О России и мире

 

Погос Акопов, президент Ассоциации российских дипломатов, заслуженный работник дипломатической службы, Чрезвычайный и Полномочный Посол: Мне посчастливилось поучаствовать во всех совещаниях, начиная с первого. В связи с этим могу выразить свое отношение к нему. Это важнейшее мероприятие МИД с участием всех зарубежных представителей, всех послов играет особую роль. Здесь выступает глава государства, который курирует Министерство иностранных дел. Послам, постоянным представителям нашей страны за рубежом исключительно важно из его уст услышать оценку ситуации в мире.

Каждый участник находит для себя нечто важное, связанное не только с его регионом, но и происходящими в мире событиями и с тем, какую линию определяет наше руководство в международных делах. На совещании президент четко определил важнейшее направление нашей политики - китайское.

Думаю, что сегодняшняя встреча имеет исключительно большое значение, имея в виду, чтó сейчас происходит на наших западных границах, на Украине. Особую роль для всех нас играют оценки, которые дал президент по этой проблеме. Налицо сложнейшая ситуация. Внимание всего мира сегодня приковано к Украине. К тому, что произойдет. И главное - мир смотрит на Россию, ожидая, какие шаги она предпримет. От того, какую позицию займет Россия, как она будет содействовать урегулированию проблемы, во многом зависит успех миролюбивых сил в этом регионе.

Еще один момент хотел бы отметить: это совещание для каждого посла и каждого представителя имеет особое значение. На этом мероприятии появляется уникальная возможность встреч коллег-дипломатов с точки зрения общения, обмена мнениями и оценками событий, да и в личном, сугубо человеческом плане. Видно было, с какими горящими глазами общались друг с другом мои коллеги - послы в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Это придает каждому из нас новые силы, эмоциональные импульсы, стремление быть не хуже, чем твой коллега по соседству на Ближнем Востоке.

 

О success story российско-китайских отношений

 

Андрей Денисов, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Китайской Народной Республике: Совещания послов и постпредов, созываемые раз в два года летом, стали не просто традицией, а уже устоявшейся традицией. Все - и я, и мои коллеги - ждем этого момента, чтобы встретиться в Москве и поговорить о делах - и общих для нас всех, как принято говорить, «системных», и отдельных. У каждого есть еще и своя специфика.

Что бы я выделил в этом году? Совещание видоизменилось, стало больше по времени. Значит, уже нет необходимости его бесконечно уплотнять, урезая, отсекая какие-то возможности для узких и широких дискуссий, которые просто необходимы с учетом того, что это уникальный случай, когда собираются вместе послы и постпреды со всего мира.

В этот раз нам, может быть впервые за все время проведения совещаний, на все хватило времени. Мы чуть-чуть раньше начали, немножко позже закончили, структурировали работу, как мы говорим, секций (совещания у нас работают по секциям), и таким образом, на мой взгляд, мы охватили всю тематику. Во всяком случае, я, как представитель посольского корпуса в крупной стране с развитым и разветвленным комплексом отношений с Россией, полностью удовлетворен тем, что получил ответы на все свои вопросы, очень основательно подпитался, скажем так, смежной и близкой тематикой, что, вообще говоря, нам, дипломатам, необходимо.

Представителям нашей профессии и, так сказать, нашей весовой категории постоянно приходится жить в мире разного рода дискуссий - и с коллегами из страны пребывания, и дипкорпусом, поэтому любая подпитка дорогого стоит.

Тем более у нас в совещании по традиции принимают участие руководители различных правительственных ведомств, непосредственно отвечающие за вопросы, касающиеся внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности. Так что встреча с коллегами из правительства, экономических ведомств, из средств массовой информации, Министерства обороны имеют для нас осязаемую ценность. И все же, самое главное, что бывает на наших совещаниях и было в этот раз, - это, конечно, выступление главы государства.

Уже сложилась своеобразная схема этого выступления, или, как мы говорим в этом здании, - «формат»: президент выступает поначалу в присутствии журналистов, а затем разговор переносится уже несколько в иной режим, закрытый. Обсуждаются не только политические вопросы, но и вопросы нашего функционирования, нашей работы. И, скажу откровенно, далеко не всегда нас «гладят по шерсти». Но это оценка не предвзятая, она прямая и, что называется, «on-line», из первых рук, сразу и исчерпывающе.

