Экономическую ситуацию в США без устали сравнивают с Великой депрессией, причем это делают как в самих США, так и за рубежом, публикуются сценарии скорого полного экономического краха США, ликвидации доллара как национальной и мировой резервной валюты, даже ожидаемого вот-вот расчленения США на несколько частей и т.д. К сожалению, в оценках сегодняшнего кризиса в США, да и мировой экономике в целом, нередко проявляется тенденция к примитивизации происходящего, попытка подменить серьезный социально-экономический анализ хлесткими лозунгами и утверждениями, порой противоречащими реальным фактам. Итак, что же происходит в США, каковы причины и последствия сегодняшнего кризиса?
Кризис 2008-2009 годов и его отличительные черты
ЧЕРТЫ СОВРЕМЕННОГО КРИЗИСА проявились уже достаточно полно, чтобы их описать и систематизировать. Как представляется, можно выделить по крайней мере четыре сферы, где ощущаются проявления финансово-экономического кризиса.
Во-первых, это вся сфера ипотечного кредитования и, шире, - рынок жилья. Именно здесь возникли первые признаки надвигающегося серьезного кризиса. В результате массового невозврата долгов образовался гигантский рост задолженности на ипотечном рынке. До середины 2009 года должны быть перефинансированы 1,7 млн. закладных (домов), что затрагивает около 5 млн. потенциальных домовладельцев. В случае неспособности перефинансировать долги (самостоятельно или с помощью государства) этим семьям грозит потеря приобретенного по ипотеке жилья. Во второй половине 2008 года в США уже начались массовые процедуры продажи домов недобросовестных заемщиков и их выселение (только в третьем квартале 2008 года зафиксировано около 800 тыс. таких случаев). В начале 2009 года около 20% американских жилых домов (7,6 млн.) имели отрицательную стоимость, то есть их текущая стоимость была ниже суммы взятых на покупку дома кредитов.
Все это привело к резкому падению спроса на жилье и обвальному падению цен на жилые дома и квартиры. Уже в 2007 году продажи новых жилых домов в США упали на 40% по сравнению с их максимальным уровнем в 2005 году. В дальнейшем - в 2008 и 2009 годах падение спроса и цен на жилье продолжилось. Только в ноябре и декабре 2008 года продажи жилых домов сократились на 19,1%.
Вторая сфера, где кризис проявился в полной мере, - это финансы. Речь идет как о финансовом рынке в целом, так и об отдельных его институтах - коммерческих банках, инвестиционных и ипотечных компаниях, фондовой бирже. В результате невозврата долгов банки и другие финансовые компании понесли убытки на многие сотни миллиардов долларов (до настоящего времени отсутствуют точные оценки всех фактических убытков и упущенной выгоды финансовых институтов). Одновременно наблюдается продолжающаяся неустойчивость фондового рынка, последовавшая за резким снижением капитализации многих компаний. Средневзвешенный индекс Доу - Джонса упал в четвертом квартале на 119 пунктов. Акции, например, банка "Ситигруп" обвалились на 39% до уровня в 1,5 доллара, после того как правительство объявило о намерении национализировать заметную часть пакета акций. Как следствие кризиса ликвидности практически остановился процесс кредитования экономики и потребления, образовался так называемый "финансовый тромб", способный вызвать крайне отрицательные последствия для экономики и всей жизнедеятельности общества.
В третьих, финансово-экономический кризис уже весьма ощутимо затронул реальный сектор экономики, то есть сферу материального производства, как, впрочем, и многие ориентированные на конечное и промежуточное потребление отрасли сферы услуг. Зафиксированные Бюро экономического анализа отрицательные темпы роста экономики (-0,5% в третьем квартале 2008 г.) и продолжившийся спад в четвертом квартале (-6,2%), оказавшийся гораздо более глубоким, чем первоначальная оценка в 3,8%, позволили констатировать начало экономической рецессии. (Таковой считается ситуация, когда в экономике имеют место отрицательные темпы роста, как минимум, на протяжении двух кварталов подряд.)
Некоторые американские эксперты, впрочем, считают, что фактически рецессия началась годом раньше, в конце 2007 года, и только несовершенство методов статистического анализа не позволило официально зафиксировать этот процесс раньше. На основании последних статистических оценок, экономический рост за весь 2008 год составит всего лишь 1,1% по сравнению с 2% в 2007 году.
В четвертом квартале 2008 года ухудшились все макроэкономические показатели экономики США. Помимо общеэкономического спада, на 4,3% в годовом исчислении снизились потребительские расходы населения (в дополнение к 3,8% в третьем квартале). Наиболее значительное снижение потребления произошло в сегменте товаров длительного пользования (на 22,4%).
