Добрый день, уважаемые участники форума! Добрый день, дамы и господа!

В первую очередь хотел бы выразить благодарность за возможность поделиться тем, как на Украине воспринимают мировой финансово-экономический кризис, а также какие пути его преодоления намечены украинским правительством. Замечу, что кризис достаточно негативно сказался на экономике нашей страны, тому помимо внешних есть целый ряд и внутренних причин. Назову основные из них: высокий уровень либерализации и открытости экономики, ее экспортная ориентированность, слабое развитие внутреннего рынка. В результате мы наблюдаем существенное падение производства в таких ключевых отраслях экономики Украины, как металлургическая, химическая промышленности и машиностроение. Все это, соответственно, ведет к сокращению объема потребления энергоресурсов.

Потребление электроэнергии упало почти на 12% от уровня прошлого года.

Объективно сократилось потребление и газа, в том числе в связи с тем, что изменились ценовые параметры в соответствии с соглашением от 19 января 2009 года. Большинство наших тепловых станций сейчас работают исключительно на угле, что приводит к ухудшению финансового состоянии предприятий и отрасли.

Какие же мы видим пути выхода из кризиса для предприятий энергетики, а также их дальнейшего надежного и стабильного развития?

Первое - это оптимизация финансового состояния нашей отрасли. На этом направлении мы сталкиваемся с достаточно серьезными проблемами. Сегодня существует объективная необходимость совершенствования тарифной политики, приближения уровня тарифов и цен на энергоресурсы для населения и коммунальной энергетики до уровня, который позволит покрывать все затраты на производство электроэнергии и тепла. При этом необходимо предусмотреть предоставление соответствующих адресных субсидий малообеспеченным группам населения.

Второе - инвестирование. Несмотря на то что кризис существенно подкорректировал задания, которые предусматривались энергетической стратегией Украины до 2030 года, тем не менее правительство считает, что в современных условиях как раз энергетика может быть одной из точек роста, которая позволит стимулировать развитие внутреннего рынка и за счет строительства новых станций и линий стимулировать спрос на продукцию металлургической, строительной отраслей и отрасли машиностроения.

Правительством рассмотрены и одобрены предложения Министерства топлива и энергетики относительно реализации целого ряда инвестиционных проектов, которые предусматривают строительство гидроаккумулирующих и других станций, которые необходимы для оптимизации режима энергопотребления с учетом пиковых нагрузок и ночных провалов.  Ключевым можно считать строительство Заднестровской аккумулирующей станции. И мы планируем в течение ближайших трех лет ввести три гидроагрегата, каждый их них мощностью в генераторном режиме 324 мегаватт, в насосном режиме - 421 мегаватт. Также планируется строительство целого ряда высоковольтных линий, в том числе из энергоизбыточного западного региона в центральный регион, в частности уже идут работы по возведению высоковольтной линии 850 киловольт от Ровенской атомной станции до Киева. Общая стоимость этого проекта будет около 500 млн. долларов, 2/3 которой будет финансироваться за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка. Мы также предусматриваем существенное увеличение внутренней добычи газа. Как вы знаете, у нас добывается примерно треть потребностей, которые мы испытываем в газе внутри Украины. В то же время существует значительный потенциал добычи нефти и газа на шельфе Черного и Азовского морей. Мы планируем реализовать целый ряд программ в этом направлении.

Все намеченные проекты будут реализовываться как за счет внутренних средств отрасли (в тарифе существует специальная инвестиционная надбавка), так и за счет кредитных ресурсов. В первую очередь это кредиты международных финансовых организаций. У нас есть ряд организаций, которые поддерживаются Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Европейским инвестиционным банком, другими финансовыми организациями. Кроме того, существуют возможности привлечения средств определенных крупных приватных инвестиционных компаний.

Третье направление - совершенствование институциальных основ развития энергетики. В частности, мы сейчас ведем работы по переходу от модели пула в электроэнергетике - когда единым покупателем и продавцом электроэнергии является государственное предприятие - к созданию и внедрению рынка прямых договоров и финансирующего рынка. Это, по нашему мнению, позволит создать более эффективный механизм работы электроэнергетического сектора.

Четвертое, мы считаем очень важным активное стимулирование и внедрение альтернативных и возобновляемых источников энергии. Это и ветроэнергетика, и солнечная энергетика, тепловые насосы и те виды, где Украина обладает существенным потенциалом развития. В этом направлении недавно были приняты дополнительные изменения в закон о "зеленом тарифе", которые эффективно будут стимулировать внедрение этих технологий на Украине.

Пятое, несмотря на кризис, мы не отказываемся от идеи осуществить приватизацию украинской тепловой генерации. Такие предложения подготовлены. У нас вся тепловая генерация сформирована из пяти энергетических компаний по территориальному признаку. Одна из них частная компания "Востокэнерго". В остальных четырех присутствует достаточно высокая доля государственной собственности (до 76%). Наше министерство подготовило предложение по приватизации этих компаний с учетом необходимости модернизации существующего устаревшего оборудования. Оборудование должно соответствовать экологическим стандартам - наличие механизмов сероочистки, азотоочистки, новых  электрофильтров и т. д. Мы думаем, что существует определенный интерес к приватизации украинских компаний. Мы не исключаем того, что в ближайшее время такая приватизация произойдет.

Хотел бы сказать также несколько слов о нашей внешней энергетической политике, тем более что она достаточно активно дискутируется в том числе и в России.

В первую очередь хочу сказать, что мы планируем  дальнейшее углубление нашего сотрудничества с Евросоюзом в практической сфере. Базой этого сотрудничества был Договор о партнерстве и сотрудничестве, действие которого завершилось в 2008 году. Сейчас ведутся активные переговоры с Еврокомиссией по подготовке нового, расширенного договора, который будет предусматривать режим свободной торговли и в котором очень существенным компонентом являются вопросы энергетической безопасности и энергического сотрудничества. Среди основных направлений такого сотрудничества я бы выделил прежде всего присоединение к общеевропейской энергетической сети UCTE. Украина в 2006 году подала заявку на присоединение. Сейчас ведутся работы. Это очень длительный и сложный процесс, потому что он требует существенной модернизации всей нашей генерации, существенного повышения надежности работы наших сетей, повышения качества регуляции и, естественно, совершенно других экологических параметров работы нашей энергетики. Но тем не менее такой процесс начался, и мы работаем с соответствующими департаментами и подразделениями Еврокомиссии по этому вопросу.

Кроме того, Украина является наблюдателем в Договоре об Энергетическом сообществе, который нацелен на создание единого рынка электроэнергии и газа, уже объединяет 27 стран Евросоюза и Балканских государств. И мы рассматриваем вопрос о возможности присоединения к этому договору.

Говоря о газовом секторе, нельзя не упомянуть о недавно подписанном многостороннем соглашении между руководством Украины, Еврокомиссии и представителями крупнейших международных финансовых организаций - Всемирного банка, Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка. Мы считаем, что этот договор будет способствовать привлечению ресурсов для модернизации нашей транспортной системы, речь идет приблизительно о 2,5 млрд. долларов. Переоснащение основных транзитных коридоров, которые проходят через территорию Украины из России и стран Центральной Азии в Европу, на ближайшие 30 лет обеспечит высокую эффективность и надежность работы системы. Следует заметить, что не все положения этого документа носят обязательный характер. По мере анализа подготовленных нашей стороной документов инвесторы будут определяться относительно возможностей и целесообразности вложения средств в те или иные проекты.

В любом случае мы рассчитываем на существенную модернизацию наших газоперекачивающих агрегатов на компрессорных станциях, часть из них будет переведена на электропривод, на существенную модернизацию линейной части газопровода.

Мы взаимодействуем и с нашими ближайшими соседями - Республикой Беларусь и Россией. Хотел бы отметить особо плодотворное сотрудничество в атомной отрасли, где мы являемся 100-процентными покупателями энергосырья для атомных станций. Украина рассматривает возможность участия в международном центре по атомной энергетике, который создали Россия и Казахстан. В то же время мы работаем и над созданием собственного полного цикла, учитывая, что на Украине имеются значительные объемы урана, слюды, циркония и других материалов, которые используются в атомном производстве. Естественно, без обогащения. Работа в этом направлении ведется, думаю, что здесь очень большое поле для сотрудничества Украины и Российской Федерации. Следует отметить, что победителем конкурса на строительство двух новых блоков Хмельницкой атомной станции стал российский подрядчик.

В целом, надеюсь, что те действия, которые предпринимает Украина сегодня, позволят достаточно плавно пройти кризисный период. Международное сотрудничество, наши контакты, проекты, которые мы совместно реализуем, будут способствовать решению проблем, существующих в украинской электроэнергетике.