Кстати, хотя я и говорю, что нас не всегда хвалят, общая оценка президентом нашей работы положительная. И каждый из нас, участников совещания, понимает, что, пускай маленькая, но, все же частичка и твоего труда есть в том, что заслуживает положительной оценки руководства нашего государства. Были приняты определенные решения по улучшению материального положения дипломатической службы, а это хотя и гражданская служба, но все-таки ее совершенно особый вид. Зачастую нашим коллегам приходится работать в очень непростых условиях, и поэтому должно быть понятно, что означает выражение «условия непростые». Это и природно-климатические, неблагоприятные для жизни человека условия, и военно-политические, когда над тобой снаряды летают. Как, например, было в одной из ближневосточных стран, где две враждовавшие группировки обменивались минометными выстрелами аккурат через территорию нашего посольства, которое оказалось зажато между ними.

И таких мест большинство. Гораздо больше тех, живущих спокойной жизнью столиц, которые мы видим по телевизору. Так что для нас имеет очень большое значение не только материальное, что само собой разумеется, но и моральное признание значимости нашего труда для страны.

На фоне того, что происходит в мире, российско-китайские отношения - это как раз пример здорового, полнокровного, динамичного и поступательного развития, не отягощенного какими-либо подводными камнями, какой-либо скрытой повесткой. Если в сегодняшнем дне нашей дипломатии есть то, что называется «success stories» («истории успеха»), то это история развития российско-китайских отношений.

Особенно это явственно проявилось буквально в самое последнее время, после 20 мая, когда состоялся визит В.В.Путина в Китай, после новых договоренностей с Председателем Си Цзиньпином, другими китайскими руководителями.

У всех на виду газовый контракт, «контракт века», как мы его называем, «мегапроект» по поставкам природного газа на десятилетия вперед. Но ведь это только один из 51 документа, подписанного по итогам визита. Причем абсолютное большинство таких документов - да даже можно сказать, что все они, - это не какие-то наборы политических формул, а фиксация планов сотрудничества во вполне конкретных сферах наших отношений.

В.В.Путин, выступая на Совещании послов, дал высокую оценку развитию отношений, сказал, что они развиваются «по восходящей», отметил, что Китай усиливается, растет его авторитет в мире. Это весомый, авторитетный и уважаемый партнер. Не всем это нравится. Владимир Владимирович напомнил и о том, что политика сдерживания, которую проводят прежде всего наши американские партнеры и в значительной мере следующие за ними страны, касается и России, и в какой-то мере Китая тоже.

В общем, данная политика не то чтобы имеет или не имеет будущего, об этом вообще речи нет, она - бесплодна. Поскольку и Китай, и Россия - это страны, на которые вряд ли каким-либо образом можно повлиять, используя такие политические приемы.

Говоря об отношениях с Китаем, нужно исходить из того, что мы - своего рода «экономическая связка», именно такой термин употребил наш президент. Мы все-таки разные. У нас - свои национальные интересы, у Китая - свои. Нельзя сказать, что они всегда и во всем совпадают. Это просто невозможно, ведь речь идет об интересах двух крупных, специфических стран, находящихся в разных геополитических условиях.

Но фактом является то, что ключевые, жизненные интересы, «vis-à-vis» разного рода международных проблем, возникающих перед нами, или совпадают, или очень близки. И во всяком случае, между нами нет противоречий. Нет таких вопросов между нами и Китаем, которые разводили бы нас, условно говоря, не просто «по разные стороны баррикад» - об этом и речи не идет, - но, скажем, «по разным углам ринга».

Поэтому как-то предаваться самоуспокоенности нельзя, потому что комплекс отношений огромный.

Проблемы надо оценивать, конечно, с холодной головой и спокойно решать. Благо, может быть, самое главное в нашем стратегическом партнерстве с Китаем, это тот факт, что создан механизм, который позволяет ставить и решать любые вопросы, а в ряде случаев и неудобные. Что мы и делаем, чем занимается, в том числе и наша дипломатическая служба.

И еще хотел бы напомнить о том, что обстановка в мире изменилась в последнее время. Изменилась, к сожалению, в худшую сторону. Есть такое дипломатическое слово, дипломатический термин «турбулентность». Вот эта турбулентность сейчас не просто возросла по сравнению с еще недавним прошлым, но по ряду направлений, в ряде географических зон просто зашкаливает. Нужно крутиться, извините за такое бытовое слово. Надо быстро принимать решения, моментально докладывать свои соображения, свою информацию в центр. Обстановка очень быстро меняется, и если что-то отложить на завтра, то это уже может утратить свою актуальность, потому что завтра принесет какие-то новые повороты.

Одним словом, нынешнее совещание оказалось чрезвычайно важным, в том числе и с точки зрения своевременности созыва. Мы физически ощущали необходимость «сверки часов». Нам это удалось.

 

О Совете Безопасности ООН

 

Виталий Чуркин, постоянный представитель России при ООН: Как правило, Совет Безопасности заседает два раза в день и это очень напряженная работа. Не всегда достигаются конкретные результаты. Но в июне, когда мы председательствовали в СБ, действительно была предпринята попытка обзора всех кризисных точек, которые существуют в мире.

Кстати, что дает председательство России в СБ ООН? Какие права и обязанности? Не так много. Председатель должен организовывать работу Совета Безопасности, и иногда он может этим воспользоваться. К примеру, когда в очередной раз была попытка провести обсуждение по Украине, причем не по всему комплексу вопросов, а сосредоточиться на докладе по правам человека, мы немножко потянули, как председатели. И потом созвали Совбез не по этому докладу конкретно, а по всему комплексу вопросов. То есть существуют определенные рычаги, но они небольшие, потому что с процедурной точки зрения все вопросы в Совете Безопасности принято решать консенсусом. А если консенсуса нет, то можно провести процедурное голосование. Это, к счастью, бывает очень редко. На моей памяти, за восемь с небольшим лет только один раз было процедурное голосование.

За эти восемь лет работы Совбеза возросла ее интенсивность. Появились некоторые технические новинки. Скажем, лет шесть назад стали использовать телеконференцию. То есть теперь человеку не обязательно присутствовать на заседании, чтобы выступить. Вот пример: при нашем председательстве спецпредставитель Генерального секретаря в Афганистане не смог приехать в Нью-Йорк. Так он просто выступал в режиме телеконференции. Такие вещи упрощают работу и в то же время интенсифицируют ее.

Мне кажется, что нам, особенно пятерке постоянных членов Совбеза ООН, удалось добиться того, чтобы эффективней работал сам Совет Безопасности, чтобы его консультативные заседания Совета Безопасности стали более деловыми.

Часто ли бывают стычки? Да, довольно часто. Конечно, по разным позициям. Есть какие-то вопросы, скажем по Сирии, по химическому оружию. Мы каждый месяц заслушивали то, что происходит по уничтожению химического оружия. Кстати, очень удачно получилось, что именно во время нашего председательства в СБ ООН завершился процесс вывода химоружия из Сирии. Мне кажется достаточно характерным для атмосферы, которая сегодня существует в ООН, то обстоятельство, что так и не смогли принять заявление с одобрением этого прогресса. У американцев некие свои представления о том, что еще можно потребовать от сирийского правительства.

То есть вот такая работа, когда все противоречия и кризисы, которые только есть в мире, как бы «варятся в котле» Совета Безопасности ООН и что-то иногда из этого удается сделать конструктивное и позитивное. А иногда, к сожалению, не удается.

 

О России, ЕС и НАТО

 

Александр Грушко, постоянный представитель Российской Федерации при НАТО: Думаю, что каждый профессиональный дипломат с нетерпением ждет таких больших мероприятий, которые проводятся раз в два года. Во-первых, это уникальная возможность получить указания от президента, выслушать представителей, руководителей других ведомств и лучше понять, в чем состоит интерес нашей политики на конкретном историческом отрезке. Конечно, это же дипломатический клуб, это уникальная возможность повстречаться с коллегами по работе, обменяться мнениями, поговорить о насущных делах.

Я - «молодой» посол и могу сказать, что только вот сейчас понимаю всю сложность и комплексность посольского хозяйства, поэтому для меня очень важны советы ветеранов. Ну и, наверное, если не говорить о служебной стороне дела, это возможность товарищеского общения.

Думаю, что все мои коллеги с нетерпением ждут таких событий, которые позволяют нам всем вместе собраться и убедиться в том, что российская дипломатическая служба представляет собой очень солидную силу. Взять сферу безопасности, экономики, культуры. Для всех нас является предметом гордости, что мы - часть очень важного процесса, часть государственной службы, которая находится на передовой интересов России.

Сегодня международные отношения переживают очень сложный этап. Думаю, что мы вошли в новую фазу противостояния. Если судить по брюссельской площадке, то элементы сопротивления растущей роли России наблюдались всюду.

Если говорить о Евросоюзе, то можно констатировать, что все ключевые направления, которые были важны для качественных отношений России и Евросоюза, нашими коллегами были приторможены. Это переговоры по новому базовому соглашению, это создание энергетического союза, это формирование «четырех общих пространств». Такие же тенденции мы наблюдали и на натовской площадке. И могу с полным основанием сказать, что НАТО исподволь готовила почву для поворота, который был объявлен в связи с украинскими событиями.

Тем не менее очевидно, что если эти организации намерены играть роль глобальных игроков на мировой арене, то без России она будет сведена к нулю. Какую бы проблему мы ни взяли, будь то ситуация на Ближнем Востоке, иранская ядерная программа, другие глобальные резкие вызовы, все они требуют не схем, связанных с приостановкой сотрудничества, а углубления такого сотрудничества.

Считаю, что понимание глубинных интересов должно в конечном счете взять верх и ситуация должна вернуться, может быть, в более прагматическое русло взаимодействия, когда мы будем спорить не о ценностях, а о практических вещах, которые позволяли бы нам объединять наши ресурсы в сфере общих интересов, и эти сферы общих интересов не делать заложниками тех проблем, где наши точки зрения расходятся.

 

О Японии

 

Евгений Афанасьев, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Японии: Наше совещание - это крупнейшее событие для всех нас, послов, потому что мы встречаемся с главой государства, который определяет внешнюю политику России. Его выступление по самым актуальным вопросам было исключительно интересное, откровенное. Поэтому для нас «сверить часы» с президентом - очень важно.

Кроме того, мы, конечно, общаемся с коллегами по секциям. Скажем, те, кто работает в АТР, отдельно встречались, обсуждали различные проблемы региона.

Что касается отношений с Японией, то она как член «Большой семерки» присоединилась ко всем известным заявлениям «семерки», осуждающим Россию. Но считаю, что в практическом плане японцы занимают более сдержанную позицию, и это хорошо.

Торговля между нашими странами развивается. За первые полгода прирост товарооборота составил 2%. Это немного, но, учитывая, что наша экономика растет примерно на 1,5%, это темп неплохой. Проекты осуществляются, и взаимный интерес остается. Мы поставляем в Японию энергоресурсы, что крайне важно после фукусимской трагедии и остановки всех АЭС. Да и по другим вопросам сотрудничаем. Мы заинтересованы получать в Японии современные технологии, опыт менеджмента нам также очень важен.

Только что открыли в России новый завод «Toshiba». Японский автомобильный бизнес представлен у нас практически весь. Скажем, компания «Toyota», как мне сказал ее вице-президент, удваивает в России производство (сборку) автомобилей, считая наш рынок достаточно перспективным. То же самое и по другим направлениям.

В плане туристических обменов примерно равное число россиян и японцев посещают наши страны: в год к нам приезжают 60 тыс. японцев и 60 тыс. наших граждан ездят туда. Мы предлагаем облегчить визовый режим, они пока думают.

Что касается ряда мероприятий, которые были запланированы, то они несколько сдвинулись из-за известных событий вокруг Украины и «Большой восьмерки». Но, думаю, у японцев растет понимание, что без таких мероприятий очень трудно подготовить визиты на высшем уровне. Поэтому сейчас посмотрим, а дальше будем работать, как работали. По словам президента, надо работать спокойно, грамотно, с чувством достоинства, но, так сказать, «не задираясь».

 

О Ближнем Востоке

 

Олег Озеров, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Королевстве Саудовская Аравия: Первое, что хочется сказать: совещание проводилось в чрезвычайно ответственный момент. В международных отношениях мы видим череду кризисов и на Ближнем Востоке, и вдоль границ нашей страны. Прежде всего имею в виду Украину. Естественно, такая ситуация требовала углубленного, детального и всестороннего анализа со стороны руководителей загранучреждений и, конечно, доброго совета и мнения руководства страны, руководителей других ведомств с тем, чтобы скоординировать наши усилия и направить их на решение тех задач, которые поставлены во внешнеполитической стратегии, сформулированных и принятых в прошлом году.

Как представляется, совещание достигло поставленных задач. Был проведен углубленный анализ международной обстановки. Без сомнения, обильную пищу для размышлений дало яркое выступление президента и те акценты, которые он расставил, в том числе на необходимости поиска дипломатических решений, отказе от нагнетания обстановки.

Россия ведет спокойную политику, стремится не к обострению ситуации, а к тому, чтобы создать благоприятные условия, как для собственного развития, так и для тех стран, которые находятся в нашем окружении. Если говорить непосредственно о регионе Ближнего Востока, то, как мне представляется, мы подошли к этому мероприятию, с одной стороны, с очень серьезными проблемами в регионе. Прежде всего, имею в виду Сирию, где продолжается внутренний конфликт, и Ирак, где ситуация обострилась до предела, и, что самое опасное, впервые на территории арабских стран появился террористический халифат со своими ресурсами, армией, своими внешнеполитическими целями. И это, конечно, качественно новое и очень опасное развитие событий.

Говорят, что его возглавляют баасисты. Но это не так. Они его не возглавляют, а скорее, сами примкнули к Исламскому государству Ирака и Леванта (ИГИЛ), этой террористической структуре, которая отпочковалась от «Аль-Каиды». Но сам феномен исключительно опасный, и он заслуживает очень внимательного анализа со стороны международного сообщества. И, естественно, со стороны внешнеполитического ведомства РФ. Это одна часть проблемы.

С другой стороны, совершенно очевидно, что за прошедший период нашим западным, скажем так, партнерам, не удалось решить задачу по изоляции России в зоне Ближнего Востока. Это показывают все наши контакты, это показывает недавний визит министра иностранных дел России в Саудовскую Аравию. Это крупное достижение российской дипломатии, которое, к сожалению, не было замечено СМИ, в силу того что наших корреспондентов нет в Саудовской Аравии.

Хотелось бы подчеркнуть, что непосредственно накануне визита С.В.Лаврова в Джидду и его встреч с руководством Саудовской Аравии в самой Джидде прошло заседание Совета министров иностранных дел Организации исламского сотрудничества (ОИС). На этом заседании определенными кругами, определенными силами была предпринята попытка протащить антироссийскую резолюцию по крымско-татарскому вопросу. Эта попытка была провалена усилиями наших друзей, усилиями самих арабских государств, и это стало, естественно, результатом работы и постоянного представительства при ОИС, и посольства РФ в СА.

Принятая резолюция убедительно свидетельствует о том, что в арабском мире не просто благожелательно относятся к России, но и признают законные интересы России в Крыму. Об этом убедительно говорит пресс-релиз, выпущенный генеральным секретарем Организации исламского сотрудничества Иядом Мадани по итогам его встречи с С.В.Лавровым. Кроме того, Ияд Мадани принял приглашение посетить Крым. Думаю, это достижение российской дипломатии достойно того, чтобы быть отмеченным.

 

О Корее

 

Константин Внуков, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Республике Корея (РК): О значимости Республики Корея для России говорит тот факт, что за последние четыре года состоялось три визита Президента России, шесть саммитов, включая встречи «на полях», причем с двумя президентами Республики Корея: с прежним президентом Ли Мён Баком и уже нынешним президентом госпожой Пак Кын Хе.

Причем в прошлом году мы стали чемпионами: у нас состоялось два саммита. Один - в Санкт-Петербурге, на полях «Большой двадцатки», другой - в ноябре официальный визит В.В.Путина в Республику Корея, который стал, кстати говоря, первым лидером из четырех обозначенных Пак Кын Хе «приоритетных стран», который посетил Республику Корея после инаугурации нового президента.

Также Республика Корея стала первой страной в АТР, с которой мы установили с 1 января этого года безвизовый режим поездок. Не имею в виду сугубо «туристические» страны, в которых пограничный режим, так сказать, облегченный, только туристический. А здесь - серьезно. Здесь отмена виз между странами. Причем со страной, которая входит в «Большую двадцатку».

Можно по-разному считать, но некоторые полагают, что РК - 11-я экономика мира, а некоторые - что 13-я. В любом случае - это серьезно. Россия является для Республики Корея третьим партнером в АТР по объему товарооборота. Первый, конечно же, Китай - почти 100 млрд. долларов. Второй - Япония: 30 с небольшим миллиардов. У нас - 25 миллиардов.

Что важно - несмотря на влияние мирового финансово-экономического кризиса, товарооборот уже с 2011 года не только не падает, но, наоборот, постепенно увеличивается. То есть стабильность в этих отношениях есть. Почему? Потому что мы - надежные, взаимодополняемые партнеры.

Слава богу, нет никаких застаревших или унаследованных проблем. У нас, по сути дела, если откровенно говорить, нет острых политических противоречий. Конечно же, мы относимся к разным системам координат. У Республики Корея есть свой круг партнеров и обязательств по союзам. Мы с уважением относимся к этому, это выбор Республики Корея. Но противоречий, считаю, у нас, скорее, нет.

Более того, как показали результаты визита В.В.Путина в ноябре прошлого года и его бесед на высшем уровне, есть очень широкое поле взаимодействия. В том числе, по таким серьезнейшим стратегическим вопросам, как евроатлантическая идея В.Путина - сотрудничество от Атлантики до Тихого океана, так и лежащая примерно в том же направлении идея Президента Пак Кын Хе - «Евразийская инициатива», которая исходит тоже из того, что мы должны объединяться вместо того, чтобы разъединяться. И от этого мы получим очень большой синергетический эффект, в частности если мы объединим железные дороги.

Пак Кын Хе, когда впервые встретилась с Путиным в Санкт-Петербурге, начала беседу с такой фразы: «У меня есть мечта однажды сесть в поезд в Пусане, проехать через всю территорию России и поехать в Западную Европу». На что Владимир Владимирович сказал: «Давайте работать над реализацией этой мечты». И работа, что интересно, уже идет, имеет хорошие перспективы, я на это оптимистически смотрю даже в новой системе координат, которая создалась в последние месяцы.

Полагаю, что руководители Республики Корея заняли вполне приличную позицию. У них есть своя оценка событий, связанных с Крымом. Это вполне понятно, каждый, так сказать, имеет на это право. Но тем не менее они считают, что есть самостоятельная значимость наших двусторонних отношений, которые ни в коем случае не должны пострадать ни от каких влияний внешних факторов.

 

О Марокко

 

Валерий Воробьев, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Королевстве Марокко: Конечно, такого рода встречи послов, которые работают в разных районах мира, разных странах, обмен мнениями о нашей внешней политике, о том, как сделать ее эффективней, как работать в практическом плане, - это разговор специалистов, экспертов, который приносит большую пользу. Потому что, как бы ни были развиты все виды связи, включая новые технологии, личное общение ничто не может заменить в профессиональном обмене мнениями. Всегда было позитивно, но в этом году, на мой взгляд, все идет на более высоком уровне - и все региональные встречи, и пленарные заседания. Поэтому я, лично, удовлетворен общением с коллегами.

Что касается нашего региона. Ближний Восток и Северная Африка - это тот регион, который всегда был и есть и, наверное, всю жизнь будет и предметом, и объектом, и субъектом нашей дипломатии.

Сейчас мне вплотную приходится заниматься не только этой проблематикой, но и отношениями, которые складываются в Сахаро-Сахельской зоне. Очень важный, перспективный район, в котором огромные запасы полезных ископаемых. И, конечно, неслучайно там находится база терроризма. Не «Аль-Каида», как по-арабски говорят, а именно «база» в первоначальном смысле. База наркотрафика, база незаконной миграции, и в этом районе Марокко играет очень активную роль. Неслучайно в мае марокканский король совершил почти месячную поездку по субрегиону.

Марокко - это, может быть, самое перспективное, самое приятное и удобное, полезное для наших отношений государство. Страна по-своему уникальна. Ее можно назвать «островком стабильности» на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

Благодаря мудрой политике короля Мухаммеда VI, который наряду с твердостью проявляет внутриполитическую гибкость, Марокко называют страной, которую обошла «арабская весна». И это, думаю, справедливо, потому что действительно в королевстве проходят демократические реформы, которые, официально могу заявить, не имеют аналогов в других странах. Мне как специалисту по конституционному праву было приятно узнать, что в Конституции Марокко 2011 года - единственной в мире (!) - существует положение о «гражданском обществе».

