Вопрос: Что может сделать Россия для урегулирования украинского кризиса?
С.В.Лавров: Наша позиция предельно ясна: мы хотим мира на Украине, которого можно достичь только посредством широкого национального диалога с участием всех регионов и всех политических сил страны. Именно об этом Россия, США, ЕС и Украина договорились в Женеве 17 апреля.
Россия оказывает активное содействие созданию благоприятных условий для мирного решения серьезных проблем, с которыми сталкивается Украина. В ходе встречи в Минске 26 августа Президента В.В.Путина с Президентом Украины П.А.Порошенко была подчеркнута необходимость скорейшего прекращения кровопролития, перехода к политическому урегулированию всего комплекса проблем на юго-востоке страны.
3 сентября В.В.Путин обнародовал план действий по стабилизации украинского кризиса из семи пунктов. По итогам заседания трехсторонней контактной группы 5 сентября в Минске представители Президента П.А.Порошенко и руководство ДНР и ЛНР подписали Протокол относительно совместных шагов, направленных в том числе на реализацию инициативы Президента России.
Эта договоренность является важным шагом в процессе мирного урегулирования кризиса на Украине, призвана служить точкой опоры для начала внутриукраиского политического диалога в целях поиска путей национального согласия. Исходим из того, что все положения документа должны неукоснительно выполняться.
Отмечаем, что прекращение огня в целом соблюдается, хотя есть и отдельные инциденты, в которых стороны обвиняют друг друга. Важно, чтобы они не стали масштабными и не привели к новым боевым действиям. Озабочены появившимися сообщениями о концентрации тяжелых вооружений украинских силовиков в одном из районов. Киевские власти заверяют нас, что никаких планов по срыву перемирия нет. Будем внимательно отслеживать ситуацию. Поддерживаем предложение руководителей ДНР и ЛНР о срочном развертывании наблюдателей ОБСЕ в тех районах, где стороны конфликта соприкасаются.
Первоочередность и модальность реализации содержащихся в Минском протоколе мер будут дополнительно согласованы между сторонами. Рассчитываем на поддержку со стороны зарубежных партнеров в выполнении положений документа.
Вопрос: Возможно ли дальнейшая эскалация украинского кризиса и возникновение на его основе военного конфликта в Европе?
С.В.Лавров: Сегодня Украина стоит перед выбором – пойти по пути мира и конструктивного диалога в обществе или скатиться в авторитаризм и национал-радикальную диктатуру. Решение – за Киевом и украинским обществом.
Со своей стороны убеждены, что появился реальный шанс прекратить братоубийственную войну на Украине. Для этого следует параллельно с сохранением перемирия как можно скорее приступить к содержательному, открытому, инклюзивному внутриукраинскому диалогу с участием представителей всех регионов, всех политических сил. В его рамках необходимо обсудить комплекс вопросов, касающихся конституционного устройства, в целом будущего страны, в которой было бы комфортно и безопасно жить всем национальностям, меньшинствам и регионам, где в полном объеме соблюдались бы права человека во всем их многообразии.
В интересах недопущения дальнейшей эскалации ситуации на Украине крайне важно, чтобы все без исключения внешние игроки проявляли сдержанность. Этого, к сожалению, нельзя сказать о действиях некоторых западных партнеров, которые вместо серьезного анализа непростых внутренних социально-политических процессов в этой стране безосновательно предпочитают перекладывать на Россию всю ответственность за происходящее.
Обращает на себя внимание деструктивная роль НАТО на протяжении всего внутриукраинского кризиса. В частности, в альянсе взят курс на наращивание военного потенциала Украины, используемого, как известно, против мирного населения. Руководство НАТО поддерживает намерения государств-членов расширять объемы снабжения Украины спецсредствами, военным оборудованием, которые могут использоваться украинскими властями для внутренних репрессий. Таким образом, Киев фактически подталкивают к силовому решению конфликта.
Суть и тональность заявлений саммита НАТО в Великобритании по ситуации вокруг Украины вкупе с анонсированными планами проведения совместных с Киевом учений стран альянса на территории этой страны до конца текущего года явно не способствуют мирному процессу и лишь усугубляют раскол в украинском обществе.
Тем не менее, готовы взаимодействовать с западными партнерами в интересах урегулирования кризиса на Украине. Рассчитываем, что США и ЕС будут использовать свое влияние, с тем чтобы побуждать украинские власти к миру.
Вопрос: Участились заявления, особенно в западных СМИ, о том, что российские войска могут быть введены на Украину, и даже о том, что они уже пересекли границу и находятся на украинской территории. По Вашему мнению, такое возможно?
С.В.Лавров: Расцениваем такие заявления как проявления информационной войны. Обвинения России в военном вмешательстве в конфликт звучат не в первый раз – с самого начала кризиса нас обвиняют практически во всем. При этом нам ни разу не предъявили факты. Отсутствие доказательств, замалчивание и искажение правды – характерная черта позиции США и ряда европейских стран. Это касается и утверждений о передвижениях наших войск, и расследования катастрофы малайзийского «Боинга», и трагедий на майдане или в Одессе, и многих других ситуаций.
Вопрос: Катастрофа самолета малайзийской авиакомпании добавила ужаса в происходящее в регионе. Какова оценка Россией хода расследования того, что произошло с самолетом на востоке Украины?
С.В.Лавров: Крушение малайзийского самолета является ужасной трагедией. Она не только повлекла многочисленные человеческие жертвы, но и была использована для целенаправленного нагнетания международной напряженности, оказания давления на государства, продавливания «секторальных» санкций против России.
Начиная с 17 июля, мы призываем к проведению открытого и объективного международного расследования. Принятая Советом Безопасности ООН 21 июля Резолюция 2166 предусматривает проведение именно такого – всестороннего, тщательного и независимого – расследования в соответствии с руководящими принципами и правилами Международной организации гражданской авиации.
Учитывая широкий международный резонанс трагедии, считаем, что обеспечение такого расследования не только критически важно для установления истинных причин авиакатастрофы и привлечения виновных к ответственности. Оно затрагивает вопросы поддержания международного мира и безопасности. Выступаем за неукоснительное соблюдение решения СБ ООН, согласно которому Совет будет держать «на контроле» развитие ситуации.
Настоятельно призываем все стороны воздерживаться от безосновательных заявлений обвинительного характера, которые подрывают устои международного общения и представляют собой вопиющие акты вмешательства в проведение расследования.
К сожалению, отмечаем явное затягивание расследования. Представленный международной комиссией доклад не содержит убедительных сведений об обстоятельствах авиакатастрофы. Важнейшие экспертизы и исследования – сбор и выкладка обломков самолета, поиск поражающих элементов, патологоанатомические экспертизы – так и не были проведены. Без этих данных нельзя делать какие-либо выводы о причинах произошедшего. Помимо этого, не получены ответы на поставленные ранее Минобороны России и Росавиацией вопросы. Обратили внимание и на отсутствие в докладе упоминания Резолюции 2166 СБ ООН и предусмотренного ею механизма докладов Генерального секретаря ООН о развитии ситуации в контексте расследования.
Не ставим под сомнение суверенное право «государства события» (Украина) определять схему организации расследования авиакатастрофы, произошедшей в его воздушном пространстве. Вместе с тем, убеждены, что такая схема должна обеспечивать подлинно международный характер расследования и достаточную «прозрачность» в вопросах его организации. При этом важно, чтобы входящие в группу международных экспертов специалисты из различных государств действовали в тесном контакте друг с другом, как единая команда, без вмешательства извне, а также имели равный и справедливый доступ ко всем материалам расследования.
Истина должна быть установлена. Это наше решительное требование, учитывая, что некоторые государства-члены не демонстрируют особого энтузиазма в деле проведения транспарентного и подотчетного расследования.
Мы не должны позволить, чтобы прояснение обстоятельств катастрофы рейса МН17 было «спущено на тормозах», как это уже случилось с многими другими украинскими трагедиями, включая расстрел снайперами гражданских лиц в Киеве в феврале, кровавые бойни в Одессе и Мариуполе в мае и т.д. Мы будем решительно настаивать на привлечении к ответственности всех, на ком лежит вина за эти преступления.
Вопрос: Количество погибших в результате конфликта уже весьма велико. Десятки тысяч человек вынуждены покинуть свои дома из-за обстрелов. Что Вы думаете о гуманитарной ситуации на Украине?
С.В.Лавров: Считаем, что гуманитарная ситуация на юго-востоке Украины катастрофична. Наши оценки широко разделяются многими международными организациями – в Организации Объединенных Наций, включая Управление ООН по координации гуманитарных вопросов, в Международном комитете Красного Креста и в Совете Европы.
Сделав ставку на силовое подавление ополченцев, в ходе карательной операции в Донецкой и Луганской областях Киев активно использовал тяжелую артиллерию, авиацию, системы залпового огня и даже баллистические ракеты и «фосфорные бомбы». Массированным авианалетам подвергались Донецк и Луганск. В результате более двух тысяч человек были убиты и более пяти тысяч ранены, в том числе много детей.
Причем больше всего пострадало мирное население. Разрушена жизненно важная инфраструктура, в том числе электро- и водоснабжение, государственные здания и жилые дома. Из-за отсутствия безопасности и разрушения 200 школ фактически сорвано начало учебного года в Луганской и Донецкой областях. В Луганске около 250 тыс. человек уже больше месяца остаются без воды.
За последние пять месяцев на территорию Российской Федерации переместились более 830 тыс. граждан Украины. С начала года свыше 254 тыс. обратились к российским службам с заявлениями о предоставлении статуса беженца, о предоставлении временного убежища, об участии в программе содействия добровольному переселению соотечественников. В развернутых на территории России пунктах временного размещения находится свыше 57 тыс. человек.
В бюллетене по Украине от 5 сентября УКГВ ООН констатировало дальнейшую деградацию гуманитарной ситуации на юго-востоке страны, увеличение числа временно перемещенных лиц и жертв среди мирных граждан. Наибольшую озабоченность вызывают вопросы обеспечения населения юго-востока в преддверии зимы теплым жильем и предоставления им предметов первой необходимости.
Вопрос: Россия уже оказала юго-востоку Украине гуманитарную помощь. Будет ли такая практика продолжена?
С.В.Лавров: Да, разумеется. В соответствии с договоренностью В.В.Путина и П.А.Порошенко в ходе их встречи 26 августа в Минске намерены направить в Луганскую и Донецкую области Украины во взаимодействии с украинской стороной и Международным Комитетом Красного Креста вторую партию гуманитарного груза, включающую продукты питания, медикаменты, электрогенерирующее оборудование. Исходим из того, что доставка будет осуществлена при участии сотрудников пограничной и таможенной служб Украины, представителей МККК, а распределение помощи нуждающимся будет проведено под эгидой МККК.
Вопрос: Много говорят о новой «холодной войне» в отношениях между Россией и Западом, принимая во внимание введение США и странами-членами Евросоюза экономических санкций против России. Если эти страны пойдут на дальнейшее ужесточение санкций, какие ответные шаги может предпринять Россия?
С.В.Лавров: Мы неоднократно давали оценку практике применения санкций в целом. Считаем, что попытки воздействовать на кризисные ситуации путем односторонних мер, выходящих за рамки решений Совета Безопасности ООН, противоречат нормам и принципам международного права, угрожают международному миру и стабильности. При этом подобные меры являются обоюдоострыми, зачастую более опасными для тех, кто их инициирует, чем для тех, против кого они направлены. Например, экономические потери самих государств ЕС от введения санкций будут весьма чувствительны.
Очевидно, что продолжение санкционного давления на Россию не поможет урегулировать внутриукраинский кризис, а лишь приведет к углублению противостояния, усложнит диалог. Рассматриваем новый пакет санкций ЕС в отношении нашей страны, который вступил в силу 12 сентября, как абсолютно не учитывающий реалии ответ Брюсселя на результаты встречи в Минске Контактной группы по урегулированию ситуации на Украине. Пребывающий в политическом «зазеркалье» Евросоюз фактически посылает сигнал прямой поддержки «партии войны» в Киеве, которая не заинтересована в реализации положений минского протокола и переводе ситуации в стране в мирное русло.
В Вашингтоне и Брюсселе должны понимать, что мы оставляем за собой право делать все, что необходимо для защиты наших законных интересов, в том числе интересов национальной безопасности во всех ее измерениях.
Вместе с тем рассчитываем, что прагматизм и здравый смысл в подходах партнеров в конечном итоге возобладают. США, Евросоюзу и другим странам надо, наконец, прислушаться к голосу разума и прервать этот бессмысленный порочный круг действий по принципу «око за око», начало которым они сами и положили.
Вопрос: Смогут ли Россия и европейские страны в обозримом будущем восстановить утраченное взаимное доверие?
С.В.Лавров: Очевидно, что в настоящий момент отношения между Россией и Евросоюзом проходят серьезное испытание на прочность. Деструктивная линия европейских партнеров в связи с внутриукраинским кризисом – использование двойных стандартов в оценках ситуации на Украине, безосновательное перекладывание на нас ответственности за развернувшуюся там трагедию, попытки санкционного давления – серьезно подрывает доверие в Европе.
Вместе с тем убежден, что «точка невозврата» в наших отношениях еще не пройдена. Надеемся, что создававшаяся годами «страховочная сетка» окажется достаточно прочной и позволит нам не только восстановить доконфликтный статус-кво, но и двигаться вперед. Для этого необходимо преодолеть порочную логику санкций и угроз, переключиться на конструктивный и прагматичный поиск развязок накопившихся проблем. Важно, чтобы здравый смысл и осознание тупиковости проводимой политики в отношении нашей страны взяли верх над «ястребиными» настроениями.
Последовательно исходим из того, что разумной альтернативы продолжению взаимовыгодного равноправного сотрудничества между Россией и ЕС попросту нет – слишком многое связывает нас в географическом, экономическом, историческом, человеческом плане. Полагаем, что, несмотря на нынешнюю непростую ситуацию, безальтернативность формирования единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана с опорой на принципы неделимости безопасности и широкого сотрудничества должна быть очевидна для всех. Тем более что для реализации этой стратегической задачи есть все необходимые предпосылки – общие цивилизационные и культурные корни, высокая степень взаимодополняемости экономик, приверженность единым правилам торговли в соответствии с нормами ВТО, на основе которых развиваются и Евросоюз, и создаваемый Евразийский экономический союз, необходимость поиска источников роста и инновационного развития. Игнорируя эту реальность, мы неизбежно будем вновь и вновь сталкиваться с кризисами, подобными украинскому, что не соответствует долгосрочным интересам обеспечения стабильности и процветания нашего общего континента.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs