Выступление С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с заместителем Председателя Правительства, Министром иностранных дел Словении К.Эрьявецем, Любляна, 3 мая 2013 года

02:30 06.05.2013

Уважаемые дамы и господа,

Я разделяю оценки моего коллеги, Министра иностранных дел Словении К.Эрьявеца о состоянии наших отношений. Они, по сути, образцовые. У нас нет никаких неразрешимых проблем, а есть обоюдное желание двигаться вперед по всем направлениям, включая политический диалог, который регулярно ведется на уровне глав государств и правительств, поддерживаются постоянные контакты между МИД двух стран и другими министерствами и ведомствами России и Словении, а также парламентами, прокуратурами, верховными судами и т.д.

Особо отмечу очень большой интерес российских и словенских регионов к развитию прямых связей по реализации интересующих обе стороны экономических и инвестиционных проектов. Мы высоко ценим роль Министра К.Эрьявеца как сопредседателя Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Считаем, что договоренности, которые были достигнуты на заседании комиссии в ноябре 2012 г., открывают новые перспективы для выполнения положений Меморандума о партнерстве для модернизации между нашими странами и Меморандума о наиболее важных торгово-экономических проектах – их более 30, и все они успешно осуществляются.

Мы ценим приверженность правительства Словении – что мне сегодня подтвердили и Президент, и Премьер-министр – реализации проекта «Южный поток». Рассчитываем, что в ближайшее время ему будет придан статус приоритетного национального проекта Словении.

Сегодня мы подписали важные документы. Один касается воинских захоронений. Хотел бы выразить глубокую признательность словенским друзьям за бережное отношение к памяти наших соотечественников, которые пали на территории Словении в ходе Первой и Второй мировых войн. Еще один документ – Межправительственная программа сотрудничества в области культуры, науки, образования и спорта на ближайшие три года – наш традиционный документ в сфере гуманитарных связей. Убежден, что он будет и дальше помогать сближать наши народы, укреплять духовное и нравственное единство.

Сегодня мы также говорили о совместной российско-словенской инициативе – Форуме славянских культур, который набирает силу, становясь все более значимым проектом, нацеленным на сохранение духовных, исторических корней славянских государств.

Конечно, мы рассмотрели и международные вопросы, включая наше взаимодействие в контексте стратегического партнерства России и ЕС, в рамках Совета Россия-НАТО. Мы ценим позицию Словении в пользу скорейшего перехода к безвизовому режиму в отношении взаимных поездок граждан России и ЕС. По международной проблематике мы всегда ощущаем пользу от обмена мнениями с нашими словенскими друзьями по афганской проблематике, ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке, в частности, вокруг Сирии, о чем мой коллега только что сказал.

Думаю, нынешний визит можно признать очень полезным. У нас есть общее видение возможностей для дальнейшего углубления партнерства и, самое главное, есть обоюдное желание полностью задействовать эти возможности.

Признателен К.Эрьявецу за гостеприимство, благодарю всех словенских коллег за организацию нашей работы и приглашаю г-на Министра в следующий раз провести переговоры в Российской Федерации.

Вопрос: Какова, по Вашему мнению, роль российских предпринимателей в инвестировании в словенскую экономику, в первую очередь, в компанию «Петрол» и словенские банки?

С.В.Лавров: Сегодня мы это обсуждали. Премьер-министр и Президент Словении подтвердили, что российские деловые круги будут приглашены для участия в соответствующих тендерах. Это касается как промышленных предприятий, энергетических и прочих, так и банковской сферы. Естественно, я не могу говорить за наших бизнесменов, но что-то меня убеждает в том, что они обязательно проявят к этому интерес. Надеюсь на углубление нашего инвестиционного сотрудничества. Пока Словения по объему инвестиций превышает показатели российские вложений в экономику Словении примерно в два раза, а может быть, и больше. Так что, здесь есть в чем состязаться.

Вопрос: Как бы Вы могли прокомментировать недавно прозвучавшее в СМИ заявление командующего «Сирийской свободной армией» о том, что он готов незамедлительно встретиться с российскими официальными лицами для обсуждения путей прекращения конфликта в Сирии?

В прессе появились также сообщения об очередной бойне в сирийской деревне Байда, а одновременно глава Пентагона Ч.Хейгл говорит о возможности пересмотра американской позиции по поводу вооружения сирийской оппозиции. Видите ли Вы в этом какую-либо взаимосвязь?

С.В.Лавров: Что касается первого вопроса, то, как я понимаю, речь идет о заявлении некоего генерала Идриса. Если это так, то я, честно говоря, о таких высказываниях не слышал. В принципиальном плане могу сказать, что мы открыты для разговора со всеми сирийскими оппозиционерами, но, думаю, что все-таки пути к прекращению насилия нужно искать не в Москве или какой-то другой зарубежной столице, а в рамках прямых переговоров между оппозицией и правительством Сирии, как это было условлено в известном Женевском коммюнике от 30 июня 2012 г.

По второму вопросу скажу, что вооружение негосударственных игроков противоречит международному праву. Сейчас нужно не «подливать масла в огонь» сирийского конфликта, а, как я уже сказал, выполнять то, о чем договорились в той же Женеве. А именно – сделать так, чтобы все внешние игроки «навалились» на все без исключения сирийские стороны – и на правительство, и на самые разные оппозиционные группы (политические и военные отряды) – заставили их объявить перемирие и сесть за стол переговоров. Это «черным по белому» записано в Женевском коммюнике, и это нужно выполнять. А начинать разговоры о том, снабжать оппозицию вооружениями, летальной или нелетальной продукцией военного назначения, – это, повторю, ставка на военный сценарий, а не на политическое урегулирование. Те, кто говорит о необходимости военного решения проблемы, должны понимать, что тем самым они платят за свои геополитические устремления по свержению режима новыми жертвами среди сирийского населения. Для того, чтобы этих жертв не было, нужно сделать то, о чем договорились в Женеве.

У меня намечается встреча с Госсекретарем США Дж.Керри, который на днях прибывает в Российскую Федерацию. Надеюсь, мы продолжим разговор, который на протяжении наших последних встреч показывал заинтересованность Вашингтона в поиске политического, а не военного решения сирийской проблемы.

Вопрос: Сейчас в СБ ООН обсуждается возможность посещения экспертами ООН лагерей сирийских беженцев в Иордании. Имеются сведения о том, что Россия и Китай препятствовали их посещению. Какова позиция России применительно к такому возможному визиту?

С.В.Лавров: Думаю, здесь какое-то недопонимание. Посещение лагерей беженцев, развернутых по линии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, входит в обязанность этого Управления. Напротив, когда первые лагеря беженцев из Сирии появились на территории Турции, мы всячески поощряли УВКБ к тому, чтобы его эксперты посещали эти лагеря и составляли впечатление о ситуации в них. Думаю, в этом плане нет никаких препятствий. Совет Безопасности ООН не должен иметь к этому отношение, это обязанность Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Вот и все.

Если же в СБ ООН была попытка использовать ситуацию с беженцами из Сирии, чтобы продвигать идеи создания неких гуманитарных коридоров, безопасных районов, бесполетных зон, то в этой ситуации Россия, Китай и целый ряд других стран усматривали бы в таких идеях попытку подготовить почву для внешнего вмешательства. Но, повторю, посещение лагерей беженцев не может вызывать вопросов, если это делается по линии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев.

mid.ru

Версия для печати