Спад в разной степени затронул различные сектора американской экономики. Так, падение объема продаж в обрабатывающей промышленности составило в ноябре-декабре 2008 года 8,3%, в строительстве - 2,6%, в торговле и общественном питании - 2%. Новые заказы на товары длительного пользования в ноябре-декабре упали на 6,3%, а строительство новых жилых одноквартирных домов сократилось на 30,6%.
В рассматриваемый период произошел резкий спад в прямых производственных инвестициях - они сократились на 19,1% (в третьем квартале - лишь на 1,7%). 2008 год стал третьим годом подряд снижения инвестиций в жилищное строительство. Численность новых вводимых домов сократилась с максимального числа в 2,1 миллиона в 2006 году до 740 тысяч в 2008 году. При этом цены на жилые дома с 2006 до конца 2008 года упали в среднем на 27,5%. Инвестиции в жилищное строительство сократились в четвертом квартале на 23,6%, продолжив тенденцию падения последних двух лет. Инвестиции в сектор нежилищного строительства упали на 1,8% по сравнению с ростом в 9,7% в третьем квартале.
Экспорт товаров и услуг в четвертом квартале упал на 23,6% по сравнению с имевшим место небольшим ростом в 3% в третьем квартале. Сократился и импорт - на 15,7% в четвертом квартале, продолжив тенденцию третьего квартала (-3,5%).
Государственные расходы стали своего рода контрфактором в период начавшейся депрессии - они росли и в четвертом квартале (5,8%), и особенно в третьем (13,8%). При этом военные расходы росли в оба квартала - на 2,1 и 18% соответственно.
Таким образом, непосредственными факторами снижения ВВП стали падение производственных инвестиций, продолжающийся спад инвестиций в жилищное строительство (как, впрочем, и в нежилищное), снижение потребительских расходов и объемов внешней торговли.
В четвертых, весьма заметно кризис затронул и социальную сферу - только в январе 2008 года работу в США потеряли 600 тыс. человек, а с начала рецессии (декабрь 2007 г.) - 3,6 млн. человек. Уровень безработицы в стране достиг в январе 2009 года более 7,6% - резкий рост по сравнению с уровнем в 4-5%, наблюдавшимся последние десять лет. Как это и бывает обычно в период циклических кризисов, именно проблема безработицы вышла на передний план и стала социальной угрозой № 1. Одновременно, что тоже характерно для типичного циклического спада, произошло снижение индекса потребительских цен - на 4,1% в четвертом квартале, в то время как еще в третьем квартале потребительские цены в среднем выросли на 4,5%. Падение цен в месячном выражении составило почти 1%, что является максимальным снижением с 1949 года.
По характеру проявлений нынешний кризис, начавшись несколько нетипично (в ипотечном секторе, чему есть свои объяснения), в дальнейшем проявился в довольно типичных характеристиках классического циклического кризиса (трудности в финансовом секторе, на бирже, спад производства, рост безработицы и снижение потребления). Вместе с тем есть несколько новых черт, которые делают нынешний кризис не вполне обычным и требуют более глубокого анализа, который, вероятно, станет возможен на стадии выхода из спада и при наличии всей совокупности фактических и статистических данных. Среди этих черт важнейшими, видимо, можно назвать роль разнообразных финансовых инструментов и степень глобализации кризиса, а также серьезные ошибки в макроэкономической, финансовой и внешнеэкономической политике государственных органов власти.
Возникновение кризиса: причины и факторы
ПЕРЕХОДЯ К ВОПРОСУ о причинах кризиса, следует напомнить, что, в принципе, циклические, как, впрочем, и кризисы иной природы, - это нормальное для рыночной экономики явление. Приходится повторить эту тривиальную истину, поскольку в некоторых оценках нынешний кризис рассматривается как явление совершенно исключительное и даже апокалипсическое. С одной стороны, это связано с некоторой эйфорией самого длительного за послевоенный период бескризисного развития в США (более десяти лет), с представлением (действительно имеющим определенные основания), что с кризисами научились достаточно успешно бороться. С другой стороны, несколько катастрофический взгляд на кризис обусловлен во многом политическими соображениями и надеждами как в США, так и за ее пределами. В Америке это долговременная политическая традиция - обострять те или иные кризисные ситуации, обвиняя при этом во всех смертных грехах политических противников и одновременно мобилизуя сторонников. Критики США за пределами страны готовы видеть в очередном кризисе некие фатальные характеристики, рассматривая его как предвестник краха доллара, да и всей экономики, проявление ее "виртуального" и "паразитического" характера, несостоятельность американской экономической модели в целом.
На самом деле экономический кризис, отражая накопленные противоречия между производством и потреблением, между спросом и предложением, призван очистить экономику от избыточных мощностей, активов, отношений, инструментов и одновременно выстроить новую основу для оживления и подъема. Мы в данном случае говорим о стандартных, или так называемых нормальных циклах, теория которых достаточно хорошо разработана. Более сложное явление - структурные кризисы (например, энергетический, сырьевой, экологический), движущие силы развития которых несколько отличаются от динамики нормальных циклов. Еще более сложное явление представляют собой большие циклы, или большие волны, названные по имени выдающихся экономистов Н.Кондратьева и Й.Шумпетера, в основе динамики которых лежат изменения технологической парадигмы развития общества.
Действительно, период последних 15-20 лет привнес существенные изменения в механизм функционирования товарных рынков. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными запасами, позволяя избегать их перенакопления. Это чрезвычайно важная инновация в функционировании товарных рынков, поскольку, как известно, именно перенакопление капитала в данной сфере было в послевоенный период одним из главных факторов циклических кризисов.
В результате стало возможным говорить об изменениях в механизме экономического цикла в США. За послевоенный период экономические спады стали гораздо менее болезненными для экономики. Так, 14 циклических спадов за период с 1900 по 1953 год означали в среднем потери ВВП втрое больше, чем девять последующих кризисов (не считая, конечно, кризиса 2008-2009 гг.). Сами циклы стали более сглаженными: перепады подъема к падению по таким показателям, как ВВП и норма безработицы, в период с 1982 по 2000 год были по крайней мере на 20% ниже, чем в период с 1954 по 1981 год.
Положительные сдвиги наблюдались и в таком показателе, как период подъема и рецессии в рамках одного цикла: во второй половине ХХ века средний период подъема увеличился почти вдвое - с 2,5 лет в 1900-1953 годах до пяти лет в последующем. Одновременно период падения производства сократился за те же периоды с 17 до 11 месяцев.
Один из важнейших факторов изменений механизма цикла - новая структура экономики, перемены в характере ее функционирования. Отмеченные выше изменения на товарных рынках, снижение единовременного объема товароматериальных запасов, производство "с колес" позволили, во-первых, резко уменьшить материальную основу перенакопления капитала в виде сырья, материалов и комплектующих изделий, а во-вторых, регулировать масштабы этих запасов с помощью современной электронно-вычислительной техники, сообразуясь с экономическими условиями. Одновременно в направлении сглаживания цикла действовало расширение сферы услуг в экономике, которая была гораздо менее подвержена циклическим колебаниям. Несомненно, что в последнюю четверть ХХ века все более весомый вклад в модификацию цикла внес вывоз производств за рубеж, уменьшая таким образом факторы перенакопления капитала внутри страны.
Другой важнейший фактор изменений механизма цикла - стабилизирующая роль фискальной и денежно-кредитной политики государства. Манипулирование величиной налоговых поступлений в бюджет, регуляторы денежно-кредитной политики - учетная ставка ФРС, нормы обязательного резервирования, операции с ценными бумагами - позволяют в нужное время снижать "перегрев" экономики либо, напротив, стимулировать ее рост.
Почему же все эти инновации, повлиявшие на модификацию нормального промышленного цикла, не смогли предотвратить весьма глубокий финансово-экономический кризис 2008-2009 годов или, по крайней мере, сгладить его?
Нынешний кризис, несмотря на некоторые его особенности, в основном укладывается в формат нормального цикла (10-15-летний срок). Тем не менее важнейшим фактором его быстрого и глобального развития стали причины нетипичного для всех предшествующих циклов характера.
Как представляется, наиболее общей причиной кризиса стало перепроизводство финансовых инструментов (в отличие от традиционного ранее перепроизводства сначала товаров, а позднее, во второй половине ХХ века, - товароматериальных запасов). Это, разумеется, не значит, что на динамику нынешнего цикла не влияли такие факторы, как перенакопление капитала и несоответствие между спросом и предложением. Однако проявились они, по крайней мере в сфере материального производства, в гораздо меньшей степени, чем раньше, прежде всего под влиянием экономической глобализации, переноса значительной части американской обрабатывающей промышленности за рубеж, в страны с более низкими издержками производства, главным образом на рабочую силу.
Что же касается финансовых инструментов, то их перепроизводство произошло в значительной степени за счет распространившихся механизмов секьюритизации. Рынок производных ценных бумаг, так называемых деривативов, развивался в США опережающими темпами, составив в 2008 году величину в 65 трлн. долларов. При этом доля США в стоимости деривативов, торгуемых на бирже (почти 54%), существенно превысила долю США в мировом ВВП (чуть более 21% по ППС). Помимо этого на кредитование жилищного строительства повлиял огромный приток дешевых финансовых ресурсов из-за рубежа (из развивающихся стран). Это способствовало заметному снижению ставок ипотечного кредита.
Перепроизводство финансовых инструментов в полной мере проявилось при переориентации с начала текущего десятилетия сбережений населения с вложений в акции высокотехнологичных компаний на вложения в жилищное строительство. Это произошло после краха фондовой биржи информационных и интернет-компаний в 2001 году, когда совокупные потери владельцев акций превысили 7 трлн. долларов. Вложения в дома казались тогда гораздо более надежным и реальным активом, цены на который постоянно растут по сравнению с подверженной частым колебаниям стоимостью акций.
При этом рост спроса на жилье стимулировался особыми условиями финансового рынка: низкой стоимостью кредитных ресурсов (учетная ставка ФРС с 2004 г. упала до 1%), дерегулированием финансовой системы, то есть возможностью выпуска производных финансовых инструментов (деривативов), в частности облигаций, под имеющиеся у эмитента (банка) долговые обязательства (закладные) заемщиков. Это, в свою очередь, повлекло за собой резкое расширение рынка ненадежных заемщиков, поскольку риски предоставления им кредитов могли с помощью выпуска облигаций и других деривативов быть перенесены на других участников рынка.
Произошедшее с 2004 по 2006 год повышение учетной ставки ФРС до 5,25% с целью недопущения роста инфляции и повышения привлекательности иностранных инвестиций в США (в основном в государственные ценные бумаги) привело к тому, что платежи по значительной части закладных (они привязаны к текущей ставке процента) перестали выплачиваться. Массовые продажи невыкупленных домов привели к снижению цен на жилье и тем самым к обесценению закладных, под которые выдавались кредиты и на основе которых выпускались ипотечные облигации.
В результате ипотечные облигации стали обесцениваться, их рынок резко упал. Как следствие стали обесцениваться активы банков и других финансовых институтов как в США, так и в других странах, имевших в своих портфелях подобные облигации. Возник кризис ликвидности, практически остановивший всю кредитную деятельность в стране, что не могло не сказаться на реальном секторе экономики.
Начавшись как спад в строительстве под влиянием резкого снижения спроса на жилье и кризиса ипотечного кредитования, кризис распространился на все другие сектора экономики. При этом помимо фактора "кредитного тромба" необходимо отметить еще один важнейший фактор, усугубивший и стимулировавший кризис, - быстрое удорожание сырьевых ресурсов. Это удорожание привело к росту издержек производителей, снижению прибылей компаний и замедлению производства. Одновременно этот фактор (удорожание сырья и топлива) ограничил потребительские расходы американцев, что негативно повлияло на производство со стороны спроса. Только за три квартала 2008 года средняя цена на энергию для потребителей выросла на 15% (при том что цены на бензин, в частности, выросли более чем на 50%), а потребление энергии в стране упало на 7%6. (Следует помнить, что потребительские расходы населения - главный фактор экономического роста.) Еще одним серьезным фактором кризиса стали масштабные природные катастрофы (ураганы), принесшие убытки экономике и населению на многие сотни миллиардов долларов.
Таким образом, сглаженный ранее под влиянием некоторых новых факторов экономический цикл подвергся влиянию целого ряда контрфакторов, выявивших все накопленные прежде противоречия.
Необходимо отдельно упомянуть то обстоятельство, что глобализация имела для американской экономики не только сглаживающий антикризисный эффект, но и ряд негативных последствий. В числе негативных эффектов глобализации - рост дефицитов торгового (более 700 млрд. долл. в 2008 г.) и платежного балансов (более 850 млрд. долл.), увеличивающих гигантский государственный долг США, составивший в 2008 году 10,6 трлн. долларов. Обслуживание этого долга стало весьма заметной нагрузкой на и без того дефицитный федеральный бюджет страны.
Разумеется, капиталистическая рыночная экономика - это по определению экономика, основанная на кредите и долге. Однако, видимо, есть некие пороговые величины этого долга - как государственного, так и частного, которые могут вызвать при отсутствии должного управления финансовыми отношениями весьма сильные потрясения всей экономической системы.
Многие вопросы функционирования современной финансовой системы капитализма, особенно на международном уровне, изучены пока явно недостаточно. Однако как мы видим из логики нынешнего кризиса, вероятно, процессы дерегулирования этой системы зашли слишком далеко и привели к весьма плачевным последствиям не только для экономики США, но и мирового хозяйства в целом. Видимо, с учетом сегодняшнего опыта современная теория цикла будет существенно переработана, имея в виду два сыгравших наиболее заметную роль в сегодняшнем кризисе элемента - финансовые инструменты и в целом финансовые рынки, а также глобализацию мирового хозяйства.
Антикризисная политика Б.Обамы
АМЕРИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО начало реагировать на кризисные проявления в экономике еще задолго до признания и фактического проявления макроэкономического кризиса. Так, еще в феврале 2008 года был принят Закон по стимулированию экономики (Economic Stimulus Act). Он предусматривал выделение 113 млрд. долларов (0,8% ВВП) налогоплательщикам в качестве возвращения им части выплаченных налогов для стимулирования спроса. В зависимости от уровня доходов граждане получили чеки на 300 или 600 долларов.
В июле 2008 года был принят закон по поддержке жилищного рынка - Закон о жилье и восстановлении экономики (Housing and Economic Stimulus Act), предусматривающий финансовую помощь заемщикам на ипотечном рынке, а в октябре - Чрезвычайный закон об экономической стабилизации (Emergency Economic Stabilization Act), предусматривающий массированные государственные инвестиции в финансовые институты. В соответствии с данным законом начала реализовываться программа поддержки так называемых "плохих активов" - "Troubled Asset Relief Program" (TARP), получившая название "план Полсона" по имени бывшего министра финансов США.
На цели стабилизации финансовых рынков было ассигновано 700 млрд. долларов, распоряжение которыми было поручено Министерству финансов США. Изначально программа была направлена на выкуп государством так называемых "проблемных активов" финансовых институтов, однако фактически половина этой суммы была потрачена на выкуп государством части акционерного капитала банков и страховых компаний, практически проведя их частичную национализацию.
В конце января 2009 года Конгресс США утвердил расходование второй половины выделенных ассигнований в сумме 350 млрд. долларов. Их планируется направить в первую очередь на поддержку жилищного рынка. Надо заметить, что все предпринятые еще администрацией Дж.Буша меры пока не оказали сколько-нибудь заметного влияния на экономику, положение которой продолжало ухудшаться и в первые месяцы 2009 года.
Не оказало заметного стимулирующего влияния на экономику и принятое в декабре 2008 года решение ФРС снизить учетную ставку практически до нулевого уровня - официально до уровня в 0-0,25%.
В условиях углубляющегося кризиса администрация Б.Обамы предложила новый массированный план поддержки экономики страны. В феврале 2009 года Конгрессом США был принят Закон по восстановлению и реинвестициям Америки (American Recovery and Reinvestment Act), предусматривающий выделение ассигнований на налоговые льготы и различные инвестиционные проекты в сумме 787 млрд. долларов. Это беспрецедентные в американской истории бюджетные ассигнования, направленные на государственное стимулирование экономики и выход из кризиса. Если федеральные ассигнования по антикризисным программам "Нового курса" Ф.Рузвельта составляли не более 2% ВВП, то план Обамы уже превышает 5% ВВП и в этом смысле идет заметно дальше усилий государства как по выходу из Великой депрессии 1930-х годов, так и любых других антикризисных мер американского государства. Если же к предстоящим расходам по последнему закону прибавить ассигнования по "плану Полсона", а также предшествующие расходы государства по поддержке ипотечного рынка и стимулированию спроса, то масштабы государственной финансовой интервенции в американскую экономику достигнут беспрецедентных для американской экономической модели масштабов не только с практической, но и с идеологической точек зрения.
Стимуляционный пакет Обамы состоит из двух частей, одна из которых представляет собой разного рода налоговые льготы для населения и бизнеса, а другая - включает разнообразные инвестиционные и инфраструктурные проекты. Налоговая составляющая проекта (275 млрд. долл.) предусматривает налоговые льготы для граждан (175 млрд. долл.) и для предпринимателей (100 млрд. долл.). В течение ближайших двух лет каждый американец получит налоговый вычет в сумме 400 долларов, а семейная пара - в сумме 800 долларов. Эту льготу получат почти 98% всех занятых в стране. Планируются также налоговые льготы в размере до 3 тыс. долларов на одного ребенка для семей с невысокими доходами. Предполагается снизить налоги на покупку жилья и получение высшего образования - максимум на 7,5 тыс. и 2,5 тыс. долларов соответственно. Последние налоговые льготы коснутся студентов, чьи родители зарабатывают менее 180 тыс. долларов в год в полных семьях и менее 90 тыс. долларов в год в семьях с одним родителем.
В области налоговых льгот для бизнеса планируется предоставление фирмам налогового кредита при найме новых работников. Речь идет о сумме кредита в 3 тыс. долларов на каждого вновь нанятого работника. Немалые льготы также планируются на вновь устанавливаемое оборудование - единовременное списание до 50% его стоимости.
