Обострение ситуации на Ближнем Востоке, залихорадившее политические и деловые круги по всему миру, продемонстрировало две важные вещи. Первое, - восстановление пока что крупнейшей экономики планеты далеко от рекламируемого состояния, и это, а также внутриполитические игры в Вашингтоне, является не последними факторами, влияющими на отношение США к сирийскому кризису. Достаточно сопоставить по времени информацию о состоявшейся во второй половине августа «секретной» встрече Обамы с руководителями финансовых, валютных и надзорных ведомств США, и последовавшую вскорости после этого эскалацию военно-политической ситуации на Ближнем Востоке. Второй посыл: «мировой закон и порядок – это я». Любой клочок земли вне государственных пределов и юрисдикции Соединенных Штатов, последние склонны рассматривать как свою государеву вотчину. Наказывать и миловать живущих там людей, уничтожать объекты, осуществлять военно – вразумляющие походы, принуждать к экономическому сотрудничеству на выгодных только себе условиях и так далее. Данные сигналы, посылаемые применительно к отдаленному от России региону, необходимо воспринимать со всей серьезностью и окидывая взглядом ближайшие зоны стратегических интересов нашей страны находящиеся в непосредственной близости от её границ, к которым, в первую очередь можно отнести арктические широты, районы крайнего севера и приравненные к ним территории. Ведь Россия имеет самую протяженную арктическую границу. При этом, к ресурсам данного региона относятся углеводороды (а это по оценкам специалистов, до четверти мировых запасов нефти и газа; американское агентство United States Geological Survey, считает, что запасы газа в Арктике составляют примерно 50 миллиардов кубических метров, а нефти – 90 миллиардов баррелей), золото, цинк, медь, алмазы и масса других ценнейших запасов. В условиях истощающихся биоресурсов планеты растущий интерес вызывают рыбопромысловые районы. А если таяние ледников продолжится (по мнению ученых, оно идет аномальными темпами, и в случае сохранения данной тенденции в ближайшие десятилетия, площадь арктического ледового покрытия может сократиться на 30% по сравнению со средним значением за 1979-2000 годы), то возможно изменение конфигурации международных транспортных коридоров и появление новых морских путей, являющихся сегодня трудно, либо вообще недоступными для большинства существующих транспортных судов мира.
11 сентября нынешнего года ожидается по-своему сенсационное событие, - прибытие в Амстердам первого в истории контейнеровоза Yong Sheng водоизмещением 19 тысяч тонн, прошедшего коротким арктическим маршрутом между Азией и Европой. Судно, владельцем которого является государственная китайская компания Cosco Group, вышло из Китая 8 августа и сейчас находится в восточном секторе Российской Арктики. В Cosco и не только в ней, считают, что через несколько лет товары из Азии могут в значительных объемах пойти северным путем. Уже текущий год должен стать рекордным для арктического судоходства. По состоянию на 19 июля российская администрация Северного морского пути, выдала разрешение на проход 204 судам. Для сравнения, в 2012 году этим путем проследовали 46 кораблей, а в 2010 - всего 4. Наша страна усилено обустраивает свою часть Северного морского пути, определенного законодательством РФ как «исторически сложившуюся национальную единую транспортную коммуникацию России в Арктике». Ведётся строительство 10 арктических поисково-спасательных станций. Эти станции вместе с 16 глубоководными портами позволят России полностью контролировать Северный морской путь.
Как следует из августовского заявления замминистра природных ресурсов и экологии РФ Дениса Храмова, в 2014 году наша страна подаст основную заявку на продление границ российского континентального шельфа в арктических морях. Проводя 30 августа нынешнего года во Владивостоке совещание по вопросам судостроения Владимир Путин заявил: крупнейшим российским концернам, работающим на шельфе, до 2030 года могут потребоваться 512 новых судов, что говорит о масштабах предстоящего освоения и добычи углеводородов.
Всё это конечно, мягко говоря, не вызывает восторга у наших «партнеров», отношение которых к мнению и интересам России мы отчетливо видим на примере подходов к решению сирийского вопроса. Достаточно вспомнить конец августа 2010 года, когда американские, канадские и датские военные провели совместные учения в канадской Арктике, чего не делали даже во времена «холодной войны». «Трудно избежать вывода о том, что эти масштабные учения в Арктике направлены именно против Москвы», - написал тогда в своей статье опубликованной в популярной канадской газете «The Globe And Mail», заместитель директора Центра военных и стратегических исследований (Centre for Military and Strategic Studies) Университета Калгари Роб Хьюберт. В то же время начальник штаба ВМС США адмирал Гэри Рафхед встретился в Осло с высокопоставленными норвежскими коллегами. Как было объявлено, в результате прошедших переговоров достигнуты договоренности, согласно которым американские вооруженные силы получат право проводить специальные тренировки на севере Норвегии. В мае 2013 года Белый дом выпустил Национальную стратегию по Арктическому региону, отражающую понимание того, что Арктика будет становиться всё более важным стратегическим приоритетом для Соединённых Штатов. Чем повышение приоритетности региона для вашингтонских стратегов оборачивается для жителей этих территорий и для всего мира говорить излишне. Примеры на лицо. До открытой враждебности, равно как и каких-либо откровенно провокационных высказываний по отношению к России дело пока не доходит, но то, что американцы и их ближайшие союзники в регионе активно мобилизуют и скрытно наращивают свои силы в Арктике для проведения военных операций в будущем, становится всё более очевидно. Так, нынешним летом стало известно о том, что Канада проводит тайные испытания бесшумного снегохода «Локи» стоимостью 620 тысяч долларов, созданного для проведения секретных операций в Заполярье. А шестидневный визит по Арктике канадского премьер-министра Стивена Харпера «удивительным» образом совпал с открытием нового военно-тренировочного центра в Резольют. То и дело в прессу просачивается скудная информация о формировании различных спецподразделений и групп осваивающих, как тактику защиты портовых, инфраструктурных и других объектов, буровых вышек и платформ, так и новейшие методики их уничтожения. Россия тоже не сидит, сложа руки. Как сообщает портал Blouin News, уже к концу этого года подразделения соответствующего спецназа должны находиться в полной боевой готовности, а «в течение последующих двух лет в Печенге, на границе с Норвегией, будет дислоцирована специальная «арктическая» бригада». Морская авиация и войска ПВО Северного флота России в конце августа провели учения в Заполярье. По сообщениям РИА Новости, «военнослужащим палубной морской авиации СФ позже предстоит комплексная боевая подготовка совместно с соединениями кораблей, подводных лодок и береговыми войсками».
Давить на Россию пытаются и другими, ставшими уже привычными, «демократическими» способами, мобилизуя общественность и поднимая массы. Именно с этой целью принадлежащий Greenpeace ледокол Arctic Sunrise, несмотря на запреты российских властей, 24 августа, взял курс на Карское море. Экологи якобы собираются провести мирные акции протеста против планов «Роснефти» организовать промышленную добычу нефти на Арктическом шельфе.
Что же, инструментарий борьбы за обладание столь нужными, стратегически важными ресурсами и геостратегическими преимуществами, как говорится богатый. И весь этот ныне существующий, а также перспективный набор инструментов, при расчете своей стратегии в данном регионе следует помножить на несокрушимую решимость и бульдозерный напор которые раз за разом демонстрируют нам США и их союзники по всему миру. Будь то знойный Ближний Восток или холодные широты.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs