Хочу начать свое выступление с цитаты В.В.Путина: "Поскольку энергетика стала глобальной, энергетическая безопасность - неделима. Наше общее будущее в области энергетики подразумевает общую ответственность, общие риски и выгоды".
За несколько лет, предшествовавших финансовому кризису, мировая экономика активно развивалась, что сопровождалось ростом потребления энергоресурсов. Перед глобальными рецессиями середины 1970-х годов, в 1979 и 2009 годах наблюдались ценовые пики на рынке энергоресурсов. Видимо, существует все-таки между этими явлениями взаимосвязь. Соответственно, пик, вообще достигнутый за всю историю, который был в середине июля прошлого года, предварял начало серьезного спада в мировой экономике, который последовал за этим.
Причиной высоких текущих цен на нефть также послужили следующие факторы:
1. Недостаток добывающих мощностей вследствие недостатка инвестиций ввиду планирования при более низких ценах на нефть в течение 1990-х годов;
2. Недостаток перерабатывающих мощностей глубокой переработки. Это также следствие недостаточного инвестирования в течение предыдущего десятилетия на фоне растущих затрат на строительство новых НПЗ. К примеру, в Соединенных Штатах Америки последняя лицензия Greenfield на строительство НПЗ была выдана в конце 1970-х годов. В структуре нефтепереработки также очень не хватало мощностей, что, в свою очередь, вызвало повышенный спрос на легкую нефть, низкосернистую, которая могла бы быть переработана на существующих низкоэффективных мощностях;
3. Повышенные риски (ограничения на доступ к новым ресурсам, политические риски, риски, связанные с изменением законодательства, и т.д.).
Необходимо заметить, что спрос в основном шел от стран развивающихся экономик. Цена на нефть зеркально отражает уровень спроса стран БРИК - Бразилии, России, Индии и Китая.
Четыре фактора, которые определяли рост спроса, - это, конечно, ВВП, сейчас он впервые за многие десятилетия сменился на отрицательный, рост населения, к сожалению не в нашей стране, сильные технологические прорывы и озабоченность факторами охраны окружающей среды. Баланс достаточно тонкий. Нетто-прирост производства над динамикой потребления наблюдался на Ближнем Востоке и в Северной Америке, естественно, в таких регионах, как Азиатско-Тихоокеанский, Китай и Россия, когда наметилось некоторое снижение производства нефти, мы видим превышение спроса. Оно компенсировалось падением спроса и ростом добычи в других регионах мира. Этот баланс качнуть в одну или другую сторону не составляло труда. Естественно, роль спекулятивных участников рынка при таком балансе возрастает очень сильно. Цены на нефть в мировом масштабе едва ли определяются долгосрочными тенденциями издержек. Издержки следуют за ценами на нефть. Мы видим вначале серьезное колебание цены на нефть, а потом серьезные игроки идут и разрабатывают витаминозные пески в Канаде или Антарктический шельф. Сейчас картина меняется. Может быть, какое-то время будет затишье на этом рынке.
Хотя нефть и газ являются невозобновляемыми ресурсами, их запасы в ближайшее время не закончатся. Многочисленные исследования показывают существование обширных геологических запасов. Общий потенциал добычи на мировых месторождениях нефти и газа может увеличиться на 20-25% в течение следующего десятилетия. Таким образом, вопрос заключается не в наличии нефти и газа как ресурса, а в способности их добычи.
Вместе с тем обнаружение и разработка этих запасов становится все более и более сложной задачей, в силу того что новые ресурсы по большей части сконцентрированы в регионах, которые характеризуются высокими политическими рисками и зачастую расположены вдали от основных рынков сбыта.
Также их разработка требует значительного времени, что существенно снижает привлекательность инвестиций в отрасль на фоне высокой инфляции затрат.
Помимо этого, разнообразие источников поставок энергоресурсов традиционно считается краеугольным камнем энергетической безопасности, однако ожидается, что рост поставок в будущем будет обеспечиваться меньшим количеством стран, чем сегодня. Как говорил Уинстон Черчилль, "в вопросах нефти безопасность определяется разнообразием и только разнообразием". И был прав. Разнообразие не только со стороны поставок, но также и маршрутов, которые служат элементом безопасности самих поставщиков.
Страны - потребители энергоресурсов традиционно рассматривали энергетическую безопасность как "безопасность поставок" - устойчивые поставки энергоресурсов по приемлемым ценам.
Однако сегодня существует еще одно измерение глобального энергетического диалога. "Безопасность спроса" для добывающих стран является обратной стороной этого уравнения.
Это означает:
- достаточный уровень спроса по ценам, адекватным для поддержания долгосрочных инвестиций в разработку новых месторождений и развития инфраструктуры;
- обеспечение приемлемой доходности инвестиций;
- удовлетворение фискальных интересов добывающих стран.
На сегодняшний день необходима новая мировая энергетическая архитектура, которая должна позволить избежать конфликтов и контрпродуктивной конкуренции для обеспечения энергетической безопасности.
Конструкция глобальной энергетической безопасности должна основываться на долгосрочных, надежных и экологически безопасных поставках энергоресурсов по ценам, приемлемым как для стран-экспортеров, так и для потребителей.
Стратегия создания новой мировой энергетической архитектуры должна определить практические шаги, нацеленные на обеспечение устойчивого доступа к традиционным источникам энергии, а также развитие программ экономии энергоресурсов и разработку альтернативных источников энергии.
q
Россия становится все более важной частью глобальной цепочки поставок благодаря наличию значительных нефтяных запасов и крупнейшим запасам газа в мире. На Россию приходится 7 и 26% всех мировых запасов нефти и газа соответственно. Обеспечивая до 40% глобального роста поставок нефти в первой половине текущего десятилетия, Россия сделала, возможно, самый важный вклад в удовлетворение возросшего глобального спроса на углеводороды в течение этого периода.
Несмотря на замедление роста экспортного потенциала в последние два года, роль России как важного звена в глобальной цепи снабжения энергоресурсами остается крайне значимой благодаря стабильным поставкам нефти и газа европейским потребителям в течение почти 50 лет.
На долю России приходится около 46% всего европейского импорта газа и 33% нефти. При этом важно отметить, что Россия продолжает диверсифицировать направления поставок энергоресурсов, инвестируя в освоение новых месторождений и развитие транспортной инфраструктуры, тем самым поддерживая глобальную энергетическую безопасность и развивая собственные регионы.
Для России текущая ситуация предоставляет историческую возможность укрепить свое международное положение и интегрироваться в мировую экономическую систему в качестве важного участника мирового сообщества. Тем не менее для реализации своего потенциала в качестве глобального поставщика энергоресурсов Россия и ее энергетическая отрасль должны решить ряд ключевых проблем.
Инвестиции в новую добычу являются ключевым фактором для глобальной индустрии, учитывая недостаток новых регионов, открытых для разработки. Зрелые месторождения (браунфилды) России все еще обладают значительным потенциалом, но темпы роста добычи на них гораздо медленнее, чем в предыдущие годы. Для поддержания роста добычи российские компании должны начинать разрабатывать новые нефтегазоносные провинции, например Восточную Сибирь, Арктический шельф и Дальний Восток. Учитывая долгий период разработки, типичный для всей отрасли (7-10 лет от проведения геологоразведочных работ до промышленной эксплуатации и еще более долгий период для проектов, удаленных от инфраструктуры или находящихся на шельфе), эти инвестиции должны реализовываться уже сейчас.
Доступ к новым рынкам является особенно важным для России. Азиатско-Тихоокеанский регион, который является самым быстрорастущим рынком углеводородов, нуждается в российских поставках, а России нужен доступ к этому рынку для того, чтобы стать по-настоящему глобальным энергетическим игроком и иметь возможность диверсифицировать свой выбор, с точки зрения потребителя.
Нужны инвестиции в инфраструктуру для обеспечения доступа к новым растущим рынкам. Для России это означает прежде всего инвестиции в новые энергетические коридоры к Азиатско-Тихоокеанскому региону, однако это также означает строительство новой инфраструктуры по направлению к Европе, например "Северный" и "Южный поток". Крупные инфраструктурные проекты требуют поддержки правительств как стран-потребителей, так и стран-производителей. Тем не менее такие проекты должны быть коммерчески выгодными по всей цепочке стоимости.
Инвестиции необходимо вкладывать в резервные мощности по всей цепочке стоимости (в добычу, транспортировку, переработку и хранение) для уменьшения влияния волатильности рынка, обеспечения уверенности рынков в том, что поставки не будут прерваны даже в случае террористических актов, неблагоприятных погодных условий и т.д. Это также улучшит гибкость и повысит многовариантность управления потоками энергетических ресурсов. В конечном счете эта задача должна совместно выполняться государственными органами и представителями отрасли.
Инвестиции необходимо вкладывать в технологии для повышения производительности добычи и переработки. Технологии являются ключевым фактором как в увеличении коэффициента извлечения на зрелых месторождениях, так и для более быстрой и более выгодной разработки новых капиталоемких проектов. Для России очень важно вновь активизировать научно-исследовательскую работу (которая в прошлом велась очень активно) и укрепить потенциал развития в области энергетических технологий, чтобы в конечном итоге стать ведущим игроком на мировом рынке энергетических технологий (включая нефть и газ).
Инвестиции необходимо вкладывать в кадры и развитие специалистов отрасли. Россия может по праву гордиться своими многолетними инженерными и управленческими традициями в нефтегазовом секторе и других секторах энергетики. Однако период нестабильности после распада СССР привел к сокращению кадрового потенциала энергетического сектора. Помимо воспитания своих собственных кадров, очень важной задачей для России является привлечение лучших иностранных специалистов для работы и широкий обмен опытом между российскими и иностранными профессионалами энергетической отрасли. Особенно хочется отметить МИЭП МГИМО, который возрождает это направление. Выпускники этого вуза составят будущее нашей страны в сфере энергетики.
Эффективность использования энергии и ее консервирование могут играть важную роль в управлении мировым спросом и сделать мировую экономику в целом более энергетически эффективной. Эти программы уже принесли свои плоды на Западе, и очень важно, чтобы новые крупные потребители, например Индия и Китай, а также Россия, начали реализовывать аналогичные программы.
Ядерная энергетика и альтернативные источники энергии могут внести важный вклад в обеспечение энергетической безопасности. Однако их развитие потребует значительного времени и инвестиций. В среднесрочной перспективе нефть и газ будут составлять основу мирового энергетического баланса.
q
По оценкам Международного агентства по энергетике, до 2025 года потребуется свыше 20 трлн. долларов новых инвестиций для обеспечения роста мировой экономики.
Создание стабильных, предсказуемых и прозрачных инвестиционных условий стало одним из ключевых вопросов энергетической безопасности. Создание инвестиционного климата является приоритетом как для России, так и для стран - потребителей энергоресурсов.
Во многих добывающих странах существует неопределенность в отношении политики государства, связанной со стабильностью контрактов, перераспределением природной ренты, а также выполнением экологических и социальных требований.
Для достижения безопасности поставок необходимо создать соответствующий инвестиционный климат, предоставив компаниям стимулы для реализации проектов разработки новых месторождений (гринфилдов) с высоким уровнем риска и неопределенности.
Режимы лицензирования должны быть прозрачными и недискриминационными, обеспечивая разумный баланс между защитой законных интересов государства и эффективным развитием экономики.
q
Обоюдная прозрачность является важнейшим элементом энергетической безопасности. Она предусматривает высокий уровень прозрачности и определенности, дает возможность планировать спрос, предложение, инвестиции и поставки для обеих сторон энергетического диалога. Хотя если вы посмотрите, как играет Саудовская Аравия на мировом энергетическом рынке, то мы очень мало знаем и о ресурсах Саудовской Аравии, и о функционировании их государственного производителя. И это неслучайно, потому что они хотят хранить некие секреты, для того чтобы держать карты у себя. Но тем не менее если мы говорим о глобальной архитектуре, то здесь прозрачность необходима. Тут на уступки должны идти все.
Вопрос обоюдного доступа к рынкам и открытость для инвестиций является одним из спорных моментов текущего энергетического диалога. Трансграничные потоки капитала, открытость для инвестиций и отсутствие протекционистских барьеров стимулируют функциональную взаимозависимость между производителями и потребителями и таким образом способствуют развитию энергетической безопасности. В данном контексте позитивными являются следующие элементы:
- открытость добывающих стран для инвестиций в сектор разведки и добычи;
- открытость стран-потребителей для инвестиций со стороны иностранных компаний в секторы переработки, маркетинга и розницы;
- и главное - четкий и прозрачный режим регулирования таких иностранных инвестиций.
За последние несколько лет российский энергетический сектор претерпел определенные изменения и в настоящий момент характеризуется присутствием крупных государственных компаний, зеркально отражая ситуации в глобальной отрасли, где государственные/национальные компании сосуществуют с крупными транснациональными компаниями частного сектора. Государственные компании в настоящий момент контролируют большую часть новых запасов в мире.
Еще совсем недавно казалось, что период приватизаций в мировой энергетике был закончен, так как высокие цены на нефть во многом сняли остроту необходимости внешнего финансирования. Несмотря на то что проблема внешнего финансирования сегодня может вновь обрести актуальность, маловероятно, что правительства уступят контроль над ценными ресурсами в частные руки.
В то же время, тогда как производственные возможности государственных компаний возрастали, обладание передовыми технологиями в секторе сместилось от компаний, добывающих нефть и газ, к нефтесервисным компаниям.
Для мирового сообщества присутствие глобальных ВИНК на рынке России символизирует открытость страны для иностранных инвестиций. К сожалению, западные партнеры России зачастую разными методами препятствуют вхождению российских инвестиций в ТЭК своих стран.
Крупные частные компании располагают уникальными знаниями и опытом, которые могут представлять большой стратегический интерес для стран-производителей:
- вторичное извлечение;
- глубоководная добыча;
- извлечение нетрадиционных сортов нефти;
- СПГ/GTL и альтернативные источники энергии.
Частные компании также могут заинтересовать правительства и государственные нефтяные компании своими уникальными связями на рынке, в трейдинге и инфраструктуре и во многих других областях. У частных компаний сконцентрирован опыт глубоководной добычи, навыки по вторичному и третичному извлечению углеводорода, лучшие технологии сжижения природного газа, конвертации газа в производственные жидкости. Частно-государственное партнерство как модель сотрудничества приобретает все большее значение. Для частных нефтяных компаний достижение успеха в создании альянсов с государством основывается на глубоком понимании потребностей и предпочтений владельца ресурсов и на четком осознании своих собственных интересов, что позволит разработать дифференцированное и тонко адаптированное коммерческое предложение, выгодно использовав свои сильные стороны.
Также очень важно, чтобы частная компания была готова вести обсуждение по всем своим активам и возможностям и предлагать реализацию интегрированного процесса по всей цепочке создания стоимости.
Географическая/рыночная гибкость, готовность рассматривать обмен активов как способ создания обоюдовыгодных стратегических опций являются ключевыми факторами создания успешной стратегии партнерства.
Также максимальное экономически целесообразное использование местных людских ресурсов, производственных и технологических возможностей является не филантропией, а здравым коммерческим решением, направленным на извлечение выгоды из упрощенной модели материального обеспечения, эффективного развития и адаптации технологий и специалистов на местах и повышения конкурентоспособности на местном рынке труда.
Также для развития бизнеса требуется обеспечение высоких стандартов охраны труда, промышленной безопасности и охраны окружающей среды во всех областях деятельности компании вне зависимости от местоположения.
И наконец, передовые технологии и навыки управления сложными сделками являются ключевым элементом конкуренции за место во многих частно-государственных партнерских проектах по разработке ресурсов. Однако вместе с тем будет и множество проектов, где успех определяется на основе прибыльности и более высокой эффективности, то есть когда компания в принципе делает то же, что и конкуренты, но гораздо лучше.
Очевидно, что частно-государственное партнерство может принести многочисленные выгоды обеим сторонам и повысить энергетическую безопасность на региональном и глобальном уровнях. Однако эта модель будет эффективной только в том случае, если существуют единообразные справедливые и прозрачные правила, которые одинаково применяются ко всем игрокам - вне зависимости от формы собственности. Это будет стимулировать рост, повышение эффективности и конкуренции. Без создания подобных справедливых условий для всех необходимые инвестиции не появятся.
Россия играет важную роль в глобальной системе поставок энергоресурсов и является стабилизирующим фактором международной энергетической безопасности.
Россия обладает обширными запасами, но для поддержания своей роли российская нефтяная отрасль должна решить серьезные проблемы - к их числу относится значительная потребность в капвложениях и инфраструктуре, управление организационным потенциалом и активное участие государственных нефтяных компаний.
Необходимо международное сотрудничество, выгодное как для России, так и для всего мира; правила международного сотрудничества становятся более определенными, однако необходима дальнейшая работа в этой области.
Взаимозависимость будет увеличиваться: необходимо разработать новую модель энергетического сотрудничества.
Прозрачный и стабильный инвестиционный климат и реформа налогового режима - необходимые условия для возвращения российской нефтяной отрасли на путь устойчивого роста.