50 ЛЕТ НАЗАД было создано Международное агентство по атомной энергии, устав которого определил в качестве одной из основных его задач достижение скорейшего широкого использования мирной ядерной энергии при условии контроля за недопущением ее применения в военных целях. Таким образом, воедино были соединены понятия "безопасность" и "развитие" как два аспекта одного идеала - "Атом для мира".
Однако человечество до сих пор не решило задачу безопасности и развития: налицо острая потребность в развитии во многих частях мира и необходимость создания более эффективной системы международной безопасности. Цели и идеалы, которыми Агентство руководствовалось с момента учреждения, сегодня остаются такими же актуальными и значимыми, какими они были для основателей МАГАТЭ, при том что на многие годы после чернобыльской аварии развитие ядерной энергетики фактически затормозилось. В этой ситуации вполне уместно спросить: а что же будет через 25 лет?
Глобальные факторы, воздействующие на развитие ядерной энергетики
КАК ПРАВИЛО, решение глобальной проблемы безопасности и развития имеет множество измерений, однако давайте посмотрим на нее под одним конкретным углом, а именно с точки зрения ядерной энергии. Содействие практическому применению ядерной энергии - это та часть мандата Агентства, которая останется его неотъемлемой составляющей в будущем.
Энергия необходима для развития. Энергия требуется для решения любых проблем, таких как нищета, голод, укрепление здоровья и охрана окружающей среды. И если такие потребности развития остаются без внимания, то это зачастую ведет к конфликтам и насилию, что, в свою очередь, сказывается на усилиях в области развития и влияет на региональную и глобальную стабильность.
В условиях глобального энергетического неравенства приблизительно 1,6 млрд. человек живут без электричества, а 2,4 миллиарда полагаются на биотопливо как на источник энергии. В некоторых развивающихся странах ежегодное потребление электроэнергии на душу населения составляет лишь 50 киловатт-часов, в то время как в большинстве европейских стран среднее энергопотребление приближается к значению 8600 киловатт-часов в год, что приблизительно в 170 раз больше.
На встрече на высшем уровне "Группы восьми" в Санкт-Петербурге летом прошлого года было подчеркнуто значение глобальной энергетической безопасности. Глобальная энергетическая безопасность означает удовлетворение энергетических потребностей всех стран и народов.
Потребление энергии и спрос на нее в перспективе будут только возрастать. Согласно "Мировому энергетическому обзору 2006", к 2030 году глобальное потребление энергии возрастет на 53%, причем 70% предстоящего роста придется именно на развивающиеся страны.
Вместе с озабоченностью, связанной с риском изменения климата и надежностью энергообеспечения, этот предполагаемый рост лежит в основе прогнозов о повышении роли ядерной энергетики.
Ядерная энергия обладает потенциалом надежного, устойчивого и экологически приемлемого источника энергии, который может обеспечить нынешние и будущие поколения всех заинтересованных стран в такой энергии. Для реализации этого потенциала любое использование ядерной энергии должно планироваться таким образом, чтобы быть выгодным, ответственным и устойчивым, учитывающим должным образом соображения безопасности, воздействия на окружающую среду, контроля использования технологий и материалов в мирных целях при одновременном благосклонном отношении общества.
Факторы, воздействующие на изменение роли ядерной энергетики
НАБЛЮДАЕМЫЙ в последние годы возрождающийся интерес к ядерной энергетике определяется целым рядом факторов.
Первым можно назвать изменение климата. Подтверждением и признанием растущего беспокойства по поводу воздействия человеческой деятельности на изменение климата стали недавнее присуждение Нобелевской премии мира 2007 года г-ну Гору и Межправительственной группе экспертов по изменению климата (МГЭИК), а также дискуссии по изменению климата, состоявшиеся в ноябре-декабре на острове Бали, Индонезия.
В ядерной энергетике, в силу присущих ей характерных особенностей, практически не образуются парниковые газы - не более 1-6 граммов углеродного эквивалента на киловатт-час, то есть такая же норма выбросов, как в случае ветровой и гидроэлектроэнергии, и во много раз меньше, чем при использовании угля, нефти и природного газа.
Ядерная энергетика может обеспечить надежное крупномасштабное энергоснабжение, необходимое для промышленности и больших городов. Затраты на уран составляют приблизительно от 5 до 15% стоимости электроэнергии, произведенной на АЭС, а наличие большого числа производителей урана обеспечивает надежность поставок ядерного топлива.
Стоимость электроэнергии, производимой на АЭС сегодня, сравнима со стоимостью ее производства с использованием других, как правило, ископаемых источников топлива. В основе этого паритета лежат, помимо низкой стоимости эксплуатационных расходов, существенное повышение надежности ядерных установок и высокие показатели безопасности.
Вопросы, требующие внимания
ВМЕСТЕ С ТЕМ есть вопросы, которые ядерное сообщество должно постоянно держать в поле своего зрения, с тем чтобы в полной мере реализовать потенциал ядерной энергии как одного из надежных источников энергии для человечества и перевести ядерный ренессанс из состояния ожидания в реальность.
Нераспространение
Во-первых, растущие ожидания, связанные с ядерной энергетикой, неизбежно сопровождаются озабоченностью по поводу распространения ядерных материалов и ядерных технологий. Контролировать такое распространение, в частности обогащение урана и переработку отработавшего топлива - виды деятельности, которые являются частью мирной ядерной энергетики, становится все труднее. В качестве одного из решений, гарантирующих, что ни одна страна не будет обладать независимым потенциалом производства чувствительного ядерного материала (обогащенного урана или плутония), был предложен в дальней перспективе многонациональный подход к обладанию технологией и контролю за обогащением и переработкой.
В ближайшей перспективе для обеспечения уверенности в том, что заинтересованные государства смогут получить необходимое ядерное топливо для своей энергетики прогнозируемым, устойчивым и рентабельным образом и побудить их тем самым не создавать свой собственный национальный потенциал обогащения, рассматривается механизм гарантированных поставок обогащенного урана на случай политического вмешательства в рыночные механизмы поставок.
В этих подходах роль глобального органа по проверке и гарантиям поставок отводится Международному агентству по атомной энергии, которое должно и далее выполнять свою роль предотвращения ядерного распространения на основе твердой поддержки со стороны своих государств-членов, наделяющих Агентство большими полномочиями, современной технологией, доступом ко всей соответствующей информации и достаточными ресурсами, в частности, для создания банка топлива (обогащенного урана), используемого для гарантирования поставок.
Ядерная безопасность и физическая защита
Во-вторых, необходимо поддерживать высокие показатели работы существующих ядерных установок как в плане ядерной безопасности и их физической защиты, так и экономической эффективности эксплуатации. Ответственность за эти высокие показатели в первую очередь несут владельцы и операторы ядерных установок. Безопасность и прозрачность ядерной деятельности обеспечивают доверие со стороны общественности. Необходимо поддерживать соблюдение норм безопасности и эксплуатационной практики на самом высоком уровне, в том числе и в условиях продления лицензий существующих станций, при разработке новых конструкций реакторов или при получении ядерных технологий новыми странами. Более высокий уровень безопасности может быть достигнут на основе развития технологий и инженерно-технических решений, совершенствования системы управления и культуры безопасности, укрепления систем надзора и регулирования.
Столь же прочной должна быть физическая защита ядерных установок и материалов, которая обеспечивает защиту от саботажа и других рисков и включает в себя тщательный контроль за радиоактивными материалами. Кроме того, правительства стран, международные организации и руководители предприятий ядерно-энергетического комплекса не должны также упускать из внимания вопросы передачи ядерных знаний следующему поколению специалистов, которые будут обеспечивать решение задач технической и физической безопасности и эксплуатации.
Инновации
В-третьих, одним из ключевых факторов обеспечения долгосрочной устойчивости ядерной энергетики являются технологические инновации. Уроки, извлеченные за время полувековой эксплуатации атомных электростанций, обеспечивают глубокое понимание того, как необходимо проектировать новые, инновационные реакторы и топливные циклы с более высокими показателями ядерной безопасности, физической защиты и устойчивости с точки зрения распространения при одновременном, еще большем снижении стоимости производимой на АЭС электроэнергии.
В рамках Международного проекта МАГАТЭ по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО) ведется работа, цель которой обеспечить понимание и учет будущих потребностей всех стран, и в частности развивающихся, при оценке и разработке инновационных ядерных систем. Особый интерес упомянутые страны проявляют к усилиям по разработке конструкций реакторов малой и средней мощности. Такие реакторы, в отличие от установок большой мощности, требуют менее значительных инвестиций, лучше удовлетворяют потребностям энергосети и легко адаптируются к таким применениям, как централизованное теплоснабжение и опреснение морской воды.
Инновационные подходы к развитию ядерной энергетики необходимы также в институциональной области, в сфере экономической политики и развития инфраструктуры. Они могут быть направлены на региональное сотрудничество в создании инфраструктуры ядерной энергетики, а также сооружении и эксплуатации установок. Новые подходы к внедрению ядерной энергетики в развивающихся странах могут также включать в себя возврат отработавшего топлива, договоренности по принципу "строительство - владение - эксплуатация", лизинг ядерного топлива или самих реакторов ("атомных батареек"), новые формы финансирования проектов и т.д.
Потребности развивающихся стран
До сих пор ядерная энергетика в основном была сконцентрирована в промышленно развитых странах. Однако в плане строительства новых станций картина иная: 15 из 30 сооружаемых в настоящее время реакторов находятся в развивающихся странах, причем большая часть станций строится в последние годы в Азии. В Китае ведется строительство пяти реакторов и в следующие 15 лет планируется обеспечить более чем пятикратное увеличение генерирующих мощностей в ядерной энергетике. В Индии в процессе сооружения находятся семь реакторов и к 2022 году планируется приблизительно семикратное увеличение совокупной мощности АЭС. Такие страны, как Вьетнам, Индонезия и Таиланд, имеют конкретные планы развития ядерной энергетики или заявили о своем намерении приступить к этому процессу. Интерес к развитию ядерной энергетики проявляется не только в Азии. Другие страны, такие как Алжир, Беларусь, Египет, Исламская Республика Иран, Иордания, Йемен, Ливийская Арабская Джамахирия, Нигерия и Турция, находятся в числе тех, кто рассматривает вопросы создания инфраструктуры, необходимой для реализации ядерно-энергетической программы, или предпринимают шаги по созданию такой инфраструктуры.
Понятие "инфраструктура" включает в себя множество компонентов - от государственных структур, решающих вопросы правового обеспечения и ответственных за развитие ядерной энергетики, эксплуатирующих организаций, строительной и промышленной базы, финансовых ресурсов, надзорных и регулирующих механизмов до программы подготовки специалистов и создания надежной культуры безопасности и эксплуатации. Развитие инновационных подходов к внедрению ядерной энергетики и выбор национальной схемы такого развития могут ограничить требования к инфраструктуре и тем самым снизить порог вхождения в ядерную энергетику.
Общественное восприятие
Для будущего ядерной энергетики важно доверие общественности. Восприятие риска населением оказывает большое влияние на принятие странами решений в сфере энергетики. Все члены ядерного сообщества - ученые, инженеры, эксплуатационники, работники регулирующих и надзорных органов - для улучшения понимания общественностью рисков и выгод, связанных с использованием ядерной энергии, должны предоставлять своевременную, точную и ясную информацию.
Исключительное значение для поддержания уверенности заинтересованных сторон в том, что организации, применяющие ядерную энергию, придерживаются принципов этики и социальной ответственности, имеет прозрачность использования ядерно-энергетической системы. Важна уверенность соседних стран в мирном и безопасном характере ядерной программы и ее соответствии международным нормам и конвенциям. Завоевать доверие к ядерной энергетике весьма трудно, а утратить его легко.
Надежность энергообеспечения и гарантии
поставок топлива
Важным фактором развития ядерной энергетики в 70-х и 80-х годах прошлого столетия была озабоченность по поводу энергетической безопасности. Столь же важным фактором она останется и в последующие 25 лет. Обсуждение энергетической безопасности обычно ведется в контексте надежных поставок органического топлива, но такая же озабоченность существует в отношении доступности ядерных технологий, материалов и оборудования.
Решить эту проблему предлагается с помощью механизма гарантированных поставок. Этот механизм рассматривается как резервная мера, дополняющая действие коммерческого рынка и гарантирующая поставки в случае перебоев в снабжении, возникающих по политическим причинам. Он не должен подменять собой существующий коммерческий рынок ядерного топлива и не будет действовать в случае срыва поставок по коммерческим, техническим или другим не связанным с политикой причинам. Предполагается, что механизм гарантированных поставок должен обеспечить уверенность в поставках тем государствам, которые добровольно намерены полагаться на международные поставки необходимых ядерных материалов, вместо того чтобы создавать свой собственный национальный топливный цикл.
Дискуссии по поводу гарантированных поставок ядерного топлива ведутся уже давно. В 2007 году отмечалась 50-я годовщина МАГАТЭ, и обсуждение вопросов гарантированных поставок топлива имеет почти такую же по давности историю. Например, можно вспомнить работу Комитета МАГАТЭ по гарантированным поставкам (известным как КГП) и международную оценку ядерного топливного цикла (МОЯТЦ) в 80-х годах прошлого века.
Нынешний раунд обсуждений и инициатив начался с опубликованной в октябре 2003 года в журнале "Экономист" статьи, в которой генеральный директор МАГАТЭ г-н эль-Барадей выдвинул три предложения, включая постановку обогащения под многонациональный контроль, сопровождаемый "надлежащими правилами, касающимися транспарентности и в первую очередь гарантий того, что законные потенциальные пользователи смогут получить соответствующие поставки". В подготовленном в декабре 2004 года докладе Генеральному секретарю ООН Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам призвала начать переговоры, в результате которых МАГАТЭ стала бы действовать в качестве "гаранта в отношении поставок расщепляющегося материала для использования в гражданских ядерных целях". И в опубликованном в феврале 2005 года докладе учрежденной генеральным директором Группы экспертов по многосторонним подходам к ядерному топливному циклу в качестве одного из пяти подходов было предложено осуществление "международных гарантий поставок с участием МАГАТЭ в качестве гаранта".
Последние события
В июне 2007 года генеральный директор МАГАТЭ г-н эль-Барадей представил Совету управляющих информационный документ "Возможная новая основа для использования ядерной энергии: варианты гарантированных поставок ядерного топлива". В этом документе собраны различные предложения, которые были сделаны до настоящего времени, изложена возможная основа для анализа этих предложений и рассматриваются возможные критерии предоставления топлива, которые могут определять условия применения международных гарантий.
Одним из наиболее продвинутых является предложение о создании международного центра по обогащению урана в Ангарске. Это предложение является практическим развитием выдвинутой Президентом Российской Федерации B.В.Путиным инициативы о создании глобальной инфраструктуры атомной энергетики. Эта инициатива включает в себя "систему международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла, включая обогащение, под контролем МАГАТЭ, на основе недискриминационного доступа", которая обеспечивает равный доступ всех заинтересованных сторон к атомной энергии при надежном соблюдении требований режима нераспространения. В мае 2007 года в рамках этой инициативы Казахстан и Российская Федерация создали в Ангарске Международный центр по обогащению урана (МЦОУ). В декабре того же года о своем желании присоединиться к работе Центра объявило правительство Армении. Помимо прочего, МЦОУ может оказать содействие МАГАТЭ в создании "банка топлива" - резерва низкообогащенного урана для гарантирования поставок.
В сентябре 2007 года во время ежегодной Генеральной конференции МАГАТЭ была организована специальная конференция (научный форум) на тему "Глобальные вызовы и развитие атомной энергии: следующие 25 лет".
На этом форуме рассматривался вопрос о том, какое будущее может ожидать ядерную энергетику в предстоящие 25 лет и каким образом Агентство могло бы наиболее эффективно выполнить возложенную на него миссию по обеспечению мирного, безопасного и надежного использования ядерной энергии.
Участники выдвинули ряд предложений, которые председатель конференции г-н Эванс, бывший министр иностранных дел Австралии, охарактеризовал как взаимно совместимые.
В качестве тенденции на будущее было подтверждено, что при стремительно растущем спросе на энергию часть этого спроса можно было бы удовлетворять за счет ядерной энергии. Энергетическая безопасность и глобальное потепление будут и впредь оставаться главными определяющими факторами энергетической политики стран, включая использование ядерной энергии для целей опреснения в качестве решения растущей проблемы недостатка пресной воды. В то же время на возможностях развития ядерной энергетики будут сказываться высокие капитальные затраты, потребность в создании надлежащей ядерной инфраструктуры, нехватка людских ресурсов, отсутствие регулирующей и технической инфраструктуры в развивающихся странах и сохраняющаяся озабоченность общественности в отношении ядерной безопасности, физической защиты и контроля за распространением ядерных материалов и технологий.
В части контроля за распространением и гарантий доступа к ядерным материалам и технологиям предлагались различные системы страхования и меры воздействия на рынок, которые отражают неодинаковые ситуации различных поставщиков и потребителей услуг в ядерной области. Все они могут содействовать обеспечению гарантированных поставок топлива. Из обсуждения стало ясно, что гарантированные поставки должны иметь равноправный характер и должны быть доступны всем пользователям ядерной энергии. Участие в системе гарантированных поставок должно быть добровольным, и государства должны быть свободны в выборе своих поставщиков. Нарушение прав государств в мирном развитии ядерной энергетики недопустимо.
В будущем динамично меняющемся мире Агентство будет и далее играть важную роль, оказывая содействие развивающимся государствам, начинающим осуществление ядерно-энергетических программ, в проведении энергетического анализа и планирования, в региональном сотрудничестве и развитии инфраструктуры, в создании правовой и регулирующей базы, в обобщении опыта эксплуатирующих организаций, в обеспечении доступа к финансовым ресурсам путем взаимодействия с международными финансовыми учреждениями, такими как Всемирный банк, в развитии культуры безопасности и обмена информацией. В области развития людских ресурсов Агентство может оказать помощь в разработке передовых программ обучения, в расширении потенциала колледжей, университетов и институтов в сфере подготовки кадров для ядерной энергетики, в создании внутриотраслевой системы непрерывной подготовки кадров.
Агентство могло бы расширить свою роль в таких областях, как информирование общественности о возможностях и вариантах развития ядерной энергетики, повышение ядерной безопасности, обращение с отходами, перевозка радиоактивных материалов, обновление и совершенствование норм безопасности и укрепление национальных регулирующих структур, повышение культуры безопасности, совершенствование планов аварийной готовности.
Агентству следует и впредь содействовать международному сотрудничеству в области инновационных ядерных технологий для перехода на замкнутый топливный цикл, повышения устойчивости в сфере ядерной энергетики, надежности обращения с отходами и снижения рисков распространения.
На научном форуме была отмечена роль и компетентность МАГАТЭ во всех аспектах его мандата и засвидетельствовано большое доверие к руководству организации. Агентству необходимо и далее поддерживать свою репутацию в ядерной области, основывающуюся на профессионализме и независимости, которые характеризуют его текущую деятельности в системе международных учреждений.
При создании МАГАТЭ высказывались надежды, что ядерной энергии удастся с избытком обеспечить электроэнергией районы мира, бедные энергетическими ресурсами.
Эти надежды еще предстоит оправдать. И не следует понимать при этом, что ядерная энергетика - это решение, приемлемое для всех стран. Необходимо еще раз отметить, что глобальные задачи в области безопасности и развития взаимосвязаны и удовлетворение потребностей всех стран в области энергетической безопасности откроет возможности для продвижения вперед как на одном, так и на другом направлениях. МАГАТЭ будет и дальше оказывать содействие государствам-членам в реализации потенциала ядерной энергетики для решения этих глобальных задач.