ИНТЕГРАЦИЯ - ГЕНЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ
СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Интеграционные процессы - это качественно новая форма межгосударственного взаимодействия в современном мире, в ее основе - создание общих условий функционирования факторов производства и единая система управления единым пространством, включая надгосударственную компоненту.

Цели интеграции обычно являются общими для всех региональных интеграционных моделей, но в каждом конкретном случае они имеют различную мотивацию и основываются на разных подходах. Разнообразие социально-экономических, географических, геополитических, историко-культурных условий порождает множество форм интеграции, каждая из которых уникальна. Процесс международной интеграции в том виде, в котором мы его знаем сегодня, начался примерно с середины XX века, и поэтому в мире накоплен достаточный теоретический и практический опыт в этой сфере.

Экономическая интеграция - это взаимодействие и взаимоприспособление национальных экономик разных стран, ведущее к их постепенному объединению в единое экономическое пространство. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Она проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов,  создании друг другу благоприятных условий для экономической деятельности, снятии взаимных торговых и иных барьеров. Ключевой целью подлинной интеграции является создание единого рынка, скрепленного прочными экономическими и социокультурными связями.

Международная экономическая интеграция в современном мире имеет следующие формы (по степени возрастания интеграционного взаимодействия)1: зона свободной торговли - при ее введении между странами-участницами отменяются торговые ограничения и таможенные пошлины; таможенный союз -  наряду с отменой внешнеторговых ограничений на единой таможенной территории устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран; общий (единый) рынок - его создание подразумевает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в пределах единого экономического пространства; экономический союз - договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической, налогово-бюджетной и финансовой политики, вводятся наднациональные институты управления. В дальнейшем возможно введение единой валюты, то есть экономический союз дополняется валютным.

Региональное сотрудничество служит инструментом для обеспечения экономического роста, повышения благосостояния населения и укрепления позиций интеграционных объединений в мировой хозяйственной системе, а также обеспечивает политическую стабильность в мире, так как сращивание национальных экономик нивелирует возможность политических конфликтов между ними.

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ ЕВРАЗИЙСТВА

Концепция евразийства - одно из наиболее востребованных и перспективных направлений современной общественной мысли. Фундамент идеологии евразийской общности был заложен учеными «евразийского течения» в среде русской эмиграции в Европе в первой половине XX века. Ученые-евразийцы полагали, что Евразию можно рассматривать, с одной стороны, как континент, состоящий из двух частей света - Европы и Азии, а с другой - как цивилизацию, обладающую уникальными геополитическими, природными, демографическими и социокультурными характеристиками.

Основоположники теории евразийства (П.Н.Савицкий, Г.В.Флоровский, Н.С.Трубецкой, Г.В.Вернадский, С.М.Соловьев, Л.Н.Гумилев) считали, что общность евразийского пространства предопределена самой природой и его историческое развитие основывается на тесном взаимодействии природно-географического и социально-культурного факторов. По убеждению ученых-евразийцев, народы на евразийском пространстве являются не конкурентами, а союзниками, и поэтому появление всеевразийского государства, основанного на принципах добровольности и взаимовыгоды, просто неизбежно.

При этом евразийцы считали, что народы Евразии уже объединялись четыре раза. Самыми первыми объединителями евразийских народов были гунны. Затем континент был объединен в рамках Тюркского каганата. В XIII веке территорию Евразии объединили монголы под предводительством Чингисхана. Четвертая попытка - образование Российской империи и СССР.

В начале 1990-х годов идеи теоретиков-евразийцев были творчески переосмыслены Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым в разработанной им концепции «практического евразийства», реализованной в Проекте о формировании Евразийского союза государств2.

ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ ПРЕЗИДЕНТА КАЗАХСТАНА Н.А.НАЗАРБАЕВА

Истоком современной евразийской интеграции на постсоветском пространстве стал Проект о формировании Евразийского союза государств (ЕАС), впервые обнародованный Президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым 28 марта 1994 года в МГУ им. М.В.Ломоносова. 8 июля 1994 года этот проект был опубликован в «Независимой газете»3 и затем неоднократно обсуждался на заседаниях  правительственных органов и в СМИ.

Данный проект был выдвинут в период, когда наши государства переживали последствия распада СССР, дезинтеграцию и системный экономический кризис. В то время, когда новым независимым государствам нужно было выстраивать совершенно иную стратегию торгово-экономического сотрудничества и создавать принципиально новые механизмы взаимодействия, которые соответствовали бы изменившимся геополитическим реалиям. Проект ЕАС стал практическим руководством к действию по расширению взаимосвязей постсоветских стран с целью сохранения и развития существовавших в течение длительного исторического периода экономических, политических, транспортных и социальных связей между народами Евразии.

Для создания практических основ Проекта ЕАС Президентом Казахстана были  изучены процессы интеграции в европейских странах и опыт создания ЕС, найдены подходы к построению новой модели международной интеграции на постсоветском пространстве, созданы основы формирования институциональной базы интеграции евразийских стран, предложена правовая основа, необходимая для придания интеграционным процессам устойчивого характера.

Согласно Проекту ЕАС, основой объединения евразийских стран должны были стать экономические взаимосвязи. Создание ЕАС должно было служить формированию согласованных подходов к проведению рыночных преобразований, обеспечению национальной безопасности евразийских стран, их совместному включению в глобальную экономическую систему. Эту задачу предполагалось реализовать путем создания государствами региона единого экономического, таможенного и гуманитарного пространства.

Оформление ЕАС должно было происходить без ущемления суверенитета, при невмешательстве во внутренние дела государств, уважении прав каждого народа, определившего порядок государственного устройства в своей стране. Необходимость прагматичного подхода к интеграции, экономическая целесообразность и добровольность объединения признавались приоритетными принципами формирования модели ЕАС. В основе Проекта - концепция «разноскоростной и разноуровневой интеграции», которая предполагает, что формы, темпы и степень взаимного сотрудничества выбираются в зависимости от уровня готовности и заинтересованности стран-участниц.

В Проекте также подчеркивалось, что решение вопросов экономической интеграции диктует необходимость создания наднациональных органов - аналогов подобных органов в ЕС. Эти органы должны были взять на себя функции регулирования взаимоотношений государств в экономической, правовой, таможенной, экологической, культурной и образовательной сферах.

Однако в 1995-2000 годах, несмотря на множество сторонников, Проект ЕАС не был реализован как по объективным, так и по субъективным причинам. На этом этапе интеграции евразийские государства искали наиболее приемлемые пути сотрудничества методом проб и ошибок. И только создание в 2000 году Евразийского экономического сообщества открыло путь к усилению евразийской интеграции и продвижению ее к новым высотам.

28 апреля 2014 года, то есть через 20 лет после обнародования Проекта ЕАС, Президент Казахстана выступил в МГУ им. М.В.Ломоносова с лекцией «От идеи Евразийского союза - к новым перспективам евразийской интеграции». В ней он  отметил, что «Проект ЕАС стал отправной точкой для нового исторического процесса, который сейчас называют евразийской интеграцией. Евразийская идея, недооцененная большинством политиков того времени в СНГ, сегодня стала широко востребованной в деловых кругах и на общественно-гуманитарном уровне. Возникли и успешно работают множество совместных площадок, подпитывающих евразийскую интеграцию.

Региональная интеграция - это способ борьбы с глобальными угрозами, и Евразийский союз может стать конкурентом для других объединений на глобальном уровне. Также евразийская интеграция обеспечивает ее государствам-участникам общее стратегическое преимущество накануне грядущей, третьей глобальной индустриальной революции. Глубоко убежден, что XXI век будет столетием великой процветающей Евразии, где наши государства станут центром этих событий».

Таким образом, Н.А.Назарбаев не только сформулировал новую евразийскую идею, но и разработал конкретный проект, на базе которого в дальнейшем при активной поддержке Президента России В.В.Путина и других лидеров постсоветских государств состоялась нынешняя евразийская интеграция, пройдя определенный эволюционный путь.

ЕВРАЗЭС - ЯДРО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана 23 мая 2000 года в Минске приняли решение о создании новой экономической организации с международным статусом, наделенной широкими полномочиями в решении вопросов интеграционного взаимодействия,  имеющей четкую структуру и эффективно действующие институты и механизмы.

В связи с этим 10 октября 2000 года в Астане главами государств этих пяти стран был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который вступил в силу 30 мая 2001 года4. Членами Сообщества стали пять стран, а государствами-наблюдателями - три страны (Армения, Молдова, Украина).