В Марокко есть министр, должность которого звучит так - «министр по связям с парламентом и гражданским обществом». Король издал указ об объявлении Национального дня гражданского общества.

Сейчас в Марокко ставят вопрос об отмене смертной казни. Европейский союз критиковал Марокко за то, что там использовали военные трибуналы для разбирательств с гражданскими лицами. Но сейчас марокканцы от этого тоже уходят.

Более того, Марокко представляет собой стабильное, развитое государство с населением около 38 млн. человек. По объему ВВП занимает шестое место в Африке. Второй партнер на континенте по товарообороту с Россией. Это прилично, хотя, конечно, большие резервы кроются в экономической области.

Король Марокко в 2002 году посетил Москву, была подписана Декларация о стратегическом партнерстве, но, к сожалению, она не наполнялась конкретными делами. Сейчас марокканцы предлагают наполнить это соглашение конкретикой, включая и экономическую сферу, и торговлю, и сферу, как они называют, стратегического бизнеса - нефть, газ, военную область. То есть марокканцы хотят перейти на новый уровень отношений.

Правда, надо иметь в виду, что им начали задавать вопросы с Запада. И французы, и американцы очень заволновались по поводу сближения России с Марокко. Марокканцы объясняют это так: «Мы не собираемся как-то заморозить или уменьшить наши отношения с ЕС и США, мы просто хотим с Москвой идти в том же направлении сотрудничества, да и в идеале иметь с Россией такие же отношения, как с ЕС и США, потому что мы видим в России стратегического партнера».

Так, следует отметить, что в разгар совещания в Москву прибыл министр иностранных дел и сотрудничества Марокко. Состоятся переговоры с С.В.Лавровым.

Никогда между нашими государствами не было никаких проблем. Как известно, дружба исчисляется веками. Все мы знаем, что первые контакты состоялись еще при Мухаммеде III и Екатерине II.

В Марокко есть оппозиция правительству, оппозиции королю нет. Даже умеренные мусульмане, которые возглавляют сейчас правительство, говорят, что институт монархии - это в Марокко навсегда.
И очень важно, что король не поддается на некоторые провокации со стороны различных политических сил.

Монархия, мне представляется, очень перспективная форма правления в условиях данной конкретной ситуации в регионе. И вообще, клуб арабских монархий (шесть монархий в Персидском заливе и монархии в Иордании и Марокко) - сейчас основа стабильности на Ближнем Востоке.

У нас с ними, между прочим, очень близкие позиции по так называемым «традиционным ценностям» человечества. Они, естественно, выступают против этих новых веяний: «два папы - две мамы» и так далее. Здесь монархии - наши союзники. Они понимают, что такой путь ведет к закату цивилизации.

Поэтому мы с марокканскими коллегами находим точки соприкосновения, и думаю, что отношения будут развиваться. Вот недавно, в июне, прошел первый мароккано-российский форум: приехали пять министров, 120 крупных бизнесменов. На полях этого форума два марокканских банка подписали соглашения со Сбербанком, «Альфа-банком» и ВТБ. Такого никогда не было.

Результатом форума стало еще и то, что марокканский банк предоставил марокканской федерации по экспорту зерна 300 млн. долларов для покупки зерна в России. Не скрою, мы тоже работали с марокканскими коллегами, когда у них в этом году был спад по сбору урожая пшеницы. Пришлось им немножко подсказать, поскольку первым экспортером пшеницы в Марокко в последнее время была Украина.

В заключение хочу сказать: в Марокко очень любят Россию. Между нашими странами никогда не было проблем. В Марокко все любят русскую цивилизацию, то, что мы сейчас называем Русским миром, любят русскую литературу. Наше искусство воспринимается там с большим пиететом.

Король относится с глубоким уважением к нашему президенту, которое часто высказывает. Недавно тепло и душевно поздравил по случаю Дня России.

Должен сказать, что Владимир Владимирович тоже очень высоко оценивает деятельность короля Марокко. В прошлом году монарху исполнилось 50 лет. Президент России прислал Его Величеству поздравительную телеграмму, в которой подчеркивал, что король лично делает многое для того, чтобы укрепить российско-марокканские отношения.


О Прибалтике

 

Александр Вешняков, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Латвии: Полагаю, что наше совещание в этом году имело особый смысл, особое значение с учетом очень необычной международной ситуации. И те ожидания, которые, например, у меня были, в основном оправдались. Очень получилась содержательная, откровенная и товарищеская встреча с президентом. Он неоднократно подчеркивал: «Я хочу вас глубже погрузить в тематику». И это, по-моему, удалось и оказалось очень важно, потому что, когда ты действительно «погружен» и понимаешь всю совокупность проблем - почему развиваются события именно по этому сценарию, - ты как представитель страны, находясь на большом расстоянии от центра, можешь более эффективно проводить линию Российского государства.

В Балтийском регионе ситуация непростая. Прибалтийские страны очень подвержены сильному влиянию заокеанских партнеров, и всегда в нестандартных кризисных ситуациях они четко выдерживают ту линию, которую проводит наш заокеанский партнер. Причем они иногда, по-моему, даже начинают понимать, что это не всегда соответствует их интересам. Почему я так говорю? Потому что представители бизнеса, которые там работают, да и политики понимают, что сотрудничество с таким огромным соседом, каким является Россия, - это очень выгодное дело.

Сейчас обсуждаются экономические санкции против нас. В то же время, все, кто работает в направлении, связанным с Россией, хорошо понимают, что эти санкции сильнее всего ударят по маленькой стране, которая сама во многом зависит от торгового сотрудничества с Россией. А торговое сотрудничество России и Латвии по результатам 2013 года - 11,1 млрд. долларов товарооборота. Шесть лет назад было 3 миллиарда. То есть за эти годы прирост в три с половиной раза.

И если, например, будет санкция по ограничению приобретения каменного угля, то тогда железная дорога Латвии потеряет, возможно, до 40% своего грузооборота. А это значит, что потеряют примерно столько же и порты Балтики. А если каждая тонна груза, «перевариваемая» в портах Латвии, дает примерно десять долларов, то понимаете, какие это суммы.

За этим может последовать остановка многих предприятий, их разорение, что приведет к безработице, когда человек опять начнет искать работу. Он поедет в Европу, где уже считают, что около 300 тыс. человек за последнее время уехали только из Латвии в поисках «лучшей жизни». И сегодня Латвия уже зафиксировала, что ее население меньше 2 миллионов. Поэтому цена вопроса таких санкций для Латвии может оказаться если не катастрофической, то очень и очень серьезной.

Поэтому надеюсь, что все-таки восторжествует здравый смысл у тех, кто принимает решения о санкциях. Это прежде всего Евросоюз. У нового руководства Евросоюза, которое сейчас приходит к власти по результатам недавних выборов в Европарламент, возможно, появится больше прагматизма, реализма и самостоятельной выработки позиций по кризисным ситуациям. Ну а Латвийская Республика, полагаю, тоже не всегда будет «бежать впереди паровоза».

 

Об Арабском Востоке

 

Борис Болотин, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Иорданском Хашимитском Королевстве: Отношения с Иорданией развиваются вполне успешно. И в целом могу констатировать совершенно объективно, поскольку все последние годы я провел в Ближневосточном регионе, роль и престиж России там возросли. Это произошло в связи с позицией нашей страны относительно сирийского кризиса. Были шумные антироссийские кампании в арабских СМИ, да и сейчас они продолжаются. Сколько было заклинаний, что «Россия теряет арабский мир», «теряет своих традиционных друзей». Все это оказалось пустыми рассуждениями, еще раз могу повторить, что уважение к России возрастает.

Украинский кризис также подтвердил самостоятельную, важную роль России на международной арене. И арабы, большинство из них, это воспринимают с еще большим уважением к России.

Конечно, регион переживает очень сложные, тяжелые времена. Происходят, можно сказать, геополитические сдвиги, особенно в Ираке. То, что мы сейчас видим, эта ситуация очень опасная, ведь под угрозой оказалась целостность и Ирака, и некоторых других государств региона. Поэтому нужны скоординированные международные усилия, нужны еще более тесные наши контакты с арабскими странами, для того чтобы остановить такое развитие событий, повернуть от военной области в политическую, в том числе и в Сирии, и в Ираке.