Другое направление стимуляционного пакета Обамы направлено на различные инвестиционные, инфраструктурные, социальные, образовательные и научные программы. Это направление предполагает ассигнование в совокупности 500 млрд. долларов, то есть 2/3 всего стимуляционного пакета.
В частности, в целях увеличения социальной помощи нуждающимся закон предусматривает выделение 20 млрд. долларов на расширение программы продовольственных талонов, планируется увеличить пособия по безработице в среднем на 25 долларов в неделю, а также доступ безработных к частным страховым системам медицинского обслуживания, на что ассигновано 20 млрд. долларов.
Одной из крупнейших программ пакета является развитие альтернативных источников энергии, которые в силу их экологических характеристик получили название "зеленых технологий". К этому направлению относятся также программы энергосбережения как в производстве, так и в жилищном хозяйстве. Только по линии Министерства энергетики на эти цели будет ассигновано более 84 млрд. долларов.
Немалые средства также предусмотрены на инфраструктурные строительные проекты - около 50 млрд. долларов. Речь идет о строительстве и реконструкции автомобильных и железных дорог, мостов, путепроводов, многие из которых не сооружались и не ремонтировались последнюю четверть века. Предполагается также модернизация морских и речных портов, систем водоснабжения и канализации.
Еще одно крупное направление государственных расходов - развитие системы образования, прежде всего школьного. В рамках этого направления предполагается строительство или реконструкция 10 тыс. школ, а также ряда университетских зданий и сооружений, на что будет потрачено 8 млрд. долларов. Планируется также увеличить ассигнования на так называемые "гранты Пелла", выделяемые студентам вузов из семей с низкими доходами (около 14 млрд. долл.), повсеместное внедрение в школы широкополосного Интернета. На цели образования инвалидов запланировано потратить 13,5 млрд. долларов.
На развитие здравоохранения планируется потратить более 150 млрд. долларов (крупнейшее направление расходов), в основном в виде субсидий штатам. Нельзя не упомянуть также и планы администрации по компьютеризации системы здравоохранения, в частности перевода всех амбулаторных карт на электронные носители. В рамках стимуляционного плана намечается также увеличение ассигнований на научные исследования и разработки, особенно в области медико-биологических исследований (около 20 млрд. долл.).
Как видно, многое из намеченного планом Обамы носит весьма долговременный характер. Ни строительство дорог и мостов, ни энергосбережение и создание "зеленых технологий", ни научно-исследовательские программы не могут быть реализованы за несколько месяцев или даже несколько лет. Многие программы просчитаны до 2019 года. Тем не менее эксперты Белого дома полагают, что стимуляционный пакет уже в ближайшие 1,5 года позволит создать 3,5 млн. новых рабочих мест. Есть, правда, и более осторожные прогнозы по этому поводу, предсказывающие, что число рабочих мест возрастет максимум на 2,5 миллиона а уровень безработицы составит примерно 9% вплоть до конца 2010 года.
Только что опубликованный прогноз экономического доклада президента тем не менее выглядит, пожалуй, чересчур оптимистичным. По прогнозу Экономического совета при президенте, если в 2009 году ожидаемый рост ВВП (в текущих ценах) составит 2,2%, то уже в 2010 году - 6,6%. Более поздние прогнозы, сделанные экспертами американской администрации, выглядят иначе - в 2009 году ожидается падение ВВП на 1,2%, а в 2010 году - рост на 3,2%. Соответствующие показатели безработицы составят 7,7 и 6,9%, а уровень инфляции 1,7 и 1,5%.
Аналитики Белого дома надеются и на относительно скорое сокращение резко возросшего бюджетного дефицита. По имеющимся оценкам, дефицит бюджета в 2009 году достигнет рекордного уровня в 1,75 трлн. долларов, что составит 12,3% ВВП. Это - наивысший уровень дефицита федерального бюджета США с 1945 года. По проекту нового бюджета на 2010 год, представленного Президентом Обамой в Конгресс, в будущем году дефицит федерального бюджета составит уже 1,2 трлн. долларов, или 8,3% ВВП. Впрочем, некоторые аналитики полагают, что с учетом всех стимуляционных расходов государства дефицит может достичь величины в 2 трлн. долларов.
Предусматривается, что размер дефицита бюджета составит в 2011 году 1,0 трлн. долларов, а к 2013 году будет сокращен до уровня в 533 млрд. долларов, что составляет уже вполне управляемую величину в 3% ВВП. Достигнуть этого предполагается за счет увеличения налогов на доходы выше 250 тыс. долларов в год (с 35 до 39,6%), на прирост капиталов (с 15 до 20%) и на недвижимость дороже 3,5 млн. долларов. Определенный рост доходов бюджета дадут сокращения федеральных расходов с 26% ВВП до планируемых 22%. По оценке Бюджетного управления Конгресса (БУК), решить задачу уменьшения более чем вдвое дефицита бюджета поможет также планируемое свертывание американского военного присутствия в Ираке и отмена к 2011 году ряда налоговых льгот, принятых при администрации Дж.Буша-младшего. Только эти меры, считают в БУКе, сократят дефицит до 715 млрд. долл. В основном доходы бюджета вырастут с 16% ВВП в 2009 году до 19% в 2013 году .
В целом в бюджетном проекте на 2010 год новая администрация ставит весьма амбициозные задачи. Так, несмотря на огромный дефицит, планируются масштабные ассигнования в сумме 634 млрд. долларов на покрытие расходов на медицинские услуги американцев, не имеющих медицинского страхования. В бюджет включен пакет мер по развитию энергетики и энергосбережению в сумме 150 млрд. долларов. Значимыми мерами являются и новые приоритеты в налогообложении, направленные на увеличение налоговой нагрузки на американцев с высокими доходами. Бюджетом предусмотрен также некий резерв в 250 млрд. долларов на случай необходимости дополнительно поддержать банковскую систему страны.
Возможности и сроки выхода США из кризиса
КАК ОТМЕЧАЕТ АНАЛИТИК из Брукинского института Уильям Галстон, новую экономическую программу Б.Обамы по масштабу влияния можно поставить в один ряд с такими поворотными стратегиями в истории США, как "Новый курс" Ф.Рузвельта, "Великое общество" Л.Джонсона и политикой Р.Рейгана. (Ясно, что программы последнего имели противоположный вектор воздействия, но степень воздействия всех упомянутых программ вполне сопоставима с тем, что намечает Б.Обама.)
Однако чтобы достичь намеченных оптимистических показателей, ситуация в экономике должна начать меняться в позитивном направлении, что пока не просматривается. И дело здесь не только в увеличении государственных расходов, стимулировании спроса и создании рабочих мест. Выход из нынешнего кризиса, несомненно, сопряжен с достаточно трудной перестройкой экономики, прежде всего частного сектора, связанной с необходимостью обновления основных фондов, модернизации финансового сектора страны, согласования интересов США с их основными партнерами и конкурентами, установления новых условий функционирования мировой финансовой системы.
Возможности и сроки выхода из кризиса ограничивает также то обстоятельство, что нынешний финансово-экономический кризис стал наиболее глобальным, мировым. Так, в опубликованном в марте докладе Всемирного банка делается вывод, что в нынешнем году, впервые с 1940 года, сократится объем мирового ВВП. Причем если раньше в прогнозах аналитиков развивающимся странам и странам с переходной экономикой отводилась роль стабилизирующего фактора по выходу из кризиса, то позднее их роль была заметно пересмотрена. Выяснилось, что по крайней мере 94 из 116 развивающихся стран испытали в 2008 году экономический спад. Заметно уменьшился объем частных инвестиций в экономики этих стран (на 17% по сравнению с 2007 г.), дополнительно более 46 млн. человек в этих странах окажутся за чертой бедности. По крайней мере 98 стран столкнутся в 2009 году с проблемой рефинансирования государственного и частного долга.
Таким образом, сыграть роль некоего локомотива мировой экономики, на что рассчитывали многие эксперты, развивающиеся страны явно не смогут.
Разумеется, США преодолеют современный финансово-экономический кризис. Вопрос только - с какими издержками. Несомненно, что американская экономика остается самой мощной на планете как по уровню развития базовых рыночных институтов, так и по масштабам и уровню развития своей материально-технической базы. Финансовые потрясения не отменяют того факта, что в США сосредоточены самые современные отрасли обрабатывающей промышленности мира (от 30 до 40% мирового объема производства), здесь сосредоточены самые развитые отрасли сферы услуг, и в первую очередь крупнейший и наиболее мощный научно-технический потенциал мира, передовые высшее образование и здравоохранение, то есть те отрасли, которые определяют современное экономическое развитие.
США занимают лидирующие позиции и в международных экономических отношениях. Так, в мировом экспорте высокотехнологичной продукции их доля в середине текущего десятилетия составила 16%, доля Японии была 9%, Германии - 8%. В товарной части американского экспорта доля высокотехнологичных товаров составляет 30%, а всей продукции обрабатывающей промышленности - 90%.
Особенно велики конкурентные преимущества США в мировой торговле услугами. Несмотря на общий огромный пассивный баланс в торговле, здесь у них устойчивое положительное сальдо, достигающее почти 90 млрд. долларов. Речь прежде всего идет о наукоемких услугах (компьютерных, информационных, научно-исследовательских, инженерных и др.). Доля США на мировом рынке таких услуг составляет 35%.
США играют ведущую роль в международном движении капиталов. Они являются как крупнейшим международным инвестором, так и кредитором, при том что ввоз капитала в страну значительно превосходит его вывоз. Стоимость американских активов за рубежом в 2007 году составила 17,6 трлн. долларов, иностранных в США - 20,1 трлн. долларов.
Особую роль при этом играют американские ТНК, на зарубежных филиалах которых в середине текущего десятилетия работали 9 млн. человек. ТНК США занимают самые весомые позиции среди ТНК других стран. Из 100 крупнейших ТНК мира 25 - это ТНК США. На долю пяти американских ТНК среди 25 крупнейших ТНК мира приходится 35,5% совокупных активов и 27% зарубежных продаж15. Ясно, что такая "зарубежная" американская экономика заметно укрепляет позиции страны в мировом хозяйстве.
Весьма сильные позиции США имеют и по обеспеченности природными ресурсами. Так, по запасам угля США находятся на первом месте в мире, природного газа - на третьем, медных руд - на пятом, железной руды - на шестом, нефти - на двенадцатом, по земельным сельскохозяйственным ресурсам - на первом, лесным - на четвертом месте в мире. Самое важное, что США по-прежнему опережают другие страны по главным показателям развития экономики - показателям эффективности производства, в частности по производительности труда и фондоотдаче.
Вместе с тем в Америке есть целый ряд накопившихся социально-экономических проблем - и гигантский внешний и внутренний долг, и дефицит бюджета, и нарастающие как снежный ком проблемы в социальной сфере - пенсионного обеспечения, доступности медицинского обслуживания. Как показал нынешний кризис, есть немало проблем и в самом механизме функционирования американской экономики, роли в ней финансового сектора, эффективности государственного регулирования.
Некоторые эксперты в этой связи пишут о кризисе американской экономической модели. Нередко, правда, под экономической моделью понимается не то, что обычно принято в экономической литературе, - наиболее важные характерные черты экономического механизма, в том числе соотношение частного и государственного сектора в экономике, доля ВВП, перераспределяемая через бюджет, характер трудовой этики и другие институциональные и исторические особенности той или иной экономики. Часто американскую модель связывают лишь с большим внешним долгом, притоком иностранных инвестиций, дефицитом торгового и платежного баланса, что не является отличительной чертой той или иной модели экономики, будь то развитой или развивающейся. На самом деле принципиальные черты американской модели - это особая роль предпринимательства в экономике и обществе, что всегда было мощным фактором экономического развития. Это - доминирующая роль частного сектора в экономике, относительно низкая доля государства в перераспределении ВВП. Это - высокая трудовая этика населения, стремление к успеху, отсутствие многих бюрократических и статусных преград, присущих многим другим странам.
Перечисленные характеристики - основа американской экономической модели, исторически присущие ей черты.
В последние несколько десятилетий ее дополнили несколько новых характеристик, заметно усиливших ее сильные стороны. Речь идет о постепенном переходе к гибкому, диверсифицированному и мелкосерийному производству, повышении наукоемкости всей экономики, принципиально новой роли информационной инфраструктуры, об особой роли сферы услуг, где ныне сосредоточены такие важнейшие отрасли постиндустриальной экономики, как наука, образование и здравоохранение. Нельзя не упомянуть и об эволюции собственности, где все более доминирующую роль играет корпоративная собственность - наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможности использования новейших управленческих методов и совершенствования трудовых отношений.
Все эти тенденции, как представляется, в долговременном плане укрепляют американскую модель экономики, повышают ее эффективность. Именно такая модель экономики зарекомендовала себя как наиболее эффективная с экономической точки зрения, хотя, очевидно, и менее социально ориентированная, чем некоторые другие известные экономические модели (например, германская, скандинавская).
Разумеется, данная модель экономики, как, впрочем, и рыночная экономика вообще, не является идеальным хозяйственным механизмом. Ей присущи и известные "провалы" рынка, и тенденция к монополизации, и неспособность в полной мере производить так называемые общественные блага, и социальная дифференциация. Кризис конца первого десятилетия ХХI века все это в полной мере подтвердил. Этот кризис становится во многом вызовом американской модели, очередной проверкой ее способности решать как традиционные рыночные, так и новые возникающие проблемы.
Представляется, что заметное усиление роли государства и государственных расходов в экономике, наблюдаемое в настоящее время и в основном присущее периодам экономических кризисов, вряд ли поколеблет основополагающие принципы американской экономической модели. Слишком органично и глубоко эта модель свойственна американскому обществу, его культуре и психологии. А справится ли данная модель с новыми экономическими вызовами - покажет время.