16 июня 2009 года в Екатеринбурге состоялась первая встреча лидеров стран БРИК, заложившая основу принципиально нового формата сотрудничества государств.

Впервые крупнейшие «новые экономики» сформировали объединение, призванное продвигать как их общие интересы, так и интересы широкого круга развивающихся стран. При этом с самого начала участники БРИК позиционировали его не как замкнутый клуб для обслуживания собственных интересов, а как структуру, открытую для внешнего мира и действующую в интересах широкого круга государств. В Екатеринбургской декларации подчеркивалось, что «диалог и сотрудничество стран БРИК служат не только общим интересам стран с формирующимися рыночными экономиками и развивающихся стран, но и строительству гармоничного мира, в котором были бы обеспечены прочный мир и общее процветание».

Авторство идеи создания БРИК часто приписывают экономисту американского банка «Голдман Сакс» Дж.О´Нилу. Но этот аналитик рассматривал понятие «БРИК» чисто утилитарно - как аналитический инструмент для оценки сравнительной прибыльности ценных бумаг фондов, действующих на рынках стран БРИК. Понадобился совсем другой - стратегический - подход к феномену БРИК, к причинам его появления и потенциалу, чтобы из объекта биржевого анализа превратить его в фактор мировой политики и экономики.

Инициатором создания объединения БРИК выступил Президент России В.В.Путин, который выдвинул эту идею еще в 2006 году по итогам встречи участников Санкт-Петербургского саммита «восьмерки» с лидерами ведущих «новых экономик» в формате «аутрич». Уже тогда было ясно, что подобная схема, при которой «восьмерка» играет роль ведущего, а «новые экономики» - ведомых, себя изживает. Набирающие силу «новые экономики» тяготились ролью «группы поддержки». Тем более что в 2008 году произошло резкое возвышение «двадцатки» - структуры глобального управления нового типа, с равноправным участием всех ведущих экономик мира, без их деления на «старые» и «новые».

С первых шагов деятельности БРИК выявился широкий спектр долгосрочных общих интересов участников. Рассмотрим основные из них.

Все мы стремимся реформировать устаревшую финансово-экономическую систему мира. Эта система все еще не учитывает новую роль в глобальной экономике, которую уже играют страны БРИКС и другие государства с формирующимися рынками.

Принципиально важно то, что участники «пятерки» привержены принципам международного права, стремятся укреплять центральную роль ООН и ее Совета Безопасности в вопросах поддержания международного мира и безопасности. Мы не приемлем политику силового давления и ущемления суверенитета других стран.

Наши экономики взаимодополняемы. Этот фактор может быть с успехом использован для ускорения роста и модернизации экономик участников БРИКС, включая Россию.

Перед нашими обществами стоят схожие вызовы, связанные с проведением модернизации во многих сферах жизни. Обмен опытом и сотрудничество облегчат решение подобных проблем.

Что же касается различий в видении будущего мира, то они, скорее, связаны со спецификой конкретного этапа развития той или иной страны, в частности с разными уровнями экономического развития, особенностями истории и культуры.

В ряде случаев - надо прямо это признать - сказываются и проблемы во взаимоотношениях, унаследованные от прошлого, а также порожденные современной торговой или финансовой политикой. Идет «притирка» участников друг к другу, и многосторонний диалог в рамках БРИКС - хороший способ ускорить этот процесс.

Критики БРИКС указывают на торможение экономического роста «пятерки» в последние два года. А раз так, то, мол, исчезает главное «системное качество» БРИКС - динамизм развития, его мощность как локомотива мировой экономики. Однако этот «приговор» БРИКС выказывает скорее настроения его авторов, нежели реальность.

По прогнозу ОЭСР, страны БРИКС могут зафиксировать экономический рост на уровне 5,3% в текущем году и на уровне 5,7% в 2015 году. Для сравнения: в США рост ВВП по итогам 2014 года ожидается на уровне 2,6% и на уровне 3,5% по итогам 2015 года, а в экономике еврозоны - на 1,2% в 2014 году и на 1,7% в 2015 году. Вывод: страны БРИКС по совокупным показателям по-прежнему опережают «семерку» (конечно, надо учитывать и различия в темпах развития отдельных членов БРИКС).

БРИКС - одновременно и символ многополярного мира, и генератор его развития. Это альянс единомышленников в мировых делах, роль которого растет вместе с экономическим весом государств объединения. БРИКС сегодня - это 25% мирового ВВП, 18% международной торговли, 45% населения Земли и треть земной суши. Объединяя усилия, мы можем авторитетнее, эффективнее продвигать общие или близкие интересы на международной арене.

Как развивается сотрудничество участников БРИКС на конкретных направлениях?

Международно-политическая сфера. Следует сразу подчеркнуть: «пятерка» не собирается создавать военный блок. БРИКС - не клуб заговорщиков, а естественное проявление объективной тенденции к формированию полицентричного мира. И если критики БРИКС порой говорят, что этот форум мешает функционированию системы глобального управления, то ответ на эти упреки прост - дело в устарелости самой системы глобального управления. БРИКС - катализатор ее перемен, и к этому нужно привыкнуть.

Наиболее продвинуто сотрудничество участников БРИКС по таким вопросам, как урегулирование региональных конфликтов, борьба с терроризмом, наркоугрозой, нераспространение ОМУ, международная информационная безопасность. Особо следует выделить подход стран БРИКС к сирийскому конфликту. Скажем прямо: без принципиальной позиции России и Китая в СБ ООН, поддерживаемой другими нашими партнерами по БРИКС, ситуация в Сирии давно развивалась бы по ливийскому сценарию.

БРИКС - объединение, открытое для воздействия внешних факторов и тенденций, в том числе таких, как украинский кризис. Антироссийские действия Запада в ходе этого кризиса побудили участников альянса к сплочению. В ответ на призывы некоторых западных политиков не пускать Россию на саммит «двадцатки» в Австралии наши партнеры по БРИКС дали буквально отповедь, осудив в Гаагском заявлении министров иностранных дел «пятерки» практику односторонних санкций и неприемлемость попыток решать, кто вправе участвовать в саммитах «двадцатки», а кто нет. «Министры с озабоченностью отметили недавнее заявление о возможном исключении России из числа участников саммита «Группы двадцати», который состоится в Брисбене в ноябре 2014 года. «Двадцатка» в равной мере принадлежит всем ее участникам, и ни одно государство не имеет права в одностороннем порядке принять решение об исключении другого государства из участников саммита».

Валютно-финансовая сфера. В вопросах реформирования международной валютно-финансовой системы страны БРИКС добились определенного прогресса в 2009-2011 годах, когда удалось успешно провести очередной раунд реформы Всемирного банка и согласовать выгодные для участников БРИКС, других «новых экономик» и развивающихся стран условия 14-го раунда реформы МВФ.

Однако по мере относительной стабилизации финансово-экономического положения развитых стран у них стала уменьшаться потребность в кредитной поддержке со стороны МВФ. А с этим начала испаряться и готовность западных акционеров Фонда выполнять условия 14-го раунда его реформы - что привело бы к передаче около 5,6% квот и голосов в распоряжение «новых экономик» и развивающихся стран. Реформа МВФ в итоге заглохла. Это серьезный вызов для БРИКС. Участники альянса, судя по их настрою, намерены продолжить работу по продвижению реформы МВФ.

Близки к завершению переговоры о создании Банка развития и Пула валютных резервов БРИКС. Согласованы их размеры - 100 млрд. долларов для банка и 100 миллиардов для пула. Создание этих институтов будет означать укрепление основ многополярности в международной валютно-финансовой системе, что поспособствует ее устойчивости. Упреки тех, кто призывает БРИКС вместо создания собственной финансовой сетки безопасности передать средства в МВФ, несостоятельны. Во-первых, «пятерка» не имеет адекватного права голоса при управлении средствами МВФ из-за незавершенности реформы системы его управления. Во-вторых, почему БРИКС не следует создавать собственный страховочный пул, тогда как, скажем, Евросоюз уже имеет аналогичный механизм с капитализацией в десять раз больше?

Экономика. Главная задача сейчас - налаживание многостороннего торгово-экономического сотрудничества. Только оно позволит в полной мере задействовать взаимодополняющий характер наших экономик, рынков, научно-технических потенциалов. Надо учитывать, что БРИКС - это почти 3 млрд. потребителей. Для придания деловым связям большего размаха и целеустремленности российская сторона предложила партнерам принять Стратегию развития многостороннего экономического сотрудничества стран БРИКС. По проекту стратегии сейчас ведутся переговоры. Кроме того, В.В.Путин на саммите в Дурбане обозначил нашу заинтересованность в проведении министерских встреч по горнодобывающей и обрабатывающей промышленности для запуска практического сотрудничества, имеющего большую перспективу.

Важно то, что в работу БРИКС все активнее включается бизнес. Действуют Банковский форум и Бизнес-форум. В 2012 году создан Биржевой альянс БРИКС. Он осуществляет кросс-листинг 7 тыс. компаний стран БРИКС с капитализацией более 8 трлн. долларов.

Перспективы развития многостороннего экономического сотрудничества в России во многом связывают с работой созданного в ходе Дурбанского саммита Делового совета БРИКС. Это - российская инициатива. В состав Совета вошли 25 видных предпринимателей и банкиров стран-участниц. От России это руководители РЖД, Внешэкономбанка, Российского фонда прямых инвестиций, Госкорпорации «Ростехнологии», ТПП России.

В рамках БРИКС разворачивается научное и инновационное сотрудничество. Для этого определены 11 наиболее перспективных направлений - от аэронавтики до био- и нанотехнологий. Прорабатывается вопрос о создании совместных научных парков.

Как устроен БРИКС? Всего на данный момент имеется 23 формата взаимодействия, причем налицо тенденция к дальнейшему росту их количества. Вот основные: ежегодный саммит, неформальная встреча лидеров «на полях» встречи «Группы двадцати», встречи секретарей советов безопасности, министров иностранных дел, министров торговли и экономики, министров финансов, здравоохранения, образования, науки и сельского хозяйства. Действуют рабочие группы: по информационной безопасности, сельскому хозяйству, здравоохранению, науке и инновациям, планируется создание группы по противодействию глобальной наркоугрозе. Координационным центром всего механизма сотрудничества являются шерпы, которым помогают их заместители - су-шерпы. По инициативе России ведется работа по созданию виртуального секретариата объединения.

Развивая различные форматы сотрудничества в БРИКС, его участники исходят из того, что их количество и институализация - не самоцель. Интенсивность и содержательность взаимодействия в рамках конкретной международной структуры должны определять необходимость создания постоянных институтов, но не наоборот. Иначе БРИКС скатится к положению бюрократической машины, обслуживающей саму себя. Если же говорить о долгосрочной цели развития БРИКС, зафиксированной в Дурбанской декларации, то это постепенная трансформация данного объединения в механизм координации стратегических и текущих действий участников по широкому кругу экономических и международно-политических вопросов.

Весьма перспективное направление работы БРИКС - развитие его внешних связей. В Дурбане прошло первое мероприятие в формате «аутрич», причем действительно континентального масштаба - с участием руководителей Африканского союза, Нового партнерства для развития Африки, лидеров шести субрегиональных интеграционных объединений и целого ряда государств - от Египта до Анголы. Состоялся предметный разговор о перспективах взаимодействия стран БРИКС и африканских государств, в первую очередь в экономической сфере.

БРИКС - важный локомотив развития «двадцатки», которая со времен глобального кризиса стала главным форумом международного экономического сотрудничества участвующих в нем стран. Позиция стран БРИКС служит для многих «новых экономик» в «двадцатке» базовым ориентиром. В первую очередь это касается вопроса о реформе МВФ.

БРИКС обобщает позиции «пятерки» и таким образом помогает лучше структурировать дискуссию в «Группе двадцати» по многим вопросам. А это часто облегчает поиск компромисса.

БРИКС последовательно выступает за сохранение и укрепление роли «двадцатки» как важного элемента системы глобального управления, больше отвечающего потребностям многополярной экономической системы XXI века, нежели недореформированные институты Бреттон-Вудса. Когда острая фаза кризиса миновала, многие политики на Западе поспешили заявить, что «золотая пора» «двадцатки» позади, ее роль следует резко сократить, сосредоточившись на диалоге министров финансов, а встречи лидеров проводить по мере необходимости, лишь «на полях» других международных форумов. В этих условиях именно государства БРИКС твердо высказываются за сохранение роли и функций «двадцатки».

В СМИ часто поднимается вопрос о возможности расширения БРИКС. Оно вполне возможно, тем более что уже имеется список крупных стран из числа «новых экономик», которые хотели бы пополнить ряды этого объединения. Однако, как представляется, участникам БРИКС сначала нужно отладить работу всех уже созданных механизмов диалога и сотрудничества и лишь затем обсуждать варианты расширения альянса.

Очередной саммит БРИКС состоялся в июле этого года в Бразилии, в городе Форталезе. Девиз саммита - «Инклюзивный рост: устойчивые решения». Естественно, важное место на встрече заняли международные проблемы, вопросы создания Банка развития и Пула валютных резервов БРИКС.

Будущее БРИКС видится в постепенном превращении его в один из ключевых элементов системы глобального управления. Безусловно, сделать это можно только при опоре на широкий диалог и сотрудничество со странами с формирующейся рыночной экономикой и развивающимися странами. Такой диалог уже завязывается. Достаточно указать на работу «группы единомышленников» в «двадцатке», в которую, наряду со странами БРИКС, входят Аргентина, Индонезия и Мексика.

Руководство нашей страны, как подчеркивается в утвержденной Президентом России В.В.Путиным 9 февраля 2013 года Концепции участия Российской Федерации в БРИКС, рассматривает работу в данном объединении как одно из стержневых направлений внешней политики России.

БРИКС на подъеме. Он, несомненно, будет и далее шаг за шагом укреплять свои позиции в мире. Стратегический расчет России на БРИКС полностью оправдан.