Один из самых быстрорастущих регионов мира – десять стран, объединившихся в организацию АСЕАН. Внимание к этому направлению проявляют все крупнейшие игроки международной шахматной доски, в том числе Россия, хотя и с опозданием.
Пока еще Москва отстает от своих конкурентов из Азии и США в налаживании контактов с государствами АСЕАН. Причин тому несколько. В частности, следует упомянуть, что российские предприниматели даже сейчас временами действуют, не зная особенностей страны и не опираясь на дипломатическую и информационную поддержку своего собственного МИДа. В результате Россия не входит в десятку стран по товарообороту со странами Ассоциации. Ее товарооборот со странами АСЕАН достигает только $ 7 млрд. в год, в то время как показатели Китая достигают $ 180 млрд.
С другой стороны, все более четко выясняются перспективы отношений России с АСЕАН. Наверное, неправильно говорить, что Москва поворачивается спиной к Европе, учитывая продолжающийся там кризис. Но то, что Россия разворачивается лицом к Азии – это безусловно верно. Недостаточно решительно, однако тренд здесь вполне очевиден.
О многом говорит, например, решение «Роснефти» пригласить в качестве партнера вьетнамскую компанию Petrovietnam для сотрудничества на российском шельфе. Возможная сделка охватывает 8 блоков в Печерском море, причем общие извлекаемые запасы составляют 117 млн. тонн нефти и около 70 млрд. кубометров газа. Вьетнамская компания, судя по намерениям «Роснефти», может быть также приглашена для разработки месторождений в Красноярском крае, Якутии, Иркутской области. К тому же перерабатываться добытая нефть может уже во Вьетнаме.
Отметим также, что компания «Российские железные дороги» начала строительство железной дороги на острое Калимантан в Индонезии. Протяженность – 185 км. Идея состоит в том, чтобы перевозить каменный уголь из глубинных районов к морскому порту, который должен быть модернизирован, а заодно и возведена электростанция, которая бы стала обслуживать новое предприятие.
По поводу той же Индонезии следует отметить, что российский РУСАЛ, планирует построить там глиноземный завод. Сумма возможных инвестиций – около $ 1 млрд. Пока говорить о параметрах сделки рано, однако перспективы очевидны.
С Лаосом ведутся переговоры о строительстве минимум трех ГЭС на его территории. Если данный проект будет реализован, то это будет государственно-частное партнерство. Со стороны Лаоса в нем будет выступать государство, со стороны России – частный капитал. Возможно, что часть полученной электроэнергии может быть продана соседнему Таиланду, у которого наблюдается дефицит электроэнергии при растущем ее потреблении. Отметим, что соответствующие переговоры о строительстве ГЭС ведутся и с Бангкоком. Есть в перспективе также проект строительства во Вьетнаме первой АЭС. Скорее всего, он будет осуществлен.
Словом, отношения России со странами АСЕАН постепенно начинают развиваться. Пусть медленно, однако перспективы видны. Есть огромная проблема для российского бизнеса в этом направлении: нас здесь в общем-то почти не ждут, конкурентов слишком много, регион развивается очень быстро. Здесь уже очень много будет зависеть от выверенной политики государства и расторопности частного капитала. Пока АСЕАН интересуются почти исключительно крупные компании. Хотя на деле регион перспективен и для малого и среднего бизнеса, особенно обладающего технологическими новшествами. Например, такими как добыча нефти из «старых» скважин. Список этой характеристикой, разумеется, не исчерпывается.
Есть существенные перспективы и в военно-техническом сотрудничестве с регионом. Возможно, не случайно недавно в Мьянме побывал министр обороны России Сергей Шойгу. Российское оружие с давних пор довольно известно в Юго-Восточной Азии и качество его сомнений тут не вызывает. Впрочем, возможности на этом направлении обсуждать пока еще рано.
Естественно, в Москве прекрасно понимают, что в нынешних условиях прочно войти на рынок АСЕАН дорогого стоит. Это привилегия, причем очень существенная. Огромное население, растущий средний класс, устойчивая позиция в мире – здесь будет трудно. Может быть даже – очень трудно. Однако шаги, которые делают российские компании на этом пути, вселяют определенный оптимизм. Кроме того, у России давние связи с некоторыми странами в регионе, которые она, судя по имеющимся реалиям, использует. Так что перспективы, возможно, выглядят вполне оптимистическими. Впрочем, до их реализации еще надо пройти долгий путь.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs