Уважаемые дамы и господа,
Мне доставляет удовольствие принимать в Москве Председателя Комиссии Африканского союза г-жу Н.Дламини-Зуму. Символично, что ее визит в Россию проходит в преддверии важного события для африканского континента и всего международного сообщества – предстоящего 25 мая 50-летия создания Организации африканского единства, которая в 2002 г. была преобразована в Африканский союз (АС).
Российско-африканские связи опираются на прочные традиции дружбы и взаимного уважения, уходящие корнями в прошлое столетие, когда наша страна твердо выступила за освобождение стран континента от колониальной зависимости, укрепление их политической самостоятельности и создание условий для социально-экономического развития. Россия сделала немало для того, чтобы эти цели были достигнуты.
В дружественной атмосфере мы подробно обсудили вопросы международной и региональной повестки дня, констатировали принципиальную близость или совпадение наших позиций по большинству тем. Отметили конструктивный характер взаимодействия АС и ООН в миротворческих усилиях на Африканском континенте. Россия активно поддерживает в СБ ООН такое взаимодействие.
Заинтересованы в наращивании партнерского сотрудничества с Афросоюзом, который играет важную роль в региональных, международных делах и вопросах конфликтного урегулирования. Считаем необходимым активизировать коллективные усилия самих африканских народов по поиску развязок различных кризисов - в Мали, Конго, ЦАР, Сомали и других частях континента.
Наша принципиальная позиция заключается в том, что основные пути решения этих проблем должны определять сами африканские страны, а международное сообщество - относиться с уважением к их решениям и обеспечивать всемерную поддержку усилиям по урегулированию.
Ценим последовательную линию, проводимую Комиссией АС и ее Председателем, по консолидации позиций африканских государств на международных площадках. Будем продолжать комплексное содействие странам Африки в решении задач по обеспечению устойчивого развития, мира и стабильности как на двусторонней основе, так и в рамках международных форумов, включая ООН, «Группу восьми» и «Группу двадцати».
Россия оказывает содействие социально-экономическому развитию стран континента, решению проблем в области здравоохранения и других сферах не только на двусторонней основе, но и по линии фондов ООН и структур таких организаций, как Всемирная организация здравохранения, Всемирная продовольственная программа. Мы также участвуем во всех проектах по Африке, реализуемых в рамках «Группы восьми» и «Группы двадцати».
В сегодняшней беседе затрагивались перспективы участия российских компаний в крупных инфраструктурных проектах на африканском континенте. Отметили востребованность российского бизнеса в данном регионе, для него готовы создавать благоприятные условия.
Такой настрой проявился в ходе контактов с африканскими лидерами, проведенных Президентом России в Дурбане в марте с.г. «на полях» саммита БРИКС, где состоялся первый в истории форум БРИКС-Африка. В.В.Путин выдвинул ряд инициатив, нацеленных на то, чтобы в этом формате с участием Африканского союза, субрегиональных организаций и Экономической комиссии ООН для Африки разрабатывать коллективные проекты и проводить исследования по определению оптимальных путей комплексного подхода к развитию этого важного быстрорастущего потенциально богатого и перспективного региона.
В целом удовлетворены итогами переговоров, которые в очередной раз подтвердили готовность и заинтересованность России и Афросоюза к расширению взаимовыгодного сотрудничества.
Вопрос (С.В.Лаврову и Н.Дламини-Зуме): Какова ожидаемая эффективность размещения миротворческого контингента (12 с лишним тыс. человек) на севере Мали? Когда будут созданы африканские силы быстрого реагирования на ситуации, подобные происходящему в Мали, или возможные кризисы на севере Нигерии в связи с деятельностью радикально-исламистской секты «Боко Харам»?
С.В.Лавров (отвечает после Н.Дламини-Зумы): Могу только добавить, что мы рассчитываем на успех миссии, санкционированной СБ ООН для развертывания в Мали. По инициативе Российской Федерации ее мандат зафиксирован как полностью отвечающий принципам миротворчества, которые должны соблюдаться в полной мере. Эта миссия призвана, прежде всего, оказывать содействие малийским властям, на которых лежит главная ответственность за обеспечение безопасности и борьбу с террористической угрозой.
Считаем важным, чтобы формирование и развертывание данной миссии шло параллельно с практическими шагами по восстановлению конституционного порядка, налаживанию всеобъемлющего политического диалога между центральными властями Бамако и теми представителями севера, которые порвали связи с террористическими бандформированиями. Уже одобрена «дорожная карта», в соответствии с которой сформирована Комиссия по диалогу и примирению в Мали. Мы согласны с Афросоюзом в необходимости более быстрого продвижения по другим направлениям, отраженным в «дорожной карте», включая функционирование упомянутой Комиссии, согласование институциональных реформ, назначение даты выборов и т.д.
Вопрос: Спецпредставитель Президента России по Ближнему Востоку, заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации М.Л.Богданов провел переговоры в Тегеране и Бейруте, в ходе которых сирийский вопрос был одним из главных. В ливанских СМИ появились сообщения, что позиция России по Сирии после этого претерпела изменения. Действительно ли это так?
С.В.Лавров: Догадываемся, что и в Ливане, и в ряде других государств региона есть политики, которые хотели бы выдавать желаемое за действительное. Так бывает в любой стране, поэтому здесь нет ничего удивительного.
Никаких изменений в нашей позиции не произошло. С самого начала конфликта (в Сирии) мы призывали всех, кто может повлиять на ситуацию, не занимать чью-либо сторону, требовать от всех воюющих сторон прекращения насилия и начала переговоров без предварительных условий. Эта позиция России в итоге возобладала в рамках женевской встречи и зафиксирована в итоговом коммюнике, принятом 30 июня 2012 г. Она остается абсолютно последовательной и в настоящее время. Отмечаю, что все больше наших партнеров склоняются к необходимости отказаться от предварительных условий и искать пути начала практической реализации женевских договоренностей.
Вопрос: Какова Ваша оценка заявлений США и Великобритании о применении сирийской армией химического оружия? Как Вы оцениваете возможность создания Комиссии ООН по расследованию фактов применения химоружия в Сирии?
С.В.Лавров: Не помню подобных однозначных заявлений и утверждений. Они осторожно комментируют поступающие сведения. Тема химического оружия «всплывает» не первый раз. Далеко не всегда такая информация имеет под собой основания.
В декабре 2012 г. в районе г.Хомс якобы было применено химоружие. В дальнейшем эти сообщения были опровергнуты, и все про них благополучно забыли. Никто не представлял каких-либо подтверждений. Средства разведки, в том числе и наших западных партнеров, сообщили об отсутствии угроз и в целом фактуры под подобными утверждениями.
Когда же 19 марта с.г. под г.Алеппо имело место (сегодня все с этим согласны, и средства дистанционного наблюдения это подтверждают) применение отравляющих веществ, сирийское правительство обратилось к Генеральному секретарю ООН с просьбой срочно направить в страну группу экспертов. Ни о какой Комиссии речь не идет и никогда не шла. Генеральный секретарь ООН в тот же день публично заявил, что удовлетворит просьбу – сформирует группу экспертов, включая специалистов из Организации по запрещению химического оружия, и направит ее для расследования данного конкретного инцидента.
К сожалению, под давлением ряда членов СБ ООН, которые руководствовались не вполне добросовестными мотивами, в ответном письме, направленном Генеральным секретарем ООН сирийскому руководству, содержалось не подтверждение сделанных накануне публичных заявлений о направлении группы для расследования конкретного инцидента по просьбе правительства САР, а предъявлялись требования допустить инспекторов ООН в любую точку в Сирии, обеспечить доступ в любые помещения, на любые объекты, и к любым юридическим и физическим лицам на территории САР. При этом Генсекретарь ООН ссылался на то, что необходимо расследовать и другие сообщения о применении отравляющих веществ, в т.ч. декабрьский (2012 г.) случай в районе Хомса, о котором, как я говорил, все давно уже забыли.
В этой связи такое требование Генерального секретаря со ссылкой на уже забытый эпизод сильно напоминает попытку ввести в Сирии режим, аналогичный существовавшему в Ираке, когда там искали ОМУ. Есть, наверное, государства и внешние игроки, которые считают, что для свержения сирийского режима все средства хороши. Но тема использования ОМУ слишком серьезная, с ней не надо шутить. Использовать ее, спекулировать на ней в геополитических целях недопустимо.
Вина за то, что из-за попытки вести подобные геополитическое игры вызывающий у всех тревогу конкретный инцидент 19 марта не расследуется, лежит на странах, пытающихся удерживать Генерального секретаря ООН от простого и прямого ответа на конкретный и прямой запрос.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs