Нет сомнения в том, что Россия своим могуществом и величием, славным прошлым во многом обязана казачеству. Доблесть и отвага русских казаков, беззаветное служение Отечеству заслужили уважение врагов и благодарную память потомков. Однако история казачества имеет и немало неоднозначных страниц, трудных и переломных периодов, когда на карту ставились не только честь и достоинство, но и сама жизнь. Впрочем, это утверждение справедливо было бы отнести и ко всей истории нашей страны.
Книга профессоров И.И.Бондаренко и Й.Долейши «Летопись казачества. Казаки в Центральной Европе»* (*Бондаренко И.И., Долейши Й. Летопись казачества. Казаки в Центральной Европе. Издание 2-е, дополненное и переработанное. Братислава: Европейский центр изобразительных искусств, 2014. 536 с.: илл.) на основе редких документов, биографических данных представляет довольно подробное описание нахождения казаков в Центральной Европе с момента первых контактов длиннобородых лихих наездников с местными жителями в середине XVIII века и до дней сегодняшних.
В этом смысле довольно глубокое исследование, содержащееся в монографии авторов, выбивается из ряда многочисленных изданий, вышедших в последние десятилетия.
Тема казачества находилась в многолетнем плену забвения, или, если сформулировать более корректно, полузабвения в отечественной исторической мысли. Сегодня к ней обращаются многие авторитетные ученые, издаются даже специальные энциклопедии, посвященные этой теме. Между тем представленное издание в своем роде уникально. «Эта книга наверняка станет одной из самых заметных научных публикаций, будет полезной не только историкам, но и специалистам в других областях знаний. Нужно воздать должное авторам за подробный анализ темы, то внимание, с которым они исследуют отношения между людьми. Им удалось увязать друг с другом самые различные пласты информации, благодаря чему перед нами предстает всеобъемлющая картина жизни казачества и его роли в истории», - отмечает во введении к монографии американский профессор Тодд Лефко (с. 8).
В книге представлен временной срез применительно к конкретной территории, а именно той, на которой сегодня существуют два государства - Чехия и Словакия. Подобный «экстерриториальный» подход, пожалуй, встречается впервые. Следует также отметить, что вообще к детальному рассмотрению такого вопроса, как жизнь казаков в вынужденной эмиграции после перипетий Октябрьской революции 1917 года в России и последовавшей вслед за ней опустошительной и трагичной по своей сути Гражданской войны (1917-1922 гг.), ученые обращаются не столь уж часто.
Многие годы такая проблема как бы не
существовала. Это вполне объяснимо. Ведь большевистское правительство проводило не только политику «раскулачивания», а, по-существу, физического уничтожения наиболее зажиточной части крестьянства, но и «расказачивания». Чем это грозило уроженцам Дона и Кубани, понятно. Справедливости ради стоит отметить, что к началу Второй мировой войны такая политика в СССР сошла на нет. Новые власти прекрасно понимали, какую неоценимую роль играли казаки в защите рубежей Родины. Более того, вдохновители террора против казаков сами попали под запущенный ими же «каток» репрессий, прокатившихся по Советскому Союзу в 1930-х годах.
Во многом сохранить себя казачеству в непростых условиях помогала вера. Почетный архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии Христофор, написавший предисловие к книге, отметил неразрывную связь казачества с православной церковью. «День для истинного казака неизменно начинался молитвами и молитвами заканчивался. Участие в богослужениях, религиозных процессиях, исповедях, святой евхаристии и других святых таинствах являлось неотъемлемой частью жизни казачества» (с. 6).
Авторы начинают свое повествование с 1735 года, когда русское войско в соответствии с принятыми союзническими обязательствами пришло на помощь в войне с Францией австрийским Габсбургам, в состав государства которых входили в то время Чехия и Словакия. «Жители Чехии и Моравии встретили русские войска с нескрываемым любопытством. «Москвитян» они видели впервые, но вскоре стали проявлять по отношению к ним симпатии и благорасположение. Особый интерес казаки вызывали из-за их внешности, а также необычного снаряжения и выносливых коренастых лошадей, которые в Чехии никогда ранее не встречались» (с. 15).
В следующий раз казаки появились здесь более чем через полвека. Казачьи сотни, неизменно участвовавшие во всех без исключения военных кампаниях России, прошли в 1798-1799 годах в составе колонн русских полков, направлявшихся для участия в ставших впоследствии знаменитыми Итальянском и Швейцарском походах генералиссимуса А.В.Суворова. Причем войска возвращались практически тем же маршрутом. Останавливался в Праге и сам прославленный полководец А.В.Суворов. Его личный конвой составляли именно казаки.
Интересно, как описывается авторами встреча русских войск в Брно. «После прибытия в Брно австрийского императора Франца с супругой и в сопровождении многочисленной свиты придворных состоялись пышные торжества, длившиеся два дня. В связи с тем что стояли суровые морозы, главная церемония проводилась не в районе Ивановице, окрестностях Брно, как планировалось первоначально, а непосредственно в центре города, на главной площади.
Торжества начались утром 28 декабря 1798 года. Войска проследовали маршем от Веселых ворот, мимо трибуны императора, через главную площадь, чтобы выйти из города через Еврейские ворота. Парад длился несколько часов. Согласно традиции парад открывали донцы атамана Денисова, за которыми торжественным маршем прошли и другие части. На следующий день, 29 декабря, 2-я колонна русского экспедиционного корпуса на равнине в окрестностях Брно провела военные учения, продемонстрировав свои навыки ведения боя. <…>
Искренний восторг зрителей, как военных, так и гражданских, вызвали совместные маневры казаков и пластунов…» (с. 24-25).
Отмечалась и отвага казаков, которую они проявляли не только на полях сражений, но и спасая мирных граждан. Так описывается следующий случай, вошедший в историю. «23-25 февраля 1799 года в окрестностях Зноймо произошло катастрофическое наводнение. Быстрое таяние снега могло привести к тому, что затопило бы весь регион. От наводнения серьезно пострадали, в частности, жители села Старый Зальдорф. Погиб весь скот и личное имущество селян. Стремительное повышение уровня воды вызвало панику и не позволило многим жителям вовремя покинуть селение. Некоторые из них спасались на крышах домов в возвышенной части села.
Вода, однако, все прибывала, угрожая окончательно затопить последние дома. Огромное количество трескавшегося льда, рев водной стихии вызвали такой ужас, что никто не осмелился прийти на помощь пострадавшим. Однако трое казаков, наперекор стихии и рискуя жизнью, на лодках бросились вызволять местных жителей из водного плена. Им удалось спасти 150 жизней. Представитель местной знати хотел вознаградить отважных казаков, но те отказались и, насквозь промокшие, вскочили на коней и ускакали прочь» (с. 26-27).
Буквально по крупицам И.И.Бондаренко и Й.Долейши собраны свидетельства о пребывании казаков, их взаимоотношениях с местными жителями, настроенными, кстати, весьма благожелательно к русским. Нередки были случаи, когда жители тех или иных сел готовы были бесплатно содержать своих защитников, пришедших из далекой и малознакомой России.
Во время Заграничного похода русской армии 1813-1814 годов на территории Чехии произошло сражение под Кульмом, которому уделено в книге большое внимание. Эта битва повлияла на всю дальнейшую кампанию, практически навсегда развеяв надежды Наполеона на реванш после его неудачного похода в 1812 году в Россию и изменение хода событий в свою пользу. Именно казакам принадлежит заслуга в пленении наполеоновского генерала Вандама и разгроме его корпуса. «Вандам пытался перейти Ждирецкий ручей в местах с высокими и болотистыми берегами. Лошади взбирались по крутым склонам с большим трудом. В момент, когда Вандам перешел ручей и собирался начать подъем по склону горы, казаки и окружили его. На невысоких степных лошадях казаки с легкостью преодолели ручей. Часть отряда Вандама в этот момент только начала взбираться на берег и вскоре была пленена. Казаки призывали Вандама сдаться, но тот высокомерно отказался. Казаки бросились в атаку и вступили в бой с генеральской свитой. Генерал также вынул саблю и пытался защититься от ударов казачьих шашек. Казаки не были вооружены пиками, так как они мешали бы им в преследовании в условиях густой растительности. Поэтому они топтали лошадьми группу французов и рубили саблями защищавших Вандама. Через некоторое время Вандам понял, что дальнейшее сопротивление бессмысленно, и сдался» (с. 65).
На протяжении XIХ столетия вплоть до на-чала 20-х годов ХХ века казаки в Центральной Европе практически никак себя не проявляют, за исключением нескольких незначительных эпизодов сопровождения монарших особ в составе немногочисленных конвоев.
Принципиально положение дел меняется после развала Австро-Венгрии и образования независимой Чехословакии, а также с началом массовой эмиграции казачества из охваченной Гражданской войной России. На долю Чехословакии пришлось около 30 тыс. русских эмигрантов. Правда, Франция и Германия приняли значительно большее количество наших сограждан. Согласно официальным статистическим данным, 400 и 100 тысяч соответственно. Однако ни в одной из стран, за исключением Чехословакии, не действовала специальная программа помощи русским вынужденным переселенцам, осуществлявшаяся непосредственно правительством.
«Закон Чехословакии №175, принятый 20 марта 1919 года, одобрил помощь русской эмиграции. Первоначально закон назывался «Акция помощи для поддержки беженцев в Ч.С.Р.». В реализации акции приняли участие 17 министерств и другие правительственные комиссии, организация Красного Креста.
Правительство в июле 1921 года выпустило специальное распоряжение об организации Русской акции помощи (РАП), патронаж над которой осуществлял сам Президент Томаш Масарик. Решение о создании РАП было принято «исходя из принципов гуманизма, а также по политическим и экономическим соображениям и руководствуясь общеславянской идеей». Русская акция помощи осуществлялась в качестве жеста доброй воли и была одобрена правительством в качестве государственной программы. Все расходы по РАП финансировались из бюджета Министерства иностранных дел» (с. 88).
Авторы книги довольно подробно описывают мероприятия чехословацкого правительства по адаптации казаков в весьма непривычной обстановке. Конечно, многие казаки рассматривались в качестве дешевой рабочей силы на сельхозпредприятиях. Однако при этом возникали повсеместно на территории Чехии и Словакии казачьи общины (станицы) и организации, которые во многом содействовали интеграции казаков в чешское общество. Многим выходцам из казаков удалось получить и высшее образование.
Особое внимание уделено в монографии деятельности многочисленных казачьих союзов, действовавших в своем большинстве как некие профсоюзы, но многим таким организациям была отнюдь не чужда и политическая деятельность.
Особенно это проявилось в так называемый межвоенный период - в 1920-1930-х годах. Проповедовались часто взаимоисключающие идеи, в том числе и по отношению к бывшей своей Родине, находящейся под властью большевиков. С учетом контекста исторического периода эти идеи носили порой достаточно радикальный характер, предопределенный бескомпромиссной и жестокой борьбой предыдущих лет Гражданской войны.
Однако несмотря на то, что некоторые представители казаков готовы были во имя своих иногда не вполне определенных целей пойти на сделку с дьяволом, то есть нацистским фюрером (что затем отчетливо проявилось в ходе Второй мировой войны), для многих из них приоритетом был патриотизм и неприятие каких-либо сделок с врагами своей Родины. Вот как на основе имеющихся архивных данных авторы описывают одно из собраний казаков в Праге в 1936 году.
«Заседание проходило на Владиславовой улице в Праге. В нем приняли участие 120 делегатов. Председательствовал профессор П.Н.Шеповалов. Основным для казаков был стоящий в повестке вопрос: «Что делать в случае войны против СССР?»
Выступивший с основным докладом профессор П.Н.Савицкий выразил мнение Евразийского движения в качестве его представителя в Чехословакии следующими словами: «Советское правительство поднялось благодаря революции. Многое из того, что появляется в советской культуре и программе государственного строительства государства, совпадает также с программой Евразийского движения.
Победа государства-агрессора будет означать уничтожение русской культуры, экономики и государственности. Дробление империи, сепаратизм, поддерживающийся оккупантами, неизбежно приведет к преследованию русских и всего русского, как на Украине, так и в Закавказье. Русская культура будет вытеснена к границам самой России. Вся надежда России возлагается только на Красную армию. Судьба государства важнее, чем судьба режима. Русская эмиграция может внести свой вклад в разжигание войны. Но самое главное сегодня - это сохранить мир. Но к миру не располагают усилия так называемых «пораженцев», которые не верят Советам и полагаются исключительно на иностранную интервенцию».
Он осудил украинский и казачий сепаратизм, особенно усилия украинского Совета и лично Коновалова, взявшего курс на сотрудничество с гитлеровской Германией, что неизбежно ведет к дроблению Русской империи. По его словам, «они подвергают опасности не столько режим, а сами основы русской государственности и существование народа». В своем выступлении профессор Прокопович выразил поддержку евразийскому движению, отметив при этом, что планы Германии оккупировать западную часть России, существующие еще с 1914 года, хорошо известны и крайне опасны для славян. Если нынешнее правительство в Москве займет рациональную, взвешенную позицию, то русская эмиграция вместе с Красной армией встанет на защиту Отчизны или присоединится к армии союзников, готовых противостоять агрессии со стороны Германии.
«Русская армия всегда защищала и будет защищать свою Родину!» - подчеркнул он» (с. 162-163).
«Интересным является позиция Совета казачьего центра, располагавшегося на улице Костелни в Праге.<…> Члены Совета принадлежали к группе «защитников». Открытое сопротивление советской власти, однако, не завело их так далеко, чтобы руководство Союза желало бы устранить режим ценой интервенции иностранных держав и войны с СССР. Для них были также неприемлемы и никакие территориальные уступки в обмен на устранение советской власти, как об этом открыто заявляли так называемые «пораженцы» (с. 164).
Как известно из истории, одной из первых европейских стран, испытавших на себе агрессивные планы германской военщины при полном попустительстве со стороны, казалось бы, союзных стран Запада, цинично согласившихся на сделку с гитлеровской Германией, стала Чехословакия. Мюнхенский сговор 1938 года Великобритании, Франции, Германии и Италии положил фактически конец независимому существованию Чехословакии в предвоенный период. В этой обстановке казаки готовы были встать на защиту своей второй Родины. Вот малоизвестный факт, который приводят И.И.Бондаренко и Й.Долейши в своем исследовании.
«Казаки всегда, до самого трагического марта 1939 года (оккупации нацистской Германией Чехословакии), подчеркивали положительное и лояльное отношение к Чехословакии. Эта позиция была четко, но в несколько непривычной форме сформулирована в письме Министерству национальной обороны от 16 мая 1938 года (в период первой «майской» мобилизации чехословацкой армии перед лицом неприкрытой угрозы со стороны Германии): «Неполитическое культурно-просветительское объединение, созданное с целью гуманитарной помощи казачеству, ДОН, зарегистрированное в Праге.<…> В то время, когда Чехословакии угрожает враг снаружи и изнутри, объединение решило зарегистрировать всех россиян, особенно донских казаков, проживающих на территории Чехословакии, с целью определения их благонадежности и выявления тех из них, кто был бы готов вступить в ряды вооруженного полка в случае внезапного вторжения в Чехословакию. Объединение берет на себя миссию точно определить верность и преданность каждого из тех, кто пользуется 18-летным убежищем и всемерной поддержкой со стороны Чехословакии. Объединение решило представить и зарегистрировать точный список тех, кто готов присоединиться к казачьему полку добровольцев» (с. 165).
Впрочем, эта инициатива не нашла поддержки у властей Праги. Как известно, в 1939 году чехословацкая армия так и не вступила в бой с агрессором.
Авторы не оставили без внимания и «темные» пятна в истории казаков - их сотрудничество с гитлеровскими оккупантами и различными спецслужбами нацистов. Среди тех, кто пошел в услужение Германскому рейху и выступил во время Второй мировой войны против собственного народа, а также против Чехословакии, на территории которой они проживали, нашлись и казаки. Трагическим примером их преступлений стала карательная операция в Закржове и Пршеставалках. Долгое время историки полагали, что к преступлению причастна власовская РОА. Однако авторы на основе документальных данных и свидетельств очевидцев показывают, что массовые убийства мирных граждан были совершены 574-м добровольческим казачьим батальоном.
«Казаки и гестаповцы периодически появлялись среди местных жителей в штатском или в форме советских парашютистов. Кстати, больше всего советских диверсантов любил изображать лейтенант Черный. В Закржове при помощи провокации удалось заручиться поддержкой у одной семьи. Они даже должны были встретиться с командиром партизанского отряда. Но партизаны не пошли в ловушку, расставленную гестапо, а по казачьему отряду лейтенанта Черного открыли огонь. Видя провал своей акции, штаб батальона запланировал на 18 апреля 1945 года карательную экспедицию против сельчан.
Около полуночи Закржов был окружен целым батальоном казаков, которые вошли в село со всех сторон. Начались поджоги домов, грабежи и принудительное выселение. Казаки захватили в общей сложности 23 мужчин. Четверо из них, старше 50 лет, были освобождены, а остальных подвергли жестокому допросу и издевательствам. Затем 20 апреля 1945 года 19 мужчин в возрасте от 16 до 45 лет доставили в лесную хижину в уединенном месте Киянице и расстреляли. Несмотря на то что многие из тех, кого казнили, еще подавали признаки жизни, казаки их бросили в лесную хижину, облили бензином, обложили соломой и сожгли. При эксгумации 12 мая 1945 года, когда тела погибших откопали пленные немцы из Козлова, врачи заявили, что жертв жестоко пытали перед смертью. У погибших не было обнаружено ни одной целой кости - все они были полностью перебиты прикладами» (с. 246-247).
Аналогичное преступление было совершено и в Пршеставалках, где казаки, находящиеся на содержании немецких оккупантов, разъяренные неудачей с поимкой советского парашютиста, выместили свою злость на местных жителях. Несколько человек было расстреляно на месте, а деревенские дома сожжены. Преступление, не имеющее сроков давности, было совершено буквально за несколько дней до полной капитуляции гитлеровской Германии - в ночь с 30 апреля на 1 мая. Многим участникам этой расправы удалось скрыться от заслуженного возмездия в американской зоне оккупации. Впрочем, Соединенные Штаты весьма охотно давали приют нацистским преступникам в послевоенные годы, и не только из числа казаков. Чешские власти неоднократно пытались добиться их выдачи, но неизменно получали от Белого дома отказ под различными предлогами.
Разумеется, участие казаков в различных формированиях нацистов было не столь значительным и не идет ни в какое сравнение с массовым героизмом казаков, проявленным в годы Великой Отечественной войны, в том числе и при освобождении Чехословакии. Но факты вещь упрямая.
И.И.Бондаренко и Й.Долейши приводят пример и настоящего героизма казаков, которые в составе Красной армии освобождали Чехословакию. Вот один из эпизодов участия казаков в Пражской операции в 1945 году. «По приказу командующего 2-м Украинским фронтом маршала Р.Я.Малиновского 1-я Гвардейская конно-механизированная группа оставила свои позиции в Брно и решительным маршем двинулась на Прагу, чтобы принять участие в Пражской операции. Из-за высокой степени мобильности конно-механизированной группе была поставлена задача войти в прорыв в полосе наступления 53-й армии и атаковать отступающую группу армии «Центр» Ф.Шернера, которого Гитлер чуть более месяца назад - 5 апреля 1945 года - произвел в фельдмаршалы. Казаки и танкисты атаковали части СС и вермахта, ведя наступление в общем направлении Великое Мезиржичи - Йиглава - Гумполец - Влашим - Бенешов - Прага.
Заключительный этап операции свидетельствует о необычайной скорости продвижения конно-механизированных частей. 9 мая 1945 года в 12.00 передовой отряд казаков достиг Йиглавы; в 13.00 - Гумполеца; в 15.30 - Бенешова; и в 19.30 казаки вместе с танкистами по Бенешовой дороге вступили в Прагу. Вечером казачьи лошади наконец напились из волшебных вод реки Влтава. Гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус прошел с боями по дорогам Чехословакии путь длиною 700 км. За свой подвиг корпус удостоился ордена Кутузова II степени, ему трижды объявлялась благодарность Верховного главнокомандующего РККА.
Между тем уже 3 мая 1945 года казаки из других подразделений 4-го Гвардейского Кубанского казачьего кавалерийского корпуса поили своих лошадей из Эльбы после взятия Берлина» (с. 254).
Традиции казаков продолжают жить и сегодня. В Чехии и Словакии существуют Всеказачий союз Чешских земель и Словакии и Общеказачий союз Словакии. В руководство первого союза входит один из авторов книги Й.Долейши, являясь первым заместителем атамана. Общеказачьим союзом Словакии руководит другой автор - профессор И.И.Бондаренко.
Ученые-историки наиболее ценят источники в своей работе. Именно таким источником и является монография И.И.Бондаренко и Й.Долейши, предками которых были казаки, и сейчас маститые авторы, удостоенные академических регалий и высоких воинских званий, сами активно участвуют в казачьем движении, преумножая вековые традиции.
Исследование построено на анализе документов, сохранившихся в архивах Чехии и Словакии, в том числе и на малоизученных документах национальной службы безопасности.
И.И.Бондаренко и Й.Долейши при анализе представленной темы идут через изучение биографий конкретных людей, буквально по крупицам воссоздавая целостную картину. История приобретает «человеческое лицо», когда судьбы индивидуумов служат прекрасной иллюстрацией к сухим официальным данным.
Причем необязательно для исследователя концентрировать внимание лишь на личностях руководителей. Немаловажно, что свидетельства простых казаков нашли свое отражение в работе.
Важный аспект представленной проблемы - адаптация эмигрантов в стране пребывания. Здесь показано, как, сохраняя свою самоидентичность и веру, казаки в непростых условиях межвоенного периода 1920-1930-х годов смогли влиться в новую для себя социальную среду. Эта проблема в современном мире по-прежнему сохраняет свою актуальность.
В книге немало уникальных документальных фотографий, гармонично дополняющих повествование и воссоздающих эпоху.
Монография издана в билингвальном варианте - на русском и английском языках, что делает ее более востребованной в научной среде.