Несмотря на необычный по смыслу  заголовок, речь в данной статье пойдет о возможности и перспективах полномасштабного сотрудничества между Россией и Японией. Звучит нереально, скажут многие. Но жизнь справедливо учит нас - в международных отношениях возможны любые повороты.

На политической арене Азиатско-Тихоокеанского региона эти два государства стоят как бы особняком. Фактически они оттеснены на вторые роли американцами и бурно развивающимся Китаем. Располагающие внушительным потенциалом и имиджем держав, игравших активную и важную роль в послевоенной истории Азии, Москва и Токио сегодня непоследовательно, но настойчиво ищут пути к сближению. К этому их побуждает жесткая реальность международной жизни начала ХXI века. Сталкиваясь с  новыми геополитическими и внутренними вызовами, Россия и Япония объективно становятся естественными стратегическими партнерами в Восточной Азии.

Дело в том, что на протяжении последнего 20-летия медленно, но неуклонно меняется прежний международный порядок: американские попытки заменить послевоенный двухполюсный мир однополярным, по существу, провалились, открыв дорогу становлению и развитию более сложной и менее управляемой международной системы, базирующейся  на  многополярности. «В мире не останется ни одной гегемонистской державы. Мир станет многополярным. Мощь перейдет к сетям и коалициям», - утверждает в этой связи заслуживающий внимания  доклад американского Национального совета по разведке «Глобальные тенденции-2030», в котором американцы пытаются обобщить происходящие в мире основные перемены1. Особенно наглядно эти изменения проявляются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, одном из трех крупнейших центров мировой экономической активности: страны данного района лидируют по темпам роста экономики, уровню экономической взаимозависимости и интенсивности интеграционных процессов.

Переход к новой системе международных отношений происходит на фоне ослабления экономического и военного могущества США, становления и укрепления новых силовых центров в лице Китая, Индии, Бразилии и России. КНР занял первое место по уровню ключевого экономического показателя - объема ВВП. Подменяя многостороннюю систему ООН системой двусторонних отношений с союзниками, через которую США стремятся регулировать международные отношения в нужном им направлении с опорой на силовые методы, Вашингтон показал себя слабым и неуверенным менеджером, ведущим международный корабль к хаосу и неопределенности.

Китай, напротив, позиционируя себя как набирающая вес региональная сверхдержава, сделал заявку на безусловное лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, проявляет волю к соперничеству там за ресурсы и влияние с ведущими странами этого района мира (США и Японией). Региональное лидерство играет важную позитивную роль в делах  Восточной Азии. Оно сплачивает региональное сообщество, способствует усилению экономического взаимодействия между расположенными здесь государствами в интересах будущего совместного процветания. Доминирующий в региональной экономике Китай последовательно перестраивает под себя экономические связи с азиатскими партнерами, превратившись для них в крупнейший рынок и оттеснив в этом отношении США на вторые роли. Поднебесная стала ведущим торговым партнером 127 стран мира, обогнав Америку, на которую приходится основная доля торговли 76 государств2.

Нарастает соперничество в экономической области между США и Китаем, а также между группой промышленно развитых стран региона, включая Японию, и Китаем. Значимость экономик государств Восточной Азии для мирового хозяйства весьма велика. Ключевые страны региона (Китай, Япония и Южная Корея) располагают совокупным ВВП, составляющим 20% общемирового, и входят в десятку государств с наибольшим объемом внешней торговли3. Однако, несмотря на тесное экономическое сотрудничество, отношения между ними  весьма напряженные. При этом Китай и Япония в последнее время все чаще рассматривают друг друга как стратегические соперники.

Китайская многосторонняя дипломатия хорошо вписывается в усилия правительств государств АТР по обеспечению их национальных интересов в региональных организациях. Китай первым из ведущих государств АТР создал в 2010 году зону свободной торговли с государствами  АСЕАН, обойдя тем самым своих главных конкурентов - США и Японию. Для членов Ассоциации китайская экономика сегодня - это гарантия их хорошего «экономического» самочувствия, а налаженная в конце ХХ века промышленная кооперация стран АСЕАН с Японией в нулевых годах нынешнего века уступила приоритет тесному экономическому сотрудничеству с Китаем. Асеановцы все больше втягиваются в экономическое взаимодействие с КНР, усиливая тем самым японо-китайскую конкуренцию за влияние на страны Ассоциации. Поднебесная последовательно ведет дело к вытеснению в перспективе Америки из Восточной Азии и сужает здесь поле маневра экономической дипломатии Японии, которую раздражает агрессивная борьба китайцев в АТР за рынки сбыта и природные ресурсы. 

Все это явно не стыкуется с устремлениями Токио восстановить былое влияние и играть ведущую роль в развитии экономической интеграции и политического процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, противоречит выдвинутой в 1997 году тогдашним  премьер-министром Р.Хасимото «евразийской доктрине», закрепляющей за Страной восходящего солнца  особую роль в Восточной Азии.  Не лучшим для японского руководства образом обстоят дела в политической и военной сферах, где Пекин значительно усилил свои позиции и быстрыми темпами увеличивает военную мощь, которую, как показали события последних двух лет, он умело использует в политических целях.

Модернизация Вооруженных сил Китая, включая усиливающиеся космическую, военно-морскую и ядерную компоненты, а также его растущие возможности в области кибервойн, вызывает в США и Японии большое беспокойство, равно как и действия Поднебесной по самоутверждению в Восточной Азии,  в том числе путем распространения своего суверенитета на значительные водные пространства и островные территории. «Следуя совету военного стратега древности Сунь-Цзы, Пекин намеревается победить без сражения, постепенно создавая ситуацию, в которой открытое сопротивление его политике окажется тщетным и бесполезным»4.

Наращивание быстрыми темпами китайской военной мощи постепенно девальвирует традиционные факторы американского военного превосходства в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Все более осязаемым становится призрак новой холодной войны между США и Китаем, где у Японии, давнего американского союзника, нет другого выбора,  как поддерживать Вашингтон, втягиваясь тем самым, по существу, в открытое соперничество  с КНР. Ситуация осложняется обострением японо-китайских противоречий из-за принадлежности островов Сенкаку (китайское название Дяоюйдао): в конце ноября 2013 года Пекин расширил зону ПВО над Восточно-Китайским морем и потребовал от иностранных самолетов в обязательном порядке информировать китайские власти о маршруте следования, а прикрывающие острова военные корабли и самолеты Японии непосредственно соприкасаются там с патрулирующими близлежащие воды подразделениями ВС Китая. На самом деле, подчеркивает Роберт Каплан, старший научный сотрудник Центра разработки новой стратегии национальной безопасности США, «спор из-за островов обусловлен все той же растущей мощью Китая и страхом, который эта мощь внушает японцам. Страх, в свою очередь, помогает Японии выбраться из своей квазипацифистской раковины и реанимировать национальный дух и милитаризм»5.

Вызов,  который возникал перед Японией в прошлом и который снова замаячил сейчас, состоит в обеспечении выживания страны в существующей сложной многополярной международной системе, где доминируют более сильные державы.  Вопрос о необходимости выживания - исторически характерная черта внешней политики Токио. Японский подход к изменениям статус-кво, в отличие от других великих держав, заключается в восприятии внешней среды как сложившейся объективной реальности и в приспособлении к ней путем проведения прагматичной политики.

Вот уже более десяти лет Япония настойчиво ищет адекватный ответ на китайский вызов. Сначала - в рамках привычных союзнических схем с американцами, например в виде укрепления двустороннего союза и совместных военно-политических усилий по противодействию «зарвавшемуся новому региональному гегемону». Затем - смелее и шире, предпринимая попытки наладить сотрудничество с заведомо сложными партнерами, совместное противодействие Пекину с которыми (учитывая совокупный экономический и военный потенциал) позволило бы не только выжить, но и, возможно, изменить в свою пользу сложившийся в регионе статус-кво. Таким партнером, как ни странно, в Токио видят Россию. Если рассуждать на экспертном уровне, то объективно в «шахматной партии» против Пекина Россия - наиболее важная фигура. Не оглядываясь на прошлое и оставляя за бортом существующие между двумя странами проблемы (в кризисной ситуации они перестают быть главными), в Токио исходят из того, что успешная кооперация с Москвой позволит задействовать Россию в качестве реальной опоры в борьбе против китайской гегемонии.

Резонов здесь несколько. Во-первых, Россия является великой державой, обладающей крупным ресурсным и военным потенциалом, членом СБ ООН. Ее  поддержка одной из противоборствующих сторон в Восточной Азии при определенных обстоятельствах может обеспечить решающий перевес сил и изменить ситуацию в пользу этой стороны. Во-вторых, сближение с ней создаст существенные преимущества для японской экономики в обеспечении сырьем и энергией. Сотрудничество с Россией в условиях разворачивающейся конкуренции  на российском рынке со стороны Китая и Южной Кореи открывает широкие перспективы для деятельности японского бизнеса в осуществлении мегапроектов в восточных районах России. В-третьих, Россия - крупный рынок сбыта для товаров японской промышленности. В-четвертых, курс на сдерживание Китая диктует усиление конкуренции с ним на российском рынке, недопущение превращения России в сырьевую базу Поднебесной с практически неограниченным доступом к природным ресурсам на Дальнем Востоке. В-пятых, участие Японии в экономическом развитии Сибири и Дальнего Востока могло бы стать основой более обширной программы модернизации партнерских отношений. В-шестых, основные стратегические вызовы для Японии в данном регионе исходят главным образом от политики США, Китая и, возможно, в будущем - от объединенной Кореи. Соответственно, усиление всех троих или любого из них и параллельное сохранение экономически слабой России невыгодно для Японии.

При этом в политических кругах, и особенно в СМИ, все чаще высказывается мнение о том, что «пассивная политика» следования Японии в фарватере США себя изжила, так как не позволяет ей более активно участвовать в формировании нового мирового порядка.

Япония не скрывает желания играть активную соответствующую ее экономической мощи роль в Восточной Азии в области политики и безопасности, посылая региональному сообществу сигналы в этом направлении. Ее стремление противодействовать инициативам Пекина (укрепление военных гарнизонов, введение постоянного патрулирования водных пространств, проведение военно-морских учений, установление опознавательной зоны ПВО в воздушном пространстве над Восточно-Китайским морем), проводить политику сдерживания КНР и параллельно сблизиться с Россией по-разному воспринимается в восточноазиатских странах.

В Китае, КНДР и Южной Корее, в прошлом сильно пострадавших от японской оккупации, а ныне ведущих борьбу с Японией за территории и акватории в Восточно-Китайском море, отношение к политике Токио явно негативное. Китай раздражают японские планы по развитию отношений с Россией и участию в реализации американской политики по сколачиванию антикитайской коалиции: Япония активизировала свои отношения с Индией, Мьянмой, Вьетнамом, Тайванем, Сингапуром и Австралией. В Пекине с озабоченностью следят за наращиванием Японией своей военной мощи и ее участием в американских усилиях в Северо-Восточной Азии по совершенствованию восточного сектора ПРО США. Это провоцирует ответную реакцию Поднебесной и настороженное отношение  российского руководства. Масштабное перевооружение Японии лишь подстегнет гонку вооружений в Азии, накалит страсти и повысит риск втягивания Китая и Вашингтона, не говоря уже о самом Токио, в территориальные и другие конфликты.

В других странах Восточной Азии, наоборот, смотрят на Японию как на стратегический противовес Китаю. «National Interest» в этой связи приводит эпизод, когда корреспондент «Financial Times» задал вопрос министру иностранных дел Филиппин Альберту дель Розарио о том, как его правительство отнесется к перевооруженной, отказавшейся от своего пацифизма Японии, он ответил: «Мы будем это всячески приветствовать» - и добавил: «Мы ищем уравновешивающие факторы в регионе, а Япония может стать существенным уравновешивающим фактором»6. Прогресс в отношении роли Японии в регионе налицо, учитывая, что еще 20 лет назад Филиппины вкупе с Австралией и Сингапуром довольно резко выступали против перевооружения  Страны восходящего солнца.

Такой подход находит практическое воплощение. В январе 2013 года Токио и Манила договорились о развитии сотрудничества в вопросах обеспечения морской безопасности. Япония развивает военно-политические связи также с Сингапуром и Австралией.  Мысль о необходимости создания противовеса растущей мощи Китая  прослеживалась и в ходе официального визита главы индийского правительства в Токио 27-29 мая 2013 года на переговорах  Манмохана Сингха  с премьер-министром Синдзо Абэ7.  В этот же контекст хорошо вписывается тезис последовавшего за встречей лидеров  совместного заявления  о необходимости «консолидации и укрепления в ближайшие годы стратегического и глобального партнерства между Индией и Японией с учетом изменений в окружающей  стратегической обстановке»8.

Что касается России, то в пользу сближения с ней действуют и усилившиеся в последнее время в японском руководстве сомнения в отношении США. Япония не знает, как Вашингтон - ее стратегический  союзник - поведет себя в случае серьезного военного столкновения в регионе. Хотя в принципе американцы не отказываются от своих обязательств по защите японской территории, порой они делают весьма  двусмысленные заявления на этот счет. Авторитетный американский журнал «Foreign Affairs» называет такую позицию «амбивалентной политикой сдерживания - то есть пустой риторикой и уклонением от принятия решений вместо стратегического планирования. Это довольно опасная практика, которая заключает в себе одновременно провокацию и слабость»9. Она, безусловно, подрывает авторитет Вашингтона.

Страны Восточной Азии, включая Японию, полагают, что США могут пойти на риск конфронтации с КНР только в исключительных обстоятельствах, когда непосредственно затрагиваются коренные интересы Америки. Поэтому, что бы японские официальные власти ни заявляли по поводу причин решительного поворота в сторону России, не приходится сомневаться, что он в значительной мере обусловлен китайским фактором.

Здесь также важно отметить, что  японо-американские связи  в начале ХХI века значительно усложнились и перешли на новый уровень, когда расхожее определение их как связей между патроном и клиентом уже не соответствует полностью содержанию этих отношений. Сотрудничество с Россией в этом плане  рассматривается руководством страны как важный элемент в становлении Японии в качестве глобальной политической державы и регионального лидера в Азии.

Положение и мотивы России в пользу сближения с Токио существенно отличаются от ситуации, в которой находится Страна восходящего солнца.  В российском руководстве гораздо легче воспринимают тезисы о «китайской угрозе», и движение навстречу Токио, скорее, обусловлено экономическим  императивом, желанием привлечь японские инвестиции в российскую экономику, прежде всего в восточные районы страны. Стремление России активнее интегрироваться в хозяйственную систему АТР, избежать экономической зависимости от Китая напрямую выводит ее на расширение и углубление разносторонних связей с  Японией.

Россию и Японию также сближают общие подходы к развитию азиатско-тихоокеанского сотрудничества, стремление к созданию региональной системы безопасности в интересах большинства восточноазиатских государств. Обе страны полагают, что именно через многостороннее экономическое взаимодействие и совпадение геополитических интересов должно идти развитие политической обстановки в Восточной Азии. Оформленное организационно в общерегиональном формате такое сотрудничество даст возможность поработать инструментам экономической интеграции, решать острые и спорные вопросы на региональных форумах, будет сдерживать  Китай, не позволяя  ему создавать конфликтные ситуации, решать территориальные споры и вопросы морского судоходства за счет интересов международного сообщества. Для Соединенных Штатов оно обеспечило бы возможности сохранить свое присутствие в данном районе мира,  а Японии помогло бы расширить и укрепить влияние в нем как ведущего партнера в экономической и политической сферах.

Экономики двух стран объективно  взаимодополняемы. Хозяйственная связка между Россией и Японией может при благоприятных условиях обеспечить прорыв в экономическом развитии Сибири и Дальнего Востока и, безусловно, подстегнет выгодную российской власти конкуренцию за обширные  ресурсы страны между Китаем, Японией и Республикой Корея, располагающими сильными позициями на российском рынке. С Японией у России, кроме территориальных претензий на Южные Курилы, по которым идет активный поиск взаимоприемлемых развязок, нет серьезных стратегических противоречий. Кроме того, Япония является второй после Китая крупнейшей экономикой в Восточной Азии и располагает передовыми технологиями, которые так необходимы России. Резюмируя российские мотивы в пользу развития связей со Страной восходящего солнца, сделаем акцент на готовности Москвы не только идти по пути сближения со своим восточным соседом, но и выводить отношения с ним на новый, более высокий уровень - уровень стратегического партнерства.

Упомянутые выше факторы, которые в силу ряда внешних и внутренних причин (влияние США, проамериканское лобби в Токио, зацикленность на «северных территориях»,  высокие ставки и большое число различных налогов в России, высокий уровень преступности и коррупции) не сработали должным образом, за последний год получили новый импульс.

Резкое обострение территориальных споров Китая с Японией и государствами АСЕАН (Филиппинами, Малайзией и Вьетнамом) в 2012 году в значительной мере усилило настороженное отношение к Китаю в регионе, привело японское руководство к выводу о том, что время не терпит, а  работает сейчас на Пекин. Поэтому пришедшее в Токио на волне националистических настроений к власти в конце 2012 года новое правительство  Синдзо Абэ без особо долгих раздумий развернулось в сторону России.

Абэ возглавил японский кабинет в конце декабря 2012 года, а уже в апреле 2013 года совершил первый за последние десять лет визит на высшем уровне в Москву. Перед поездкой в Россию японский премьер  заявил, что отношения с ней являются «одними из самых перспективных с точки зрения двусторонних связей»10. В ходе визита Абэ 28-30 апреля 2013 года акцент был сделан на развитие делового сотрудничества. В 2012 году объем взаимной торговли достиг 32 млрд. долларов, а общая сумма  накопленных японских инвестиций составила  почти 11 млрд. долларов11. Этого явно недостаточно, считают руководители двух стран, ведь потенциал Японии и России в разы превышает нынешнее реальное экономическое сотрудничество между ними.

Российский президент рассчитывает, что число взаимовыгодных проектов  будет неуклонно расти и поддержку им окажет новый фонд - Российско-японская инвестиционная платформа с капиталом в миллиард долларов. С российской стороны в нем участвуют  Внешэкономбанк (ВЭБ) и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), с японской - Японский банк для международного сотрудничества (JBIC)12. Кроме этого, были подписаны межправительственное соглашение по культурным центрам, меморандумы о сотрудничестве в области транспорта, энергетики, об обмене информацией по вопросам отмывания денег и финансирования терроризма. В.В.Путин был приглашен посетить в 2014 году Токио с ответным визитом.

Деловая активность Японии на российском рынке постепенно растет. На прошедшем в начале марта 2013 года в Токио российско-японском форуме, в частности, отмечалось, что свой бизнес в России сегодня обустраивают около 300 компаний, имеющих «японские корни». Только в 2012 году в российскую экономику было инвестировано 757 млн. долларов. Правда, зачастую японские компании действуют через свои дочерние фирмы или аффилированные структуры в Европе, поэтому эти цифры должны быть выше и не полностью отражают реальную действительность13.

Следующим крупным продвижением вперед в российско-японских отношениях стало налаживание взаимодействия в такой весьма деликатной области, как сфера безопасности. 2 ноября 2013 года в Токио Россия и Япония провели первую в истории двух стран встречу в формате «2+2»14.  Министры иностранных дел и обороны Японии Фумио Кисида и Ицунори Онодэра обсудили с российскими министрами Сергеем Лавровым и Сергеем Шойгу вопросы  региональной безопасности.

С предложением о проведении переговоров Япония выступила в феврале 2013 года, а уже в апреле на саммите в Москве оно было одобрено руководителями двух государств. Быстрое согласие Москвы в МИД Японии восприняли как «обеспокоенность России морской экспансией Китая». Такая трактовка, однако, вызвала возражение у российских партнеров. Замминистра иностранных дел И.Моргулов выступил с соответствующим комментарием: «Японские коллеги прекрасно знают, что Китай - наш стратегический партнер, и за его спиной мы дискуссий о нем не ведем» - и опроверг «теорию сдерживания Китая»15.

В актив  переговоров министров следует занести договоренности сторон о совместных учениях по борьбе с терроризмом и пиратством, о регулярных встречах министров обороны, совместных учениях по обезвреживанию морских пиратов в Аденском заливе, об обмене визитами офицеров военно-морских сил России и Японии, о регулярных консультациях в области кибербезопасности, об обмене мнениями и информацией о миротворческих операциях16.

Нацеленность на разностороннее сотрудничество с Россией и учет ее интересов проявляются в конкретных действиях правительства Абэ в международных организациях. Благодаря поддержке Японии, России удалось в прошлом году приобрести обширные морские территории площадью 52 тыс. кв. км в центре Охотского моря. В мае 2013 года Япония направила в ООН ноту, в которой дала согласие на рассмотрение этого вопроса без увязки с решением проблемы Курильских островов. Произошло это почти сразу же после визита главы японского правительства в Россию. В результате международное сообщество признало его внутренним морем России17.

Несмотря на нежелание Москвы в контактах с Токио обсуждать своего стратегического партнера, Японии все же удается использовать в своих интересах противоречия между Россией и Китаем, который все больше присматривается  к  Арктике и намерен осваивать Северный морской путь. По утверждению  журнала «Foreign Affairs», летом 2012 года «китайский ледокол «Снежный дракон» предпринял историческую арктическую экспедицию. После этой экспедиции Москва выступила за предоставление Японии статуса наблюдателя в Арктическом совете, проигнорировав давнее стремление Китая получить этот статус»18. Позже, в мае 2013 года, с рядом других государств Китай вошел в состав стран - наблюдателей Арктического совета.

Сегодня можно констатировать, что за последнее  20-летие усилиями обеих сторон созданы благоприятные условия для успешного развития российско-японских отношений. Хотя в прежние годы попытки форсированного налаживания двустороннего сотрудничества неоднократно срывались, нынешняя ситуация в отношениях между двумя странами выглядит иначе и вселяет обоснованный оптимизм. Во многом попытки сближения срывались из-за того, что, начиная переговоры, каждая из сторон рассчитывала добиться конкретных практических целей. Поэтому из-за деревьев не видели самого леса. Видеть же надо обязательно весь лес, не зацикливаться на отдельных проблемах, а подмечать общие тенденции, которые являются движущими силами мировой и региональной политики, истинной причиной существующих и будущих конфликтов.

Главная цель в российско-японских отношениях - взаимовыгодное стратегическое партнерство, а урегулирование тактических проблем, пусть даже и значимых с какой-то точки зрения, - лишь средство в достижении большой общей цели.  В Москве и Токио прекрасно  понимают, что политическая ситуация в АТР динамична и быстро меняется. В условиях бурно развивающейся Восточной  Азии сдерживание процесса развития связей между нашими государствами контрпродуктивно для обеих сторон и отступать дальше некуда. Следовательно, уместно обратиться к опыту пограничного урегулирования  между Россией и Китаем как образцу комплексного решения сложных, в том числе территориальных, проблем. Договоренности по границе в буквальном смысле слова открыли шлюзы для развития российско-китайских отношений, создали благоприятные возможности для последующего вывода их на уровень стратегического партнерства.

Поэтому от внешнеполитических и других ведомств обеих стран требуется кропотливая и последовательная работа по реальному сближению России и Японии, качественному улучшению отношений между ними на основе взаимных уступок и компромиссов. В ней важно избегать  невыполнимых обещаний, искусственно не торопить события и не подстегивать переговорный процесс. Для достижения успеха переговоров следует прислушиваться к голосу общественности, мнениям экспертов, избегать проявлений национализма и не навязывать переговорщикам чисто политических решений, не в полной мере учитывающих национальные интересы.

При этом следует понимать, что у развития российско-японских отношений есть противники, и весьма влиятельные, которые не хотят, чтобы заноза в виде территориального вопроса, длительное время являвшаяся основным препятствием  на пути к сближению двух стран, была устранена. С ними нужно работать и пытаться нейтрализовать исходящее извне и изнутри противодействие поискам достойного компромисса, который позволил бы одним не потерять лицо, а другим избежать упреков в чрезмерных уступках и отсутствии политической воли.

Главное сейчас, как видится с российского угла, заложить прочный экономический фундамент двусторонних отношений, сформировать широкую зону совместных интересов, подкрепленную масштабными хозяйственными проектами. Без этого сближение вряд ли будет устойчивым, не сможет выдержать как колебаний в политике Японии, так и резких изменений в региональной военно-политической обстановке. Кроме того, важно, чтобы политический диалог на высшем уровне был постоянным и доверительным, обеспечивал возможность открыто и объективно обсуждать ключевые политические проблемы и вопросы региональной безопасности. Это позволило бы раскрыть существующий большой посреднический и миротворческий потенциал России и Японии, задействовать его с целью предотвращения  политических кризисов, наподобие того, который возник весной прошлого года в отношениях между КНДР и РК в результате  ядерных испытаний Пхеньяна19.

Умелое использование всех этих необходимых элементов российско-японского политического взаимодействия - залог успешного продвижения вперед, выхода на желаемый уровень стратегического партнерства. И в данной связи большое внимание и в России, и Японии уделяется намеченному на нынешний год официальному визиту в Токио Президента В.В.Путина, который призван закрепить достижения прошлого и сформулировать «Дорожную карту» движения в будущее.

Однако известные события на Украине под давлением США вносят негативные коррективы в планы японского руководства. Усилия Абэ  по сближению с Москвой сталкиваются в последнее время с серьезными трудностями. Несмотря на твердую приверженность идее сближения двух стран, он не смог уклониться от присоединения к антироссийским санкциям Запада.  Япония запретила въезд в страну 23 гражданам России, связанным с ситуацией на Украине, а министр иностранных дел Фумио Кисида отказался от запланированной поездки  в Москву. Запланированный на осень текущего года визит В.В.Путина в Японию теперь тоже под вопросом. Спасти визит, как и намеченный курс на сближение, может только проявление с обеих сторон  политической воли и стратегического видения перспектив развития в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

 

 1Независимая газета. 12.12.2012.

 2Там же. 12.04.2012.

 3 Эксперт. №46. 16.11.2012 .

 4Россия в глобальной политике. №5. 2012. Сентябрь/октябрь. 

 5The Prime Russian Magazine. 15.04.2013. 

 6The National Interest. 31.05.2013.

 7Ibid.

 8http://www.riss.ru. 05.06.2013.

 9Foreign Affairs. 25.03.2013. 

10Аргументы недели. №17. 07.05.2013.

11Российская газета. 30.04.2013.

12Там же.

13Там же. 11.03.2013.

14Foreign Affairs. 21.11.2013.

15Asahi Shimbun. 31.05.2013.

16Ibid.

17Аргументы недели. №45. 21.11.2013.

18Foreign Affairs. 28.11.2013.

1912 февраля 2013 г. КНДР провела испытательный ядерный подземный взрыв. Совбез ООН ввел против Сеула дополнительные международные санкции, к которым присоединилась и Россия. В ответ Пхеньян разорвал все соглашения о ненападении с Сеулом, объявив состояние войны, и аннулировал совместное заявление участников шестисторонних переговоров о денуклеаризации полуострова, назвав его давно утратившим силу. ВВС США и Южной Кореи начали ежегодные совместные военные учения// Независимое военное обозрение.  27.12.2013.