Правительство Южной Кореи во главе с новым Президентом Пак Кын Хе критически переосмысливает практику обеспечения жизненно важных интересов своего государства в геополитическом и геоэкономическом пространстве Корейского полуострова. Сегодня, когда речь идет о формировании новой системы глобального управления, повышается ответственность Республики Корея, как и других государств, за происходящие события в Восточно-Азиатском регионе и мире в целом.

Для южнокорейского государства важно укрепить свои позиции на международной арене в качестве влиятельного субъекта мировой политики и экономики. Международный авторитет Южной Кореи, а следовательно, и степень влияния на Корейском полуострове будет зависеть от способности ее руководства вовремя увидеть преобладающие тенденции глобального и регионального развития и формы отношений между ведущими геополитическими акторами в регионе, правильно определить свои геостратегические ориентиры в жизненно важном для страны пространстве.

Определение вектора долгосрочного стратегического развития страны необходимо для выстраивания своих отношений как с мировыми державами, так и с соседними странами, включая КНДР, на основе инициативной внешней политики, подчиненной решению не узко экономических задач сегодняшнего дня, а перспективным геополитическим целям государства. Создание благоприятных внешних условий для национального развития Южной Кореи во многом определяется геополитической ситуацией на Корейском полуострове как неотъемлемой части АТР и мира в целом. Внешний окружающий мир для Южной Кореи становится значительно более важным, чем за всю предыдущую историю ее национального развития. Мера ответственности южнокорейского государства значительно возросла: на чаше весов - мир и доверие на Корейском полуострове путем создания новых межкорейских отношений или грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного внешним манипуляциям корейского народа.

Способна ли провозглашенная Президентом Южной Кореи Пак Кын Хе «политика доверия» в отношении КНДР стать эффективным инструментом разрешения корейского кризиса и действительно действующей стратегией вывода Севера из изоляции?

Внешнеполитические инициативы Пак Кын Хе:
мирное объединение Корейского полуострова

Президент Республики Корея Пак Кын Хе, в отличие от своего предшественника Ли Мён Бака, утратившего доверие избирателей по причине отсутствия видимых результатов проводимого им внешнеполитического курса, предложила новую стратегию в отношении Северной Кореи. Главный смысл этой стратегии состоит в «политике доверия». Пак Кын Хе в целом ряде своих выступлений говорит о намерении последовательно продвигать процесс доверия на Корейском полуострове на основе здравого смысла и международных правил. По ее убеждению, для обеих Корей после 68-летнего раскола настала «пора вступить в новую эру мира и воссоединения на Корейском полуострове, выходя за рамки недоверия и конфронтации между двумя Кореями»1.

Путь к доверию лежит через взаимовыгодное сотрудничество к общему процветанию. В качестве первых шагов Южная Корея предлагает Пхеньяну возобновить встречи разлученных семей на предстоящем общенациональном корейском празднике Чхусок2 в сентябре этого года. Кроме этого, превращение Корейского полуострова в «землю доверия, гармонии и сотрудничества»3 необходимо начинать с восстановления нормальной работы промышленного комплекса Кэсон после 133-дневного перерыва в его работе по инициативе Северной Кореи. Согласно совместному соглашению от 14 августа 2013 года, обе Кореи пришли к мнению о необходимости дальнейшей интернационализации парка Кэсон с возможным привлечением зарубежных партнеров, а также предотвращения любых подобных рецидивов в этой демилитаризованной зоне.

Следовательно, для последующих шагов к новым взаимовыгодным отношениям сотрудничества у обеих Корей есть определенные возможности. Новые взаимовыгодные отношения сотрудничества Южной Кореи и Северной Кореи не только на двусторонней, но многосторонней основе могут «генерировать значительный синергетический эффект»4 совместного развития стран Северо-Восточной Азии5.

В международно-политическом плане инициативы Пак Кын Хе в целом направлены на мирное объединение Корейского полуострова. Подталкиваемая объективными обстоятельствами к большей открытости, к активному включению в процессы глобализации Южная Корея вынуждена изменить свою роль в ходе нормализации отношений с КНДР в сторону большей активности. Южнокорейский президент руководствуется новым видением Северо-Восточной Азии. На взгляд Пак Кын Хе, в СВА сложилась парадоксальная ситуация: «уровень экономической взаимозависимости в регионе растет, но и одновременно расширяются конфликты вокруг исторических и территориальных проблем»6. Поэтому азиатские страны нуждаются в создании нового порядка, построении мира, процветания и общего будущего в СВА. Однако, как неоднократно подчеркивает южнокорейский президент, «открыть новую эру на Корейском полуострове»7 возможно при условии отказа Северной Кореи от ее ядерных программ.

Ядерная программа Северной Кореи, как поясняет бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в КНДР (2006-2012 гг.) В.Е.Сухинин, не является «предметом торга» в обмен на экономическую помощь, а это «инструмент, который требуется Пхеньяну для защиты безопасности, [т. е.] суверенитета страны»8. Северокорейский руководитель Ким Чен Ын в своей речи на мартовском Пленуме ЦК партии выделил стратегическую линию развития государства, направленную на повышение жизненного уровня населения. Согласно его логике, «в настоящее время, когда наша страна стала полноправным обладателем ядерного оружия, у нас созданы благоприятные условия для сосредоточения всех финансовых и трудовых ресурсов в борьбе за экономическое строительство и улучшение благосостояния населения при опоре на могучие силы военного сдерживания»9.

«Великая национальная корейская идея» -
объединение народа

Геополитическая доминанта корейского народа, веками опирающегося на инстинкт национального самосохранения и единства, складывалась в сложнейших исторических условиях выживания некогда единой нации. В настоящее время, во-первых, корейский народ переживает судьбу так называемого «разделенного народа» после окончания Корейской войны прошлого века. Южнокорейский Президент Пак Кын Хе убеждена в том, что необходимо объединить усилия, с тем чтобы помочь северокорейскому народу преодолеть невзгоды и трудности. В своей речи, посвященной 68-й годовщине освобождения Кореи от японской оккупации, она говорит: «Мы не можем больше закрывать глаза на голод и другие трудности, с которыми сталкиваются корейцы на другой стороне полуострова»10. Во-вторых, международный статус каждого из корейских государств не определен. Как объясняют сами южнокорейцы, причиной является отсутствие легитимной общепризнанной границы: два корейских государства словно «обречены оставаться не совсем полноправными национальными государствами - это прекрасно иллюстрируется тем фактом, что ни одному из них так и не удалось добиться международного признания границы, отделяющей его от главного антагониста»11. Это два сиамских близнеца. Поэтому долгосрочное стратегическое развитие как Южной Кореи, так и Северной Кореи невозможно без осуществления великой национальной корейской идеи, связанной с воссоединением страны и народа в объединяющем пространстве Корейского полуострова.

Южная Корея и геополитическая реальность
Корейского полуострова

Южная Корея поставлена перед необходимостью пересмотра своих геополитических приоритетов в сторону большего реализма в подходе к Северу. Неслучайно в актуальной повестке дня южнокорейского Президента Пак Кын Хе во время визита с 27 по 30 июня в Китай значился вопрос решения корейской проблемы как наиболее стратегически необходимый для РК.

В настоящее время в большей степени, чем когда бы то ни было, от отношений двух Корей зависят перспективы Южной Кореи как высокоразвитой промышленной державы, так как состояние межкорейского противоборства мешает укреплению отношений и их выводу на новый качественный уровень взаимосвязей Южной Кореи с развивающейся Россией, блокирует совместные инвестиционные инициативы по осуществлению крупномасштабных проектов на Корейском полуострове и в Восточной Азии в целом. Россия действительно заинтересована не просто в разрядке напряженности на Корейском полуострове, а именно в сотрудничестве двух Корей, поскольку это позволит ей проложить транскорейский газопровод и соединить Транскорейскую магистраль с Транссибирской, получив выход на остальную часть Восточной Азии.

Наиболее важной задачей Республики Корея на ближайшее десятилетие будет обеспечение соответствия страны требованиям формирующегося глобального мира. Новая открытость мира, глобальные рынки не терпят препятствий для свободного проникновения финансовых и иных потоков, тем более не приемлют каких-либо разделительных линий, подобно тому, которая существует на Корейском полуострове между РК и КНДР. Если Южная Корея намерена защищать и продвигать свои национальные интересы на международной арене, ей следует быть современной глобальной державой, занимающей ключевые геостратегические позиции в новой Азии, куда перемещается центр мировой политической, экономической, военно-стратегической активности и неотъемлемой частью которой является эта активность на Корейском полуострове.

Посткризисные условия трансформации глобальной экономики, международной финансовой системы и мировой политики ведут к ускорению геополитической динамики современного и особенно будущего мира, где Корейскому полуострову суждено сыграть свою важную геополитическую роль. Исходя из современной реальности, ему уже уготована роль моста между Востоком и Западом. Пока нет никаких гарантий мирного урегулирования корейского кризиса, поскольку процессы роста экономической взаимозависимости в Северо-Восточной Азии, требующие формирования единого регионального пространства, сопровождаются процессами противоположной направленности, обусловленными историческими конфликтами, территориальными проблемами, расколом некогда единой Кореи, а также вмешательством мировых центров силы и геополитическим противостоянием США и Китая.

Корейский полуостров - это важнейшая геостратегическая точка мира, открывающая доступ Евразии к просторам Тихого океана и другим континентам, которая из-за международной изоляции КНДР является недоступной для глобального рынка и по сути дела блокирует РК. От того, насколько адекватным и последовательным будет южнокорейский ответ вызовам безопасности на Корейском полуострове, процессу создания доверия между Севером и Югом, зависят геополитические перспективы Южной Кореи как тихоокеанской державы.

Геополитическая реальность Корейского полуострова - разъединенная Корея. Так называемая корейская «разделительная система» в качестве своеобразной подсистемы современной мировой структуры продолжает сохранять устаревшую логику глобального противостояния несуществующих лагерей (СССР и США). Согласно анализу южнокорейских ученых, таких как Пайк Нак Чун, «корейская «разделительная система» в действительности служит надежным компонентом современной глобальной системы, так как она не только придает легитимность доминирующей роли США, но и воспроизводит новую версию колониального режима, усиливая тем самым идеологические позиции государственного тоталитаризма, расизма и сексизма»12. Логика конфронтации Юга и Севера, в свою очередь, диктует и свои правила геостратегической игры глобальных и региональных держав на Корейском полуострове. Инициаторы геополитического передела Корейского полуострова провоцируют состояние новой холодной войны. Взрывоопасная стратегическая ситуация на Корейском полуострове ведет к гонке вооружений в АТР, которую будет трудно остановить. Оценивая состояние отношений между КНДР и Республикой Корея, российский посол в КНДР В.Е.Сухинин свидетельствует о том, что «конфликт, который можно было на более ранних этапах предотвратить, довели до точки кипения»13. Он также высказал свое личное мнение об отсутствии гибкости и безынициативности международного сообщества к корейскому кризису. С его точки зрения, «все резолюции СБ ООН в отношении КНДР пишутся как под копирку. К многосторонним резолюциям добавляются односторонние санкции, которые японцы, американцы предпринимают вне рамок Совета Безопасности»14.

Возможные сценарии будущего объединения
Корейского полуострова

Во взглядах южнокорейского общества на будущее единение Корейского полуострова с провозглашением «политики доверия» нового Президента РК Пак Кын Хе к КНДР происходит смещение в сторону от превалирующей стратегической цели, связанной с поглощением Севера Югом, к более реалистическому подходу в оценке последующего развития геополитической ситуации на Корейском полуострове. На смену консервативным взглядам прежней администрации Ли Мён Бака идет процесс медленного освобождения южнокорейцев от прозападных иллюзий, которые подпитывались и подпитываются американскими геополитическими проектами, рассчитанными на скорый и неминуемый коллапс КНДР.

Согласно подобной точке зрения, северокорейский режим рухнет под тяжестью внешних факторов влияния - экономических санкций и международной изоляции, демонстрационного эффекта «арабской весны», а также внутренней нестабильности из-за борьбы за власть в руководстве страны, утраты веры северокорейского населения в социалистические идеалы, нехватки продовольствия и валюты, исчерпания потенциала мобилизационной парадигмы развития. Становится востребованным более реалистичный подход, закамуфлируемый ранее под научный скептицизм относительно возможности крушения корейской «разделительной системы» под воздействием объективных факторов на фоне структурного кризиса в управлении мировой системой.

Внешнеполитические инициативы Президента РК Пак Кын Хе свидетельствуют о том, что южнокорейское общество, исходя из национальных интересов своей страны, находится в поиске новых внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов, способствующих дальнейшему стратегическому развитию Республики Корея. В Южной Корее идет пока медленный настрой на весьма осторожные контакты между Севером и Югом: предложенная новым Президентом РК Пак Кын Хе стратегия вывода Севера из изоляции посредством «политики доверия» одобрена Бараком Обамой и сверяется с общими действиями США.

Новый руководитель КНДР Ким Чен Ын еще в начале 2013 года объявил о размораживании отношений с РК и устранении «конфронтации между Севером и Югом»15 Корейского полуострова. Однако он не был услышан. Далее последовала целая череда негатива, усиливающего напряженность на Корейском полуострове вплоть до взрывоопасного состояния, вызванного ядерными испытаниями, проведенными КНДР в феврале 2013 года; очередной резолюцией Совета Безопасности ООН в отношении КНДР в марте; ответными угрозами и военной истерией КНДР в отношении РК в апреле; закрытием совместной индустриальной зоны Кэсон для компаний из Южной Кореи в том же месяце по инициативе Пхеньяна; южнокорейским планом «активного сдерживания КНДР», предусматривающим возможность нанесения превентивного удара в случае признаков возможного ядерного или ракетного удара по Югу.

Южная Корея оказалась также не готовой к неожиданным для нее инициативам Пхеньяна о заключении мирного договора.

Прогнозная оценка предусматривает последствия развития того или иного сценария по объединению Кореи и его влияния как внутри полуострова, так и за его пределами.

Первый сценарий - поглощение Севера Югом, где ставка в азартной геостратегической игре США с восточноазиатскими странами делалась на объединение Кореи, а не на сохранение КНДР в качестве независимого государства, - как показала практика, не имеет под собой реалистической основы. Такой сценарий содержит в себе заведомо заниженные оценки на абсорбционные способности Южной Кореи по воссоединению страны. Что будет происходить внутри Корейского полуострова? В этом сценарии трудно исключить возможное экономическое банкротство Южной Кореи, вынужденной взвалить на себя весь груз финансовой ответственности, гораздо более тяжелый, чем это сделала в свое время ФРГ, располагающая более значительными финансовыми ресурсами, чем РК. По большому счету этот сценарий может усилить позиции правящих кругов Южной Кореи. Однако он не принесет никакого ущерба внешним силам, управляющим глобальной системой. Для США и Японии - это относительно беспроигрышный вариант.

Второй сценарий - сохранение разделения двух Корей в менее критической и взрывоопасной форме - являет собой более реалистический вариант. Однако только на краткосрочную перспективу. Для обоих корейских режимов вступают в силу конъюнктурные факторы внутреннего давления - чрезвычайная нестабильность Севера и прогрессирующая нестабильность Юга вследствие эскалации неустойчивости. Для внешних доминирующих сил, пытающихся держать под контролем геополитическую динамику современного мира, этот сценарий более чем приемлем, так как он продлевает век американского доминирования, особенно в контексте стратегии возвращения США в Восточную Азию на фоне вывода коалиционных сил из Афганистана (2014-2024 гг.). При этом фактор времени окажется особенно благоприятным для набирающего мощь Китая.

Однако этот сценарий является не менее рискованным, чем первый, так как геополитические аппетиты мировых держав, как правило, растут. Геостратегическое мышление геополитиков отдельных государств АТР подпитывает желание политических лидеров разрешить как можно скорее корейский кризис силовыми методами.

Третий сценарий - эволюционное объединение Корейского полуострова - преследует цель образования инновационного государства на основе интеграционного сближения. Интеграция, в отличие от других форм международного взаимодействия, имеет довольно широкий диапазон обоюдного совместного развития как Южной, так и Северной Кореи. От свободного движения (либерализации) рынка товаров, услуг, капиталов, людей по типу мягкой интеграции до конвергенции процессов воспроизводства, в которых возможно использование высокотехнологических схем и инновационных механизмов, а также учет международной специализации и кооперации по типу глубокой интеграции. К достоинству интеграции относится уничтожение дискриминации взаимосопряженных хозяйственных единиц, изменяющей подчиненное положение той или иной успешно интегрированной национальной экономики. Самое главное - при интеграции возможны как межгосударственные механизмы управления, так и надгосударственные структуры совместного управления, а также отсутствие таковых в случае децентрализованной интеграционной структуры нового инновационного типа.

Можно сделать вывод, что развитие подобного сценария ведет к уничтожению существующей «разделительной системы», освобождает РК и КНДР от необходимости выстраивать свою внешнеполитическую стратегию в зависимости от правил геостратегический игры внешних держав в Восточной Азии и соответствует макротенденциям мирового развития, центр которого смещается в азиатскую часть АТР.

 

 

 1Великий путь Республики Корея. Выступление Президента Пак Кын Хе, посвященное 68-й годовщине освобождения Кореи. 15 августа 2013. Сеул// http://english.president.go.kr/pre_activity/speeches/speeches_view2.php?uno=8194&board_no=E12&search_key=&search_value=&search_cate_code=&cur_page_no=1

 2Чхусок (кор. 추석,秋夕, дословно осенний вечер) - корейский традиционный праздник. Отмечается 15 числа 8 лунного месяца. В Южной Корее Чхусок, а также день до и после него являются нерабочими. Во время Чхусока корейцы обычно едут к себе на родину для встречи с родственниками //http://ru.wikipedia.org/wiki/Чхусок

 3Великий путь Республики Корея…

 4Там же.

 5Синергия, синергетический эффект - возрастание эффективности деятельности в результате интеграции, слияния отдельных частей в единую систему за счет так называемого системного эффекта (эмерджентности)// Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2003. 895 с.

 6Великий путь Республики Корея…

 7Там же.

 8Сухинин В.Е. Интервью 20 июня 2013// http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1991#top

 9Заключительная речь Ким Чен Ына на мартовском (2013 г.) Пленуме ЦК ТПК //http://mar12.livejournal.com/181768.html

10Там же.

11Пайк Нак Чун. Колониализм в Корее и южнокорейский проект преодоления модерна//Кросскультурное взаимодействие в Азии: теория и практика. Ежегодник-2010: Сб. статей/ Под ред. Н.С.Кирабаева, А.М.Ушакова, А.Г.Юркевича. М.: РУДН, 2010. С. 298.

12Пайк Нак Чун. Указ. соч. С. 299.

13Сухинин В.Е. Интервью...

14Там же.

15Новогодняя речь товарища Ким Чен Ына, 1 января 102 года чучхе (2013). Пресс-релиз посольства Корейской Народно-Демократической Республики в Российской Федерации. 1 января 2013// http://bolshevick.org/novogodnyaya-rech-tovarishha-kim-chen-yna