В договоре было определено, что Сообщество служит целям претворения в жизнь реальных интеграционных процессов, осуществление которых способствует продвижению государств ЕврАзЭС к образованию Таможенного союза, создание которого, в свою очередь, открывает путь для формирования Единого экономического пространства, обеспечивающего свободное движение на единой экономической территории товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, а также эффективную координацию макроэкономической политики стран-участниц. Другая важная цель - координация подходов государств  ЕврАзЭС при их интеграции в мировую экономику и международную торговую систему. Стратегическое направление деятельности Сообщества - обеспечение динамичного социально-экономического развития стран-членов при эффективном использовании их совокупного потенциала с целью повышения уровня жизни населения.

Одновременно с подписанием Договора об учреждении ЕврАзЭС главами государств было принято заявление, в котором сформулированы задачи, которые необходимо решать в рамках Сообщества. Они касались внешнеторговой, таможенной и экономической политики, социально-гуманитарных областей и правовой сферы. Эти задачи стали основой для разработки базовых программных документов ЕврАзЭС - Мероприятий по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы, далее - Мероприятий на 2008-2010 и последующие годы,  затем - Мероприятий на 2011-2013 и последующие годы.

К приоритетным направлениям развития ЕврАзЭС относятся: 1) формирование Таможенного союза; 2) проведение согласованной экономической политики; 3) взаимодействие в реальном секторе экономики; 4) формирование и совместное развитие энергетического рынка; 5) формирование транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС; 6) взаимодействие в агропромышленном секторе; 7) формирование общего рынка услуг; 8) формирование общего финансового рынка и развитие валютной интеграции; 9) сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики; 10) расширение полномочий органов ЕврАзЭС.

Органы Сообщества образуют целостную систему, в которой каждый из них выступает в качестве отдельного элемента, тесно связанного с остальными. К уставным органам Сообщества относятся: Межгосударственный совет (на уровне глав государств и глав правительств), Интеграционный комитет (на уровне вице-премьеров), Межпарламентская ассамблея, Суд Сообщества. Председательство в органах Сообщества ежегодно на ротационной основе переходит к очередному государству ЕврАзЭС. Важным рабочим инструментом Сообщества являются отраслевые советы и комиссии, членами которых являются министры, их заместители или руководители и заместители руководителей соответствующих ведомств государств ЕврАзЭС. Организационное и информационно-техническое обеспечение деятельности всех органов Сообщества осуществляет Секретариат Интеграционного комитета ЕврАзЭС.

В настоящее время между государствами Сообщества действуют 140 договоров (без договоров Таможенного союза и ЕЭП) по различным экономическим и социальным вопросам.

ЕврАзЭС имеет международный статус и является наблюдателем в ООН. ЕврАзЭС подписал 35 меморандумов о взаимодействии с международными организациями. Его главные международные партнеры - ООН и ее организации: ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ЮНИДО, ЮНЕСКО, ПРОООН; а также ЕС, Всемирная таможенная организация, ОБСЕ; среди региональных объединений - СНГ, ОДКБ, ШОС. Тесное сотрудничество ЕврАзЭС с организациями системы ООН в различных областях было неоднократно отмечено в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН.

Под эгидой Сообщества работает Евразийский Деловой совет, который содействует развитию взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, кооперации промышленных предприятий, вовлечению деловых кругов в интеграционные процессы.

В 2006 году был учрежден Евразийский банк развития, который финансирует инвестиционные проекты, имеющие интеграционный эффект, и проводит исследования экономической интеграции.

В рамках совместных мер государств - членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса в 2009 году были созданы Антикризисный фонд ЕврАзЭС, который предоставляет странам-членам финансовые и инвестиционные кредиты, и Центр высоких технологий ЕврАзЭС, деятельность которого направлена на совместную разработку и реализацию научно-технических программ и инновационных проектов. Центр активно сотрудничает с российским фондом «Сколково». Для реализации совместных проектов создана «Венчурная компания «Центр инновационных технологий ЕврАзЭС» при участии соответствующих структур Беларуси, Казахстана и России. С января 2012 года заработал новый Суд ЕврАзЭС для разрешения экономических споров в Сообществе и Таможенном союзе.

В настоящее время странами - членами Сообщества разрабатывается и реализуется ряд совместных межгосударственных программ и  концепций, в том числе концепции международной деятельности, продовольственной безопасности, формирования общего энергетического рынка и единого транспортного пространства. В 2011-2015 годах реализуется межгосударственная целевая программа ЕврАзЭС (МГЦП) «Инновационные биотехнологии»; с 2013 года - шестилетняя МГЦП «Рекультивация территорий государств - членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств».

ЕврАзЭС - это крупный региональный рынок, располагающийся на самой большой в мире территории, обладающий мощной минерально-сырьевой базой и значительным экономическим и внешнеторговым потенциалом (см. График №1).

График №1

Доля ЕврАзЭС в мировых показателях в 2013 г.

(в % к итогу)

 

 

Источники: данные Статкомитета СНГ, IMF, British Petroleum, FAO UN.

За прошедшие 14 лет с момента образования ЕврАзЭС сформировалась разветвленная система механизмов, обеспечивающих процесс вертикальной и горизонтальной интеграции, что способствует созданию более крупных рынков для национальных производителей и потребителей, росту экономики и ее диверсификации посредством сокращения барьеров на пути перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Страны ЕврАзЭС согласовывают проведение реформ в социальной сфере и на рынке труда (причем углубление социальной интеграции предполагает переход к более высоким социальным стандартам), а также вырабатывают единые подходы и координируют действия по основным международным вопросам, чтобы совместными усилиями противодействовать глобальным вызовам и угрозам современности. Вместе мы можем взаимодействовать с различными странами и региональными союзами на условиях равноправного, взаимодополняющего и взаимовыгодного сотрудничества.

Интеграция стран Сообщества ведется как с учетом положительного опыта, динамики и темпов развития ЕС, так и с учетом трудностей и проблем, которые ему приходится преодолевать, причем опыт ЕС постоянно критически переосмысливается и адаптируется к нашим условиям.

Таким образом, прошедшие годы были насыщены важнейшими интеграционными шагами в социально-экономической сфере, которые привели к экономическому прогрессу и повышению уровня жизни широких слоев населения (см. График №2 и Таблицу №1).

 

График №2

Макроэкономические показатели в среднем по ЕврАзЭС в 2013 г. в % к 2000 г.

(в постоянных ценах)

 

 

Источник: данные Статкомитета СНГ.

 

Таблица №1

Основные показатели уровня жизни населения государств
ЕврАзЭС в 2000 и 2013 гг.
(оценка по курсам национальных валют к доллару США)

 

 

Беларусь

Казахстан

Кыргызстан

Россия

Таджи-
кистан

Валовой внутренний продукт на душу населения в текущих ценах, тыс. долл.

2000 г.

 

 

1,1

 

 

1,2

 

 

0,3

 

 

1,8

 

 

0,16

2013 г.

в постоянных ценах,

2013 г. в разах к 2000 г.

Среднемесячная заработная плата номинальная в среднем за год, долл.

2000 г.

2013 г.

в реальном выражении
(с корректировкой на индекс

потребительских цен) в среднем за год,

2013 г. в разах к 2000 г.

Средний размер пенсии

(за декабрь), долл.

2000 г.

2013 г.

Доля населения, имеющего доходы (расходы) ниже величины прожиточного минимума (черты бедности), в % к общей численности населения

2000 г.

2013 г.

7,5

 

2,3

 

 

 

74

573

 

 

 

 

4,8

 

 

31

220

 

 

 

 

 

 

29

5,5

12,9

 

2,3

 

 

 

101

714

 

 

 

 

2,8

 

 

28

204

 

 

 

 

 

 

47

2,9

1,3

 

1,6

 

 

 

26

236

 

 

 

 

3,5

 

 

10

132

 

 

 

 

 

 

56

38

14,6

 

1,8

 

 

 

79

942

 

 

 

 

3,4

 

 

29

302

 

 

 

 

 

 

28

11

1,05

 

2,1

 

 

 

8,5

147

 

 

 

 

9,6

 

 

1,8

38

 

 

 

 

 

 

-

47

 

Источник: данные Статкомитета СНГ.

 

Сообщество стало ядром экономической интеграции на постсоветском пространстве, так как смогло обеспечить реальную интеграцию экономик Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана, создание Таможенного союза, начало формирования ЕЭП и принятие Договора о Евразийском экономическом союзе5.

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ БЕЛАРУСИ, КАЗАХСТАНА И РОССИИ

Благодаря принятым в рамках Сообщества мерам по организации зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, валовый взаимный товарооборот между странами ЕврАзЭС в 2008 году по сравнению с 2000 годом увеличился в 4,2 раза (с 29 до 123 млрд. долл.). Это создало предпосылки для перехода к следующему этапу интеграции - созданию Таможенного союза.

Решение о формировании Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России было принято главами государств на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 6 октября 2007 года в Душанбе. Тогда же был утвержден План действий по формированию Таможенного союза.

Таможенный союз на начальном этапе был создан тремя государствами Сообщества, которые наиболее близки по важнейшим параметрам экономического развития. В самое ближайшее время к «тройке» присоединится Армения, а затем - Кыргызстан.

Изначально высшим органом Таможенного союза стал Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств и глав правительств трех стран. Также был создан первый наднациональный орган - Комиссия Таможенного союза, в который вошли вице-премьеры Беларуси, Казахстана и России. С 2012 года эта комиссия была упразднена и ее функции переданы Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

С 1 января 2010 года были введены Единый таможенный тариф и Единые правила тарифного и нетарифного регулирования, с 6 июля 2010 года действует Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. На границе между Россией и Беларусью таможенный контроль отсутствует со второй половины 2010 года, а на границе между Россией и Казахстаном он упразднен с 1 июля 2011 года.

В результате с 1 июля 2011 года Таможенный союз заработал в полноформатном режиме по всем международным стандартам: сформирована Единая таможенная территория, таможенные процедуры между странами Таможенного союза полностью отменены в связи с их переносом на внешний контур границ, все виды государственного контроля (таможенный, транспортный, ветеринарный, санитарный и фитосанитарный), за исключением пограничного, перенесены на внешнюю таможенную границу Таможенного союза.

Нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин: Беларусь - 4,70%, Казахстан - 7,33%, Россия - 87,97%.

Работа Таможенного союза привела к расширению кооперационных связей и сокращению затрат времени и средств у предприятий и населения. Уже запущены реальные правовые механизмы, позволяющие хозяйствующим субъектам осуществлять эффективную коммерческую деятельность не только на территориях своих государств, но и во всем Таможенном союзе. По данным ЕЭК, объемы взаимной торговли товарами трех стран возросли в 2010 году по сравнению с предыдущим годом на 29,1%, в 2011 году - на 33,9%, в 2012 году - на 7,5%, в 2013 году отмечалось их снижение на 4,9%,  в январе-июле 2014 года по сравнению с соответствующим периодом 2013 года они понизились на 10,7%.

Сейчас не столько внешний спрос, сколько спрос внутри Таможенного союза обеспечивает загрузку предприятий трех стран в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг. Увеличивается удельный вес Беларуси и Казахстана в торговле в рамках «тройки». Доля сырьевых ресурсов во взаимной торговле за время функционирования Таможенного союза снизилась с 40 до 33%, то есть улучшилась структура товарооборота, произошло замещение сырьевых товаров технологичной продукцией, товарами с высокой долей добавленной стоимости.

Наглядным и убедительным примером того, что дал гражданам наших стран Таможенный союз, является то, что сегодня на 7,5 тыс. км границ между Казахстаном и Россией уже не работают тысячи российских и казахстанских таможенников. В результате миллионы людей только из сопредельных областей (со стороны России - из 12 регионов с населением 26 млн. человек, со стороны Казахстана - из семи регионов с населением около 6 млн. человек) свободно пересекают границу без выполнения таможенных процедур.

Совокупный интеграционный эффект от создания Таможенного союза и ЕЭП за десять лет оценивается российскими учеными в 17-20% дополнительного прироста ВВП для каждой из стран-участниц, суммарно это составит почти 700 млрд. долларов.

ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Успехи в работе Таможенного союза создали условия для дальнейшего углубления интеграционных процессов, которые позволили начать переход к следующему этапу евразийской интеграции - созданию Единого экономического пространства (ЕЭП). 19 декабря 2009 года на неформальном саммите в Алматы президенты Беларуси, Казахстана и России утвердили План действий по формированию ЕЭП на 2010-2011 годы.

Политическая воля глав государств, активная работа правительств стран-участниц и органов Сообщества позволили обеспечить разработку и принятие Межгоссоветом ЕврАзЭС международных документов по формированию ЕЭП за один год вместо планируемых двух. В ноябре-декабре 2010 года Межгоссоветом ЕврАзЭС (высшим органом Таможенного союза) был принят пакет из 17 базовых международных соглашений, формирующих правовую базу ЕЭП. Эти соглашения были ратифицированы, и
19 декабря 2011 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета главами трех государств было принято решение о введении их в действие с 1 января 2012 года, то есть о начале работы ЕЭП.

ЕЭП - это единый рынок, на котором предприниматели не только свободно продают товары, но и предоставляют услуги, а также имеют доступ к энергосетям, транспорту и коммуникациям. В ЕЭП действуют однотипные механизмы регулирования экономики, проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика.

Основные преимущества ЕЭП:

- создание более крупных рынков для национальных производителей и потребителей;

- рост экономики и ее диверсификация посредством сокращения барьеров на пути перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;

- наряду с традиционным расширением взаимной торговли в ЕЭП приоритетное значение придается развитию финансового и инвестиционного сотрудничества, научно-производственной кооперации, углублению развития человеческого потенциала;

- усиление деловой активности предприятий крупного, среднего и малого бизнеса, создание межгосударственных производственных и торговых объединений, совместных предприятий;

- повышение экономической безопасности как каждого из государств-членов, так и для ЕЭП в целом;

- формирование и совместное развитие энергетического рынка, образование общего рынка транспортных услуг, единой транспортной системы и реализация транзитного потенциала стран ЕЭП;

- единый рынок более привлекателен для взаимных и иностранных инвестиций и инноваций, предприниматели могут получить дополнительные ресурсы, что обеспечивает ускорение развития экономики и создание новых рабочих мест;

- наведение порядка в организации трудовой миграции;

- для граждан существенно облегчаются трансграничные связи, они могут приложить свои силы и трудовые навыки на общем рынке труда, причем трудовые мигранты защищены законодательно, для них и членов их семей доступны обязательные медицинские и образовательные услуги;

- возможность совместно отстаивать свои интересы в отношениях с другими государствами и на уровне международных организаций.

При этом «тройка» не отгораживается от других рынков, а, наоборот, стремится к развитию многопланового сотрудничества как с отдельными государствами, так и с интеграционными объединениями, в том числе с ЕС. Европейская и евразийская интеграции способны эффективно дополнять друг друга.

ДОГОВОР О ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

18 ноября 2011 года президенты России, Казахстана  и Беларуси подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, Договор о Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и Регламент ее работы.

В декларации заявлено, что основным содержанием дальнейшей интеграции будет полная реализация потенциала Таможенного союза и ЕЭП, совершенствование и дальнейшее развитие их нормативно-правовой базы, институтов и практического взаимодействия. Следующий этап - это работа по созданию ЕАЭС, то есть политически и экономически сплоченного общества, развивающегося в условиях единого рынка при эффективном использовании совокупного потенциала. В ЕАЭС будут объединены не только рынки, но и стратегические планы и перспективы развития стран Сообщества.

ЕЭК стала постоянно действующим наднациональным регулирующим органом Таможенного союза и ЕЭП. Комиссия заработала в 2012 году, одновременно с началом функционирования ЕЭП.

Договор о Евразийском экономическом союзе был подписан главами государств Беларуси, Казахстана и России 29 мая 2014 года в Астане6.  Договор должен быть ратифицирован странами-участницами до конца 2014 года, а ЕАЭС начнет формироваться с 1 января 2015 года. Предстоит многолетняя сложная работа по претворению в жизнь основных положений договора.

Согласно договору, в рамках Союза обеспечивается: свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;  проведение скоординированной (то есть осуществление сотрудничества на основе общих подходов), согласованной (что предполагает гармонизацию правового регулирования) или единой (применение унифицированного правового регулирования) политики в отраслях экономики.

ЕАЭС - международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью. ЕАЭС создается в соответствии с целями и принципами Устава ООН, а также другими общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе Всемирной торговой организации.

В Договоре о ЕАЭС зафиксированы принципы суверенного равенства государств, территориальной целостности, а также уважения особенностей политического устройства государств - членов Союза. На всех уровнях принятия решений в ЕАЭС вводится принцип консенсуса.

Цели ЕАЭС: 1) создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения уровня жизни населения; 2) формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы; 3) всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

ЕАЭС необходим для укрепления экономик его государств-членов, обеспечения их гармоничного развития и сближения, устойчивого роста деловой активности, сбалансированной торговли и добросовестной конкуренции. Страны - члены ЕАЭС будут обеспечивать экономический прогресс путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед ними общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики. Особенно актуальным сближение экономик стран Союза стало в настоящее время, когда возникла необходимость противостояния внешним угрозам.

Органы ЕАЭС: Высший Евразийский экономический совет (на уровне глав государств), Евразийский Межправительственный совет (на уровне глав правительств), Евразийская экономическая комиссия, Суд. Решением Высшего Евразийского экономического совета могут создаваться вспомогательные органы (советы руководителей государственных органов стран-членов, рабочие группы, специальные комиссии) по соответствующим направлениям.

В основе Договора о ЕАЭС - договорно-правовая база Таможенного союза и ЕЭП, нормы которых были оптимизированы, усовершенствованы и приведены в соответствие с правилами Всемирной таможенной организации и других международных организаций. Это предопределило структуру договора: в первой части рассматриваются вопросы учреждения ЕАЭС, его основные принципы, цели, компетенция, право и бюджет; вторая часть посвящена деятельности Таможенного союза; третья - работе ЕЭП; в четвертой части содержится ряд правовых положений, связанных с отменой либо продолжением работы ранее принятых решений высшего органа Таможенного союза и ЕЭК.

Для функционирования Союза необходимо завершить кодификацию договорно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, устранить остающиеся изъятия из общего торгового и инвестиционного режимов, обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, гармонизировать законодательство в сфере антимонопольной, валютно-финансовой и налогово-бюджетной политики.

В Договоре о ЕАЭС по ряду позиций приведены конкретные сроки исполнения, которых необходимо придерживаться, чтобы выдержать общий темп создания ЕЭП. Так, общий рынок лекарственных средств и общий рынок медицинских изделий должны быть созданы до 1 января 2016 года. Вступление в силу международного договора в рамках Союза о единых правилах предоставления промышленных субсидий намечено на 1 января 2017 года. Общий рынок электроэнергии заработает к 1 июля 2019 года. К 1 января 2020 года должен быть утвержден единый подход к установлению государствами ЕАЭС ценообразования на услуги по пропуску телефонного трафика. Выход на полноформатную работу общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа планируется к 1 января 2025 года. Также к 2025 году государства - члены ЕАЭС должны провести гармонизацию своих законодательств в финансовой сфере и создать наднациональный орган по регулированию финансового рынка в городе Алматы.

Следует отметить, что достигнутый уровень развития и перспективы дальнейшей интеграции евразийских стран создают надежные предпосылки для устойчивого социально-экономического роста в каждой стране-участнице и Союзе в целом. Вместе с тем им предстоит преодолеть ряд проблем в экономике, взаимной торговле, социальной сфере и еще больше ускорить интеграционные процессы. Это связано с тем, что наши страны достигли различной степени развития экономической и финансовой систем, у них отличается доля государственного участия в экономике, они неодинаково вовлечены в мировые экономические процессы и глобальные потоки товаров, услуг, кредитов и инвестиций.

Изменение географии внешнеторговых связей в пользу их интенсификации внутри Союза способно существенно повысить качество экономического роста его государств-членов. Положительные результаты в виде снижения конъюнктурной зависимости от колебаний мировых цен и других внешних «шоков» (например, санкций против России со стороны США, ЕС, Японии и других стран) могут быть достигнуты уже в среднесрочной перспективе. Также необходимо проводить политику, обеспечивающую рост объемов взаимных инвестиций (особенно прямых) государств - членов ЕАЭС, что позволит снизить зависимость их экономик от внешних (часто спекулятивных) инвестиций.

Ожидается, что в будущем к ЕАЭС присоединятся другие постсоветские страны, что даст им шанс совершить рывок в своем развитии и повысить уровень жизни населения. Армения и Кыргызстан активно работают над этим, приняты «дорожные карты» по их присоединению к Таможенному союзу и ЕЭП, ведется работа по адаптации законодательств этих стран к нормативно-правовой базе Таможенного союза и ЕЭП. В Минске 10 октября этого года состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета7 (на уровне глав государств), на котором рассмотрели вопросы о принятии Армении и Кыргызстана в ЕАЭС*. (*Более подробно вопросы современной евразийской экономической интеграции рассматриваются в следующих недавно вышедших книгах: Мансуров Таир. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь. К 20-летию Евразийского проекта. 1994-2014. М.: Реал-Пресс, 2014. 362 с.

Мансуров Таир. Евразийская экономическая интеграция: опыт и перспективы. М.: Русский раритет. 2014. 360 с.)

ЕВРАЗЭС: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ПЕРЕХОД К НОВОМУ
ИНТЕГРАЦИОННОМУ ФОРМАТУ - ЕВРАЗИЙСКОМУ
ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОЮЗУ

ЕврАзЭС за 14 лет своей деятельности успешно реализовало поставленные перед ним задачи: создана нормативно-правовая база Таможенного союза и ЕЭП, в результате чего с 1 января 2010 года заработал Таможенный союз трех стран, который с 1 июля 2011 года действует в полноформатном режиме; с 1 января 2012 года началось функционирование ЕЭП; странами - членами Сообщества кардинально решено множество вопросов социально-гуманитарного блока в области образования, здравоохранения, культуры и экологии; совместно реализуется ряд важнейших программ и проектов; активно работают Межпарламентская ассамблея, Суд, Евразийский банк развития и Деловой Совет ЕврАзЭС; функционируют Антикризисный фонд и Центр высоких технологий ЕврАзЭС.

Сообщество зарегистрировано в ООН и эффективно сотрудничает с его институтами, а также с ЕС, МАГАТЭ, ОДКБ, ШОС, СНГ и многими другими международными организациями, что способствует ускорению темпов евразийской интеграции.

Сообщество состоялось как авторитетная международная организация и, по словам Президента России В.В.Путина, стало «самым успешным интеграционным объединением пространства СНГ»8. Наши граждане ощутили это на деле: за прошедшие со времени образования ЕврАзЭС годы во всех странах Сообщества отмечено заметное повышение уровня и качества жизни населения.

ЕврАзЭС определило интеграционный вектор развития всего постсоветского пространства на долгие годы вперед, который устремлен к Евразийскому экономическому союзу. С подписанием и ратификацией Договора о Евразийском экономическом союзе основные задачи Сообщества официально считаются выполненными, при этом вопросы дальнейшего развития Таможенного союза и ЕЭП относятся к компетенции органов ЕАЭС, а решение проблем в социально-гуманитарной сфере будет осуществляться на основе международных документов, принятых в рамках ЕврАзЭС.

Таким образом, ЕврАзЭС, выполнив свою историческую миссию, с 2015 года передает эстафету новому интеграционному объединению - Евразийскому экономическому союзу. Создание и активная работа Союза имеют историческое значение для будущего России, Казахстана, Беларуси и других постсоветских стран, которые в перспективе будут к нему присоединяться. Евразийский экономический союз сможет на равных конкурировать и сотрудничать с остальными полюсами современного многополярного мира, что выводит наши страны на принципиально новый интеграционный уровень и пробуждает к жизни совершенно иную геоэкономическую реальность XXI века.

 

 1Balassa B. The Theory of Economic Integration. Homewood. IL: Richard D. Irwin. 1961.

 2Подробнее см.: Мансуров Т.А. Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь. К 20-летию Евразийского проекта. 1994-2014. М.: Реал-Пресс, 2014.

 3Назарбаев Н.А. Проект «О формировании Евразийского союза государств» // Независимая газета. №106 (782). 08.06.1994.

 4Евразийское экономическое сообщество. Сборник базовых документов. М., 2010.

 5Подробнее см.: Мансуров Т.А. Евразийская экономическая интеграция: опыт и перспективы. М.: Русский раритет, 2014.

 6http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/

 7http://news.kremlin.ru/ref_notes/4767

 8Выступление председателя Межгоссовета ЕврАзЭС, Президента России В.В.Путина на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 19 декабря 2012 г.