Саудовская Аравия – влиятельное государство в арабском мире, союзник Соединённых Штатов и Великобритании. В то время, как арабский мир бушевал и сотрясался от «арабской весны» (война в Ираке, Ливии, Сирии, волнения в Египте, Тунисе, Йемене), Саудовская Аравия казалась тихим и спокойным «островком безопасности».
Но волнения в арабском мире затронули и государство Саудитов. Религиозно-политический разлом произошёл по линии сунниты-шииты. Большинство населения Саудовской Аравии придерживается ислама суннитского толка, и лишь 8 -10% - шиитского. Но, по иронии судьбы, саудовские шииты, обитают на востоке страны, там, где недра хранят неисчислимые запасы «чёрного золота». Недовольные правящим режимом, шиитские общественные активисты обсуждают идею создания на Аравийском полуострове отдельного шиитского государства, куда вошли бы восточные области Саудовской Аравии и Бахрейн.
Бахрейн упоминается здесь не случайно. Во-первых, это островное государство соединено с Саудовской Аравией длинным автомобильным мостом, т.е. инфраструктурно от него не отделено. Во-вторых, основное население Бахрейна – шииты (75%), а правящая верхушка – сунниты. И шииты Саудовской Аравии, и шииты Бахрейна ориентируются на шиитский Иран, тем более что последний активно наращивает своё культурно-политическое присутствие в Бахрейне. На территории Ирана находятся главные шиитские святыни – города Мешхед и Кум. В Мешхеде находится мавзолей имама Резы, в Куме – множество шиитских учебных заведений.
Бахрейнских шиитов сплачивает оппозиционное движение «Аль-Вифак» («Согласие»). Лидеры «Аль-Вифак» выступают с антимонархических позиций - требуют ухода правящей династии и передачи власти в руки народа. В Тегеране очень внимательно следят за всем происходящим, призывают бахрейнское правительство к диалогу с оппозицией, а по некоторым данным, финансируют бахрейнских оппозиционеров.
Усиление Ирана беспокоит Эр-Рияд, ибо означает рост иранского влияния по периметру границ Саудовской Аравии – в Ираке, Йемене, Омане, Сирии. Шиитские волнения, разыгравшиеся в Саудовской Аравии в 2011 г., ещё больше обеспокоили правящую династию. Начались они уже классически – с самосожжения, причём не на востоке страны, населённом шиитами, а в западной части – в г. Самта. Но шииты тут же последовали примеру своих сограждан, и провели массовые митинги в Эль-Катифе. Полиция силой разогнала эти демонстрации. Более того, Эр-Рияд оказал содействие Манаме в подавлении выступлений бахрейнских шиитов. Со своими недовольными саудовские власти тоже не церемонятся, приговаривая их к длительным срокам заключения (1).
Есть в антииранской игре Эр-Рияда ещё один нюанс. Теоретически нельзя исключать нормализации американо-иранских отношений. В геополитике нет вечных врагов, и вечных друзей, и история знает периоды тесной дружбы Вашингтона и Тегерана. Саудовской Аравии важно не доводить ситуацию до нормализации отношений США и Ирана, т.к. это может закончиться избранием Тегерана на роль американского фаворита в регионе. Эр-Рияду тогда придётся довольствоваться «почётным вторым местом».
По замечаниям западных аналитиков, социально-религиозное напряжение внутри саудовского общества не спадает, а политика кнута, перемежающегося с пряником, не всегда даёт нужные результаты (2). Шиитское недовольство тлеет с 2011 г., и не иссякло до сих пор. Шиитская молодёжь стремится перенять инициативу у своих старших коллег, считая последних слишком интегрированными в саудовскую политическую схему. Две трети саудовцев – младше 30 лет, а 80% безработных – в возрасте от 20 до 34 лет. Молодые оппозиционеры утверждают, что ещё лет 5-10, и их протестное движение обретёт чёткие формы и стратегию (2). Но уже сейчас их требования не ограничиваются экономическими вопросами, всё больше касаясь области политики.
Требуя больше прав, шииты призывают Саудовскую Аравию быть домом для всех своих граждан, а не только для суннитов; требуют от правительства не втискивать государственную идеологию в рамки исключительно суннитского ислама; требуют отказаться от порочной практики преследования политических оппонентов;
Между суннитскими и шиитскими активистами есть и точки соприкосновения. Даже в суннитской среде есть такие, кто выступает за либерализацию существующего режима и большие свободы, как политические, так и религиозные.
Социальное брожение наслаивается на негативные экономические тенденции, которые, если их не преодолеть, значительно снизят экономический потенциал Саудовской Аравии. Так, потребляя сегодня четвёртую часть собственной нефти, к 2030 г. Эр-Рияд может из экспортёра углеводородов превратиться в импортёра (2). Переход на атомную энергетику, который власти думают завершить к 2030 г., введя в эксплуатацию 12 реакторов, вряд ли осуществиться из-за недостатка необходимых технологий.
Полномасштабная дестабилизация саудовскому государству не грозит. Разношерстные взгляды в среде оппозиции, отсутствие альтернативных политических движений позволяют правительству говорить о том, что, в случае падения династии Саудитов, страну ждёт либо погружение в пучину экстремистского ислама, либо дефрагментация и распад. К тому же, власть в стране постепенно переходит к молодым наследникам, от которых подданные подсознательно ожидают новшеств и шагов навстречу. Такие шаги, безусловно, будут сделаны, но в строгих рамках саудовской государственно-религиозной матрицы: будут сняты некоторые ограничения морального порядка (например, запрет женщинам иметь водительские права), более лояльным станет отношение к проявлениям шиитской индивидуальности. Но не следует этих послаблений ожидать в ближайшее время. Восток – регион консервативный, а саудовское общество уникально в своей консервативности. Даже среди приверженцев политических реформ найдётся немного таких, кто бы выступал за полное уравнивание в правах мужчин и женщин. Если саудовским женщинам и доверят автомобиль, то не сразу, и через долгие промежуточные этапы, как, например, полученное ими в 2013 г. разрешение ездить на велосипедах и мотоциклах (в сопровождении мужчины).
Неудобный для Эр-Рияда пример подаёт соседний Катар – одно из самых открытых арабских государств. На фоне жутко консервативной Саудовской Аравии такая модель государственного устройства выглядит для многих саудовцев привлекательно.
Рамки шиитской индивидуальности также будут определены. Вероятно, шиитам позволят чаще высказывать своё мнение по текущим проблемам, Эр-Рияд будет транслировать обществу мысль о Саудовской Аравии – едином доме для суннитской и шиитской ветвей ислама. Однако это никак не изменит силовой паритет в стране, и саудовское общество, по-прежнему, будет отличаться своей консервативной уникальностью. Каким знаком обозначить эту уникальность, плюсом или минусом, должны решать сами саудовцы.
1) «Saudi Arabia jails two prominent rights activists for 10 years» (Reuters, Mar 9, 2013)
2) «A New Saudi Arabia?» (Carnegie Endowment for International Peace, May 22, 2013)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs