По традиции накануне старого Нового года в московском "Меркурий-клубе" от имени президента Торгово-промышленной палаты Е.М.Примакова проводилось староновогоднее торжество с участием лидеров российского бизнеса, политической элиты, академического сообщества, прессы. Евгений Максимович выступил с докладом об основных тенденциях мирового и общественного развития.
Ниже публикуется внешнеполитический раздел доклада.
ПРОЦЕСС ВОЗРОЖДЕНИЯ РОССИИ не мог не сказаться на ее месте и роли на мировой арене. Позади остался период, когда после развала СССР Россию не без причины рассматривали как страну, готовую быть ведомой, лишь бы "попасть в цивилизованное общество".
Главной чертой внешнеполитического курса, которым пошла наша страна при президентстве Путина, стало отстаивание национальных интересов. Причем Россия стремится решать эту задачу не через конфронтацию с кем бы то ни было, без попыток укрепить свои позиции путем создания военных блоков, но развивая многосторонние отношения с государствами, расположенными на различных континентах. Это отнюдь не означает, что Россия не способна дать отпор в случае посягательства на ее жизненные интересы - резко возросла обороноспособность страны, можно считать, из руин 1990-х годов поднимаются ее вооруженные силы.
Внешняя политика во все большей степени направляется на восстановление России в качестве державы мирового класса. Это создает важное условие обеспечения целостности страны, преемственности того курса, которым она пошла в последние годы, стабильности в регионе и на глобальном уровне, успеха мер против распространения ядерного оружия, действий, направленных на обуздание международного терроризма.
Внешнеполитический курс России выработан с учетом многополярного мироустройства, в который вписывается наша страна. На неудачу обречены те, кто не считается с этой объективной реальностью. Так случилось и с самой сильной на сегодняшний день в экономическом и военном плане страной - Соединенными Штатами. В обход ООН они осуществили военные действия против Ирака, который, как выяснилось, не представлял угрозы ни для США, ни для их союзников, ибо не обладал ядерным оружием и не производил его. Итоги односторонних действий США очевидны: Ирак оказался погруженным в многолетний хаос, подведен к черте раскола, превращен в плацдарм террористов. Можно полагать, что США не преследовали этих целей, но именно к таким результатам привела политика унилатерализма.
США не исключают также применения военной силы против Ирана - правда, это осуществить много сложнее после провала в Ираке и потому, что американская национальная разведка опубликовала доклад, отрицающий наличие у Ирана военной ядерной программы. Не может не затрагивать интересы России и бездумная настойчивость США и ряда их союзников в предоставлении независимости Косову. Дело в том, что отделение части территории Сербии - феномен насильственного выделения автономии из состава унитарного государства. Это может стать прецедентом, используемым многими сепаратистскими силами, подорвать с таким трудом установленную стабильность во многих странах. США осуществляют и другие действия, вызывающие опасения с нашей стороны. К ним следует отнести и ничем не оправданное размещение элементов стратегической ПРО в Восточной Европе непосредственно у наших границ, и попытки установления американского контроля над политикой Грузии и Украины, и расширение военного союза НАТО, и планы размещения на постоянной основе американских военных баз вблизи российской территории.
Трудно представить, что эти действия предпринимаются для подготовки войны против России. Однако еще труднее расценить их как оборонительные в преддверии российской агрессии, в которую не верит ни один здравомыслящий политик. Остается прийти к выводу, что эти акции США осуществляются для давления на Россию с целью сорвать процесс восстановления ее равноправной ведущей роли в международных делах. Такая политика США увеличивает шансы роковой случайности.
При этом есть основания считать, что цель американской политики не ограничивается давлением на Россию. После иракского провала в администрации США возобладало мнение, что причина случившегося не в ущербности доктрины унилатерализма, а в том, что одностороннюю американскую операцию автоматически не сопроводили своей поддержкой ведущие европейские союзники США. Такой автоматизм действовал во время холодной войны, когда США взяли на себя функцию обеспечения безопасности Западной Европы. А после окончания холодной войны произошло экономическое сближение Западной Европы и России - резко увеличилась торговля, взаимные инвестиции, начали осуществляться совместные проекты. В попытках восстановить "блоковую дисциплину" в новых условиях, очевидно, не последнюю роль играют и запугивание Европы российской "энергетической экспансией", и размещение ПРО для "защиты Европы от иранской ракетной угрозы", и опора на новых членов НАТО, которые не в пример старым не перечат Вашингтону.
В сложных условиях Россия проводила в 2007 году свой внешнеполитический курс. Были выведены базы из Грузии, но продолжают находиться в зонах разграничения грузино-абхазских и грузино-южноосетинских сил наши миротворцы. Не вступив в гонку вооружений, Россия укрепляет адекватный возникающим угрозам свой военный потенциал. Настаивая на необходимости принятия всеми европейскими странами адаптированного ДОВСЕ, исключающего создание военных преимуществ одних стран над другими, Россия вместе с тем заявляет о готовности вести конструктивные переговоры. Москва ищет удовлетворяющие стороны развязки в вопросах создания стратегической ПРО. И самое главное - Россия стремилась к тому, чтобы различия в позициях с Соединенными Штатами или с Европейским союзом не возродили холодную войну. Это было бы катастрофически неприемлемо для всего мирового сообщества, особенно когда без США, России, Китая, Европейского союза невозможно противодействовать расползанию ядерного оружия, вести борьбу с международным терроризмом.
Внешнеполитическая картина для России 2007 года будет неполной, если не сказать о нашей линии в отношении стран СНГ. Положение на просторах Содружества сложилось далеко не простое. Центробежные силы на данном этапе оказались сильнее центростремительных. В этих условиях Москва сосредоточилась на процессах интеграции в евразийском направлении, в Таможенном союзе, наконец, в шанхайской "шестерке". Эти меры рассчитаны и на то, чтобы сохранить Содружество.
Таков в общих чертах курс, которым шла Россия в последний год президентства Путина. Уверен, что приверженность этому курсу станет критерием при избрании нового президента. Сохранение В.В.Путина в большой политике будет способствовать тому, что новый президент обеспечит преемственность курса, одновременно борясь с теми недостатками, которые имеют место, и с теми группами, которые хотели бы либо развернуть Россию назад к 1990-м годам, либо погрузить ее в командно-рыночную атмосферу.