ИНСТИТУТ международных исследований (ИМИ) МГИМО (У) МИД России образован в мае 2009 года и является правопреемником и продолжателем исследовательских и аналитических структур университета, ведущих свое начало от созданной в 1976 году, то есть 33 года назад, Проблемной научно-исследовательской лаборатории системного анализа международных отношений. Появление ИМИ необходимо рассматривать в качестве важного события в поступательном развитии МГИМО (У), необходимого этапа на пути его превращения в признанный не только образовательный, но и научный центр мирового уровня.
Углубление синтеза науки, образования и практики является непреложным условием становления современного общества. Все основные университеты мира являются одновременно и крупнейшими исследовательскими центрами. В ведущих государствах планеты развиваются процессы активного и целенаправленного сочленения академического и экспертного знания, теоретического образования и приобретения практических навыков. Все эти направления отвечают традициям и основным направлениям стратегического развития МГИМО (У), который имеет все основания считаться одним из ведущих национальных исследовательских университетов по ключевым общественно-политическим дисциплинам.
Деятельность ИМИ призвана решать важные задачи по перспективному планированию внешней политики России, обеспечению более глубокой интеграции стратегического видения и реализации тактических и функциональных внешнеполитических приоритетов, повышению интеллектуального потенциала управленческого процесса во внешней политике страны, выработке общих подходов к внешней политике со стороны различных государственных ведомств, а также представителей науки, государства, общества (НПО, НГО), ведущих политических партий и крупного бизнеса.
Для выполнения этих задач ИМИ на регулярной основе организует и проводит конференции, семинары, "круглые столы", публикует материалы научных и научно-практических исследований.
Особенностью Института международных исследований является прежде всего то, что это - ведущая аналитическая структура, работающая в интересах государства. Помимо МИД России - естественного потребителя научно-экспертной продукции ИМИ - к ней проявляют внимание, по сути дела, все государственные структуры, занимающиеся, каждая в рамках своей компетенции, вопросами формирования внешней политики России, включая и Администрацию Президента РФ, работа в интересах которой и ответственна, и почетна.
Уникальная роль ИМИ состоит в том, что данный институт не является узкопрофильным и своими исследованиями покрывает узловые вопросы современных международных отношений. В настоящее время ИМИ объединяет 11 научных центров, каждый из которых является признанной кузницей экспертных знаний в областях своих научных интересов. Целесообразно назвать те из них, которые, как говорится, на слуху. Это - Центр глобальных проблем, Центр евроатлантической безопасности, Центр кавказских исследований, Центр исследований Восточной Азии и ШОС, Центр партнерства цивилизаций, Центр ближневосточных исследований. Набирает обороты Центр аналитического мониторинга, имеющий все основания, чтобы стать ядром системы ситуационного анализа международных отношений, работающей в непрерывном режиме.
Стратегия развития ИМИ предполагает создание в его рамках ряда новых уникальных центров, изучающих международные проблемы, которые в ближайшие годы будут иметь определяющий характер, в том числе в контексте национальных интересов России. Речь, в частности, идет о таких направлениях исследований, как стратегическая стабильность и безопасность, новые вызовы и угрозы, ООН и миротворчество; мировые экономические процессы, проблематика БРИК, международные экологические и климатические проблемы, вопросы фальсификации истории, информатика и информационная безопасность и т.д.
ИМИ призван стать одной из ведущих интеллектуальных площадок для выдвижения и развития новаторских научно-практических идей в области международных отношений и внешней политики России. В современном мире инновативность внешней политики, ее способность генерировать новые нестандартные идеи, является мощным дополнительным ресурсом государства. Внешняя политика нашей страны традиционно отмечалась высокой инициативностью. Это позволяло нам идти в авангарде развития мировой политики, в значительной мере задавая его алгоритмы. Многие новые, нешаблонные предложения Москвы, даже отвергнутые на первом этапе другими крупными державами, начинали тем не менее жить самостоятельной жизнью в виде важных международных идей. В таком качестве они постепенно завоевывали мировое информационное пространство и меняли доминировавшие представления о горизонтах развития международных отношений. Такого рода функции долгосрочного изменения самой структуры международных взаимодействий прежде всего характерны для тех новых идей, которые глубоко и всесторонне проработаны научно-экспертным сообществом.
При этом исключительно важно, чтобы новаторские научные идеи не были оторваны от практической базы, а опирались на нее. Мощный, но пока еще в полной мере не использованный ресурс нашей внешней политики заключается в более предметном и целенаправленном объединении усилий, образно говоря, теоретиков и практиков, тем более в тех случаях, когда их всех объединяет общий системообразующий стержень - МИД России.
Одной из форм такого взаимодействия, как представляется, могло бы быть создание временных, целевых, компактных (10-12 человек) рабочих групп (команд) в составе как практических работников (в том числе и из других ведомств), так и ученых для подготовки аналитических прогностических документов по наиболее актуальным вопросам мировой политики, ориентированным на ближне-, средне- и долгосрочную перспективу в зависимости от сути задания. Подобный системный подход позволял бы прогнозировать возможную эволюцию международных отношений и давал возможность заблаговременно реагировать на возможные риски и угрозы для национальных интересов России.
Можно было бы помечтать и о более дерзкой идее - создании мощного аналитического центра на базе Департамента внешнеполитического планирования (ДВП) и ИМИ, который мог бы быть неким аналогом в современных условиях легендарного Управления по планированию внешнеполитических мероприятий (УПВМ), игравшего в советском МИД роль связующего звена подразделений министерства и генератора внешнеполитических инициатив.
Целенаправленное объединение мира науки и практики характерно для ведущих стран мира. В этом - суть современных тенденций развития, предполагающих создание условий для взаимополезного перелива знаний и кадров в целях оптимального обслуживания государственных интересов. Для России подобная практика пока, скорее, исключение, чем обычное, естественное состояние. В этом смысле наша дипломатическая служба более консервативна, инерционна, кастова, чем, к примеру, ее западные аналоги, традиционно черпающие для себя ресурсы из сферы науки и даже бизнеса. Однако движение в этом направлении - объективная потребность, вытекающая из самой логики эволюции современного общества.
Дальнейшее развитие МГИМО (У) как научно-образовательного центра мирового уровня требует организационной среды, в которой новые научные идеи и разработки превращаются в учебные курсы, а также трансформируют методы преподавания. В этом контексте ИМИ как центр интеграции науки и образовательного процесса имеет следующие задачи: 1) Определение наиболее перспективных направлений развития социальных наук и, соответственно, эволюции образовательного процесса в университете. 2) Концентрация усилий ведущих ученых и преподавателей МГИМО (У) на этих перспективных направлениях. 3) Ускорение синтеза науки с образовательным процессом.
Движение в этом направлении позволит выйти на внедрение в университете крупных междисциплинарных инновационных исследовательско-образовательных программ, призванных, с одной стороны, существенно продвинуть развитие ряда важнейших направлений науки, а с другой - способствовать подготовке в МГИМО (У) высококвалифицированных, конкурентоспособных, не только в масштабах нашего государства, но и на мировом уровне, специалистов, вносящих заметный вклад в процессы модернизации России.
Цели ИМИ могут показаться амбициозными. Но, как учит жизнь, без постановки крупных задач можно долго топтаться на месте, даже не замечая этого. МГИМО (У) привык жить по другим законам, добиваясь достижения поставленных ориентиров. Тем более когда эти ориентиры полностью совпадают с вектором развития государства.