Маленькая Черногория с населением в 625 тысяч человек и миниатюрной армией в 2200 солдат и офицеров в 2014 году надеется приобрести полноправное членство в НАТО. Об этом в последнее время постоянно говорят все ведущие политики Черногории.
На 49-й Мюнхенской конференции (1-3 февраля 2013 года) премьер Мило Джуканович особо подчеркнул результаты продвижения своей страны в направлении евроатлантической интеграции. Вслед за Джукановичем эту же мысль озвучил и председатель черногорского парламента Ранко Крипокапич.
Пентаговские специалисты уже давно работают над трансформацией черногорской армии по стандартам НАТО. Ежегодно на эти цели Вашингтон выделяет 3, 5 миллиона долларов. Правда, часть из этих денег идет за закупку американской техники и вооружений. США прекрасно понимают, что со старым "югославским" оружием черногорцы в альянсе будут выглядеть нелепо.
История показывает, что Соединенные Штаты давно мечтают прочно обосноваться на Балканах. Еще в 1948 году после конфликта Тито с Москвой Вашингтон тут же протянул крепкую руку помощи. Были сняты все запреты, и Югославия стала получать не только гуманитарную, но и военную помощь, новейшие технологии. Маршалу Тито давали все, что запрещалось для других соцстран. Дошло до того, что Народно-освободительная армия Югославии к началу 50-х годов стала четвертой по силе и мощи в Европе . В 1952 году Дуайт Эйзенхауэр, в то время командующий объединенными силами НАТО, а затем и президент США, предложил принять коммунистическую Югославию в Североатлантический альянс. Американцам нужно было срочно прикрывать южное крыло старого континента.
Тито для начала согласился принять новейшую американскую технику( танки, самолеты, военные корабли и прочее) стоимостью в 20 миллиардов долларов и был готов подписать документы о вступлении в НАТО, но в последний момент передумал.
После смерти Сталина в 1953 году Тито не переставал дружить с США и НАТО. Ему нужна была финансовая и военная поддержка. В адриатические порты страны заходили корабли ВМФ США, новейшее оружие поступало с завидной регулярностью. Всего за годы сотрудничества между Тито и американцами в Югославии оказалось почти 500 танков Sherman, 319 танков Раtton, 400 самоходных орудий Джексон, 1000 грузовых автомобилей и внедорожников, 400 самолетов.
Со смертью Тито в 1980 постепенно начала разваливаться на части и его страна, которая в начале 90-х погрузилась в пучину гражданских войн. Кстати, некоторые из тех, кто сегодня находится на самой вершине черногорского политического Олимпа и так стремится попасть в НАТО, весной 1999 года чуть ли не каждый день клеймили позором Брюссель и Вашингтон за ежедневные бомбежки Югославии. Сейчас в Подгорице стараются об этом не вспоминать.
Во время многолетней работы на Балканах мне не раз приходилось встречаться с политической элитой Сербии м Черногории. Летом 2004 года я брал большое интервью у Вука Драшковича. Тогда он был министром иностранных дел нового союзного государства Сербии и Черногории. В своем огромном кабинете на улице Князя Милоша Драшкович сделал тогда неожиданное для меня заявление:
"Что касается НАТО, сейчас Сербия и Черногория - остров, окружённый со всех сторон Североатлантическим альянсом. Именно поэтому мы тоже должны вступить в НАТО."
В июне 2006 года союз Сербии и Черногории перестал существовать и теперь черногорцы на всех парах устремились в Североатлантический альянс. Еще бы - самые ближайшие соседи - Албания, Хорватия уже в НАТО. Островом Черногория явно оставаться не хочет. У нее не только 200 километров Адриатического моря, но и великолепная природная гавань - Которский залив. Во времена социалистической Югославии здесь была основная база ВМФ. Сейчас, правда, она в запущенном состоянии, но при желании ее очень быстро можно восстановить.
Естественно, что в Подгорице прекрасно понимают, что вступление в блок налагает довольные жесткие обязательства. Прежде всего, это касается размещения военной и военно-морской инфраструктуры НАТО. Еще до вступления в альянс руководство Черногории согласилось на создание новой службы военной разведки. Ясно и то, что уже сейчас НАТО использует в интересах альянса воздушное пространство страны-кандидата, органы обслуживания воздушного пространства, систему противовоздушной обороны и прочее. Мало того, черногорцы должны привести все свои аэродромы в полное соответствие стандартам НАТО. В этом им должны помочь те же Соединенные Штаты.
Получается, что Черногория сама готова превратиться в недалеком будущем в очередную тыловую базу НАТО. Когда в конце марта 1999 года альянс начал операцию "Милосердный ангел" и 78 дней методично уничтожал Сербию и Черногорию с воздуха, трудно было себе представить, что за 14 лет из памяти людей сумеют стереть кошмары и ужасы натовской агрессии. Знаменитый балканский кинорежиссер Эмир Кустурица редко говорит о политике. Но в одну из нашим с ним встреч на Мокрой горе он сделал такой философский вывод: "Мир сегодня устроен так, что постоянно заинтересован в войнах. Несмотря на то, что в литературе войны постоянно осуждаются, против войн выступает большинство людей на планете, современные войны превратились в прибыльный бизнес. Это вечное предприятие, которое думает только о том, как заработать на человеческом горе. И самое главное лицемерие современного мира – те, кто организовывает войны, одновременно финансируют и антивоенные движения. Судьба человечества заплетена в тугой узел, который нельзя размотать. От войны к прибыли, от прибыли к новой войне. Так создаются капиталы и огромные состояния. Современные войны ведутся под лозунгами «Демократии и гуманности». Война, в результате которой мы потеряли Косово, называлась «Милосердный ангел». И никто не задает главный вопрос. Почему? Это говорит о том, что капитализм это главное военное предприятие. Если бы ангел спустился с небес и сказал американцам, что войн больше не будет никогда, то все бы остались без работы."
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs