В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ глобальной экономики, задаваемых необратимыми сдвигами в международном разделении труда и механизмах воспроизводства, перед всеми без исключения странами мира встает проблема трудного выбора: либо включаться в глобальные экономические процессы, защищая при этом национальные торгово-экономические интересы, либо обречь себя на неминуемое отставание и стагнацию. В этой связи особую важность приобретает экономическая дипломатия, определяемая как "совокупность организационно-правовых инструментов и действий во внешнеэкономической сфере с опорой на национальные интересы и скоординированное взаимодействие государственных и негосударственных структур в целях обеспечения устойчивого развития страны и ее экономической безопасности в условиях глобализации".

Современная экономическая дипломатия отличается особым динамизмом, наступательным характером, значительной открытостью, расширением и усложнением используемого инструментария. Чрезвычайно широк спектр задач, решаемых экономическими дипломатами XXI века, и навыков, которыми они должны обладать. Так, провести серьезный анализ конъюнктуры могут лишь экономисты, поднаторевшие в методах анализа и прогнозирования, в течение долгого времени осуществлявшие мониторинг основных макроэкономических показателей. Верстка программ оказания помощи развитию, безусловно, нуждается в переговорщиках, имеющих опыт составления финансовых смет. То же можно сказать и о тарифных вопросах, особенно с учетом того, что, выйдя за границы оценки среднего уровня пошлин, дискуссии углубились в технические детали таможенной службы или в рассуждения о последствиях применения того или иного нетарифного барьера. Ведение переговоров по вопросам движения капитала, особенностям налоговой системы, методам поддержки сельского хозяйства требует опыта и знаний, для получения которых необходимо иметь не только соответствующее образование, но и достаточные профессиональные навыки. Таким образом, для современной экономической дипломатии требуются специалисты не только для сбора материалов по каким-то конкретным темам и оценки их компонентов, не только для налаживания широкого сотрудничества с администрациями страны пребывания, но также и для того, чтобы проводить международные экономические переговоры.

Несмотря на очевидную актуальность экономической дипломатии на современном этапе, еще до недавнего времени роль экономической работы на дипломатической службе в значительной степени преуменьшалась*( *Речь идет прежде всего о микроэкономической дипломатии, или так называемой коммерческой дипломатии (от англ. commercial diplomacy). Макроэкономическая дипломатия, предполагающая решение глобальных экономических проблем, чаще всего в рамках международных экономических организаций, традиционно была более престижной)., причем происходило это как за рубежом (прежде всего в Европе), так и в России (СССР). А наблюдающееся повышение значения экономической дипломатии многие  склонны расценивать как "сужение сферы деятельности традиционной дипломатии", и даже как "кризис традиционной дипломатии".

Дело в том, что вплоть до начала XX века на дипломатической службе в Европе состояли преимущественно выходцы из знатных, аристократических родов, а торговлей, коммерцией занимались в основном представители средних слоев населения. В этой связи перевод на экономическое направление расценивался как понижение, влекущее за собой необходимость общаться по долгу службы с представителями более низких социальных слоев, а сама экономическая дипломатия - как удел "простолюдинов".  Внешняя политика традиционно делилась на "высокую" (оборона и безопасность) и "низкую", связанную с управлением экономическими процессами. В своих мемуарах многие выдающиеся дипломаты описывали в мельчайших деталях встречи с министрами и президентами, в то же время об экономической работе (на долю которой, по различным оценкам, приходится как минимум 50-60% рабочего времени послов*( *Ряд западных исследователей (Lee D. and Hudson D.) утверждают, что: "практически на большинстве постов дипломатические миссии попросту не вовлечены в вопросы большой политики. Во всех точках, кроме, скажем, соседних столиц, и в какой-то степени столиц крупных и региональных держав, политические взаимоотношения - это данность, и они не требуют ничего, кроме обмена мнениями по важным глобальным/региональным вопросам и развитию двусторонних отношений. Возможно, наиболее удачное определение многопланового характера дипломатии дал лорд Тревелиан, который описывал дипломата как "экономиста, коммивояжера, рекламного агента", который "продолжает иметь основное рабочее место на политическом направлении".)) упоминали вскользь, как о какой-то необходимой, но не самой приятной "повинности". Справедливости ради надо отметить, что многие западные дипломатические деятели с большим воодушевлением описывали именно экономические аспекты своей службы.

Схожая ситуация сложилась и в СССР, где экономическая проблематика на дипломатической службе входила в число "малоинтересных проблем" (по воспоминаниям посла А.Ф.Добрынина). Наиболее престижными также считались внешнеполитические вопросы, решение глобальных проблем. Вопросы экономической дипломатии рассматривались лишь в применении к странам капиталистического мирового хозяйства. Частично это объясняется тем, что объективно экономическая дипломатия в качестве самостоятельного направления во внешней политике СССР отсутствовала, а существовала лишь в привязке к отдельным направлениям, таким как социалистический лагерь, развивающиеся страны, ООН и т.д. С другой стороны, становление экономической дипломатии и ее теории в советское время сдерживалось ввиду автаркического характера развития страны.

Значительно возросла роль экономической дипломатии на современном этапе. В условиях перехода нашей страны на рыночные принципы функционирования все новые, более сложные задачи стоят перед дипломатами. В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым 12 июля 2008 года, одним из важнейших выделено экономическое направление. В Концепции обозначено, что "главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере международных отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей.

Ряд зарубежных исследователей условно подразделяют все многообразие задач экономической дипломатии на два уровня реализации - макро- и микроэкономический. В их трактовке микроэкономическая дипломатия подразумевает поддержку отдельных предприятий, фокусируется на индивидуальных действиях экономических операторов, а макроэкономическая занимается вопросами выработки и отстаивания общенациональной позиции (интереса) при решении проблем, связанных с интеграцией экономики страны в целом в мировое хозяйство, сосредоточивается на взаимодействии экономических систем. В то же время отдельные западные исследователи зачастую вместо микроэкономической дипломатии употребляют термин "коммерческая (от англ. commercial) дипломатия"*( *Не путать с торговой дипломатией (от англ. trade diplomacy), которая охватывает как микро-, так и макроуровень, но занимается исключительно вопросами торговой политики, под которой понимается политика государств и межгосударственных объединений, которая определяет, прямо или косвенно, условия доступа обращающихся в международной торговле товаров и услуг на внутренние рынки этих государств и межгосударственных объединений, а также обеспечивает доступ производимых ими товаров и услуг на внешние рынки.), а вместо макроэкономической - собственно "экономическая дипломатия" (от англ. economic). В англоязычной литературе под термином "economic diplomacy"  в подавляющем большинстве случаев подразумевают лишь только макроэкономическую дипломатию.

Так, эксперты Нидерландского института международных отношений Р.Занер и Л.Юйи отмечают, что экономическая дипломатия имеет дело с экономической политикой, например с работой делегаций в организациях по установлению стандартов наподобие Всемирной торговой организации (ВТО) и Банка международных расчетов (БМР). Экономические дипломаты также отслеживают и докладывают об экономической политике в иностранных государствах и дают советы собственному правительству относительно того, как наилучшим образом на нее воздействовать. Экономическая дипломатия использует экономические рычаги, например поощрения или санкции, для достижения определенной цели внешней политики.

Схожее определение дают английские исследователи Н.Бейн и С.Вулкок, относя к экономической дипломатии "политику, связанную с производством, движением и обменом товаров, услуг, инвестиций (включая официальную помощь развитию), финансами, информацией и их регулированием".

В отличие от экономической, коммерческая дипломатия включает работу дипломатических миссий по поддержке отечественного бизнеса и финансового сектора в их стремлении достичь экономического успеха и главной цели страны - национального развития. Она включает содействие стимулированию притока инвестиций в страну и поощрению зарубежных капиталовложений, а также торговли. Важными аспектами работы коммерческих дипломатов является снабжение информацией об экспортных и инвестиционных возможностях, организация и сопровождение визитов торговых миссий. В некоторых случаях коммерческие дипломаты могут также содействовать стимулированию экономических связей путем рекомендаций и поддержки как отечественных, так и иностранных компаний в принятии инвестиционных решений.

Зачастую происходит подмена понятий и под микроэкономической дипломатией ошибочно подразумевается двусторонняя дипломатия. Как правило, вопросы микроэкономической дипломатии решаются на двустороннем уровне, реже - на региональном (например, антидемпинговые расследования ЕС в отношении российских металлургических заводов) и многостороннем (механизм разрешения споров в рамках ВТО)*( *Процедуры разрешения споров в рамках ЕС и ВТО находятся на стыке микро- и макроэкономической дипломатии, поскольку жалобы подаются обычно от/на всю отрасль и процедура расследования носит сугубо межгосударственный характер, то есть частные операторы "скрываются за спинами государств". Установление одним государством мощных антидемпинговых пошлин в одной отрасли (в рамках защиты конкретной компании) может привести к встречным мерам в другой отрасли, то есть мы имеем дело уже с отношениями на макроуровне.), а макроэкономической дипломатии - чаще всего на региональном, плюрилатеральном (многостороннем неуниверсальном) и многостороннем универсальном.

Практика макроэкономической дипломатии включает в себя:

- создание и модификацию существующих международных правил в сфере торгово-экономических отношений, пресечение коррупции и нарушения правил конкуренции, энергетическую безопасность, защиту окружающей среды, защиту от трансграничной преступности, борьбу с международным терроризмом и отмыванием доходов и т.д.;

- участие в международных переговорах по всем областям и направлениям МЭО**( **Экономическая дипломатия реализуется применительно к следующим областям и направлениям МЭО: 1) торговля товарами; 2) торговля услугами; 3)международное движение капиталов; 4) торговля правами интеллектуальной собственности; 5) международная миграция рабочей силы; 6) международная экономическая интеграция; 7) международные валютно-кредитные отношения.), в том числе в процессе выработки и согласования национальной позиции по данным вопросам, ее защиты на международном уровне, ратификации и инкорпорирования в систему национального законодательства;

- участие в текущей работе субрегиональных, региональных, плюрилатеральных и международных экономических, финансовых и торговых организаций, в том числе Международного валютного фонда (МВФ), группы Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), "Большой восьмерки", ВТО, Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международной организации труда (МОТ), международных товарных организаций и соглашений, региональных банков, Парижского и Лондонского клубов кредиторов, отраслевых международных организаций (Международное энергетическое агентство (МЭА), Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК) и т.д.); международных экономических форумов (Давос, Кран-Монтана);

 - участие в переговорном процессе по урегулированию внешней задолженности;

- подготовку аналитических материалов по экономической политике иностранных государств, содействие в реализации национальной экономической (промышленной) политики;

- участие в подготовке рекомендаций и материалов для национальных делегаций на сессиях международных организаций, международных конференциях, переговорах и консультациях по вопросам МЭО.

Макроэкономическая дипломатия неразрывно связана с микроэкономической, первая создает международные возможности и поле деятельности для второй. Микроэкономическая дипломатия содействует национальному бизнесу за рубежом в решении следующих задач:

- выход на новые рынки (проведение экспортно-импортных операций, в том числе по товарам, услугам, научно-технической продукции, патентам и лицензиям). Включает в себя исследование рынка, поиск контрагентов, защиту интересов национальных компаний в рамках антидемпинговых процедур, решение проблемы доступа на рынки (в том числе получение разрешений и лицензий на вылов рыбы, на пролет и посадку самолетов), разрешение торговых споров;

- участие в международных конкурсных торгах, инвестиционных конкурсах и аукционах по приватизации иностранных предприятий и объектов. Включает в себя тщательную проработку и подготовку конкурсной документации;

- участие в выставках, ярмарках, презентациях регионов, городов и компаний, "круглых столах" и деловых форумах. Включает в себя предварительную проработку и подготовку мероприятий, решение таможенных формальностей (в случае выставок и ярмарок), массированную рекламную кампанию.

Микроэкономическая дипломатия развитых стран опирается преимущественно на мощные национальные системы и инструменты поддержки экспорта и продвижения национальных торгово-экономических интересов на внешних рынках. В настоящее время арсенал форм и методов стимулирования экспорта и продвижения национальных торгово-экономических интересов необычайно широк, причем на данном направлении все шире используется инструментарий микроэкономической дипломатии.

Реализацией задач макроэкономической дипломатии в России занимается прежде всего Министерство иностранных дел. В рамках МИД основные функции в данной сфере выполняет Департамент экономического сотрудничества, отвечающий за участие России в многосторонних международных экономических отношениях, сотрудничество с международными экономическими и финансовыми организациями, а также за оказание дипломатической поддержки крупным проектам многостороннего экономического сотрудничества в России и за рубежом*( *Более подробно об основных направлениях деятельности Департамента экономического сотрудничества МИД России на современном этапе см. Интервью директора Департамента экономического сотрудничества МИД России А.В.Горбаня, опубликованное в журнале "Дипломат" № 4, апрель 2008 г.). Двусторонние экономические связи ведут соответствующие территориальные департаменты, в крупных дипломатических миссиях существуют экономические группы, в остальных - экономические функции исполняет один из дипломатов.

Существенную роль в реализации задач микроэкономической дипломатии наряду с МИД в России играет Министерство экономического развития и его подразделения.

В последнее время приобретает все более международный уклон работа министерств экономического профиля. В составе каждого из них уже имеется свой международный отдел, своя международная служба, а иногда и международный департамент. Все более активное участие в экономической дипломатии принимают регионы России, включая прежде всего их министерства внешних связей.

Понятно, что в таких условиях для эффективного претворения в жизнь экономической дипломатии необходимо иметь достаточный кадровый потенциал. Существует несколько путей для эффективного решения этой проблемы. Так, можно повысить экономическую подготовку профессиональных дипломатов или обучить дипломатии профессионалов в области экономики. Мировой опыт показывает, что у каждого пути есть свои плюсы и минусы. Одно очевидно: когда речь идет о новых областях и связанных с этим "организационных прорывах", зачастую удобнее идти по второму пути. Там, где речь идет об уже устоявшейся проблематике, шансы первого подхода могут показаться более предпочтительными или по крайней мере равными. Например, в МИД ФРГ для дипломатов введена четырехнедельная подготовка по проблемам международной торговли и финансов. Она дополняется двухнедельными семинарами, на которых при участии менеджеров высокого класса из немецких фирм проигрываются типовые модели лоббирования интересов германского бизнеса за рубежом. Молодые дипломаты МИД ФРГ проходят трехнедельные стажировки в немецких компаниях.

Во французской системе кадрового обеспечения экономической дипломатии широкое развитие получил принцип взаимозаменяемости кадров (interminist