ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Как Хемингуэй Кубу с США связал,или По гаванским следам мистера Уэя

18:00 23.05.2013 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Гавана-Москва

Кубинские музейные специалисты в ближайшее время собираются передать своим коллегам в США новую партию из двух тысяч отцифрованных документов из архива классика американской литературы Эрнеста Хемингуэя. Речь идет о сохраненных на Острове рукописях, письмах и бумагах писателя, который более 20 лет жил и творил неподалеку от Гаваны, в усадьбе «Финка Вихия».

Сейчас там, в поселке Сан-Франсиско-де-Паула на территории в четыре гектара, расположен музей Эрнеста Хемингуэя, где и хранятся принадлежавшие писателю рукописи и документы. По словам директора музея Ады Росы Альфонсо, в 2002 году между Кубой и библиотекой им. Кеннеди города Бостона было подписан договор о переносе сохраненного кубинского наследия Хемингуэя на электронные носители и передаче копий американской стороне. Документов оказалось довольно много, работа ведется уже более 10 лет. Ею занимаются специалисты Северо-восточного центра сохранения документации города Эндовер (штат Массачусетс, США) и Кубы по соглашению между Советом по исследованиям в области социальных наук США (Consejo de Investigación de las Ciencias Sociales de Estados Unidos) и Национальным Советом по культурному наследию Кубы (Consejo Nacional de Patrimonio Cultural).     

Первая партия из 3,5 тысячи с лишним хемингуэевских материалов была отцифрована раньше. Среди них, к примеру, - эпилог романа «По ком звонит колокол» и экземпляр сценария кинокартины по повести «Старик и море», а также копии паспортов, послания жене Мэри Вэлч, квитанции, страховые полисы и деловые бумаги, обильная почтовая переписка.

В новой партии электронных копий, например, есть уникальное конфиденциальное письмо писателя знаменитой шведской актрисе Ингрид Бергман с просьбой принять участие в экранизации романа «По ком звонит колокол»… 

…А тем временем в Сан-Франсиско-де-Паула завершились работы по ремонту и реставрации «Финки Вихия». Они продолжались несколько лет. Мне не раз приходилось бывать в этой усадьбе Хемингуэя. Туда всегда приезжаешь с предвкушением чуда. Наверное, потому, что в этом месте на холме существует какая-то особая аура, среда, которая так нравилась и самому писателю. Он часто признавался, что там ему творчески очень комфортно работается. И когда я бродил по тенистым аллеям на холме, где расположены дом, флигель, башня, и даже маленькое кладбище его любимых кошек и собак, меня не покидает ощущение, что из-за дома вот-вот выйдет сам хозяин усадьбы, крепкий коренастый старик с седой окладистой бородой и в легкой бейсболке на голове. Выйдет и с лукавой улыбкой предложит пройти в дом к бару, чтобы пропустить по стаканчику великолепного кубинского рома. Кстати сказать, писатель не столько любил этот напиток, сколько обожал изобретать коктейли. Самое известное его детище – «папа спешл». На весь мир знаменит и усовершенствованный им коктейль «Куба либре» («Свободная Куба»), который готовится из кубинского рома и американской «кока-колы» с добавлением лимона и кубиков льда. Как в шутку утверждал автор романа «Прощай, оружие!», «умному человеку иной раз приходится выпить, чтобы не так скучно было с дураками»…

…Американец Эрнест Хемингуэй, родившийся 21 июля 1889 года в американском штате Айдахо и с юных лет занимаясь журналистикой, впоследствии работал репортером нескольких американских и канадских изданий в Европе, побывал на нескольких войнах, в том числе сражался за республику в Испании, а позднее воевал в морских водах Кубы против гитлеровских подводных лодок.

Впервые Хемингуэй увидел остров в апреле 1928 года, путешествуя на пароходе Орита» из Франции в США и сделав пересадку на другое судно на Кайо-Уэсо. Несколько лет спустя Эрнест побывал на Кубе на яхте своего друга Джо Рассела, приплыв сюда для ловли голубого марлина ( или агуху). Подобная «морская коррида» станет его увлечением на всю жизнь. Хемингуэй еще несколько раз ненадолго приезжал на остров. Пока не заметил поразивший его феномен: здесь он не истощает свою творческую энергию, а пополняет ее, как больше нигде в мире. Писатель останавливался в гаванском отеле «Амбос мундос», из окон которого хорошо виден кафедральный собор и вход в бухту.

Хемингуэю понравилась Гавана, понравилась Куба, понравились кубинцы. В 1939 году он решил поселиться на острове, где по личному признанию писателя, ему всегда хорошо работается. И это так. Он завершил и написал на кубинской земле свои лучшие произведения – романы «По ком звонит колокол», «Там, за рекой деревьев», «Иметь и не иметь», Праздник, который всегда с тобой», «Острова в океане», «Райский сад» и «Правда на рассвете» (последние три романа были опубликованы уже после его смерти). Здесь, под впечатлением выходов в море и охоты на больших рыбин в Гольфстриме, на основе бесед с рыбаками в поселке Кохимар, в бухте которого швартовалась его яхта «Пилар», Хемингуэй написал и «самую кубинскую» свою книгу – повесть-притчу «Старик и море» (1952). За нее в 1953 году он получил престижную Пулитцеровскую, а годом позже, в 1954, Нобелевскую премии.

В 1939 году, после того как его тогдашняя подруга Марта Гельхорн сняла для него в аренду усадьбу Вихия, дом и другие постройки не очень вдохновили Эрнеста. И он предпочитал по-прежнему жить в «Амбос мундос». Тогда Марта затеяла переустройство усадьбы под вкусы Папы Хэма. Ему результат ее усилий пришелся по нраву. И в декабре 1940 года он на гонорар, полученный от экранизации романа «По ком звонит колокол», приобрел усадьбу в собственность в 15 километрах от центра Старой Гаваны. 

Поселок Сан-Франсиско-де-Паула, где он поселился, основан испанцами в 1797 году для охраны южных окраин Гаваны. Здесь на холме располагался армейский наблюдательный пункт Вихия (от испанского слова вихилар – наблюдать). В конце XIX века землю на этом холме приобрел каталонский архитектор Мигель Паскуаль-и-Балагер, который и построил здесь свою усадьбу. Позже она перешла в собственность французу Роже Жозефу Дорн Дюшану. И вот в 1939 была арендована, а затем и куплена Эрнестом Хэмингуэем.

Здесь, в Вихии, произошла встреча писателя с Фиделем Кастро, который любил книги американца. Кубинский руководитель как-то признался, что в студенческие годы больше всего ему нравился хемингуэевский роман «По ком звонит колокол», который годы спустя помог ему разработать тактику партизанской войны против войск Батисты в Сьерра-Маэстра.

А впервые Эрнест и Фидель увиделись и познакомились15 мая 1960 года, когда на яхтах вышли в море охотиться за рыбой-мечом. Кастро отправился вместе с Че Геварой. Однако Эрнесто Геваре рыбалка показалась занятием скучным, и он читал книгу. Фиделю же удалось поймать несколько рыбин. На причале Команданте и писатель встретились. Познакомились. И потом всегда относились друг к другу с симпатией и огромным уважением.

Однажды, 1959 году Эрнест вернулся в Гавану из короткой поездки в США. Отвечая на вопросы журналистов, особо подчеркнул, что вопреки весьма прохладной политике Штатов в отношении Кубы он считает себя настоящим кубинцем. Говоря об этом, Хемингуэй порывистым движение поцеловал край развевавшегося рядом кубинского флага. Оторопевшие от неожиданности фоторепортеры стали дружно просить писателя повторить этот жест. На что Хемингуэй, улыбнувшись, ответил: «Я же сказал вам, что я настоящий кубинец, а не актер».

В 1960 году автор «Старика и моря» почувствовал, что серьезно заболевает, а главное, что это не позволяет ему работать. Он решил отправиться в Соединенные Штаты, чтобы в госпитале «Братья Майо» пройти обследование и подлечиться, а потом вернуться в свой любимый дом на Кубе, прожив в котором 20 с лишним лет, поистине считал  его своим родным. Как свидетельствуют личный секретарь писателя и близкие люди, Папа Хэм, действительно, после лечения планировал доживать свой век на Острове. Но болезнь продолжала прогрессировать. Самое страшное, что она лишала его перспективы дальнейшего творчества, без которого он не мыслил своей жизни. Болезнь «окончательно зажала его в угол», как он писал в рассказах о боксерах. И, по сути, принудила его 2 июля 1961 года сделать роковой выстрел. «Финка Вихия» навсегда осиротела. Гавана не дождалась полюбившего ее американца. Как тут не вспомнить знаменитые строки романиста: «Мужчина не имеет права умирать в постели. Либо в бою, либо пуля в лоб».  На войнах судьба Эрнеста миловала. Сам же себя он не пожалел.

В августе того же года вдова писателя Мэри Вэлч возвращается в Вихию и на встрече с Фиделем Кастро объявляет о решении унаследованную ею собственность передать в дар Кубинскому государству. Кроме того, они договариваются об организации в усадьбе музея Эрнеста Хемингуэя. И уже 21 июля 1962 года он открывает двери для публики.

На сегодняшний день кубинцы, наконец, полностью отреставрировали Финку Вихию. И даже его любимой моторной яхте «Пилар», на которой писатель любил выходить в море ловить рыбу или выслеживать немецкие подводные лодки, рестовраторы скрупулезно вернули первоначальный внешний вид. Правительство выделило на эти работы почти 270 тысяч долларов. Власти США финансировать проект отказались…

До сих пор здесь полностью сохраняются 22 тысячи экспонатов, непосредственно принадлежавших американскому писателю. Из них – почти 9 тысяч томов личной библиотеки Хемингуэя, брошюры и журналы, что там были при его жизни. Там же находятся более 900 пластинок с любимой музыкой Папы Хэма от классики до джаза, а также произведения искусства таких авторов, как Пабло Пикассо, Эухенио Лукас Падилья, Роберто Доминго и Руано Льопис. Стены по-прежнему украшают охотничьи трофеи писателя – чучела африканских животных и морских рыбин. Старенькая пишущая машинка стоит на прежнем месте, готовая к работе над новой рукописью…      

Наверное, именно потому, когда приезжаешь в усадьбу-музей Хемингуэя, вдруг начинаешь ждать чуда и верить в то, что сможешь встретить его здесь, возле дома. Во всяком случае, дух писателя в усадьбе кубинцам удалось сохранить. И всякий, кто бывает в Вихии, благодарен им за эту память. Включая и многих граждан США!

…После трагической кончины Хемингуэя прошло 52 года. Но кто бы мог подумать тогда, когда официальный Вашингтон только нагнетал враждебную обстановку вокруг Кубы, что десятилетия спустя преодолевшая все агрессивные действия Куба станет развивать со своими идеологическими оппонентами культурную дипломатию! И что именно американский писатель, мистер Уэй, свяжет два уже более полувека враждующих друг с другом государства своим честным и ярко антивоенным творчеством! 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати