Наша общая история подталкивает к осмыслению места в современном мире, которое занимают Россия и Румыния, наших приоритетов и амбиций, стремлений будущих поколений.
В прошлом году отмечалось 130-летие со дня установления российско-румынских дипломатических отношений. Мы помним совместные усилия наших стран, благодаря которым происходили величайшие события европейской истории. В течение всего этого времени наши страны, так же как и соседние государства, шли к общим достижениям. Хотя, следует отметить, прошедшее столетие было непростым и для Румынии, и для России.
Мне невольно вспоминается великий русский дипломат Александр Михайлович Горчаков, чья жизнь и карьера неразрывно связаны с важнейшими событиями европейской истории XIX века. Он понимал взаимосвязь между внутренней и внешней политикой, необходимость проведения реформ внутри страны для того, чтобы продвигать национальные интересы за границей.
За последнее десятилетие XX столетия в Румынии и России произошли значительные перемены: выявилась нежизнеспособность коммунистических режимов в наших странах, распался СССР, возникли новые государства в зоне наших общих интересов. Румыния и Россия вошли в новое тысячелетие, являясь современными государствами, ясно определив свою роль в мире и сделав свой собственный выбор.
Учитывая, что слово "кризис" в сегодняшнем мире - ключевое, следует проявлять внимание к наиболее эффективным путям и средствам, которые могли бы сдерживать угрозы, связанные с кризисом. Большинство глобальных вызовов государство не может принять в одиночку, каким бы сильным оно ни было. Отношение международного сообщества к мировому экономическому кризису, проблеме затянувшихся локальных конфликтов и кризисных ситуаций вселяет в нас надежду. Поскольку мы живем во взаимозависимом мире, то для того, чтобы надежды становились реальностью, действительно необходимо самое тесное сотрудничество с соседями.
Россия и Румыния вовлечены в широкий круг международных проблем. На одни из них у нас общий взгляд, на другие - различный. Возрастающее понимание того, как важны все эти проблемы, как глубоко работают те принципы, которые мы разделяем, и как следует преодолевать наши различия, является ключом к возведению крепких, плодотворных и прагматичных отношений. Основа такого подхода представлена тем фактом, что обе наши страны - члены - основатели двух организаций - Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), - различных по своим задачам и целям, но играющих значительную роль в экономическом развитии и безопасности. В то же самое время мы с вами - активные члены Совета Европы. Среди прочего, межэтнический мир является ключевой ценностью в современной России и стал также составной частью современной румынской самоидентификации.
В 2003 году наши страны подписали двустороннее политическое соглашение. Поскольку я был напрямую вовлечен в подготовительную работу, в течение определенного времени возглавлял переговорный процесс, то и в дальнейшем я чувствую себя обязанным развивать румыно-российские отношения. За последние шесть лет Румыния превратилась в демократическую страну, стала живым обществом, вступила в ЕС и НАТО.
Россия становится процветающим государством и, несомненно, вновь займет место основного действующего лица на мировой арене. Сегодня Россия является ключевым партнером ЕС, и в ближайшее время будет достигнута договоренность по всем четырем "общим пространствам".
Румыния и Россия - признанные игроки на Западных Балканах и в Черноморском регионе, а также традиционные координаторы многосторонних отношений.
Наши страны придают большое значение ООН как наиболее важному и многостороннему инструменту, с помощью которого сегодня решаются глобальные проблемы.
Среди основных черт румынского международного контура членство в Европейском союзе - конечно же, наиболее важное и долгосрочное. Буду откровенен: подготовка к вступлению и ответственность, которая ложится на государство - член ЕС, стала для нашего общества той силой, которая заставила нас идти по пути модернизации после падения коммунистического режима. И сегодня наше правительство стремится все больше интегрироваться в ЕС, этот процесс не закончился 1 января 2007 года, когда Румыния стала членом Евросоюза.
Румыния нацелена на то, чтобы стать активным и влиятельным членом ЕС, чтобы ее голос был услышан по целому ряду вопросов, которые имеют жизненно важное значение для ее национальных интересов. Мы были среди первых государств-членов, которые ратифицировали Лиссабонский договор, и мы - горячие приверженцы того, чтобы он вступил в силу как можно скорее. ЕС нуждается в новых правовых и институциональных изменениях для эффективной реализации задач, стоящих перед европейскими странами.
Мы считаем, что проведение общей политики с ЕС в области энергетики, изменения климата, сельского хозяйства, транспорта, окружающей среды и миграции является основополагающим для продвижения Румынии по пути прогресса.
Должен подчеркнуть, что для Румынии мощный, сплоченный и более ориентированный на внешние рынки ЕС является вопросом, представляющим национальный интерес. Мы сыграли особую роль в изменении приоритетов и политики ЕС в отношении восточного соседства, в частности содействуя связям в Черноморском регионе, углублению двусторонних отношений ЕС с такими странами, как Республика Молдова и Украина. Это свидетельствует о нашей активной поддержке общей внешней политики и политики безопасности ЕС.
Говоря о наших приоритетах в рамках ЕС, Румыния твердо убеждена в том, что стратегическое партнерство между ЕС и Россией должно стать одной из основ будущего Европы. Россия - неоспоримая часть европейской культуры и цивилизации, факт, который помнит не одно поколение румын.
В сотрудничестве ЕС и России четыре "общих пространства", несомненно, играют особую роль. Тем не менее потенциал обеих сторон является огромным и недостаточно изученным. Обе стороны в равной степени заинтересованы в сотрудничестве. Но, не буду скрывать, в последние годы все складывалось не всегда гладко. Румыния как член ЕС заинтересована в значительных и полностью действенных отношениях с Россией.
Это понимание дает мне еще одну причину дорожить концепцией позитивной взаимозависимости, представленной главой Европейской комиссии г-ном Баррозу в Москве. Мы исходим из того, что она должна охватывать три измерения: взаимно признанная зависимость, благоприятные условия для диалога и сотрудничества и "позитивный баланс" итогов для каждой из сторон. Румыния готова приступить, в рамках своих возможностей, к превращению этих трех измерений в реальность.
Важная часть отношений ЕС - Россия связана с различными вопросами, относящимися к нашему общему соседству. Как страна, расположенная на стыке Западных Балкан и Черноморского региона, Румыния, в частности, инвестирует в эти регионы, которым Россия также придает особую важность.
Я согласен с мнением одного российского посла, что наши страны следят с особым интересом за событиями в Юго-Восточной Европе, - это больше, чем "интересное совпадение".
Устав ООН и принципы хельсинкского Заключительного акта должны оставаться основой управления и разрешения кризисных ситуаций на стабильном европейском континенте. Мы озвучили нашу точку зрения вместе с партнерами из ЕС и НАТО: насилие может привести лишь к насилию, кроме того, мы должны действовать сообща, чтобы покончить с односторонними подходами к проблемам, которые волнуют всех соседей. Как заявил знаменитый румынский дипломат Николае Титулеску, говоря о коллективной безопасности, а также значимости соглашений о взаимной помощи, мы должны иметь в виду, что "друзья наших друзей - наши друзья".
Твердая вера в ценность регионального многостороннего подхода, как представляется мне, еще один важный аспект внешней политики, который разделяют Румыния и Россия. Как и в любом другом регионе, ЕС, Россия или Румыния в одиночку вряд ли смогут справиться со всем масштабом региональных проблем.
Именно поэтому мы активно участвуем в развитии эффективных многосторонних институтов на Западных Балканах и Черноморском регионе. Здесь они имеются, но мы порой ставим под сомнение их возможности работать на результ. Именно поэтому я подчеркиваю - эффективных. Зная из собственного опыта, насколько успешен европейский проект, мы не сомневаемся, что тесное сотрудничество ЕС и наших соседей решит вопрос "эффективности".
У Западных Балкан нет иного выбора, чем развитие более тесных связей с ЕС. Соглашения о стабилизации и сотрудничестве, подписанные всеми государствами региона, обеспечивают основу для консолидированного взаимодействия с ЕС. Мы не перестанем говорить, что интеграция - это улица с двусторонним движением, а открывающиеся при этом возможности должны сочетаться с внутренними реформами.
Черноморский регион представляет собой особый случай. Мы хорошо понимаем, что есть много вопросов в регионе, которые не имеют простых решений: замороженные и действующие конфликты, торговля многими видами запрещенных товаров, проблемы, связанные с энергетикой, слабое экономическое развитие.
Сегодня ЕС может и должен сыграть конструктивную, стабилизирующую роль в этом регионе, поскольку ЕС - часть этого региона. Никто не может отрицать географию. То же самое верно и для России, потому что никто не может отрицать и историю. Диалог России с ЕС и сотрудничество между ними имеют решающее значение для более широких перспектив в этом регионе и в результате - для нашей собственной безопасности. Инициатива "Черноморская синергия" или ОЧЭС с ее двумя основными проектами - кольцевой автодорогой вокруг Черного моря и проектом паромного сообщения между черноморскими портами - могут благоприятно воздействовать на обстановку.
Мощь любого государства сегодня заключается в его способности управлять многочисленными отношениями взаимозависимости, в которые оно вовлечено. Безопасность - самая чувствительная область в смысле взаимозависимости. В 2004 году Румыния стала членом НАТО. Статус члена НАТО - ключевая составляющая безопасности нашей страны.
Я прекрасно понимаю, что для России членство Румынии в НАТО - вопрос довольно острый, и мы готовы внимательно прислушиваться к России. Надеюсь, вы позволите мне по-прежнему говорить с вами откровенно и открыто. По многим причинам, а моральные ценности и демократия - одна из них, НАТО выжила в бурные 1990-е годы.
Расширение НАТО стало результатом свободного выбора как союзников, так и стран, подавших заявку на вступление в нее, и с тех пор альянс подвергся коренному преобразованию. Более того, расширение НАТО шло одновременно с активизацией отношений НАТО и России. В этом году Совет Россия - НАТО (СРН) отмечает двенадцатую годовщину существования, и мы приветствуем возобновление диалога в этом формате.
Как нам всем известно, чтобы установить доверие между НАТО и Россией, предстоит еще немало сделать, а без доверия нельзя добиться существенных и позитивных результатов, и нам необходимо работать совместно над решением очень многих вопросов.
Установление взаимного доверия между НАТО и Россией имеет основополагающее значение для европейской и глобальной безопасности. СРН играет важнейшую роль в этом отношении, и мы будем поддерживать любые усилия, направленные на превращение его в орган достижения компромиссов и утверждения доверия.
Воинский контингент Румынии находится в Афганистане, чтобы принести стабильность в регион, очень далекий от наших границ, но близкий к границам России. И в этой части Земли достаточно места для укрепления сотрудничества. Мы присутствуем в Афганистане, как присутствуем и в Ираке в силу своего обязательства бороться с международным терроризмом - с самой большой угрозой, обозначенной в нашей национальной стратегии безопасности.
Вы на себе испытали боль, которую может принести терроризм, поражая саму сердцевину нашей жизни, взрезая ткань нашего общественного бытия. Нам следует действовать сообща в борьбе с этой угрозой, чтобы люди в наших странах, равно как на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Центральной и Юго-Восточной Азии, могли жить в мире, могли жить той жизнью, которую изберут себе сами.
Придет время, когда НАТО, ее союзники и Россия будут вести постоянный диалог по проблемам нераспространения ядерного оружия. Иран стоит на перепутье. России предстоит также решить, что приемлемо и что неприемлемо в отношении Ирана.
Мы, страны - члены ЕС и Россия, не должны упустить шанс, который представляет приход новой администрации в Вашингтоне, чтобы изыскать больше возможностей для согласования наших позиций. Румыния по-прежнему глубоко убеждена, что крепкие трансатлантические связи внутри НАТО, между ЕС и США, открытые и прагматичные отношения США - Россия, а также полнофункциональное партнерство НАТО - Россия совместимы друг с другом и послужат во благо нашего континента.
Вышеприведенные соображения позволяют сделать некоторые заключительные ремарки. Набросок, который я предложил, эскиз нескольких центров силы, уже предполагает, что на наших глазах формируется многополярный мир. Экономический кризис, который мы пытаемся в настоящее время преодолеть, более четко продемонстрировал всем нам, что мир изменился и изменится еще больше.
Нам следует подумать о том, что делать, как действовать, чтобы направить изменения в русло достижения наших целей. Хотел бы сказать вам прямо, словами Льва Николаевича Толстого - писателя, которого очень любят в Румынии: "Все думают о том, как изменить мир, но никто не думает о том, чтобы изменить самого себя".
Убежден, что нам следует начать с того, чтобы измениться самим, изменить способ, каким мы воспринимаем других участников международных отношений, доверяем им и осмысливаем, как работать с ними. Это относится и к нашим двум странам, нашим двусторонним отношениям. Таков и императив для отношений ЕС и НАТО с Россией. Только способность измениться самим, чтобы действовать сообща, придаст необходимую силу и мудрость нашим внешнеполитическим курсам.
Румыния будет твердо отстаивать международное право и солидарность как ключевые принципы преобразований в этом русле. Правление закона - не только фундаментальный принцип любого демократического государства, но и основа взаимоотношений в международном сообществе, и его следует подтвердить в качестве такового. Мы согласны с нашими российскими коллегами, что следует освободить международные отношения от идеологической зашоренности, но они не должны быть свободны от ценностей, наоборот. На этом пути Румыния и Россия могут много узнать друг о друге и друг от друга. Румыния присоединилась к ЕС и НАТО ради своего блага, поскольку румыны были убеждены (как убеждены и сейчас), что таков был для них лучший выбор. Членство Румынии в ЕС и НАТО, как и наше стратегическое партнерство с Соединенными Штатами, не служат препятствием для прекрасных двусторонних отношений с Россией, не затрудняют они и более тесные отношения между Россией и этими двумя структурами.
Я поделился своими мыслями, и они доказывают, что у нас больше общего в приоритетах и принципах, чем мы думаем. Внимательный анализ повестки дня наших правительств показателен. Обе наши страны в настоящее время сталкиваются с одинаковыми внутренними проблемами: обеспечение экономической и финансовой стабильности, стимулирование устойчивого экономического роста, реформирование системы образования, модернизация системы здравоохранения и, что чрезвычайно важно, построение инновационной экономики.
Обе наши страны твердо намерены справиться с этими задачами, принять соответствующие меры, чтобы наши граждане воспользовались плодами модернизации как в среднесрочном, так и долгосрочном плане. Эти усилия имеют и международное измерение, а если их поставить в нашу общую повестку дня, то могут открыться новые возможности для наших двух стран.
Я обратился к истории в начале своих рассуждений. Позвольте мне закончить одним существенным замечанием: мы должны учиться у истории, но не позволить превратить себя в ее заложников. Молодое поколение, прежде всего дипломатов, должно выполнить эту миссию.
Каждый год десятки тысяч россиян проходят обучение в западных университетах, как и тысячи румын. В западных университетах вы выступаете как коллеги, будь то в науке или искусстве, как выступаете в качестве коллег в университетах Москвы или Санкт-Петербурга на протяжении многих последних лет. Мы все должны получить отдачу от наших совместных проектов, общих научных интересов и сходных вкусов в глобализированном мире. Важнейшее дело расширения масштабов наших двусторонних отношений молодое поколение не должно возлагать только на нас - на правительства.
Румыния и Россия способны установить более глубокие, продуктивные, открытые и устремленные в будущее отношения и заслуживают этого. Румынские и российские молодые дипломаты должны будут составить позитивную повестку дня, чтобы воплотить задуманное. Более того, давайте не забывать, что молодому поколению людей различных профессий в наших двух странах предстоит сыграть уникальную роль в этом стратегического характера благородном начинании.