Среди обилия издаваемой в России литературы не так часто встречаются книги, представляющие серьезный материал для размышлений.

Такого рода книги, как «Небесные покровители государств мира»*, (*Туровский А.Е. Небесные покровители государств мира. Христианство и место православия в мире. Тула: Гриф и К, 2011. 400 с.)  не было ни у нас в России, ни за рубежом, но потребность в которой всегда ощущалась.

Как пишет автор, Александр Евгеньевич Туровский, книга представляет собой «первый мировой результативный опыт сбора сведений о небесных покровителях христиан всех стран мира».

По существу, это действительно первое энциклопедическое исследование о небесных покровителях во всех странах современного мира, хотя традиция их почитания восходит к истокам христианства и представляет собой важнейшую часть христианского вероучения и миросозерцания. К тому же в современном мире, где продолжается многовековая борьба, вооруженные конфликты и войны между народами и государствами, представителями различных мировых религий, знание этой традиции необычайно важно, поскольку небесные покровители - это не просто символы Божественной воли, а выражение сущности эволюции мира согласно Божественному провидению.

Чем бы человек ни занимался, в какой бы области ни работал, в конечном счете он почувствует потребность в знании своих корней и истоков и, следовательно, в знании небесных покровителей, олицетворяющих Божью благодать. Каждый христианин, как справедливо отмечает автор, строит свою жизнь под сенью своего ангела-хранителя или небесного защитника, надеясь на благополучный исход своих начинаний, осуществление своих замыслов. Естественно, это относится не только к каждому человеку, но и к обществу и государству, поскольку социально-политический организм также нуждается в небесных защитниках и покровителях.

Это особенно важно потому, что на протяжении тысячелетий существуют и взаимодействуют между собой мировые религии и культуры, которые могут как объединять, так и разъединять народы и государства.

Естественно, чаяния всех народов устремлены к установлению мира и взаимного сотрудничества, основанного на единой системе высших ценностей, включающей в себя, по словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, «религиозную веру и межрелигиозный мир, свободу и нравственное совершенствование личности, самопожертвование ради других, крепкую семью, уважение старших, трудолюбие, справедливость, любовь к Отечеству, заботу о сотворенном мире». В этом смысле данный труд дает читателю не только строгие, точные географические, исторические, религиозные, статистические данные, но и содержание основополагающих понятий и категорий христианского, и главным образом православного, вероучения и миросозерцания.

Структура книги соответствует тем целям и задачам, которые поставил перед собой автор. Так, в первом, основном разделе читатель знакомится с общей характеристикой каждой страны - ее местоположением, народонаселением, политическим строем, конфессиональной панорамой, историей возникновения и распространения христианства в этой стране, и особенно православия. Знакомство со страной завершается указанием ее небесных покровителей и соответствующим историческим экскурсом.

Особый интерес у читателя вызовет второй раздел, посвященный жизни и деяниям святых, небесных покровителей того или иного государства, - Георгию Победоносцу, Сергию Радонежскому, Кириллу и Мефодию, Иоанну Златоусту, Григорию Великому, Богоматери и другим, а также архангелам Гавриилу и Михаилу и Богородице в ее Святых Образах: Богоматери Казанской, Богоматери Ченстоховой, Богоматери Арапетской (Аравийской) и другим.

Для удобства читателя имеется раздел «Святые и покровители», где в алфавитном порядке указывается небесный покровитель и соответствующая страна; в разделе «Страноведческий реестр», наоборот, вначале указывается страна, а затем ее небесный покровитель. В последнем разделе «Словарь терминов, имен собственных и названий» даются объяснения и толкования терминов, относящихся к религии, истории, культуре (евхаристия, литургия, аскетизм, друиды, копты, базилика, неф), исторические справки, касающиеся конкретных лиц (Арий, Диоклетиан, Мартин Лютер), территорий и племен (Масличная гора, Вифиния, Аквитания, Скифия, саксы, хананеи).

В наше время, в эпоху необычайной активизации международных отношений, интенсивного культурного обмена, подобный энциклопедический справочник совершенно необходим любому человеку, интересующемуся историей, культурой, и особенно тому, кто вовлечен в сферу международной деятельности. Книга дает нужные сведения тем, кто желает посетить ту или иную страну, познакомиться с ее культурой и религией, а также с тем, как в ней представлено христианство, и в частности православие.

Для православного человека данный справочник может стать настольной книгой, поскольку потребность в подобных сведениях постоянно возрастает. Можно сказать, что эта книга утоляет давний голод по изданию, в котором удобно, компактно концентрируется вся необходимая информация. В связи с этим она может служить в качестве учебного пособия и энциклопедического справочника для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, специалистов в сфере международных отношений, а также для всех интересующихся положением христианства и православия в современном мире. К числу достоинств книги следует отнести многочисленные иллюстрации, помогающие глубже понять и осмыслить ее содержание.

Данный труд, как уже отмечалось, является первым мировым опытом создания своеобразного справочника о небесных покровителях христиан всех стран мира. Хотелось бы пожелать автору продолжить эту исключительно важную и плодотворную работу, дополняя и расширяя представленные в нем разделы и статьи. Например, автор уделяет Ватикану всего несколько строк, ограничиваясь самыми общими сведениями, ничего не говоря об истории вопроса и особом положении этого государства в современном мире. Касаясь Саудовской Аравии, А.Е.Туровский констатирует, что там официально запрещено исповедовать христианство, перешедшие в христианство или какую-либо другую религию приговариваются к смерти. В связи с этим, может быть, было бы целесообразно отметить, что все это выпадает из мирового правопорядка, особенно если принять во внимание, что, например, в Иране, где мусульмане составляют 98% населения (в Саудовской Аравии - 99%), христиане, иудеи и зороастриты официально признаются как меньшинства и даже имеют зарезервированные места в парламенте (Меджлисе).

Хотелось бы также пожелать автору сделать раздел «Словарь терминов, имен собственных и названий» более систематизированным. Разумеется, при создании этой замечательной книги автор, несомненно, использовал значительное количество источников, которые могли бы составить весьма полезный раздел библиографии.

В заключение хотелось бы еще раз пожелать Александру Евгеньевичу Туровскому непременно продолжить эту необычайно актуальную, благородную и полезную во всех отношениях работу.