Интервью провела Елизавета Антонова, редактор журнала «Международная жизнь».

«Международная жизнь»: Господин Норт, каждый декабрь мы ждем рождественского или новогоднего чуда. Вы однажды подарили людям сказку, исполнили их желания. Расскажите, как это было?

Ричард Дейвид Норт: Полагаю, что вы имеете в виду шоу на британском телевидении под названием «Секретный миллионер».

Это шоу стало одним из наиболее успешных проектов, и теперь его транслируют по всему миру. Я принял в нем участие в 2010 году. Продюсеры обратились ко мне с предложением сыграть главную роль.

Мой бизнес процветал, а идея шоу сводилась к тому, чтобы изъять миллионера из его привычного роскошного образа жизни и дать ему пожить среди людей, у которых совсем мало денег. Продюсеры не сообщают, куда вы можете отправиться, до тех пор пока они не забирают вас из вашего дома и высаживают из поезда на какой-либо станции. Для шоу важно, чтобы люди, среди которых вы будете жить, не знали о том, что вы - миллионер. На самом деле было необходимо, чтобы они поверили, что мы с компанией киношников снимаем фильм о бедности. Я же - небогатый человек и занимаюсь на телевидении документалистикой.

Я прожил среди бедняков достаточно времени, чтобы узнать их проблемы. Нашел людей, которые могли бы помочь этим беднякам, дав им некоторые суммы из моих собственных денег. Мое же «прикрытие» было «тренер» по каратэ, имеющий черный пояс. Я их тренировал.

Было забавно изображать каратиста. А люди были удивлены и счастливы, когда я им помогал. Самая лучшая часть шоу в самом конце, когда я могу дать этим людям много денег, чтобы помочь им. Они всегда испытывали шок, так как считали, что я так же беден, как и они.

Хочу сказать, что мы подружились, до сих пор встречаемся. Я помогаю им все три года, которые прошли после шоу.

«Международная жизнь»: Вы успешный бизнесмен, занимаетесь елочными игрушками. Кому вы продаете свои игрушки?

Р.Д.Норт: Моя компания по производству игрушек называется «Wow!» Еще до того, как я создал эту компанию, я успешно реализовал три бизнес-проекта.

Мы продаем игрушки крупнейшим в мире ритейлерам. Наши игрушки пользуются спросом у людей от 8 лет и до 80.

Около 80% производимых в мире игрушек - это игрушки из Китая. Многие хорошо известные бренды («Дисней», «Маттель» и др.) имеют там производства. Примерно 8 тыс. заводов производят эти изделия, изготавливая более 30 тыс. видов игрушек.

Китай по-прежнему остается страной с самыми низкими издержками производства игрушек. Мы - компания изобретатель игрушек, и у нас часто возникают проблемы с китайскими заводами, которые копируют нашу продукцию. Заводы с хорошей репутацией этого не делают, а с плохой - делают. Для многих западных компаний, изобретающих игрушки, и для нас в том числе, это большая проблема. Нам приходится тратить миллионы фунтов для защиты наших изобретений. Мы пользуемся услугами адвокатов, проходим через судейские разбирательства.

«Международная жизнь»: Как часто вы работаете с детьми, чтобы протестировать ваши игрушки?

Р.Д.Норт: Мы ежемесячно на регулярной основе проводим рыночные испытания. В ходе проводимых тестов мы даем детям играть с нашими игрушками и часто меняем их в зависимости от результатов этих тестов.

«Международная жизнь»: Можно ли говорить о том, что сегодня дети отдают предпочтение компьютерным играм, а не игрушкам в их классическом понимании?

Р.Д.Норт: Компьютерные игры, и особенно игры с использованием мобильных устройств, такие как смартфоны и планшетники, резко выросли по своей популярности. За последние лет пять детские интересы сместились от игр с традиционными игрушками к использованию планшетников и телефонов. Индустрия игрушек должна достойно отвечать на вызов современности и поддерживать свои бренды на уровне сегодняшних цифровых стандартов. В странах с высоким уровнем доходов детям уже в возрасте двух лет покупают планшетники для потребления информации (просмотра мультфильмов) и для игр. Сотрудники нашей компании «Wow!» работают с медийными компаниями и некоторыми крупнейшими производителями игрушек в США для создания цифровых игрушек с возможностью использования Интернета.

«Международная жизнь»: Не кажется ли вам, что многие игрушки становятся более «жестокими»?

Р.Д.Норт: Думаю, что компьютерные игры могут быть очень жестокими. В них злодеи стреляют и часто убивают людей. Просмотр этих игр и игра в них ничего хорошего детям дать не могут. Большинство продаваемых в мире игрушек были изобретены после таких фильмов, как «Звездные войны». Дети используют эти игрушки для «ролевых игр» и таким образом ощущают себя участниками фильмов. Кажется безумием, что компьютерные игры, построенные на насилии, могут быть куплены для детей, а дети переносят в реальную жизнь сцены, увиденные в компьютерных играх.

«Международная жизнь»: Вы сотрудничаете с лондонским Музеем науки и Музеем естествознания. Пожалуйста, расскажите об этом.

Р.Д.Норт: Эти два музея вызывают наибольший интерес у посетителей в Лондоне. Ежегодно их посещают более 6 млн. человек со всего мира. Мы работаем с обоими музеями на протяжении почти восьми лет, изобретаем игрушки, основанные на научных достижениях и ценностях двух великих музеев.

«Международная жизнь»: С какими странами работает ваша компания?

Р.Д.Норт: Мы продаем игрушки примерно в 30 стран мира, включая Россию!

Любопытно, что экспорт Британских товаров и услуг в Россию вырос на 75% - с 4,6 до 7,6 млрд. фунтов. Россия занимает четвертое место в английском экспорте, уступая лишь США, Китаю и странам ЕС.

У нас превосходные отношения с Россией и вашими компаниями по распространению игрушек. В 2013 году мы запустили проект по производству радиоуправляемых роботов, и они успешно продаются. Мы работаем с двумя российскими компаниями и в 2014 году поставим им более инновационную продукцию.

«Международная жизнь»: Какой девиз движет вами?

Р.Д.Норт: Никогда не сдавайся ни при каких обстоятельствах!