В  настоящее время система международных отношений и существующий мировой порядок проходят «испытание Украиной». Отношения России со странами Восточной Азии - отнюдь не исключение а, скорее, подтверждение и наглядная иллюстрация этого.

Так, администрация США, взявшая курс на изоляцию России, склоняла к введению санкций и ограничений против нее не только страны ЕС и остальную Европу, но и страны Восточной Азии и АТР. В июле 2014 года, в разгар пропагандистской истерики в западных СМИ по поводу сбитого над Восточной Украиной малайзийского «боинга», помощник госсекретаря США Питер Харрелл совершил турне по странам региона, пытаясь убедить их в том, что санкции против России ввести необходимо. Харрелл встретился с правительственными чиновниками и лидерами частного сектора в каждой из стран, которые он посетил.

«Конечно, мы надеемся, что страны Азии - региона, славящегося большим количеством значимых финансовых и коммерческих центров, - присоединятся к нам в нашей тактике политического давления [на Россию]», - заявил представитель Госдепартамента. Однако результат этих усилий оказался негативным. «Америка настаивает на том, что Азии следует принять меры против России. Но любые старания Вашингтона, скорее всего, обречены на провал», - подчеркивал в этой связи японский журнал «Дипломат»1.

Действительно, ближайшим союзникам Вашингтона в Восточной Азии было трудно не поддаться нажиму «старшего партнера». Так, в сентябре 2014 года правительство Японии ввело дополнительные санкции против России. Ограничения затронули в первую очередь финансовый сектор: были введены санкции против Сбербанка, Внешторгбанка, Внешэкономбанка, Газпромбанка и Россельхозбанка. Это был уже четвертый пакет антироссийских санкций, принятых Японией с весны этого года.

Однако до сих пор санкции Японии были самыми мягкими по сравнению с мерами, принятыми другими странами «семерки». С начала обострения ситуации на Украине Япония балансировала между необходимостью в той или иной степени поддерживать решения и санкции стран «семерки» против России и нежеланием испортить отношения с Россией2.

Япония зависима от США в вопросах безопасности, поэтому ей пришлось ввести «пакет» санкций в отношении России, открыто признал губернатор японской столицы Ёити Масудзоэ во время своего недавнего визита в Томск. При этом он особо подчеркнул: «Что касается Украины и принадлежности Крыма, то история этого полуострова незнакома японским людям, у нас мало знают, почему у России особая заинтересованность в этом вопросе. Я хотел бы, чтобы российская сторона больше объясняла мировому сообществу свою позицию»3.

Лидеры России и Японии могут встретиться уже в ноябре на саммите АТЭС. Тем не менее до сих пор остаются под вопросом сроки, в которые может состояться объявленный ранее визит Путина в Токио (это связывают с событиями на Украине). «Синдзо Абэ сегодня между двух огней. С одной стороны, «Группа семи», с другой - укрепление доверительных личных отношений с Путиным, нацеленных на то, чтобы разрешить давний территориальный спор», - пишет японская газета «The Japan Times»4.

Если Япония нехотя и под давлением пошла на санкции, то Южная Корея, другой ближайший союзник США в Восточной Азии, открыто заявила, что не горит желанием выступать против Москвы. Посол Республики Корея в Российской Федерации Ви Сон Лак заявил о том, что Южная Корея не собирается следовать примеру Соединенных Штатов и Европы. Позднее представитель Министерства иностранных дел Южной Кореи подтвердил информацию о том, что ни о каких санкциях речи не идет5.

Это неудивительно: две страны поставили перед собой цель выйти на уровень конструктивного стратегического партнерства, и во время визита Владимира Путина в Сеул в ноябре 2013 года к этому был сделан серьезный шаг вперед. Введение безвизового режима для краткосрочных поездок будет способствовать активизации бизнес-туризма, особенно с корейской стороны, - так Россия и РК приблизят возможности масштабного сотрудничества по взаимному освоению и развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока (что для России является приоритетной стратегической задачей). Это не только экспорт российских энергоносителей в Корею, но и совместные предприятия по производству продукции с высокой добавленной стоимостью: судостроительный кластер, автомобилестроение, транспортное машиностроение, а также совместное развитие региональной инфраструктуры и проекты в области науки и высоких технологий, сельского хозяйства, мирного космоса и др.

Обе страны высоко оценивают устремления и намерения друг друга в сфере региональной безопасности и сотрудничества: российские наработки по созданию многосторонних механизмов безопасности и сотрудничества в Северо-Восточной Азии хорошо рифмуются с евразийской инициативой Президента Казахстана. У сторон есть высокая степень взаимопонимания и по наиболее сложному и болезненному вопросу, касающемуся северокорейской ядерной проблемы и межкорейского диалога. Они однозначно высказываются в поддержку режима ядерного нераспространения на Корейском полуострове, за возобновление шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной проблеме.

Готовность России к активному миротворчеству на Корейском полуострове подкрепляется конкретными делами и предложениями. Это прежде всего касается проектов транспортной и энергетической инфраструктуры с предполагаемым участием России и двух корейских государств: восстановление Транскорейской железной дороги и соединение ее с Транссибом, транскорейский газопровод и др.

Вообще у России и РК есть общее понимание широкого спектра всех международных проблем - от необходимости мирного разрешения сирийского конфликта до укрепления роли ООН в мировых делах. Стратегическое партнерство России и Республики Корея обретает зримые черты, и южнокорейская сторона не собирается омрачать эту перспективу антироссийскими санкциями.

Австралия, считающая себя частью Запада, поддержала политику США и ЕС, введя санкции против России. Правительство Австралии 1 сентября 2014 года объявило об их ужесточении: был прекращен экспорт вооружений и нефтегазового оборудования в Россию, российские государственные банки потеряли возможность выходить на австралийский рынок капитала, а австралийские компании - вести торговлю с Крымом и инвестировать в его экономику.

Премьер-министр Австралии Тони Эбботт пытался даже использовать недавний саммит НАТО в Уэльсе, чтобы заручиться поддержкой стран «G-20» для блокирования участия Владимира Путина в саммите «двадцатки», который пройдет в ноябре 2014 года в австралийском Брисбене. Однако лидеры стран «G-20» не пришли к согласию по поводу запрета на участие Президента России в саммите. Глава МИД Австралии Джули Бишоп заявила, что Австралия принимает «G-20» и не имеет права отозвать приглашения, которые уже были отправлены. «Нужно, чтобы внутри «G-20» был консенсус [по поводу участия Путина в саммите], а сейчас такого консенсуса нет», - пояснила глава австралийского МИД6.

Взаимные санкции Запада и России, введенные в связи с украинским кризисом, позволили Москве укрепить партнерские отношения со странами БРИКС, а также повысили степень сплоченности стран БРИКС на мировой арене. Примечательно, что в ответ на призывы Австралии исключить Россию из «Большой двадцатки» после аннексии Крыма министры иностранных дел стран БРИКС выступили с совместным заявлением, в котором они подчеркнули, что «эскалация агрессивной риторики, санкции и контрсанкции, а также применение силы не могут привести к устойчивому и мирному решению конфликта в рамках международного права». Китай, Бразилия, Индия и Южная Африка воздержались на голосовании по резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в которой референдум в Крыму был подвергнут критике7.

Сингапур (с его в целом прозападной политикой) не признал санкции против России, страна намерена продолжить стратегическое партнерство с РФ, сообщил первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. «Они сказали, что не признают такие санкции, которые сейчас действуют со стороны западного мира, поскольку санкции должны основываться на нормах международного права. А Совет Безопасности ООН никаких решений по санкциям не принимал», - сказал И.Шувалов8.

Остальные страны АСЕАН также не поддержали антироссийскую политику санкций - более того, они выступили за активизацию торгово-экономического сотрудничества с Россией. Так, в ходе консультаций министров экономики Россия - АСЕАН в августе 2014 года глава Минэкономразвития России Алексей Улюкаев предложил странам АСЕАН увеличить экспорт агропромышленной продукции в России, обратив внимание на открывающиеся для стран АСЕАН возможности поставок в Россию сельскохозяйственной продукции, после того как Россия с 7 августа ввела эмбарго на импорт в РФ ключевых групп продуктов питания из стран, которые ранее инициировали и поддержали санкции против России.

В ходе консультаций представители всех стран АСЕАН высказали готовность увеличить поставки сельхозпродукции в РФ. Увеличение поставок экспорта сельхозпродукции из этих стран может составить, по приблизительным оценкам, в короткие сроки до 30-40%, а на более длительную перспективу - увеличиться в разы. В целом торговый оборот между Россией и странами АСЕАН достиг 17,5 млрд. долларов, по итогам 2014 года он может вырасти на 6% по сравнению с прошлым годом, отметил глава МЭР РФ9.

Казалось бы, после трагедии со сбитым 17 июля малайзийским «боингом» от члена АСЕАН - Малайзии можно было бы ожидать роста антироссийских настроений. Однако политический обозреватель МИА «Россия сегодня», известный эксперт по Китаю и странам Юго-Восточной Азии Дмитрий Косырев показывает, как изменилось общественное мнение в стране за несколько недель после катастрофы. Ссылаясь на информированный источник, близкий к малайзийскому правительству и экспертным кругам страны, он констатирует, что общественное мнение Малайзии заметно сдвинулось в сторону такой позиции: это заговор, за которым стоят США, но фактов мы никогда не узнаем. И произошел этот сдвиг, по мнению эксперта, как раз из-за санкций против России.

«Далее, - рассуждает Д.Косырев, - зачем американцам нужна была поддержка азиатов. Здесь вердикт такой: надо было попытаться избежать впечатления от собственной изоляции. В мире 192 государства, не считая непризнанных. Сколько из них спешили вводить против России санкции? А все те же 20-30. Запад. О закате влияния которого только и говорят, и особенно в Азии. Поэтому было нужно по крайней мере попытаться превратить изолированное западное меньшинство в иллюзию большинства»10.

О своем неприятии западной политики санкций вообще и санкций против России в частности открыто заявила Индия. Пинак Р.Чакраварти, политолог, бывший заместитель министра иностранных дел Индии, в своей статье «Санкции против России тщетны» на страницах газеты «Трибюн» пишет: «Запад только тогда занимает позицию «с высоты моральных принципов», когда это отвечает его собственным интересам, изображая все так, будто «интервенция» - это благо в плане обеспечения прав человека, демократии, свободного рынка и либерального миропорядка. При этом гнев по поводу российской аннексии превращает его в чемпиона по лицемерию… Российский захват не был неизбежным, но Запад перешел черту, спровоцировав после нескольких месяцев беспорядков свержение пророссийски настроенного президента. Перспектива вступления Украины в НАТО явилась слишком крупной провокацией, которую смогла бы стерпеть Россия. Это и объясняет реакцию России по защите своих интересов в Крыму»11.

Подобные оценки склонны разделять и в Китае. Например, Цзя Сюйдун, специальный комментатор «Жэньминь жибао», сотрудник китайского Института международных исследований, отмечает: «После распада СССР Россия приняла прозападную политику, демократическая система была принята Западом как «пропуск», в результате чего США и Европа при помощи расширения на Восток НАТО и ЕС постоянно сжимали стратегическое пространство России. Россия обнаружила, что страны СНГ демонстрируют отчуждение, в конечном счете Россия стала единственным «медведем в клетке», что является стратегической целью США и Европы. Пробуждение последовало в конце срока правления Ельцина, Путин продолжил дело восстановления статуса великой державы России… Если говорить о вопросах Ирана и Сирии, Россия имела стратегические периферийные интересы, а в вопросах Украины и Грузии речь шла о защите Россией собственного стратегического пространства, что относится к базовым стратегическим интересам»12.

Вообще в КНР, которую связывают с Россией отношения всеобъемлющего конструктивного партнерства и стратегического взаимодействия, с наибольшим пониманием и сочувствием относятся к действиям России в отношении украинского кризиса. Это показывают заявления китайских официальных лиц, глубина рефлексии в дискуссиях в среде экспертов и на страницах китайских СМИ.

Пока Запад готовил свой «санкционный» ответ России, еще в апреле 2014 года Китай сразу выступил против этого, призывая стороны конфликта к мирному разрешению ситуации. А во время переговоров с Президентом РФ Владимиром Путиным в рамках церемонии начала строительства газопровода «Сила Сибири» заместитель премьера Госсовета Китая Чжан Гаоли недвусмысленно заявил: «Китайская сторона категорически против санкций США и Запада в отношении России, против «цветных революций», против попыток сдерживать развитие России»13.

Более того, в Китае говорят о необходимости помочь России в этой трудной ситуации: как своим опытом выхода из западных санкций, введенных после событий на площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года (тогда попытка изолировать Китай полностью сорвалась), так и позитивным сотрудничеством, позволяющим нивелировать действие уже введенных санкций (как это произошло после введения санкций против Ирана).

Газета «Хуаньцю шибао» опубликовала статью «Китайское общественное мнение должно быть на стороне России и Путина», в которой говорится: «В своей внешней политике по отношению к Москве Китай занял позицию «нейтралитета с легким креном в сторону России». Эта точка зрения не вызывает раздражения у большинства стран и дает Китаю возможность выступить в нужный момент в качестве посредника, чтобы помочь сторонам найти решение, которое устроит всех. Таким образом, мы не окажемся вовлечены в противостояние с западными странами и в то же время сможем помочь Москве».

«Однако, - говорится далее на страницах «Хуаньцю шибао», - китайскому общественному мнению сейчас можно быть максимально прямым и откровенным, нужно клеймить западные страны за их участие в незаконном перевороте на Украине. Это они завели страну в тупик, в котором она находится сегодня. Следует раскрыть миру глаза на то, что в нравственном плане Россия вовсе не одинока. Ее реакция выразила мнение многих стран мира, недовольных гнетом со стороны Запада. Мы хотим, чтобы появилась возможность достижения компромисса между Западом и Россией, но если западные страны действительно наложат санкции на Москву, то китайское общество непременно окажет России еще большую поддержку, особенно в плане экономического сотрудничества»14.

Не следует заблуждаться по поводу того, что официальный Пекин воздерживается от открытой поддержки России в украинском вопросе - там считают, что это могло бы быть расценено как косвенное поощрение сепаратистских настроений в Тибете и Синьцзян-Уйгурском автономном районе (по этой же причине Китай ранее воздержался от признания независимости Абхазии и Южной Осетии). Кроме того, Китаю не хочется рисковать открытой конфронтацией с Западом из-за России и Украины.

«Казалось бы, Китай должен встревожиться из-за того, что Россия захватила кусок соседней страны, - пишет в этой связи «Гардиан». - Китай последовательно отстаивает принцип уважения к суверенитету и территориальной целостности других стран, а у себя имеет два «потенциальных Крыма» - Тибет и Синьцзян». Однако, когда автор расспросил китайцев, они ответили примерно так: «Да, мы слегка встревожены, но Украина далеко, а, говоря начистоту, положительные последствия этого кризиса для Китая перевешивают негативные», - пишет обозреватель «Гардиан». Украина отвлечет США от задуманного «разворота» к Азиатско-Тихоокеанскому региону, а Россия станет больше зависеть от хороших отношений с Пекином15.

Пекин занял сдержанно-нейтральную позицию и даже готов выступить посредником в споре вокруг Украины, при этом не забывая о своих долгосрочных интересах. По версии американского издания «The American Interest», «Пекин однажды может захотеть присоединить к себе острова Южно- и Восточно-Китайского морей (возможно, заявив, что острова «всегда были частью» Китая, как Путин говорил об Украине). Китайское правительство будет пристально следить за развивающимся кризисом, используя его в качестве примера того, как Запад поведет себя, если Пекин предпримет похожий шаг»16.

Украинский кризис создал весьма благоприятные условия для китайской дипломатии - и это не просто готовность «наблюдать за борьбой двух тигров с вершины холма». Расположения Пекина добиваются все стороны конфликта вокруг Украины, и он, следуя своей стратегии «взаимного выигрыша», будет использовать этот шанс для развития отношений со всеми - на китайских условиях.

Для российско-китайских отношений это будет означать дополнительный мощный стимул к «повороту на Восток», который уже декларировался российским руководством, но практическая реализация которого пока заставляет себя ждать. Можно предвидеть активизацию усилий по развитию российско-китайского диалога во всех сферах: торгово-экономических отношений, приграничного и межрегионального сотрудничества, контактов в культурно-гуманитарной сфере.

В России заговорили даже о возможности создания российско-китайского военно-политического альянса в стиле 1950-х годов. Но в это верится с трудом - обе страны не готовы ограничивать свои национальные интересы в угоду партнеру или суверенитет - в принятии ключевых решений (именно это подразумевает классический военно-политический альянс). Но Россия и Китай могут действительно пойти на более тесное сближение и координацию усилий в сфере политики и дипломатии, военно-технического сотрудничества и т. д.

И за этим будет стоять не желание «дружить против Запада», а попытка обеспечить взаимными усилиями свои национальные и геополитические интересы в создавшихся условиях, попытка выстроить новую игру с позитивной суммой, влияя на выработку правил этой игры. Китай, который все более активно участвует в механизмах глобального управления, осознает (как и Россия) несовершенство и ущербность многих из них, навязанных западными странами. Неприятие попыток изолировать Россию на международной арене будет побуждать и Китай, и Россию более активно настаивать на реформе системы глобального управления, существующего мирового порядка и современного международного права.

Очевидным доводом в пользу этой тенденции является конкретный пример российско-китайского сотрудничества, связанный с реализацией проекта «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП), который может стать одним из наиболее знаковых и новаторских проявлений современных тенденций экономической регионализации и глобализации. В случае своей реализации этот проект коренным образом изменит геоэкономическую и геополитическую ситуацию в Евразии.

В совместном заявлении по итогам визита Президента В.В.Путина в Шанхай в мае 2014 года говорится: «Россия считает важной инициативу Китая по формированию «Экономического пояса Шелкового пути» и высоко оценивает готовность китайской стороны учитывать российские интересы в ходе ее разработки и реализации. Стороны продолжат поиск путей возможного сопряжения проекта «Экономический пояс Шелкового пути» и создаваемого Евразийского экономического союза. В этих целях они намерены и дальше углублять сотрудничество между компетентными ведомствами двух стран, в том числе для осуществления совместных проектов по развитию транспортного сообщения и инфраструктуры в регионе»17.

В этой связи министр иностранных дел России С.Лавров отметил, что главы государств условились наращивать сотрудничество, в частности по линии экономических и транспортных ведомств, в деле реализации совместных проектов, в том числе, возможно, путем сопряжения ЭПШП с процессами евразийской интеграции, планами по модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. В развитие договоренностей наших лидеров планируется запустить российско-китайский экспертный диалог по этой теме18.

ЭПШП - комплексный мегапроект нового типа. Его рамки не ограничиваются только Центральной Азией, благодаря «Шелковому пути» связываются тихоокеанское кольцо и европейское экономическое кольцо, охватывается вся Евразия. Путем повышения открытости Западу КНР надеется углубить торговые связи и экономическое сотрудничество между центральными и западными районами страны и Центральной, Южной и Западной Азией, вместе с тем дать толчок экономическому взаимодействию в Евразии, осуществить перераспределение региональных ресурсов в энергетике, продуктах минерального происхождения, туризме, культуре, промышленности и сельском хозяйстве, реализовать рациональное распределение, взаимное дополнение, общее процветание в производстве региональных стран.

Важно то, что «Экономический пояс Шелкового пути» будет построен на базе новой модели сотрудничества. ЭПШП не предполагает создания региональной организации экономической интеграции, не преследует цели строительства единого и принудительного режима, не собирается нарушать имеющуюся региональную систему. Благодаря углублению связей между политическими установками, инфраструктурой, а также укреплению торговых сношений, денежного обращения, контактов между народами, постепенно сформируется цельная региональная структура сотрудничества, которая сделает более тесными и удобными связи между странами Евразии.

Проект ЭПШП особенно интересен и показателен тем, что у российско-китайских отношений «после Крыма» появляются новые интересные возможности, связанные с его реализацией. Крым - ключевое звено «Экономического пояса Шелкового пути». Значительная часть соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве и кредитах, подписанных В.Януковичем в Китае в декабре 2013 года, накануне драматических событий, связанных с его отстранением от власти, касалась именно Крыма.

Следует напомнить, что в рамках этих соглашений Украина была готова передать Китаю часть территории Крыма для создания так называемой крымской зоны экономического развития, которая должна была войти в зону «Шелкового пути» и включает и Севастополь, и территорию в районе Евпатории, где предполагалось строительство глубоководного порта. Кроме того, в рамках ЭПШП планировалось построить в Крыму новый аэропорт, верфи, нефтеперерабатывающий завод, терминал для сжиженного природного газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха.

Строительство глубоководного порта в Крыму позволит Пекину сократить примерно на 6 тыс. км торговый маршрут КНР в Европу. Китай сможет отправлять свои грузы в Европу через Суэцкий канал и Средиземное море, минуя Гибралтарский пролив. Вокруг этого нового порта будет также построена индустриальная зона на 300 тыс. кв. м. Кроме того, Украина и Китай планировали совместно заняться реконструкцией и развитием Севастопольского морского рыбного порта и созданием вокруг него зоны высокотехнологичной индустрии.

Китайские инвестиции в портовую инфраструктуру должны были составить около 3 млрд. долларов. Однако это была бы лишь первая фаза по освоению Китаем крымской экономической зоны. Вторая фаза предполагала строительство в Крыму аэропорта, верфи, нефтеперерабатывающего завода, производственной базы сжиженного природного газа, учебных центров, а также обустройство пляжей.

На втором этапе китайские инвестиции должны были достигнуть уже 7 млрд. долларов. Как пояснил представитель китайской стороны проекта Ван Цзин, в целом срок реализации составлял не более двух лет, прибыль ожидалась примерно через шесть лет после ввода всех объектов в эксплуатацию19.

В новых условиях, после того как Крым стал частью Российской Федерации, все вышеперечисленные планы имеют хорошую перспективу реализации. По крайней мере, постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов отметил, что присоединение Крыма к России не повлияло на проект20, хотя, возможно, сторонам понадобится некоторое дополнительное время для адаптации к новым геополитическим реалиям.

q

Динамика отношений России со странами Восточной Азии за последние несколько месяцев убедительно доказывает, что в этом регионе все более отчетливо осознают две основные причины кризиса современной системы мироустройства (их триггером и стал украинский кризис), которые по-журналистски броско, но при этом весьма точно характеризировал обозреватель «Гардиан» Тимоти Гартон-Эш: «Вот-вот развернутся две гигантские пружины. Первая «пружина» - обида России на уменьшение ее империи за последние 25 лет. Вторая - обида в странах БРИКС и «G-20» на многовековое колониальное господство Запада. В XXI веке «Украин» прибавится»21.

В свою очередь, министр иностранных дел России Сергей Лавров с трибуны 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН дал аналогичную, но дипломатически выверенную формулировку: «Сегодня все отчетливее проступает противоречие между потребностью в коллективных, партнерских действиях в интересах выработки адекватных ответов на общие для всех вызовы и стремлением ряда государств к доминированию, к возрождению архаичного блокового мышления, основанного на казарменной дисциплине и ущербной логике «свой - чужой»22.

Теоретическое осмысление кризиса нынешней системы мироустройства еще предстоит. Однако события вокруг Украины показали, что современный мировой порядок и его международно-правовое оформление, рассчитанные на сосуществование «национальных государств», не отвечают очевидным реалиям. Становится понятным, что и Россия, и Украина еще не завершили процесс формирования нации и строительства своих национальных государств. Распад СССР в 1991 году стал лишь началом этого процесса, который может занять длительное время.

Подтверждается концепция «второго нового миропорядка», с которой выступил еще несколько лет назад эксперт по вопросам российско-американских отношений, политолог Николай Злобин: «Распад СССР еще не закончился… Империи распадаются долго и мучительно. Особенно если они состояли из соседствующих территорий и перемешанного по множеству критериев населения… Границы внутри СССР носили прикладной политический характер. Сегодня они часто выглядят нелогично, противоречат реальности. Они не могут стать долгосрочной основой новой политической географии Евразии. Существующие ныне на постсоветском пространстве границы неизбежно будут меняться»23.

Понимание этого (которое становится очевидным на Востоке) помогло бы Западу более адекватно реагировать на то, что происходит на Украине и в Крыму. С формальной точки зрения это действительно выходит «за рамки», установленные ранее для стандартных «национальных государств», - рамки, игнорирующие права и интересы тех, кто пока в них по объективно-историческим причинам не вписывается. Большее понимание, готовность проявить терпение, а не бить во все колокола и угрожать изоляцией, - вот что помогло бы нормализовать ситуацию и восстановить отношения России и Запада.

 

 

 1Why Asia Won’t Sanction Russia for MH17 // The Diplomat // http://thediplomat.com/2014/07/why-asia-wont-sanction-russia-for-mh17/

 2http://inforesist.org/ctali-izvestny-podrobnosti-sankcij-yaponii-protiv-rf/

 3http://ria.ru/world/20140904/1022738565.html

 4Цит. по: http://www.gazeta.ru/politics/2014/09/22_a_6231029.shtml

 5Why Asia Won’t…

 6http://top.rbc.ru/politics/21/09/2014/950315.shtml

 7Stack Graham. Sanctions beef up Russia’s BRICS ties // Business New Europe. 2014. September 22 // http://www.bne.eu/content/story/perspective-sanctions-beef-russias-brics-ties

 8http://www.finmarket.ru/news/3812329

 9http://www.agritimes.ru/news/14697/minekonomrazvitiya-priglashaet-strany-asean-usilit-eksport-prodovolstviya-v-rf

10http://ria.ru/analytics/20140812/1019720371.html

11Chakravarty Pinak R. Curbs against Russia an exercise in futility // The Tribune. 2014. April 16 // http://www.tribuneindia.com/2014/20140416/edit.htm#7

12http://russian.people.com.cn/95181/8599181.html

13http://ria.ru/economy/20140901/1022298306.html

14Чжунго юйлунь ин до тин элосы хэ пуцзин // Хуаньцю шибао. 05.03.2014 // http://opinion.huanqiu.com/editorial/2014-03/4878080.html

15Garton Ash Timothy. Putin has more admirers than the West might think // The Gardian // http://www.theguardian.com/commentisfree/2014/apr/17/vladimir-putin-admirers-india-china-ukraine

16Treading Carefully. China Opposes Sanctions on Russia // The American Interest // http://www.the-american-interest.com/blog/2014/04/29/treading-carefully-china-opposes-sanctions-on-russia/

17Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия // http://news.kremlin.ru/ref_notes/1642

18Интервью министра иностранных дел России С.В.Лаврова газете «China Daily» 15 апреля 2014 г. // http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/C0CE36DCDAABF0E444257CBB0020E494

19http://gorchakovfund.ru/news/9427/

20http://continentalist.ru/2014/04/kitay-nameren-masshtabno-investirovat-v-kryim/

21Garton Ash Timothy. Op. cit.

22Выступление министра иностранных дел РФ С.В.Лаврова на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Нью-Йорк. 27 сентября 2014 г. // http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/42A12ECFF2162A4B44257D6000655B82

23http://www.snob.ru/selected/entry/19044