Вступительное слово С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел КНР Ян Цзечи, Москва, 22 февраля 2013 г.

11:50 25.02.2013

Мы провели насыщенные переговоры, которые вновь подтвердили единство взглядов России и Китая по большинству обсуждавшихся вопросов. В центре нашего внимания была подготовка к визиту в Россию Председателя КНР и график других контактов на высоком политическом уровне на текущий год. График контактов предельно насыщенный. Кроме саммита в Москве лидеры России и Китая будут вместе участвовать в целом ряде международных форумов, включая саммит «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге, саммит БРИКС, который состоится в конце марта в ЮАР, саммит ШОС. Предстоят также встречи глав правительств, профильных вице-премьеров по экономическим, гуманитарным и энергетическим вопросам, ежегодные встречи руководителей парламентов двух государств, а также молодежные, научные, образовательные контакты. Так что палитра нашего взаимодействия как никогда богата.

Органичной и важной частью взаимодействия России и КНР является сотрудничество по внешнеполитическим вопросам. Только что подписанный План консультаций между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел КНР на 2013 г. охватывает совместные мероприятия почти по 60 направлениям. Мы уже преступили к выполнению Плана. В качестве одной из важных задач рассматриваем координацию совместных действий в рамках «Группы двадцати», в том числе и в контексте подготовки к предстоящему в сентябре с.г. в Санкт-Петербурге саммиту «двадцатки».

Рассмотрели ход подготовки к саммиту БРИКС в ЮАР. БРИКС впервые будет встречаться на Африканском континенте. Исходим из того, что к этому очень важному мероприятию готовится хороший конкретный и содержательный набор важных документов.

Россия и Китай привержены дальнейшему укреплению Шанхайской организации сотрудничества в качестве важного механизма продвижения многосторонних экономических и социальных проектов. Мы также привержены использованию потенциала ШОС в целях обеспечения стабильности и безопасности в Центральной Азии.

В рамках нашего взаимодействия по проблематике Азиатско-Тихоокеанского региона две наши страны продвигают выдвинутую в 2010 г. совместную российско-китайскую инициативу об укреплении безопасности в АТР, которая основывалась бы на принципах равноправия, взаимного уважения и учета интересов друг друга в этой важной сфере.

Под углом обеспечения безопасности в АТР мы рассмотрели такую острую сегодня проблему, как обстановка на Корейском полуострове, существенно обострившуюся в результате проведенного КНДР ядерного испытания. Россия и Китай занимают единую позицию: мы считаем эти действия неприемлимыми, заслуживающими осуждения и адекватной реакции со стороны СБ ООН. При этом принципиально важно не использовать нынешнюю ситуацию для раскручивания гонки современных и каких-либо других вооружений в этом регионе как предлог для военного вмешательства извне и перекрытия шансов на возобновление шестисторонних переговоров.

Россия и Китай занимают и продвигают единые позиции на соответствующих переговорных площадках по вопросам, касающимся положения дел на Ближнем Востоке и Северной Африке, включая сирийский кризис, ситуацию вокруг Афганистана, ИЯП и другие кризисные точки. Во всех этих случаях вместе с китайскими друзьями руководствуемся одними и теми же принципами – необходимостью соблюдать международное право, уважать процедуры Устава ООН, не допускать вмешательства, тем более силового, извне во внутренние конфликты и полагаться исключительно на политико-дипломатическое урегулирование кризисных ситуаций.

В целом, переговоры подтвердили нацеленность обеих сторон на дальнейшее углубление отношений стратегического взаимодействия и всеобъемлющего партнерства между Россией и КНР, на совместное продвижение позитивной повестки дня в международных отношениях, обеспечение их демократизации и торжества верховенства международного права.

Вопрос: СБ ООН в очередной раз не смог осудить теракт, совершенный недавно в столице Сирии. Не считаете ли Вы, что это способствует распространению терроризма не только в этой стране, но в регионе в целом, а также нацелено на срыв начала диалога между сирийскими сторонами?

С.В.Лавров: Насколько я понимаю, речь идет о теракте, который произошел в непосредственной близости от Посольства России в Дамаске и который нанес ущерб зданию дипмиссии. Слава Богу, никто из наших граждан не пострадал, хотя среди сирийцев есть значительные жертвы.

Практически все члены СБ ООН были готовы поддержать предложение российской стороны твердо осудить исполнителей и организаторов этого террористического акта. Это сделать не удалось. Прежде всего, из-за того, что представители США оказались к этому не готовы. Уже не в первый раз наши американские партнеры в Совете Безопасности отказываются безоговорочно осудить террористические акты в Сирии, пытаясь, по сути, найти дополнительные формулировки, которые прямо или косвенно оправдывали бы тех, кто такими методами борется с режимом. Это вызывает разочарование, поскольку до недавнего времени все без исключения члены СБ ООН всегда были привержены позиции решительного осуждения любых терактов независимо от того, кем, где и по каким мотивам они были совершены.

Напомню, когда в 2012 г. был совершен теракт в Бенгази, в результате которого погибли американские дипломаты, российская сторона без колебаний, не запрашивая времени на раздумья, безоговорочно осудила эту акцию, ни с чем ее не увязывая, в том числе с событиями, приведшими Ливию к тому состоянию, в котором она сегодня находится. В случае данного теракта, от которого пострадало здание российского Посольства в Дамаске, представители США в ООН заняли иную позицию, предлагая как-то сбалансировать безоговорочное осуждение его исполнителей. Считаем это проявлением двойных стандартов, усматриваем в этом опасную тенденцию отхода американских коллег от основополагающего принципа безоговорочного осуждения любого теракта – принципа, который обеспечивает единство мирового сообщества в борьбе с террором. Рассчитываем, что в Вашингтоне серьезно отнесутся к этой ситуации, рассмотрят причины, по которым представители США в ООН заняли непонятную и неприемлемую позицию, и сделают необходимые выводы.


mid.ru

Версия для печати