задачи по реализации основополагающих направлений новой Концепции внешней политики в сочетании с описываемыми ранее задачами современной пресс-службы МИД России. Этот департамент одно из структурных подразделений Центрального аппарата министерства, в компетенцию которого входят немаловажные для публичной дипломатии функции:
- участие в разработке и проведении мероприятий по информационному сопровождению внешней политики Российской Федерации, оперативному информированию о внешнеполитических действиях отечественной и зарубежной прессы, формированию позитивного образа российской власти в глазах общественности посредством передачи правильного понимания сути и целей инициатив и конкретных действий российского руководства;
- анализ международных проблем, затрагивающих сферу информационной безопасности, и обеспечение полноценного участия России в их разрешении;
- аккредитация корреспондентов иностранных СМИ в Российской Федерации и оказание им помощи в осуществлении их профессиональной деятельности.
Для выполнения вышеуказанных задач МИД России распространяет официальную информацию по ряду вопросов, касающихся внешней политики нашей страны, проводит пресс-конференции и брифинги*, (*Как на базе пресс-центра ДИП МИД России, так и на других площадках.) содействует организации выступлений высоких представителей российской власти, участвует в информационном обеспечении государственных визитов в Россию, а также визитов за границу на высшем и высоком уровнях государственных должностных лиц и делегаций Российской Федерации, проводит консультации как на двусторонней, так и на многосторонней основе с зарубежными партнерами, участвует в подготовке международных договоров и соглашений по вопросам, касающимся информационной сферы, выпускает «Информационный бюллетень» МИД России, журнал «Дипломатический вестник» и, помимо всего прочего, обеспечивает информационное наполнение веб-сайта министерства в Интернете12.
Информационное сопровождение внешней и внутренней политики за рубежом координируется с пресс-службой Президента России, Департаментом правительственной информации и пресс-службами федеральных ведомств.
Приоритетным содержанием информационно-аналитического обеспечения внешней и внутренней политики России за рубежом является доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о позиции России по международным проблемам, о внешнеполитических инициативах российского руководства, а также адекватное и своевременное отражение в иностранных СМИ позитивных изменений в социально-экономической жизни страны*. (*Подобные идеи нашли отражение в ряде официальных документов. В частности, в Доктрине информационной безопасности от 9 сентября 2000 г. было отмечено, что «вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает в себя информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни».)
Одновременно на первый план вышла работа по разъяснению российскому общественному мнению внешнеполитической проблематики и аргументированному информированию российских граждан по международным вопросам, имеющим широкое общественное звучание. Свидетельством устойчивого интереса внутри страны по актуальным проблемам мировой политики стали успешно реализованные совместные проекты министерства и негосударственных новостных агентств.
Существует успешная практика выступления за рубежом ньюсмейкеров, в том числе из числа ответственных сотрудников МИД, перед представителями СМИ по актуальным вопросам. Эта работа направлена на противодействие негативным для России тенденциям в развитии международной информационной обстановки.
Немаловажное значение для положительного восприятия России имеет работа с соотечественниками. Первые лица российского государства неоднократно отмечали, что для МИД России одна из основных задач заключается в «обеспечении законных прав наших соотечественников, всемерной защите их интересов, содействии сохранению этнокультурной, а также иной самобытности зарубежной российской общины»13.
По некоторым данным, российских соотечественников за рубежом около 25 миллионов. Соотечественники - это своего рода «мостик» между Россией и той страной, в которой они проживают. Поэтому МИД и его загранучреждения делают все возможное для поддержания контакта с россиянами, проживающими за границей (особенно с молодежью, представляющей второе и третье поколения эмигрантов), для сохранения русского языка и расширения зоны его влияния за пределами России.
По заказу Министерства иностранных дел создан интернет-портал «Русский век» для российских соотечественников, находящихся за рубежом. Основная задача портала - информирование широкой общественности, организаций соотечественников, государственных органов России и зарубежных стран о деятельности Российской Федерации по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе о реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом14.
Поддержка соотечественников за границей в дальнейшем также будет иметь особое значение, о чем свидетельствуют слова Президента России В.В.Путина: «Уважение к своей стране определяется еще и тем, как она способна защитить права своих граждан и соотечественников за границей… Подчеркну: МИД и все дипломатические и консульские представительства обязаны в круглосуточном режиме оказывать реальную помощь и поддержку соотечественникам»15.
Следует отметить, что министерство движется в ногу со временем, учитывая все вызовы современного информационного века. Помимо информации, представленной на сайте МИД, которая отличается всеобъемлющим характером, министерство с 29 июня 2011 года ведет также микроблог в сети «Твиттер», где публикуются краткие, но емкие тезисные сообщения, касающиеся внешнеполитического курса России. Аккаунт представлен на русском (MID_RF) и английском (MFA_Russia) языках.
Страница российского загранучреждения в Интернете - уже сложившаяся норма. Однако стоит отметить, что российские посольства пока не в полной мере используют новые коммуникационные технологии. Об этом в ходе своей встречи с сотрудниками МИД говорил Д.А.Медведев: «Идти в ногу со временем крайне необходимо. Это касается не только Центрального аппарата министерства, который сейчас уже этим занимается, но даже в большей степени наших посольств и других наших загранучреждений. Собственно, вы сами это отлично знаете, потому что именно по их деятельности судят и о России, и о том, насколько дружелюбной является наша внешняя политика»16.
Характерной чертой международных отношений в условиях глобализации стала острейшая конкуренция государств за влияние на общественное мнение, привлечение его на свою сторону, формирование соответствующего своим национальным интересам образа собственной внешней политики.
Без опоры на общественное мнение государство не может успешно противостоять вызовам своего окружения. Как подчеркивает американский исследователь Дж.Фишер, «совсем недостаточно быть уверенным в том, что ваши коллеги-дипломаты за рубежом понимают политику вашей страны. Ее должна понять общественность, влияющая на политику своего министерства иностранных дел»17. Любые усилия страны, в том числе и России, в области публичной дипломатии - это «целенаправленное формирование общественного мнения за рубежом, с тем чтобы оно поддерживало внешнюю политику целиком и полностью»18. Публичная дипломатия обладает значительным потенциалом и нацелена на «открытый диалог, сопоставление позиций, создание благоприятного климата для развития международного взаимообмена»19.
Проблема оказания влияния - одна из ключевых во внешней политике любого государства. Оказывать влияние можно с помощью «жестких» ресурсов, которые служат принуждению, и «мягких» ресурсов, которые опираются на убеждение. Концепция «мягкой силы» приобрела особую популярность среди политиков и исследователей международных отношений, поскольку утверждает, что добиться желаемых результатов можно через силу собственной привлекательности, а не через опору на угрозы или принуждение.
Действительно, принудительные меры часто сопровождаются насилием и сопротивлением этому насилию, что ведет к конфликтам и войнам. Более того, в современных условиях взаимозависимости политических и экономических процессов принуждение с большей долей вероятности может обернуться против того, кто его применяет. Поэтому актуальным вопросом мировой политики по-прежнему остается проблема оказания влияния без принуждения, используя иные «мягкие» методы воздействия.
«Мягкая сила», безусловно, должна быть активным ресурсом в арсенале влияния любого государства, которое имеет долгосрочные внешнеполитические цели, будь то упрочнение собственного влияния в мире, или проникновение на новые рынки, или обеспечение стабильных внешних условий для внутреннего развития. «Мягкая сила», особенно когда речь заходит об образовании, предполагает выстраивание прочных отношений на уровне обществ, которые могут стать хорошей основой для любых политических контактов в будущем. Этот ресурс влияния не означает отказ от традиционных способов воздействия, скорее, он предоставляет государству большую свободу в использовании как «мягких», так и «жестких» инструментов или их сочетания.
1Никольсон Г. Дипломатия / Пер. с англ. под ред. и с предисловием А.А.Трояновского. М.: ОГИ3, 1941. С. 1 // http://scilib.narod.ru/Other/Nickolson/Diplomacy.htm
2Cull N.J. ‘Public Diplomacy’ before Gullion: The Evolution of a Phrase /N.J. Cull. USC Center on Public Diplomacy. University of Southern California. 2006. 18 Apr. // http://uscpublicdiplomacy.org/index.php/newsroom/pdblog_detail/060418_public_diplomacy_before_gullion_the_evolution_of_a_phrase
3What is Public Diplomacy? / The Edward R.Murrow Center of Public Diplomacy. The Fletcher School. Tufts University, USA // http://fletcher.tufts.edu/murrow/public-diplomacy.html
4Бюджет «Russia Today» (RT) составляет около 30 млн. долларов в год. См. подробнее: «Еще один голос в хоре». Интервью главного редактора «Russia Today» Маргариты Симоньян // http://www.mediaatlas.ru/items/?id=3063&cat=interview&field=r_tv.
Первоначальные инвестиции в «Al Jazeera» составляли порядка 150 млн. долларов, а во «France 24» - около 80 млн. евро в год. См. подробнее: Долинский А.В. Зарубежное вещание на службе у государства // Космополис. 2008. №1(20), весна. С. 68-69.
5Концепция внешней политики Российской Федерации / Официальный сайт МИД России, 07.10.2000 / http://www.mid.ru/Bl.nsf/arh/19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3
6http://www.pircenter.org/data/npr/putin120704.pdf
7http://www.mid.ru/bdomp/nsite-sv.nsf/6a5a8c8bf57c548743256aaa00420ab4/4325698400445d19c32570a000218473!OpenDocument
8http://www.kremlin.ru/text/docs/2008/07/204108.shtml
9http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1050068
10http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1050072
11Там же.
12http://www.mid.ru/
13Выступление Д.А.Медведева на встрече с сотрудниками МИД / Сообщение пресс-службы Президента России // http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/C878E186E254440A4425799F00585897
14О портале «Русский век» / Портал «Русский век» // http://www.ruvek.ru/?module=pages&action=view&id=13
15Путин В.В. Россия и меняющийся мир // Московские новости. 27.02. 2012 // http://mn.ru/politics/20120227/312306749.html
16Д.Медведев провел встречу с сотрудниками МИД РФ накануне профессионального праздника - Дня дипломатического работника // http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/C878E186E254440A4425799F00585897
17Fisher G.H. Public diplomacy and the behavioral sciences. Bloomington: Indiana University Press. 1972. P. 4.
18Ibid. P. 5.
19Ibid. P. 6.