Вопрос: Сергей Викторович, как прошли Ваши переговоры с Госсекретарем США?
С.В.Лавров: В течение почти двух часов мы говорили обо всех аспектах наших отношений. Было подтверждено, что известные раздражители должны получить дополнительное внимание в контактах профильных ведомств и экспертов. Они должны постепенно устраняться, чтобы не создавать препятствий для продвижения позитивной повестки дня, в пользу чего высказались Президенты двух стран, когда встречались в июне 2012 г. в Лос-Кабосе, и в ходе подробного телефонного разговора в марте с.г.
У нас есть обоюдное понимание о том, что необходимо предпринять конкретные шаги по реализации договоренностей президентов о повышении приоритетности экономического и инвестиционного взаимодействия с упором на инновации, высокие технологии, на снятие препятствий, которые так или иначе могут, дискриминировать российские компании в США и наоборот. Мы напомнили о предложении Президента В.В.Путина создать механизм отслеживания делового климата в наших странах, что вполне можно сделать в рамках структур двусторонней президентской комиссии. Мы также договорились активизировать работу всех рабочих групп указанной комиссии.
Большое внимание было уделено международной проблематике, прежде всего, положению на Корейском полуострове. Здесь у нас единая позиция – необходимо выполнять резолюции СБ ООН. Одновременно есть понимание того, что недопустимо искусственно нагнетать конфронтацию с какой-либо стороны. Нашей общей задачей является денуклеаризация Корейского полуострова, недопущение шагов, которые будут препятствовать решению этой задачи. Пока сохраняется шанс на возобновление шестисторонних переговоров, надо добиваться, чтобы это произошло. В любом случае Россия и США выступают за политико-дипломатическое урегулирование нынешней ситуации.
Мы говорили и о ближневосточных делах. Госсекретарь США согласился с тем, что уже достаточно долго не было заседаний «квартета» посредников по БВУ на министерском уровне. Есть понимание, что такая встреча должна вскоре состояться, причем было бы идеально привлечь арабские государства к процессам, рассматриваемым в рамках «квартета». И было бы совсем хорошо провести такие консультации с участием палестинцев и израильтян. Слишком много недоверия накоплено, и слишком долго не решается палестинская проблема. Госсекретарь согласился, что при всех события «арабской весны», которые занимают сейчас умы больше, чем что-либо еще, мы не можем сложа руки наблюдать за сохраняющимся и углубляющимся тупиком в отношении палестино-израильского урегулирования.
Мы говорили и о Сирии. Была подтверждена приверженность Женевскому коммюнике, которое подразумевает прекращение насилия и начало переговоров между представителями правительства и оппозиции. Госсекретарь заверил, что в контактах с оппозицией будет добиваться того же, что и мы настойчиво продвигаем в ходе встреч с оппозиционерами, а именно, - формирование делегаций для переговоров с делегацией правительства. У нас есть общее убеждение, что продолжение нынешней ситуации, когда стороны делают ставку на войну до победного конца, неприемлемо. Рассчитываем, что по итогам встреч министров иностранных дел «Группы восьми» в Лондоне, которые начинаются сегодня и продолжатся завтра, мы также сможем предметно обсудить необходимость и конкретные пути выполнения женевских договоренностей.
Мы обсуждали Афганистан, а также иранскую ядерную программу в свете недавней встрече в Алма-Ате.
В целом, считаю, что наши переговоры были очень полезными. Наша следующая встреча состоится 23 апреля в Брюсселе «на полях» заседания Совета Россия-НАТО на уровне мининдел.
Вопрос: Каковы результаты Ваших переговоров с главой МИД Японии? Обсуждался ли предстоящий визит Премьер-министра Японии С.Абэ в Россию?
С.В.Лавров: Мы подробно обсудили все направления нашего взаимодействия, подтвердили обоюдный настрой на то, чтобы продвигать отношения вперед во всех областях – в экономике, гуманитарных связях, сотрудничестве по международным вопросам, где мы хотели бы видеть больше скоординированности, большего сближения наших позиций. Договорились, что будем активно завершать готовящиеся к ближайшему контакту на высшем уровне документы. Речь идет о серьезных документах, которые охватывают различные сферы нашего взаимодействия – от энергетики, транспорта, взаимодействия по линии инвестиционных фондов вплоть до обмена спортивными делегациями. Думаю, что очередной саммит будет весьма продуктивным.
Вопрос: Обсуждался ли в ходе встречи с Госсекретарем США вопрос тюрьмы Гуантанамо и предложение официального представителя Государственного департамента США В.Нуланд посетить находящегося там гражданина России и оценить условия его содержания?
С.В.Лавров: Мы готовим это посещение. Надеемся, что оно в ближайшее время состоится, и мы сможем убедиться в том, в каком состоянии находится гражданин России Р.Мингазов.
Вопрос: Американцы понимают, что на деле в Сирии сейчас свои условия диктуют радикалисты, причем многие страны пытаются их вооружать. Есть ли какие-то общие понимания с американской стороной в этом плане?
С.В.Лавров: Думаю, что и американцы, и все другие страны, в том числе страны «Группы восьми», понимают, что сохранение статус-кво и продолжение нынешней ситуации чревато тем, что в итоге в выигрыше останутся экстремисты, среди которых аффилированные с «Аль-Каидой» структуры, типа «Джабхат ан-Нусра», и другие группировки. Это чревато непредсказуемыми последствиями не только для Сирии, ее территориальной целостности, единства как государства, где в мире живут многие конфессии, этнические группы, но и рисками для всего региона. Думаю, что осознание этого становится все более обостренным, и во многом, если не в решающей степени, именно понимание этой угрозы подталкивает наших партнеров к более активному побуждению оппозиции к отказу от предварительных условий и началу переговоров.
Вопрос: Обсуждали ли Вы с министром иностранных дел Японии ситуацию в Северной Корее?
С.В.Лавров: Конечно, обсуждали. И с мининдел Японии, и с Госсекретарем США. Я уже сказал о нашей позиции, и здесь у нас расхождений нет. Надеюсь, они услышали нас в том, что касается необходимости избегать искушения использовать нынешнюю авантюру Пхеньяна как предлог для наращивания в Северо-Восточной Азии вооружений и изменения там военного баланса, что было бы плохо с точки зрения стабильности как в этом регионе, так и в глобальном масштабе.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs