18 ФЕВРАЛЯ 1948 ГОДА в Лондоне состоялся обмен нотами между советским послом в Великобритании Г.Н.Зарубиным и главой представительства Бирманского Союза в Соединенном Королевстве Маунг Чжи. С этого момента начался отсчет официальных отношений между двумя государствами, одно из которых недавно вышло победителем из тяжелейшей войны, а второе - только что восстановило свою независимость. В их истории будут этапы и подъема, и спада, и роста интереса к друг другу, и его ослабления. Но 60-летие двусторонних связей Россия и Мьянма встречают в атмосфере дружбы и сотрудничества, взаимопонимания и уважения.

ПЕРВЫЕ КОНТАКТЫ между представителями России и Мьянмы* (* В настоящей статье используются два варианта названия страны и ее столицы: "Бирма" и "Рангун" при рассказе о событиях до 1989 г. и "Мьянма" и "Янгон" - после него.) относятся к концу XVIII века, когда эту далекую страну посетил грузинский дворянин Данибегашвили, оставивший дошедшие до нас записки о своем путешествии. В XIX -  начале XX века там побывали князь К.Вяземский, дипломат Г. де Воллан, востоковеды супруги Мерварт. Русский путешественник, один из руководителей Русского географического общества И.П.Минаев оставил о Бирме в своей записной книжке такие строки: "Мне все кажется, что я на Волге и эти деревушки - русские поселки…" А по свидетельству геолога А.Жирмунского, бирманцы готовы "отдать все, что имеют. Поэтому нигде странник не чувствует себя так хорошо, как в Бирме".

С одной стороны, начавшаяся в 1824 году колонизация Бирмы Великобританией подогрела интерес просвещенных слоев российского общества к этой стране. Так, Н.Добролюбов, повествуя о событиях первой англо-бирманской войны 1824-1826 годов, подчеркивал "воинскую славу бирманов", а газета "Русский инвалид" за 1827 год перепечатала статью из французского журнала о том, как бирманцы "отважны, трудолюбивы, веселы, услужливы, одарены присутствием духа, жадны к знаниям и честны по отношению к иностранцам".

С другой стороны, терпевшие поражения перед наступающими английскими войсками бирманские короли искали союзников в борьбе за сохранение независимости страны. Неудача в переговорах с Францией заставила мандалайский двор обратить свое внимание на Россию.

Первый шаг к такому сближению был сделан в 1873 году, когда через русского путешественника П.Ненюкова бирманский король Миндон передал в Россию послание с пожеланием установить дипломатические отношения. А в следующем, 1874 году прибывший в Тегеран бирманский посол пытался получить разрешение на посещение Петербурга, с тем чтобы просить у России помощи и покровительства против англичан. Не желая портить отношения с Лондоном, царское правительство оставило оба обращения без ответа.

Однако мандалайский двор не прекратил попытки наладить контакты с Северной Пальмирой. В 1875 году королевский премьер-министр Кинвун Минчжи передал письмо на имя А.М.Горчакова с пожеланием бирманского правительства установить дружественные отношения с Российской империей. Посетивший Бирму в 1876 году русский дипломат и востоковед П.И.Пашино стал активным сторонником сближения двух стран. Возвращаясь, он привез два письма от бирманского правительства: одно - А.М.Горчакову, а второе - военному министру Д.А.Милютину с просьбой принять молодых бирманских офицеров в российские военные учебные заведения и направить в Бирму двух военных инструкторов. Известно, что министр ответил согласием, но осуществить этот проект на практике не удалось.

Переговоры о возможности признания Бирмы Россией и установления двусторонних отношений продолжились в конце 70-х годов XIX века в Париже. Российский министр иностранных дел Н.К.Гирс высказывался в пользу налаживания связей с бирманским королем и даже заручился одобрением императора Александра III. Однако окончательное поражение Бирмы в войне 1885 года и утрата ею независимости помешали дальнейшему развитию контактов. Англичане даже отказались выдать экзекватуру нештатному вице-консулу России в Рангуне, назначенному русским правительством в 1889 году. Тем не менее он выполнял свои обязанности, оказывая помощь российским судам, заходившим в рангунский порт.

При этом в те далекие годы русские не только распространяли знания о Бирме или служили "почтальонами" между двумя дворами, но и принимали непосредственное участие в общественной жизни страны. Когда в начале XX века в Индии разразилась эпидемия малярии, русские врачи отправились в районы массовых заболеваний, в том числе и в Бирму. В 1916 году русский ученый В.Ярошенко начинает изучать там бирманский язык, а в 1917 году становится директором школы для слепых детей.

О контактах между нашими странами в последующий период, вплоть до 1947 года, мало что известно. Это вполне понятно: Россия переживала один из наиболее сложных этапов в своей истории, связанный с Октябрьской революцией, а в Бирме развернулось общенациональное освободительное движение. Разразившаяся в 1939 году Вторая мировая война объединила наши страны в борьбе против фашизма и империализма, что создало условия для возобновления контактов.

Переговоры об установлении отношений начались задолго до официального провозглашения независимости Бирмы. Их непосредственный инициатор, лидер бирманского национально-освободительного движения, "отец" независимости страны и ее национальный герой генерал Аунг Сан еще в январе 1946 года отмечал, какое "огромное впечатление на нас производит то, как эта великая страна социализма отстаивает дело зависимых и колониальных народов…". Именно Аунг Сан, находившийся в январе 1947 года в Лондоне для подписания с английским правительством соглашения о возвращении Бирме независимости, на состоявшейся 31 января конфиденциальной встрече с советским послом Г.Н.Зарубиным попросил его сообщить в Москву о желании Бирмы в как можно более короткие сроки установить с СССР дипломатические отношения. Москва ответила согласием в декабре 1947 года. То, к чему так долго, почти столетие, шли наши страны и народы, произошло. Советский Союз в числе первых признал независимую Бирму, о чем хорошо помнят там и поныне.

В НАЧАЛЕ 1950-х ГОДОВ СССР И БИРМА обменялись посольствами. Первым советским послом в Рангуне стал А.И.Савельев, а Бирму в Москве стал представлять У Оун.

На тот период приходится стремительное развитие политических отношений между двумя государствами. Уже весной 1953 года Советский Союз оказал Бирме важную поддержку в ООН, куда Рангун обратился с жалобой на гоминьдановскую агрессию. А в середине 1950-х годов был налажен масштабный делегационный обмен между нашими странами. В 1955 году в СССР побывал премьер-министр У Ну, Бирму с ответным визитом посетили советские партийные и государственные лидеры Н.С.Хрущев и Н.А.Булганин. Стороны подчеркивали приверженность двух государств принципам мирного сосуществования и дружественного сотрудничества.

Контакты на высшем уровне продолжались и в начале 1960-х годов. В феврале 1960 года Н.С.Хрущев в качестве председателя Совета Министров СССР вновь побывал в Бирме, а весной 1961 года главнокомандующий вооруженными силами Бирмы генерал Не Вин посетил Советский Союз. Военный переворот в Бирме в марте 1962 года и начало реализации курса на построение социалистической системы на первых порах еще больше сблизило наши страны. В сентябре 1965 года председатель Революционного совета Бирмы генерал Не Вин нанес государственный визит в СССР, где провел переговоры с Л.И.Брежневым, А.Н.Косыгиным и А.И.Микояном.

Высокий уровень политического взаимодействия оказал позитивное влияние на налаживание торгово-экономического сотрудничества. Еще в 1952 году в Москву прибыла бирманская делегация, заключившая с советскими внешнеторговыми организациями первые сделки. В обмен на поставки технологического оборудования СССР получал бирманский рис. В 1957 году было подписано советско-бирманское соглашение о строительстве в Рангуне технологического института и гостиницы, а также больницы в городе Таунджи. Причем сооружение всех этих объектов являлось даром советского народа бирманскому. При советском техническом содействии в 1967 году было завершено строительство крупного ирригационного узла Чемаутаун, реконструирован и расширен оловяно-вольфрамовый рудник в Мочи, введен в эксплуатацию гипсовый карьер в Схипо. Советские специалисты разработали для Бирмы проекты мелиорации земель в дельте главной реки страны Иравади, гидротехнического и ирригационного комплекса на реке Ситаунг. В 1966 и 1971 годах в Рангуне с большим успехом прошли советские торгово-промышленные выставки.

Расширялись гуманитарные связи. Более 200 бирманцев получили в Советском Союзе высшее образование, советские студенты и аспиранты изучали в университетах Бирмы ее язык, культуру и религию. В СССР были изданы произведения классической и современной бирманской литературы, сборники фольклора, рассказов. К 50-летию со дня рождения генерала Аунг Сана в 1965 году в Москве вышел сборник переводов его речей и статей "Бирма бросает вызов".

Бирма, ее культура и история стали источником вдохновения и для советских и российских поэтов, писателей и художников. Свои произведения этой стране посвятили калмыцкий поэт Бем Джимбинов, прозаик М.Годунова и известный писатель-фантаст К.Булычев.

Однако нарастание изоляционистских тенденций во внешней политике Бирмы в условиях холодной войны привело к постепенному сокращению советско-бирманского сотрудничества. В октябре 1971 года проездом во Вьетнам Бирму посетила советская партийно-правительственная делегация во главе с председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорным, но на протяжении последующих трех десятилетий контакты между нашими странами на высшем уровне были заморожены. Это, разумеется, не означает, что СССР и Бирма, или Социалистическая Республика Бирманский Союз, как стало называться это государство, совсем свернули отношения, остававшиеся по сути дружественными. Однако они, к сожалению, не были наполнены значимым конкретным содержанием ни в одной из сфер сотрудничества.

И ВНОВЬ, как и в период налаживания отношений между нашими странами, их возрождение началось с политической составляющей. В 1995 году Мьянма, подвергнутая остракизму со стороны Запада из-за прихода к власти в 1988 году военных и остро нуждавшаяся в международной поддержке, направила в Россию правительственную делегацию во главе со Схе Маунгом, советником Госсовета по восстановлению законности и правопорядка (ГСВЗП) - высшего органа власти в Мьянме* (* В 1997 г. ГСВЗП переименован в Государственный совет мира и развития.). В ходе встреч с представителями ряда российских министерств и ведомств, учеными, бизнесменами, журналистами мьянманцы рассказывали о политике правительства Мьянмы, мерах, направленных на развитие страны. В том же году в Янгоне побывала делегация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации во главе с заместителем председателя А.Д.Венгеровским, а в Россию для обсуждения конкретных вопросов российско-мьянманского сотрудничества приезжал второй секретарь Госсовета Мьянмы генерал-лейтенант Тин У.

Активизация российско-мьянманских отношений приходится на вторую половину 90-х годов прошлого столетия, когда между двумя странами был налажен регулярный делегационный обмен.

Знаменательным событием в двусторонних отношениях стал официальный визит в Россию заместителя председателя Госсовета мира и развития Мьянмы вице-старшего генерала Маунг Эя в апреле 2006 года. Его переговоры с председателем правительства России М.Е.Фрадковым, встречи членов мьянманской делегации в Министерстве обороны, Торгово-промышленной палате, на российских предприятиях и в учебных заведениях выявили большой интерес сторон как на государственном уровне, так и в предпринимательских кругах к развитию сотрудничества. В ходе визита был подписан весомый пакет межправительственных и межведомственных документов, консолидирующих договорно-правовую базу российско-мьянманских отношений.

В том же году в Мьянме с официальными визитами побывали председатель Верховного суда России В.М.Лебедев, заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками генерал-полковник В.И.Молтенской. Встречи на мьянманской земле носили подчеркнуто дружественный характер, были наполнены содержательными переговорами и в целом способствовали развитию связей в военной и военно-технической областях, между правоохранительными органами двух стран.

В России позитивно оценивают активную и независимую внешнюю политику Мьянмы, которая отличается стремлением к урегулированию любых споров и конфликтов мирными средствами на основе равноправия, взаимного уважения, невмешательства во внутренние дела других государств. Регулярные консультации, проводимые между внешнеполитическими ведомствами двух стран на основании подписанного в 1999 году Протокола, позволяют нам не только согласовывать позиции по основным мировым и региональным проблемам, но и обмениваться представляющей взаимный интерес информацией о ситуации в России и Мьянме. Последняя такая встреча на уровне заместителей министров иностранных дел, в которой с российской стороны принимал участие А.П.Лосюков, а с мьянманской - Чжо Ту, состоялась в новой столице Мьянмы - Нейпьидо в июне 2007 года. Уверены, что в 2008 году межмидовское сотрудничество между нашими странами будет продолжено.

Высокий уровень политических отношений позволяет России и Мьянме активно взаимодействовать и в рамках многосторонней дипломатии, оказывая друг другу поддержку и содействие на международных форумах, в том числе в формате Организации Объединенных Наций, ее главных органов и специализированных учреждений. Показательным в данном контексте стало применение Россией права вето при обсуждении в Совете Безопасности ООН в январе 2007 года проекта резолюции, в которой была сделана попытка представить внутриполитическую ситуацию в Мьянме как угрозу миру и стабильности в региональном и глобальном масштабах. Принципиальная позиция Москвы, хорошо понимающей трудности, с которыми сталкивается мьянманское правительство, и не считающей обстановку в Мьянме источником какой-либо угрозы, позволила сбить международный ажиотаж вокруг Мьянмы, избежать дополнительных трудностей для мьянманского народа. Россия, поддержанная Китаем, ясно указала на то, что внутримьянманские проблемы не имеют характера угрозы миру и стабильности в регионе и мире и, следовательно, рассмотрение данного вопроса не входит в компетенцию СБ ООН.

В России с большим вниманием наблюдают за политическим и социально-экономическим развитием Мьянмы, поддерживают планы правительства страны по поэтапному переходу к гражданской демократической форме правления в соответствии с семиступенчатой "Дорожной картой", учитывающей исторические и культурные особенности многонационального мьянманского государства. В Москве с обеспокоенностью отнеслись к трагическим событиям в Янгоне в августе - сентябре 2007 года, когда разгон массовых демонстраций привел к человеческим жертвам. Вместе с тем Россия заняла принципиальную позицию против нагнетания напряженности вокруг Мьянмы, не согласилась с требованиями ряда стран усилить давление на Нейпьидо, выступила в пользу налаживания как конструктивного внутриполитического диалога, так и взаимодействия мьянманского руководства с международным сообществом, прежде всего в лице спецпосланника Генерального секретаря ООН И.Гамбари.

Взаимопонимание и доверие между нашими странами и народами открывает новые возможности и перспективы для развития сотрудничества во многих областях. Наиболее динамично в последние годы развиваются связи в сфере подготовки национальных кадров для Мьянмы в высших учебных заведениях России. В соответствии с соглашением между Министерством образования России и Министерством науки и технологий Мьянмы с 2001 года в нашу страну для обучения в гражданских вузах на коммерческой основе ежегодно направляются около 1 тыс. мьянманских студентов и аспирантов. В настоящее время в 11 вузах России по программам подготовки магистров и кандидатов наук проходят обучение почти 2500 граждан Мьянмы; более 1 тыс. человек по окончании курса обучения уже вернулись на родину дипломированными специалистами и включились в работу. Рассчитываем, что подобная практика направления мьянманских студентов на учебу в российские вузы не только сохранится, но и получит дальнейшее развитие с увеличением как номенклатуры специальностей, так и географии учебных заведений.

Ведется работа по установлению партнерских отношений между ведущими техническими вузами Мьянмы и России с прицелом на командирование российских профессоров и преподавателей в Мьянму для чтения лекций и проведения учебных курсов, предполагается передача российской научной и учебной литературы в дар институтам и университетам этой страны. ИСАА при МГУ им. М.В.Ломоносова прорабатывает вопрос о подписании с Янгонским университетом иностранных языков соглашения о сотрудничестве и обмене преподавателями и студентами.

Современное состояние российско-мьянманских торгово-экономических отношений отличает рост взаимного интереса предпринимателей двух стран. Мьянманская сторона традиционно выражает готовность к налаживанию контактов с российскими компаниями и предпринимает практические шаги по ознакомлению приезжающих из России бизнесменов с возможностями мьянманского экспорта, его товарной номенклатурой, качеством, производителями, проводя выставочные мероприятия. В ноябре 2004 года российское государственное предприятие ВО "Тяжпромэкспорт" заключило контракт на строительство в Мьянме чугуноплавильного предприятия, которое должно стать основой для создаваемого в стране полного металлургического цикла. Подписанное коммерческое соглашение является крупнейшим за всю историю российско-мьянманских отношений - общая стоимость российской части контракта составит около 160 млн. долларов.

По данным ФТС России, по итогам 2006 года двусторонний товарооборот составил 9,5 млн. долларов, увеличившись более чем в 3 раза, по сравнению с аналогичным показателем 2005 года (2,9 млн. долл.). При этом российский экспорт достиг 6,5 млн. долларов, а импорт - 3 млн. долларов. В товарной структуре экспорта Российской Федерации в Мьянму преобладают поставки древесины и целлюлозно-бумажных изделий, металлов и изделий из них, продукции химической промышленности, каучука. Основными статьями импорта из Мьянмы являются текстиль и изделия из него, древесина и целлюлозно-бумажные изделия.

Успешно идет реализация ранее заключенных контрактов между российскими и мьянманскими партнерами о поставках авиатехники, сотрудничестве в сфере высокотехнологичных производств. Прорабатываются новые торгово-экономические, научно-технические и культурно-образовательные проекты, складываются благоприятные возможности для участия российских нефтедобывающих предприятий в разработке нефтяных и газовых месторождений на мьянманском шельфе. К участию в проектах в данной сфере уже подключилась российская компания "Итера" в составе российско-индийского консорциума.

Необходимый базис для полномасштабного развития отношений закладывается и расширением договорно-правовой базы нашего сотрудничества. Уже подписаны и действуют межправительственные соглашения об отмене виз для владельцев служебных и дипломатических паспортов, о культурном сотрудничестве, Совместная декларация об основах дружественных отношений и др. В 2006 году заключены соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, о сотрудничестве между торгово-промышленными палатами России и Мьянмы. В настоящее время идет согласование Соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций; на рассмотрении мьянманской стороны находится проект Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в противодействии терроризму.

В мае 2007 года в Москве подписано Соглашение о сотрудничестве в области сооружения Центра ядерных исследований в Мьянме, которое призвано служить расширению и углублению взаимовыгодных экономических и научно-технических связей между Российской Федерацией и Союзом Мьянма в области мирного использования атомной энергии. По своим техническим характеристикам оборудование для Центра не может быть перепрофилировано для иных, нежели заявленных в соглашении, целей. Центр будет обеспечен мерами физической защиты на уровне не ниже рекомендуемого МАГАТЭ, а поставленные из России оборудование и материалы двойного назначения и соответствующие технологии, применяемые в ядерных целях, не будут использоваться в деятельности в области ядерного топливного цикла, не поставленной под гарантии МАГАТЭ.

Несмотря на набранный высокий темп, российско-мьянманские торгово-экономические, научно-технические и культурные отношения пока заметно отстают от уровня политического взаимодействия двух стран. В этой связи одну из своих основных задач видим в расширении торгово-экономических связей, с тем чтобы их масштабы соответствовали имеющемуся потенциалу и потребностям наших стран и народов.

60 ЛЕТ ДРУЖБЫ И СОТРУДНИЧЕСТВА - это, без сомнения, очень солидный срок. Но, как сказал поэт, "невозможно измереньем сущность времени понять". Так, нельзя лишь цифрой "60" определять масштаб российско-мьянманских связей. Наша дружба - это проверенное временем явление, свойство наших стран и народов, пусть и географически далеких друг от друга, но имеющих много общего - отзывчивость, гостеприимство, добросердечие. Недаром, по отзывам наших мьянманских друзей, с российскими туристами в Мьянме (пока весьма немногочисленными) очень легко и приятно работать - сказывается какая-то врожденная схожесть мировоззрения и отношения к жизни. Это проявляется как на уровне "народной дипломатии", так и "высокой политики".

Подводя итоги, вновь оглядываясь на "те 60 лет", испытываешь удовлетворение от того, что мы прожили это время в мире и взаимопонимании друг с другом; хотя и шли разными дорогами, но убедились в неизбежности и пользе тесного практического взаимодействия, от которого выигрывают и Россия, и Мьянма, да и международное сообщество в целом.

В связи с этой знаменательной датой - а торжества пройдут как на российской, так и на мьянманской земле - хочется пожелать не забывать о накопленном положительном опыте дружбы и сотрудничества, использовать его как пример диалога двух культур, распространять его на все сферы развивающегося взаимодействия.