Вопрос расширения сравнительно недавно выдвинулся в число ключевых приоритетов повестки дня Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Еще в 1990-х годах ШОС представляла собой малоизвестный форум России, Китая и ряда центральноазиатских государств по урегулированию пограничных вопросов на базе соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Хартия ШОС вступила в силу только в 2003 году, а основные, постоянно действующие органы Организации были сформированы лишь к началу 2004 года.

Но уже в 2005 году шанхайское объединение громко заявило о себе в качестве авторитетной региональной структуры, включив в принятую на саммите в Астане Декларацию глав государств - членов ШОС призыв к «западной коалиции» во главе с США, ведущей боевые действия в Афганистане, «определиться с конечными сроками временного использования объектов инфраструктуры и пребывания военных контингентов на территориях стран - членов ШОС»1.

Динамичное становление Организации обусловило пристальное внимание к ней ключевых стран региона. Уже в 2006 году официальную заявку на членство в ШОС подал Пакистан, в 2008 году - Иран, а в 2014 году - Индия.

Однако до 2009 года в ШОС действовал негласный «мораторий» на прием новых членов, необходимый для укрепления внутренней консолидации Организации, отладки работы постоянных органов, выработки нормативно-правовой базы расширения и политического консенсуса по его основным принципам и критериям.

Рубежным событием стало состоявшееся в сентябре 2014 года в Душанбе заседание Совета глав государств (СГГ) - членов ШОС, в ходе которого Россия приняла эстафету председательства на 2014-2015 годы. Саммит ознаменовался важнейшим результатом - утверждением новой редакции типового Меморандума об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства - члена ШОС и Порядка предоставления статуса государства - члена ШОС.

Принятие данных документов завершило долговременный и многотрудный процесс формирования правовой базы расширения Шанхайской организации. Теперь открылась возможность принятия согласованного политического решения стран-участниц, которое позволит начать переговорный процесс с кандидатами на вступление. 

q

Необходимо учитывать, что процесс принятия новых членов в ШОС представляет собой сложный и многоступенчатый процесс. 

Положение о порядке приема новых членов, утвержденное СГГ ШОС в 2010 году в Ташкенте, устанавливает, что государство-заявитель должно принадлежать к Евро-Азиатскому региону, иметь дипломатические отношения со всеми государствами-членами, поддерживать с ними активные торгово-экономические и гуманитарные связи, обладать статусом государства-наблюдателя или партнера ШОС по диалогу, добросовестно выполнять свои обязательства по Уставу ООН, соблюдать общепризнанные нормы и принципы международного права.

Международные обязательства государства-кандидата в сфере безопасности не должны противоречить соответствующим договорам и иным документам, принятым в рамках ШОС. Претендент на вступление в Организацию не должен быть в состоянии вооруженного конфликта с другими государствами, а также находиться под санкциями Совета Безопасности ООН. В силу этого заявка Тегерана до момента снятия с него указанных международных ограничительных мер имеет «отложенный» статус.

Официальное обращение с просьбой о предоставлении членства в ШОС направляется главой государства-заявителя председателю СГГ через председателя Совета министров иностранных дел (СМИД) государств - членов ШОС. Решение о начале процедуры приема в члены ШОС принимается СГГ по представлению СМИД, после чего начинается подготовка Меморандума об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса государства - члена ШОС.

Документ подписывается министром иностранных дел государства-заявителя и генеральным секретарем ШОС по поручению СГГ. Решение о завершении процедуры приема в члены ШОС и предоставлении статуса государства-члена принимается СГГ по представлению СМИД после официального уведомления государством-заявителем о полном выполнении своих обязательств, предусмотренных меморандумом.

q

Российскому председательству в ШОС в 2014-2015 годах среди прочих важных задач выпала высокая честь и одновременно большая ответственность найти ответ на принципиальный вопрос - быть или не быть расширению Организации.

Несмотря на то что все государства-члены признают важность приема новых членов для развития ШОС, в их подходах к этому процессу и оценках первой «волны» кандидатов все еще сохраняются существенные расхождения. В этой связи перед Организацией встала непростая задача по выработке устойчивого баланса между двумя стратегиями - концентрацией усилий на укреплении внутренней консолидации и повышении эффективности уже созданных институтов и активной работой по приему новых членов.

Однако в связи с наименьшей рискованностью оптимальным является первый путь. Ведь в позициях государств-членов присутствуют заметные зазоры по отдельным региональным сюжетам.
В частности, общеизвестным является категорический отказ Узбекистана от участия в каких-либо коллективных усилиях ШОС по афганскому урегулированию. Предстоит еще многое сделать для повышения эффективности Региональной антитеррористической структуры (РАТС), конкретизации полномочий Секретариата, Совета национальных координаторов и института постоянных представителей государств-членов при Секретариате ШОС. В частности, по мнению киргизского политолога Р.Изимова, одним из главных недостатков ШОС является отсутствие у Организации механизмов оперативного реагирования на чрезвычайные внутриполитические ситуации, возникающие на пространстве ее ответственности2.

Внутри ШОС раздаются голоса о том, что прием таких региональных антагонистов, как Индия и Пакистан, может значительно осложнить процедурную работу в Организации и нарушить отлаженную деятельность ее постоянных органов. Высказывается позиция о том, что данные страны с их устоявшимися, порой специфическими взглядами на региональную ситуацию будут кардинально усложнять поиск консенсуса по основным вопросам деятельности шанхайского объединения.

Как отмечает в этой связи известный эксперт А.Куртов, «не формальный критерий - количество членов, а другое - успех крупных многосторонних проектов, должен быть целью работы ШОС. С последним же в ШОС далеко не все обстоит успешно. Поэтому, не решив одной проблемы, не следует умножать их число»3.

При всей безусловной справедливости вышеуказанных аргументов представляется, однако, что консервация шанхайского «шестигранника» в условиях динамично развивающейся региональной и международной ситуации даст определенные тактические преимущества, но при этом лишит его стратегических перспектив. Высока вероятность того, что замыкание ШОС на своих внутренних проблемах, кстати противоречащее заложенному в уставные документы принципу открытости, приведет к стагнации, усилит проявления инертности и бюрократизации в ее деятельности.

Очевидно, что Индия, Иран и Пакистан не будут бесконечно долго «топтаться» у входа в ШОС и в условиях острой геополитической конкуренции в мире развернутся к иным, более «восприимчивым» региональным структурам. Вряд ли это отвечает интересам государств-членов.

В то же время «открытие дверей» Нью-Дели и Исламабаду (а, возможно, в обозримом будущем и Тегерану) автоматически превращает ШОС в структуру, способную радикально изменить расклад сил на евро-азиатском пространстве. Под «зонтиком» Организации окажется почти половина населения Земли, а на входящие в нее страны будет приходиться  около одной пятой мирового ВВП.

По словам главы неправительственного Совета по внешней и оборонной политике России Ф.Лукьянова, «в случае если вступление Индии и Пакистана состоится, то ШОС резко усиливает влияние». Согласно его наблюдениям, внутри шанхайского объединения усиливается понимание, особенно на фоне ситуации на Украине, что чем мощнее развита инфраструктура дипломатических контактов в регионе, тем крепче становится положение входящих в нее стран в условиях новых вызовов. Он предполагает также, что расширение ШОС за счет Индии и Пакистана выгодно России, поскольку это создает условия для дополнительного балансирования и укрепления ее позиций в Организации.

Как считает китайский аналитик Чэнь Юйжун, в экономическом плане присоединение Индии и Пакистана приведет к «беспрецедентному расширению рынка экономического сотрудничества ШОС, придаст ей новые жизненные силы, увеличит скрытый потенциал и ресурсы промышленного развития. Новые члены также смогут воспользоваться помощью других стран-членов для защиты своей безопасности и содействия экономическому развитию»4.

Сходные оценки высказывает эксперт университета Брандейс в Бостоне Н.Хабили, полагающий, что присоединение Индии и Пакистана превратит ШОС из среднеазиатской в паназиатскую структуру, а также повысит ее глобальную значимость5.

Кандидатуры Нью-Дели и Исламабада усиливает то, что их внешняя политика опирается на принятые в 1954 году пять принципов мирного сосуществования («панча шила»), которые полностью соответствуют Уставу ООН - взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода, мирное сосуществование. Обе страны подписали все ключевые международные договоры и конвенции в сфере безопасности, в том числе 13 универсальных конвенций по вопросам борьбы с международным терроризмом.

Ни Индия, ни Пакистан не находятся в состоянии вооруженного конфликта с какими-либо государствами, выступают за мирное разрешение споров на основе договоренностей между заинтересованными сторонами. Именно такой подход является определяющим в спорных вопросах между ними. Примечательно, что имеющиеся расхождения не препятствуют конструктивному взаимодействию Нью-Дели и Исламабада в рамках ООН и ряда других международных и региональных структур.

С 2005 года Индия и Пакистан принимают участие в деятельности ШОС в качестве государств-наблюдателей. На регулярной основе участвуют в заседаниях СГГ, Совета глав правительств (СГП), а также в консультациях на уровне заместителей министров иностранных дел государств - членов ШОС, государств-наблюдателей при ШОС и других заинтересованных сторон по вопросам региональной безопасности. Ими также установлены устойчивые связи с РАТС ШОС.

Оба кандидата подписали Меморандум о создании Энергетического клуба ШОС, включающего большинство государств, взаимодействующих в рамках  ШОС, проявляют значительный интерес к участию в совместных проектах в сфере транспорта, телекоммуникаций, информационных технологий, фармакологии, сельского хозяйства и туризма. Прорабатывается вопрос об их подключении к Деловому совету и Межбанковскому объединению ШОС.

Что же касается Ирана, с 2005 года активно участвующего в работе Организации в качестве государства-наблюдателя, то его позиция в вопросе обеспечения региональной стабильности и безопасности также основана на общепризнанных принципах и нормах международного права, открытости, транспарентности и равенства. Иран последовательно отстаивает авторитет и жизнеспособность международно-правовых механизмов и институтов при центральной координирующей роли ООН.

Находясь с 2006 года под действием санкционного режима Совета Безопасности ООН, к настоящему времени, как это зафиксировано  в докладе МАГАТЭ от 20 января 2015 года, Тегеран полностью выполняет взятые на себя обязательства в соответствии с Совместным планом действий по урегулированию вопросов, связанных с иранской ядерной программой. Данный прогресс делает все более реальной перспективу снятия с Ирана ограничительных мер, что позволит начать полноценное рассмотрение его заявки на членство в ШОС. 

С учетом признанной мощи спецслужб и вооруженных сил Индии, Пакистана и Ирана, в случае их приема ШОС на порядок увеличит эффективность противодействия террористической угрозе, незаконному производству и обороту наркотиков, транснациональной организованной преступности, что значительно повысит «иммунитет» Организации к подрывным факторам.

Кроме того, кардинально усилится потенциал ШОС в вопросах стабилизации Афганистана, на протяжении десятков лет остающегося ключевым источником региональных угроз, сдерживающим развитие энергетического, экономического и транспортного сотрудничества в субрегионе.

Расширенная ШОС, которая включала бы всех соседей ИРА, имеющих влияние на основные внутриафганские силы, смогла бы стать эффективным медиатором процессов мирного урегулирования в этой стране, а также оказывать ей солидную экономическую и гуманитарную помощь.

Немаловажно и то, что объединение в рамках обновленной ШОС крупнейших производителей энергоресурсов, всего спектра сельскохозяйственной продукции и промышленных товаров любой сложности создает основу для формирования внутреннего рынка колоссальной емкости и разнообразных производственных цепочек - от сырья до конечного продукта.

Только расширенному составу ШОС будет по силам амбициозная задача «сшивания» разрозненного евро-азиатского экономического пространства перед лицом очередной волны глобального финансово-экономического кризиса. Требуется масштабная модернизация и уплотнение сети внутрирегиональных железнодорожных и автомобильных магистралей, линий электропередач, газо- и нефтепроводов. Данный инфраструктурный «скелет» позволит с опорой на мощные финансовые и трудовые ресурсы стран ШОС интенсифицировать разведку и освоение месторождений минеральных ресурсов, их глубокую переработку и экспорт готовой продукции с высокой добавочной стоимостью.

Существенно повысится вес ШОС в региональных и глобальных делах, прежде всего на площадке ООН. При этом ценно, что Шанхайская организация может предложить успешный опыт работы в качестве «полигона» отработки многостороннего взаимодействия на основе подлинного консенсуса, равноправия и уважения к национальным особенностям государств, участвующих в ее работе.

Кроме того, многопрофильное сотрудничество в рамках ШОС «стержневых» держав континента - России, Индии и Китая - заметно сузит возможности внерегиональных сил играть на противоречиях между ними, придаст импульс разрешению застарелых территориальных и прочих двусторонних проблем, позволит обратить ресурсы, растрачиваемые на конкурентную борьбу за влияние в регионе, на решение общих проблем безопасности и реализацию масштабных энергетических и транспортных проектов.

Оформление в рамках ШОС стратегического «треугольника»  Россия - Китай - Индия позволит выстроить прочный заслон на пути усилий по дестабилизации евро-азиатского пространства посредством «цветных революций», а также придаст мощный импульс становлению многополярной системы мироустройства.

В случае успеха расширения ШОС сделает громкую заявку на роль ключевой евро-азиатской платформы многостороннего сотрудничества в сфере безопасности и экономики, равноправной площадки межцивилизационного диалога по актуальным вопросам современной повестки дня международных отношений.

При этом представляется справедливым мнение директора Центра исследований Восточной Азии и ШОС А.В.Лукина, что в ходе работы по расширению ШОС необходимо исключить опасность трансформации Организации в механизм реализации своекорыстных целей принимаемых государств. Важным также, по его мнению, является обеспечение недопущения доминирования в ШОС одной или нескольких стран и равноценного учета всех ее членов при принятии ключевых решений, что позволит сохранить взаимоприемлемый баланс интересов.

Таким образом, России, провозгласившей одним из главных приоритетов своего нынешнего председательства в ШОС запуск процесса расширения, предстоит серьезная работа по убеждению партнеров в том, что дивиденды от приема важнейших региональных игроков с лихвой перекроют организационно-технические издержки, связанные с перенастройкой работы Организации в новых условиях. И это позволяет говорить, что шанхайское объединение подошло к периоду судьбоносных решений, которые определят ее будущее на обозримую перспективу.

 

 

 1Декларация глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (г. Астана, 5 июля 2005 г.)

 2Изимов Р. Перспективы развития Шанхайской организации сотрудничества // http://www.easttime.ru/reganalitic/1/240.html

 3Куртов А. Нужно ли России расширение ШОС // Интернет-газета «Столетие». 28.03.2008 // www.stoletie.ru/geopolitika/nuzhno_li_rossii_rasshirenie_shos.htm

 4http://russian.people.com.cn/n/2014/0922/c95181-8785894.html

 5Хабили Надер. Последствия расширения ШОС // World Politics Review (США) // http://inosmi.ru/middle_asia/20110621/170984829.html