Пока министры иностранных дел стран ЕС произносят филиппики в поддержку доблестно сражающейся вооруженной сирийской оппозиции, их коллеги из МВД, а также руководители национальных спецслужб совершенствуют тактику и стратегию их ведомств по минимизации последствий, связанных с участием в этой гражданской войне европейских волонтеров и боевиков «Аль-Каиды», воюющих бок о бок против режима Башара Асада.
Таков лейтмотив опубликованной в редакционном блоге американского журнала «Foreign Policy» статьи политического обозревателя этого издания Колума Линча, которая по сути является его журналистским расследованием и символично называется «Приготовленная для Европы новая бомба с часовым механизмом уже тикает в Сирии».
По мнению автора статьи, подкрепленному подсчетами руководителей соответствующих структур национальных спецслужб стран ЕС, в Сирии сейчас воюет на стороне оппозиции до 1000 волонтеров из Европы. Они составляют примерно 10% численности всех гастарбайтеров войны в рядах антиасадовских вооруженных формирований. Фактически это – целая добровольческая армия, собранная под знаменем священного джихада из 14 стран ЕС (в том числе Британии, Франции, Германии, Италии, Австрии, Испании). Не все из этих волонтеров, отправляясь из Европы в Сирию, являлись закоренелыми сторонниками «Аль-Каиды» или аффилированных с ней террористических организаций. Многие из них приняли это нелегкое и ответственное для себя решение под воздействием исламистской агитации и пламенных проповедей религиозных зазывал-рекрутеров, профессионально занимающихся такой работой даже в тихих, мирных, сонных, провинциальных европейских городках типа немецких на берегах малоизвестной иностранцам реки Фульды в Центральной Германии. Что тут говорить о традиционных арабоязычных предместьях Парижа или о лондонском Ист-Энде! Эти районы давно уже приобрели незавидную славу поставщиков пушечного мяса на джихадистские войны: Афганистан, Ирак, Сомали, Йемен, Ливия… Сейчас вот Сирия.
Однако по признанию представителей МВД и национальных спецслужб стран ЕС, особенно тех государств, из которых исходит основной поток будущих воинов джихада в Сирию, военная кампания в этой арабской стране в сравнении с предыдущими вооруженными конфликтами отличается в отношении личного состава мятежников (никогда прежде приток волонтеров из Европы не был столь ощутим и значим) и глубины идеологического и психологического воздействия на них. Более того специфика нынешнего противостояния такова, что по одну сторону баррикад вместе с умеренными оппозиционерами ведут боевые действия на свой, особый манер боевики из «Аль-Каиды» и озверелые фанатики из «Фронта Аль-Нусра», не брезгующие ритуальным пожиранием сердец (и других жизненных органов) пленных солдат и офицеров из армии противника.
Не секрет - реальная ситуация сейчас такова, что влияние именно таких запредельно террористических и «безбашенно» экстремистских формирований превалирует и с каждым днем усиливается в рядах вооруженной сирийской оппозиции. Это уже не раз отмечали в своих репортажах и комментариях местные и зарубежные военные корреспонденты (по крайней мере, самые объективные из них). Поэтому западные политические аналитики всё больше задаются вопросом: а как поведут себя джихадисты из Старого Света, когда в конце концов они вернутся к себе домой, в Европу, откуда и ушли на сирийские фронты?!
Из авторского расследования Колума Линча вытекает, что руководители МВД и соответствующих структур спецслужб ряда стран ЕС порядком озабочены тревожными перспективами, связанными с будущим возвращением восвояси европейских легионеров из Сирии. Так, например, Чарльз Фарр, генеральный директор британского Управления безопасности и контртеррорической деятельности в этой связи констатирует: «Война в Сирии – это очень опасная игра в перевоплощение. Суровая истина заключается в том, что сейчас там воюет больше людей, связанных с «Аль-Каидой», чем когда-либо раньше. Они сражаются совсем близко от Европы и действуют с интенсивностью, которая не имеет себе равных за последние семь лет после известных событий в Ираке».
По меткому, вынесенному Колумом Линчем в заголовок статьи выражению министра внутренних дел Франции Мануэля Валльса, волонтеры из Европы на войне в Сирии – «это бомба с часовым механизмом, которая уже тикает». Глава МВД также отметил в своем недавнем интервью в Нью-Йорке, что, по его данным, примерно полторы сотни граждан Франции воюют в Сирии на стороне вооруженной оппозиции. Причем в этническом отношении 80% - молодые выходцы из мусульманских семей, остальные – французы, принявшие ислам. Мануэль Валльс подчеркнул, что пока нет легальных оснований, чтобы арестовывать джихадистов или препятствовать их въезду во Францию или выезду из нее. Логика Вальса такова: волонтеры воюют в Сирии не против Франции и Европы, а против режима Асада, и это не противоречит французским законам, но участие в деятельности террористических организаций является преступлением, за которое следует нести ответственность. Поэтому, со слов министра, сейчас готовится к принятию законопроект, в соответствии с которым будет запрещена деятельность в стране террористических групп и сетей наподобие «Аль-Каиды» и аффилированного с ней «Фронта Аль-Нусра». Тем более, что обе эти структуры занесены ООН в официальный список террористических организаций, чья деятельность находится под международным запретом.
Однако в Сирии эти запретные, подрывные, террористические организации с легкостью легализовались на территориях, подконтрольных вооруженной сирийской оппозиции, ведут войну по своим правилам и навязывают населению свои порядки. Причем, антизападная идеология остается составной частью священного духовного наследия , завещанного современным сторонникам «Аль-Каиды» Бен- Ладеном. И этой духовной заразе подвергается не только мирное население «освобожденных» (а на самом деле оккупированных террористами А.Б.) территорий, но и боевики относительно умеренной вооруженной оппозиции, в ряды которой вливается большинство волонтеров из стран ЕС.
Последнее обстоятельство более всего беспокоит западных аналитиков, особенно из стран Евросоюза. Недаром Колум Линч в своей статье многозначительно утверждает: «Европа опасается, что ставшие боевиками волонтеры однажды вернутся домой, овладев смертоносным военным делом, освоив ремесло международного терроризма и впитав в себя экстремистскую идеологию «Аль-Каиды» и ее духовных сирийских братьев из «Фронта Аль-Нусра».
Сильнее всего эти опасения проявляются у политической элиты Нидерландов и Бельгии. Голландские власти эту проблему считают одной из главных международных угроз для безопасности страны. А в Бельгии в качестве инструмента борьбы с этим вызовом была недавно создана рабочая группа, главной целью деятельности которой станет разработка мер по предотвращению распространения экстремистских и расистских идей. Аналитика в Бельгии не расходится с практикой в этом вопросе. Так, 16 апреля текущего года в течение одних суток было проведено на территории королевства 48 обысков у предполагаемых вербовщиков-джихадистов, деятельность которых таит в себе угрозу национальным интересам страны.
В статье Колума Линча говорится о том, что разведки Европы, США и Турции совместно прилагают усилия по отслеживанию конкретных лиц, которые пытаются попасть в Сирию. Более того, как следует из материалов авторского исследования проблемы, даже происламистский режим Эрдогана вынужден проводить негласную фильтрацию в рядах иностранных волонтеров, желающих проникнуть из Турции в Сирию и примкнуть к вооруженной оппозиции. Как отмечает в связи с этим Колум Линч, «в ряде случаев турецкая сторона разворачивает их», то есть попросту выдворяет за пределы страны , подальше от турецко-сирийской границы. Безусловно, речь в таких случаях идет о самых отпетых бандитах.
В заключение хотелось бы обрисовать фон, на котором появилась эта статья-исследование Колума Линча в редакционном блоге журнала «Foreign Policy».
Она появилась под траурную, прощальную барабанную дробь в Манчестере на похоронах убитого рядового Ли Ригби. Под многократный повтор одной и той же фразы «Не считаю», произнесенной на суде в Бостоне Джохаром Царнаевым в знак непризнания своей вины. Под гул самолета, уносившего на своем борту из Британии в Иорданию одиозного священника-джихадиста Абу Катаду. Под резкую критику решений президента Барака Обамы со стороны парламентариев США, обеспокоенных реальной возможностью попадания американского вооружения, предназначенного для сирийской умеренной оппозиции, боевикам «Аль-Каиды» и другим подобным. Под сдержанный, но твердый тон заявлений российских дипломатов, озвучивших выводы экспертов о применении самодельного химического оружия боевиками сирийской оппозиции…
И сама статья-исследование (или, возможно, точнее будет сказать авторское расследование), и фон, на котором она появилась, должны насторожить и озадачить трезвомыслящих политиков. Хотя публикация Колума Линча затрагивает лишь один из многих важнейших аспектов сирийской проблемы. Инициативы, направленные на скорейшее политическое решение этой проблемы за столом мирных переговоров должны быть услышаны и реализованы. Иначе сирийская драма может стать прелюдией к другим, вполне вероятно, не менее кровавым национальным и международным трагедиям далеко от границ Сирии.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs