В конце минувшей недели стало известно о том, что Европейский союз объединяет усилия для выявления российских махинаций. В частности правоохранительные органы ЕС в сфере финансовых преступлений будут проверять данные юриста Hermitage Capital Management Сергея Магнитского об отмывании российского капитала в европейских банках. Чем интересно это событие?
Во-первых, неуемным желанием несмотря ни на что найти хоть чего нибудь и в очередной раз устроить по этому поводу невероятный шум с новой кампанией в СМИ о вороватых российских чиновниках, бандитском бизнесе, русской мафии, ужасном инвестиционном климате, ну и естественно о необходимости реформ по подготовленным на образцово-показательном Западе лекалам. Упорство и страсть в этом вопросе действительно достойны восхищения, поскольку, как сообщалось ранее, надзорные органы Европы не подтверждают факта махинаций с российскими деньгами, однако после консолидации сил, следствие надеется все же выйти на след «грязных миллионов». Ведь найти и ткнуть носом очень хочется. Опять же политическая воля, материализованная в синхронизации усилий и указаний свыше на лицо, ибо без нее ни что не консолидируется и в рвении не преуспевает. Например, столь же активная борьба с собственными «пятнами на солнце». И это, во-вторых. Тут работы, как ярко демонстрируют нам сводки февраля, действительно непочатый край. А география какая, уровень, масштабы!
В Германии разгорается скандал с участием членов наблюдательного совета концерна Porsche, которые могут быть причастны к махинациям с акциями Volkswagen. Что касается отмывания «грязных» денег, то по данным федеральных ведомств Германии по уголовным делам и надзору за финансовым сектором, ФРГ пользуется в этом вопросе всё большей популярностью. «Поток нелегальных денег, пребывающих в Германию, особенно силен из Италии», - цитирует Reuters Фридриха Шнайдера - эксперта из университета Линца, изучавшего данную проблему.
Эта страна отметилась в феврале сразу двумя громкими скандалами.
Первый связан с одной из крупнейших в мире транснациональных нефтегазовых корпораций Eni SpA, присутствующей в 70 государствах. Ни какой-то «отмороженный» менеджер или юрист, а сам глава компании Паоло Скарони подозревается в международной коррупции. Речь идет о получении Eni и инжиниринговой компанией Saipem, где Eni принадлежит 43%, заказа на 11 миллиардов долларов от правительства Алжира. По версии следствия, для этого итальянские компании через фирму в Гонконге перевели в качестве взятки 197 миллионов евро ряду алжирских политиков.
Во втором случае речь также идет о корпорации с широкими международными связями, оборонно-промышленной компании Finmeccanica. По подозрению в участии в международной коррупционной схеме здесь также задержан не агент, не посредник, а первое лицо, - президент компании Джузеппе Орси. Разбирательство идет по делу о взяточничестве при заключении сделки о продаже 12 вертолетов производства Finmeccanica Индии. Партия винтокрылых машин была продана в 2010 году за 560 млн евро. По версии следствия, индийские чиновники получили комиссионные в размере 51 млн евро. Но самое главное даже не это. Самое главное это реакция на все происходящее. А реакция такая. Например, бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони, возглавивший на парламентских выборах правоцентристскую коалицию, 14 февраля высказался в защиту подозреваемых в международной коррупции предпринимателей, заявив, что без взяток бизнес в «третьих странах» вести невозможно. «Взятки - феномен, который нельзя отрицать, особенно когда ведутся переговоры в странах третьего мира или с определенными режимами», - сказал Берлускони в телеинтервью. Ну, разве не браво?! Действительно, как еще вести дела с дикарями? И потом, развратив, разложив их, не бусами и «огненной водой», так зелеными миллионами и видами на жительство, получаешь сразу массу выгод. Первое, - собственно сами, выгодные заинтересованным сторонам и невыгодные туземным странам, контракты, обязательства и тому подобное. Второе, - подкупленная элита, это мощнейший рычаг влияния, опорная точка для различных форм воздействия, получения выгод, преференций и проведения в жизнь долгосрочных планов. Ну и третье, - крупный козырь в информационно-пропагандистской войне, в том числе и против нелояльных, и мыслящих в «неверном» направлении элементов в своей стране. По принципу: «Да вы посмотрите, что там делается, какая там коррупция, какой бизнес и инвестиционный климат, какое вообще всё ужасное!». А кто в этом во всём играет далеко не последнюю, а то и главную роль, кто инициирует и поощряет, кто укрывает беглых воров и коррупционеров на своей территории, рядя их в тоги политических страдальцев, - не существенно.
Соседка Италии прославилась по-своему. Эхо громких коррупционных скандалов в Испании докатилось до Брюсселя, пишет El Pais, в распоряжении которой оказался служебный доклад Еврокомиссии, предостерегающий о негативных последствиях текущих инцидентов в этой стране. ЕК особо выделила историю с публикацией предполагаемого архива экс-казначея правящей Народной партии Луиса Барсенаса, который «зафиксировал, что почти всем членам руководства партии, в том числе премьеру Рахою, выдавались тысячи евро». Глава правительства, разумеется, все отрицает. «Испанцы утратили доверие к своим политикам», - говорится в докладе. На этом фоне еврочиновники вынуждены констатировать, что коррупция - один из факторов, подрывающих доверие инвесторов к Испании. При этом, в публичных заявлениях Брюссель «почтительно и почти непреклонно», умалчивает о деле Барсенаса, замечает автор статьи. Ну, если они не будут умалчивать, а начнут громко и в открытую, как потом обрушиваться с праведным гневом на ту же Россию? Вводить вслед за США «списки Магнитского»? Объединять усилия для нового, тщательного расследования? Как?
Кстати о США. Нигде особо не афишируется, например тот факт, что только в одном штате Иллинойс 4 из 6 последних губернаторов сидели или сидят в тюрьме по обвинениям в коррупции. Ну и что? Подумаешь один штат – это не показатель. Да, но именно оттуда взошел на вашингтонский олимп успешный иллинойский политик Барак Обама. И пытавшийся в 2008 году продать его освободившееся в связи с избранием президентом место в сенате, губернатор Благоевич мог быть частью одной системы, называемой иногда «чикагская машина» демократической партии. Республиканцы тоже не лыком шиты. Одного из ярких кандидатов от этой партии в недавней президентской гонке Ньюта Гингрича журналисты обвинили (2012 год) в получении денег от крупных корпораций за услуги по лоббированию их интересов. Гингрич мог официально зарегистрироваться в качестве лоббиста, но не сделал этого. В качестве его клиентов в частности упоминаются одно из крупнейших ипотечных агентств США FreddieMac и Ассоциация фармацевтических компаний США (Pharmaceutical Researchand Manufacturers of America). Гингрич лично убеждал членов Конгресса голосовать за выгодные компаниям решения. Несмотря на то, что респектабельные американские эксперты, политики и экономисты не любят распространяться на эти темы, деловая коррупция в США набирает обороты. По данным ФБР, только с 2003 по 2009 годы она увеличилась на 60%. Кризис дал резкий всплеск росту такого рода преступлений. Только за два первых кризисных года по обвинению в этом виде преступлений было осуждено более 1600 правительственных служащих США. Речь идет о представителях федеральных учреждений, органов власти в штатах, полицейских. И это, как и в Европе (в конце прошлого года опрос Eurobarometer показал, что 74% европейских респондентов считают коррупцию серьезной проблемой для своих стран), по-видимому, лишь вершина айсберга. Не зря в нынешнем феврале в своем ежегодном послании Обама призвал Конгресс бороться с коррупцией в своих рядах (!) и объявил о создании группы по борьбе с финансовыми преступлениями. Видимо есть веские основания, которые впрочем, традиционно не афишируются.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs