В КОНЦЕ 2007 ГОДА в Высотном административном здании МИД на Смоленской-Сенной площади Москвы в торжественной обстановке был отмечен 90-летний юбилей информационной службы Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Работа с прессой в отечественном внешнеполитическом ведомстве имеет глубокие корни и традиции. Объясняется это тем, что, во-первых, внешняя политика всегда нуждалась в информационной поддержке, а во-вторых, издавна стояла задача формирования подлинного облика России за рубежом. В летописях еще XVI века упоминаются факты распространения на Западе искаженного представления о России как стране "дикарей" и приводятся свидетельства предпринимавшихся на государственном уровне усилий с целью противопоставить этим измышлениям реальные факты. По мере расширения информационных возможностей все больший размах приобрела и работа в этом направлении нашего МИД, которому немало удавалось сделать в сотрудничестве с прессой.

Одним из ярких свидетельств тому служит, в частности, деятельность Федора Ивановича Тютчева. Великий русский поэт, находясь на дипломатической службе, очень активно работал как с журналистами, так и с газетами и журналами, анонимно публикуя в них самые разнообразные статьи и памфлеты (наиболее известные из них: "Письмо к г-ну доктору Кольбу", "Россия и революция", "Папство и римский вопрос"). Все они имели определенный резонанс и способствовали определенному улучшению российского имиджа в Европе.

В целом же, несмотря на отдельные успехи, подобная деятельность в МИД в дореволюционный период носила эпизодический и бессистемный характер. Попытка ввести ее в организованное русло была предпринята лишь в конце царской эпохи, когда согласно очередной редакции "Учреждения МИД", утвержденной 7 июля 1914 года Николаем II, в структуре министерства впервые появилось новое подразделение - Отдел печати.

Тем не менее отсчет истории информационной службы министерства в ее современном понимании принято вести с другой даты - 20 ноября (по старому стилю) 1917 года. В тот день была утверждена первая структура образованного новой властью Народного комиссариата по иностранным делам (с 1918 г. - НКИД РСФСР), в составе которого сохранился и Отдел печати. Такой выбор не случаен. Начало ХХ века ознаменовалось невиданным на тот момент в истории развитием прессы и заметным усилением ее общественного и политического влияния во всем мире. И если столетием ранее А.Х.Бенкендорф говорил, что знание общественного мнения также важно для властей, как топографическая карта для командующего войсками, то теперь речь шла уже о стремлении активно воздействовать на общественное мнение, причем в массовых масштабах - в том числе через использование прессы. Молодое государство рабочих и крестьян, едва родившись, оказавшееся в почти полной экономической и политической изоляции, как никакое другое нуждалось в информационном обеспечении своей деятельности. И поэтому по-настоящему активные мероприятия на данном направлении начала именно советская дипломатия. Уже в 1920-х годах, к примеру, выходили журнал "Международная жизнь" (предшественник нынешнего, выпускаемого с 1954 г.), ежемесячник "Вестник НКИД".

Отсюда и точка отсчета - 1917 год.

Но конечно, особый размах приобрела информационно-разъяснительная работа СССР за рубежом после Великой Отечественной войны, в разгар войны холодной. Вскоре после венгерских событий 1956 года по предложению министра иностранных дел Д.Т.Шепилова для усиления координации внешнеполитической пропаганды, информации и культурных связей был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по культурным связям с зарубежными странами (возглавил его видный журналист-международник Ю.А.Жуков). В структуру Комитета входило Главное управление радиовещания, телевидение, Совинформбюро, Издательство литературы на иностранных языках, В/О "Совэкспортфильм" и "Международная книга", журнал "Советский Союз", выходивший на всех основных языках мира. Отдельно стоит вспомнить и журнал "Советско-китайская дружба" (издавался в Москве на китайском языке), и газету "Дружба" (издавалась в Пекине на русском языке).

Созданный в советские времена мощный аппарат внешнеполитической пропаганды всецело находился в ведении соответствующих отделов ЦК КПСС. Роль Отдела печати МИД (его тогда возглавляли такие видные представители отечественной дипломатии, как Л.Ф.Ильичев, Л.М.Замятин, Ю.Н.Черняков и В.Н.Софинский) в тот период была более традиционной - работа с прессой и иностранными корреспондентами. Однако благодаря разветвленной и четко выстроенной системе пропагандистской деятельности того времени все наши посольства постоянно были обеспечены соответствующими печатными, фото- и киноматериалами для их использования в своей информационной работе.

Перестройка, гласность и тем более распад Советского Союза кардинально изменили и всю отлаженную систему внешнеполитической пропаганды. Между тем интерес за рубежом к бурным событиям в СССР и России на исходе ХХ века резко возрос, и в этих новых условиях одной из основных задач нашего подразделения, которое было переименовано в Управление информации, становится восполнение недостатка информации о процессах, происходивших в нашей стране. Новый стиль общения с прессой и даже завидный  артистизм демонстрировали на пресс-конференциях в построенном к Олимпиаде-80 здании пресс-центра министерства на Зубовском бульваре тогдашние руководители Управления Ю.Б.Кашлев, В.Б.Ломейко и, конечно, Г.И.Герасимов, еженедельные брифинги которого собирали - как нашумевшие спектакли тех лет - полный зал.

Трудные для страны 90-е годы прошлого века были нелегкими и для МИД, и для его информационного подразделения, которое согласно приказу министра №969 от 26 февраля 1992 года "О структуре центрального аппарата" наконец-то обрело свое нынешнее название - Департамент информации и печати (ДИП). Не хватало порой элементарных вещей - писчей бумаги, денег на обед, даже газет, которые надо было "мониторить". Подразделение, как и министерство в целом, потеряло, к сожалению, многих талантливых сотрудников, которые предпочли попытать счастья вне дипломатии. Kто-то из коллег преуспел на новом поприще, но немало есть и таких, кто сожалеет о сделанном тогда выборе.

Нельзя не отметить тем не менее, что именно в те трудные годы было заложено многое из того, что сегодня составляет основу современной деятельности Департамента информации и печати Министерства иностранных дел России. И мы благодарны тем, кто, вопреки множеству проблем, сохранил направление и дал ему новые импульсы развития. Это В.И.Чуркин, С.В.Ястржембский, Г.Б.Карасин, Г.П.Тарасов, В.О.Рахманин, А.В.Яковенко.

ДИП сегодня - это один из крупнейших департаментов министерства, в составе которого трудятся более 100 высококвалифицированных сотрудников. Профессионализм - одно из важнейших условий работы в ДИП, деятельность которого сегодня многовекторна как никогда. Конечно, внешняя политика не формируется прессой, радио или телевидением непосредственно. Однако успех в ее проведении во многом зависит от позиции влиятельных СМИ, способных формировать общественное мнение. Конечно, имидж страны создается прежде всего ее собственными достижениями. Но ее восприятие за рубежом немыслимо без объективной и точной информации, носителями которой могут и должны быть все те же СМИ.

Наш основной партнер - это печатные и электронные средства массовой информации, прежде всего российские, и, конечно, информационные агентства: ИТАР-ТАСС, РИА "Новости", "Интерфакс" и другие. Во взаимодействии с ними мы делаем все, чтобы донести до мирового общественного мнения правдивый образ современной России, ее богатейшей истории и культуры, раскрыть ее идеалы и устремления, сделать понятной ее внутреннюю и внешнюю политику. В задачи ДИП входит и информирование российских граждан о внешнеполитической деятельности своей страны. Думается, что в совокупности с рядом серьезных решений, принятых в последнее время в организационной и, что не менее важно, в финансовой сфере, наши усилия начинают приносить ощутимые результаты.

Пересмотрен прежде всего концептуальный подход к проблематике. Практически все акции, касающиеся крупных внешнеполитических мероприятий, осуществляются с предварительной информационной подготовкой и последующей информационной поддержкой. По итогам внешнеполитических мероприятий ДИП на четырех иностранных языках (английском, французском, немецком, испанском) выпускает итоговые коммюнике, сообщения для СМИ, стенограммы выступлений и пресс- конференций. На их основе российские зарубежные учреждения ведут информационную работу в странах пребывания.

Большое внимание стало уделяться использованию передовых и современных технологий. В 2003 году начал свою работу веб-сайт министерства - www.mid.ru (в 2006 г. запущена его обновленная версия, признанная одной из лучших среди сайтов государственных учреждений России). При создании сайта использованы самые современные компьютерные и дизайнерские решения, что дает возможность широкой аудитории, в том числе на английском, французском, немецком и испанском языках, подключаться к крупным объемам информации, фото- и видеоархивам. Наполнение ресурса ведется в оперативном режиме - сообщения о важных событиях, соответствующие реакции или опровержения МИД, заявления официального представителя министерства "выкладываются" на сайт незамедлительно. В 2005-2007 годах на сайте открыто несколько новых рубрик. В их числе: "Актуальная тема", в которой компактно группируются все материалы по наиболее насущному в данный момент внешне- или внутриполитическому вопросу, или "Виртуальные экскурсии по МИД России", где пользователям предоставляется возможность "погрузиться" в трехмерные изображения интерьеров ряда помещений МИД, или справочное издание с говорящим самим за себя названием "В помощь соотечественникам". Общее число посетителей сайта составило на сегодняшний день более 5 млн. человек. Все это в еще большей степени придает деятельности российских дипломатов прозрачный и наглядный характер. Идет развитие и закрытой части сайта, на которой ДИП в помощь российским посольствам, представительствам при международных организациях и генконсульствам размещает основные тезисы критики внутренней и внешней политики России зарубежными СМИ и нашу соответствующую контраргументацию.

Практически завершено создание сайтов российских загранучреждений и представительств МИД в регионах России. На них представлен широкий диапазон справочных данных и информационных материалов. К примеру, Интернет-ресурс посольства России в KHP играет роль версий основного сайта министерства на китайском языке. Однако наибольшего успеха добилось Генеральное консульство России в Барселоне. 27 ноября 2007 года его сайт получил почетное звание Лауреата конкурса на присуждение Четвертой Национальной премии Российской Федерации за вклад в развитие российского сегмента сети Интернет - "Премия Рунета-2007" в номинации "Рунет за пределами .RU".

В 2005 году запущен выпуск ежегодника "Дипломатический вестник", причем издание выходит как в печатной, так и в электронной версии.

При активной поддержке министерства, российских посольств и генеральных консульств реализуется целый ряд проектов, направленных на расширение российского влияния на формирование мировых информационных потоков. РГРК "Голос России" приступил к подготовке полномасштабных программ вещания на языках стран СНГ. В 2006 году начал свою работу телеканал "Россия сегодня" (англо- и арабоязычная версии), запущен проект "Российской газеты" "Russia beyond the headlines" по изданию англоязычных приложений к крупнейшим газетам США, Великобритании и Индии.

Новым явлением в работе по формированию объективного образа России в мире в последние годы становится активное участие отечественного бизнеса. Все больше имиджевых мероприятий удается организовать в рамках частногосударственного партнерства, все чаще российские бизнес-структуры работают в информационной сфере с учетом общенациональных интересов. Растет влияние на мировые информационные потоки и зарубежных предпринимательских структур, заинтересованных в укреплении выгодных связей с Россией. Благодаря этому фактору в СМИ зарубежных, прежде всего западных, стран в последние годы наряду с традиционной антироссийской стилистикой все заметнее материалы, выдержанные в благожелательной к России тональности.

Все более активными игроками на российских и мировых информационных просторах становятся наши регионы. Нередко их стартовой площадкой для выхода в мировые информационные потоки становится Пресс-центр министерства, где уже несколько лет подряд при высоком интересе медиа-сообщества проводятся соответствующие презентации.

Отрадно отметить, что мировые СМИ все меньше и меньше внимания уделяют чеченской теме. Это и понятно - в зарубежных, прежде всего западных, СМИ привыкли искать здесь сенсационные поводы для очередных обвинений России в нарушении прав человека и иных смертных грехах. Чеченская Республика сегодня таких поводов уже никому не дает. Думаю, при всей скромности можно сказать, что улучшению информационного климата вокруг чеченской и северокавказской проблематики в определенной мере способствовал и наш департамент: с 2004 года в рамках ДИП функционирует отдел по работе с журналистами в зоне контртеррористической операции на Северном Кавказе. За это время Чеченскую Республику и другие северокавказские регионы посетило более 600 зарубежных журналистов. Многие из этих журналистов, кто, как, например, Крис Чиверс из "The New York Times", посмотрев на Чечню своими глазами, стали объективно писать об увиденном, давать свои оценки, ничего общего не имеющие с прежними "штампами", что не замедлило сказаться и на общей тональности мировых СМИ по теме.

Конечно, проблем в нашей деятельности еще очень много. Нельзя не видеть усиливающееся в последнее время информационное давление Запада на Россию. Объектом кампаний, порой весьма жестких, становится ширящийся спектр российской политики. Это сделалось особенно заметным в ходе подготовки и проведения выборов в Государственную Думу. Судя по всему, риторика наших недоброжелателей будет все изощреннее с приближением выборов президента. Цель этого прессинга известна - заставить российское руководство пойти на принятие решений, не соответствующих интересам российского народа.

Мы далеки от того, чтобы говорить о возобновлении новой холодной войны против России, хотя определенные политические круги и в Америке, и в Европе, видимо, комфортнее себя чувствовали бы именно в такой "сценографии" 1950-х годов. Не потому ли к ним так прочно приклеилось прозвище "пещерных" русофобов? Отдельные реликты этого вида есть, увы, и у нас в стране. Но будущее за новой Россией, которая твердо встала на путь независимого демократического развития, успешно решая задачи экономического подъема и повышения качества жизни своего народа, защиты своих национальных интересов на мировой арене. Целый ряд событий прошедшего года показал, что у России гораздо больше друзей. Мы в этом еще раз убедились, когда большинство членов Международного олимпийского комитета проголосовали за проведение Олимпиады 2014 года в Сочи. Это важное свидетельство той истины, что Россия выглядит сегодня вовсе не такой, какой ее стремятся представить недоброжелатели.

Конечно, за рубежом ощущается еще недостаток правдивой информации о нашей стране, есть и непонимание, и искреннее желание разобраться в том, что у нас происходит. Выйти навстречу этим информационным востребованиям - стратегическая задача Департамента информации и печати Министерства иностранных дел России. Нам остается ее решить.

Сотрудники журнала "Международная жизнь" и его главный редактор, много лет проработавший в Отделе печати МИД СССР и в Управлении информации МИД, искренне поздравляют с 90-летним юбилеем коллег из Департамента информации и печати. Успехов!