Двусторонний российско-американский Договор о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 1999 года стал в деле Эдварда Сноудена главным юридическим основанием, на котором подавляющее большинство как представителей власти США, так и американских политологов выстраивало свои аргументы в пользу принудительного возвращения экс-сотрудника ЦРУ из России в Соединенные Штаты.
«Мы считаем, что господина Сноудена нужно выслать и вернуть в США, где его ждут уголовные обвинения. Для этого имеется достаточно юридических оснований». Таково на этот счет дословное заявление пресс-секретаря Белого дома Джея Карни, сделанное им еще в период пребывания бывшего контрактника американских спецслужб в транзитной зоне московского аэропорта Шереметьево. Более того, со слов все того же официального представителя Госдепа, следует, что США уже успешно сотрудничали с Россией по вопросам экстрадиции «в обоих направлениях». Эти же доводы в схожей интерпретации мы находим в утверждениях известного американского политолога Дэвида Саттера, который вслед за секретарем Белого дома безапелляционно настаивал: «У России нет никаких формальных оснований отказать в его [имеется в виду Сноуден] выдаче, хотя бы потому что США за последнее десятилетие вернули немало нарушителей закона, затребованных российскими властями. Две страны подписали Договор о взаимной правовой помощи, в рамках которого совершенно оправдано возвращение человека, пытающегося бежать от правосудия»
В сугубо деловых беседах со своим российским коллегой Сергеем Лавровым 2 и 6 июля этого года госсекретарь США Дж.Керри утверждал, что в 2007-2012 годах США выдали России 1754 человека и готовы передать еще 101 нарушителя. Впрочем, документального подтверждения этой информации американское внешнеполитическое ведомство предоставить так и не смогло. Вместе с тем, как отмечают представители сразу трех российских профильных федеральных ведомств - МИД, Генпрокуратуры и МВД, - их коллеги из США попытались в корне исказить статистику в этом вопросе, умышленно смешивая такие понятия, как «экстрадиция» (то есть выдача лица по запросу другого государства) и «депортация» (то бишь банальное выдворение восвояси иностранцев, нарушивших американские законы, например просрочивших визы).
Тем не менее речь идет не просто о рядовом статистическом ляпсусе. На самом деле власти США систематически отказывают России в выдаче лиц, привлекаемых к уголовной ответственности. По словам исполняющего обязанности начальника Управления экстрадиции Генпрокуратуры РФ Сергея Горленко, за последнее десятилетие таких случаев порядка 20. В частности, более десяти лет по каналам Интерпола числятся в международном розыске соратник Басаева и Хоттаба Ильяс Ахмадов и особо опасный преступник Тамаз Налбандов. Оба имеют статус иммигрантов и постоянно проживают на территории США. Официальные запросы, сделанные российской стороной, по существу, игнорируются американскими властями. Более того, Ильяс Ахмадов вовсе не бедствует на новой родине – живет за счет грантов финансируемого Госдепом Национального фонда в поддержку демократии. В отношении Ахмадова, Налбандова и других опасных преступников двусторонний российско-американский Договор об оказании правовой помощи по уголовным делам практически не действует по вине американской стороны. При этом она же из года в год отклоняет российские предложения о заключении договора об экстрадиции между РФ и США, мотивируя свой отказ наличием всё того же договора от 1999 года.
Создается впечатление, что этот абсолютно неработающий юридический документ нужен был Соединенным Штатам как ширма, за которую удобно спрятаться и уклониться от принятия действенных мер по борьбе с международной преступностью и терроризмом. В ХХI веке, как никогда прежде, рискованно и недальновидно делить современных «сукиных детей», находящихся в международном розыске, на наших и чужих по такому же принципу, как «банановых» диктаторов несколько десятков лет назад. Пагубность такого подхода братья Царнаевы уже доказали на деле.
Тем не менее в целом ряде случаев игнорируется одно из важнейших положений договора от 1999 года, связанного с депортацией граждан США и РФ из третьих стран. В договоре заложен механизм решения этих вопросов напрямую - в двустороннем порядке. Однако дела Виктора Бута с экстрадицией из Таиланда, Константина Ярошенко с экстрадицией из Либерии, а сейчас и Дмитрия Устинова с нависшей угрозой экстрадиции из Литвы велись и ведутся американскими властями при полном игнорировании вышеупомянутых статей договора. Госдеп решает эти дела в свою пользу, добиваясь нужного ему вердикта путем политического нажима на правящие круги третьих стран (или закулисного сговора с ними). Продолжением такой политики становится организация судов на территории США с заранее известным исходом при неизменном нарушении прав обвиняемых и унижении их человеческого достоинства. Причем все ссылки российской стороны на договор от 1999 года и новый, двусторонний механизм решения данных вопросов, заложенный в этом документе, американскими властями до сих пор не принимались во внимание.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs