На базе российского Министерства иностранных дел создана уникальная дискуссионная площадка для молодых профессионалов-международников, а также представителей политических элит и предпринимательских кругов стран СНГ - Форум молодых дипломатов стран СНГ, Абхазии и Южной Осетии*. (*Москва, 24-25 апреля 2014 г. организатор - клуб «ЗНАК» Совета молодых дипломатов МИД России в партнерстве с АНО «ОИ«Креативная дипломатия».)

Это качественно новый формат - впервые актив молодежи министерства, при поддержке руководства МИД, взял на себя концептуальную разработку и практическую реализацию международного мероприятия с участием министра иностранных дел.

Выступление и пресс конференция Сергея Викторовича Лаврова стали одними из ключевых событий форума**. (**Текст выступления опубликован в журнале «Международная жизнь». 2014. №5.)  Особо была отмечена важность продвижения в современных условиях формирования полицентричного мира объединительной, позитивной повестки дня, предполагающей решение любых глобальных и региональных вопросов через коллективную работу на основе уважения международного права, с максимальным привлечением центральной координирующей роли ООН. Министр развернуто изложил наши оценки истоков украинского кризиса и позиции по его урегулированию, подчеркнул важность разъяснения объективной картины происходящего, обеспечения прав населения юго-восточных регионов на полноценное участие в жизни страны.

В своих тезисах С.В.Лавров четко отразил общий настрой организаторов и гостей. Ведь конструктивную дискуссию и слаженную совместную работу молодых дипломатов и экспертов-международников во многом определили единодушное стремление активизировать усилия для укрепления объединительных начал в международных отношениях, неприятие изживших себя геополитических игр в духе холодной войны и конфронтационной риторики, ориентированной на создание новых разделительных линий.

Следует отметить наличие у всех участников глубокого понимания неразрывной исторической и социально-экономической взаимосвязанности наших государств - ведь не так давно все мы были единой страной и единым многонациональным советским народом. Сейчас, в условиях жесткой глобальной конкуренции, это закономерно предопределяет общность национальных интересов, задач и ответственности за развитие постсоветского пространства. То есть у молодежи постепенно формируется уникальная парадигма восприятия политических реалий, способная дать мощнейший импульс становлению интеграционных процессов на территории бывшего Союза, - то, что можно назвать «евразийским мышлением».

В ходе дискуссий выступающими подчеркивалось, что для нас, братских народов бывшего СССР, постсоветское пространство - общий дом. А для ряда недобросовестных внерегиональных игроков, активно напрашивающихся в гости, а то и вовсе без спросу залезающих в окно, когда перед ними вежливо закрывают дверь, - это всего лишь площадка для реализации собственных проектов, зачастую подразумевающих «перепланировку» в своих интересах, без оглядки на благополучие хозяев. Чем заканчиваются подобные «рецепты развития», видно на примере Украины, волей судьбы оказавшейся мостом между двумя интеграционными центрами на континенте - евразийским и европейским.

Вместо того чтобы наладить на этом мосту взаимовыгодное «двустороннее движение», известные силы, застывшие в своем развитии на «играх с нулевой суммой», готовы его разрушить. При этом кровопролитие, жертвы и страдания людей подобных представителей цивилизованного, просвещенного и эстетствующего «демократического мира» не волнуют.

Уверовавший в свою медийную монополию Запад перестал заботиться о качестве своей информационной политики, продолжая пока еще получать «прибыль» только за счет оборота. Но это, по всей видимости, не может продолжаться до бесконечности. Наступательная антироссийская риторика и попытки применительно к Украине поменять местами агрессора и жертву, а также попытки создать информационную блокаду успехом не увенчаются. Во-первых, полностью изолировать современного потребителя от альтернативного мнения невозможно, а во-вторых, даже неискушенный в политике, но просто разумный человек не будет до бесконечности есть эту информационную «осетрину второй свежести».

Активизация геополитической борьбы внерегиональных сил за доминирование на постсоветском пространстве, а также попыток экономического и информационного сдерживания России свидетельствует об одном - Россия постепенно наращивает свой потенциал, а евразийская интеграция рассматривается как реальный фактор в глобальной политике, с которым приходится считаться.

На совершенствовании интеграционных процессов постсоветского пространства сделал особый акцент в своем выступлении член  Комитета Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками В.Н.Лихачев1. По его словам, они должны становиться не просто заметным, а стратегическим фактором эволюции миропорядка, источником его прогрессивных изменений. Вклад в этот процесс призваны внести все направления внешней политики и дипломатии - публичное, парламентское, работа регионов, бизнес-сообщества. Учитывая данный комплекс задач, продиктованный современными условиями, важно развивать взаимодействие по линии дипломатических ведомств стран СНГ.

В этом контексте детальный анализ сотрудничества нашей страны с государствами-соседями Центральной Азии представил директор Третьего департамента стран СНГ МИД России А.В.Стерник. В частности, можно сделать вывод, что перспективы такого сотрудничества во многом зависят не только от эффективности экономического взаимодействия и совместной работы в сфере безопасности. Что вполне справедливо, ключевое значение имеют успехи и привлекательность модели внутреннего развития России, на практике доказывающие ее состоятельность как интеграционного центра.

Вышеописанные темы в различных аспектах также затрагивали в своих выступлениях и в ходе дискуссий уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К.Долгов и председатель общероссийской общественной организации «Российский союз молодежи» П.П.Красноруцкий.

Пристального внимания заслуживает собственно концепция форума. Это - международное мероприятие по линии МИД на высоком уровне, полностью основанное и воплотившее в жизнь принципы сетевой дипломатии. При этом термин «сеть» целесообразно рассматривать как взаимосвязь равноправных элементов, выстраиваемую по горизонтали. Именно в этом качестве понятие «сети» сейчас активно интегрируется в теорию и практику современных международных отношений.

Особое значение сетевое взаимодействие призвано играть именно в эпоху глобализации. Компрессия пространства и времени посредством телекоммуникационных и транспортных технологий, усложнение структуры мирового сообщества, возрастающая взаимозависимость его составляющих создают благодатную почву для различного рода сетевых механизмов.

Сетевые системы обладают колоссальным интеллектуальным и мобилизационным потенциалом, посредством которого материализуются идеи, воплощаются в жизнь новые стратегии. Они гибки и прочны, легко адаптируются к стремительно меняющимся условиям, резистентны к возможному негативному влиянию, способны быстро оптимизироваться - задействовать свежие инициативы, подключать механизмы, доказавшие свою эффективность и практическую пригодность, и столь же оперативно избавляться от устаревшего теоретического и институционального балласта.

Это при том, что для их существования нужен минимум ресурсов. На микроуровне ключевыми факторами развития сетей являются личная мотивация субъекта-участника и набор технических средств, позволяющий задействовать информационную инфраструктуру. Любая сетевая система по сути своей открыта и инклюзивна. Участие субъекта в ней определяется, как сказано выше, желанием, мотивацией, а степень вовлеченности и качество взаимодействия - личным вкладом.

В нашем конкретном случае, применительно к форуму, цель концепции «сетевой дипломатии» можно определить как становление и развитие тесных межличностных контактов среди молодых дипломатов, экспертов-международников и представителей элит стран постсоветского пространства на основе равного, неформального и творческого общения. И в дальнейшем - создание на этом базисе атмосферы взаимопонимания, доверия и общности интересов, а также укрепление взаимовыгодного сотрудничества в долгосрочной перспективе.

Выбранная нами теоретическая основа на практике доказала свою состоятельность и эффективность: мотивированный, заинтересованный и открытый человек гораздо больше способен получить от неформальной, свободной коммуникации, перенимая практические знания. С точки зрения профессиональной эволюции особо интересной видится предоставленная молодым специалистам возможность с самого начала их карьеры обмениваться опытом, анализировать общие моменты и специфику тех или иных аспектов  дипломатической службы. Это, на наш взгляд, оптимально соответствует целям подготовки современных дипработников - энциклопедически образованных, способных творчески решать широкий спектр задач и оперативно адаптироваться к ситуации.

В целом мероприятие, равно как и его новаторская концепция, вызвали неподдельный интерес как в России, так и в странах-участницах - активное медийное сопровождение форума обеспечивали около 50 информагентств, телеканалов, печатных и электронных СМИ. По его итогам было закреплено решение регулярно продолжать диалог в данном формате на ежегодной основе.

Сделан первый, твердый и уверенный шаг по укреплению и расширению дипломатических молодежных связей на евразийском пространстве.

 

 

1http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/130690.html