ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Уроки болгарского

15:40 21.02.2013 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Болгарию лихорадит. Граждане, возмущённые повышением тарифов ЖКХ, вышли на улицу. В столкновениях с полицией пострадали уже более двадцати человек, но страсти не утихают. В одной только Софии численность демонстрантов превысила 2 000 человек. Всего же на улицы вышли около 100 000 болгар в 35 городах страны.

Эти события привели к существенному переформатированию политической сцены Болгарии. Глава правительства Бойко Борисов 20 февраля подал в отставку вместе со своим кабинетом, заявив, что не желает  «работать в правительстве, ответственном за избиение людей». В отставку был отправлен непопулярный министр финансов Симеон Дянков. Если за этим последует отставка всего кабинета, будет сформировано т.н. служебное правительство, в обязанности которого войдёт организация и проведение в ближайшие три месяца парламентских выборов.

Болгария – самая бедная страна Европейского Союза. В постсоциалистическую эпоху её сотрясали один кризис за другим, и более-менее ситуация стабилизировалась к 2004 г., когда Болгария смогла достичь уровня жизни, сопоставимого с 1989 г.  Пережив эпоху хищнической приватизации, которая продолжалась до конца 1990-х, в XXI столетие страна шагнула с целым ворохом экономических проблем: устаревшая инфраструктура, отраслевая задолженность, нестабильный финансовый рынок. Хотя нельзя совершенно отрицать успешность некоторых структурных реформ, позволивших стране пережить тот непростой период.

Глядя на Болгарию, можно сказать, что лихорадит не одну Болгарию, лихорадит всё европейское сообщество. Экономический крах Греции, финансовые трудности Португалии, волнения во Франции, и, теперь, в Болгарии. Закончен ли список? Вряд ли. СМИ всё чаще сообщают о тревожных тенденциях в экономике Италии, Испании, и других европейских государств. В чём причина медленного превращения европейской сказки в суровую экономическую реальность?

Не будем преувеличивать, и ставить Европе, которая обладает достаточным экономическим потенциалом, неизлечимый диагноз. Но нельзя не отметить, что стратеги европейской интеграции не смогли предвидеть всех негативных последствий скороспелого вхождения восточно-европейских государств в европейскую семью народов. Не секрет, что часто во власть проникали представители коррумпированной восточно-европейской бюрократии, которым за клятвы в верности принципам западной демократии сильные мира сего прощали многие грехи.

Эти процессы охватили не только Болгарию, а всю Восточную Европу, проходившую через жёсткий процесс геополитической «ломки» - цунами бездумной демократии в несколько этапов. Сначала в информационном поле действовали запущенные извне медиа-вирусы об «общечеловеческих ценностях», затем новоиспечённым демократам позволили взять под контроль финансовые активы и стратегические отрасли производства.  В Восточной Европе удалось скомпрометировать на долгие годы западные ценности (1). Но это устраивало западное сообщество по геополитическим соображениям. «Проглотить» как можно больше бывших социалистических стран, и переконфигурировать геополитический ландшафт всего региона – такова была главная цель Запада в 1990-е и начало 2000-х. Свою роль сыграли и экономические соображения. Насквозь коррумпированная система власти, лишённая морально-политических ориентиров, оказавшись один на один с акулами международной политики, была податлива на всякие внушения, а порвавшая с советским прошлым Восточная Европа представляла собой невспаханное поле для транснационального бизнеса.

Сегодня из уст возмущённых болгар звучат обвинения в адрес компаний-посредников, уютно обустроившихся на рынке энергоуслуг, в искусственном повышении тарифов. По-ленински звучат призывы к национализации частных энергораспределительных фирм CEZ, EVN и Energo-Pro и отключению от общей системы энергоснабжения частных тепловых электростанций, продающих свои услуги потребителям по завышенным ценам. Оказавшись в объятиях рыночного фундаментализма, Болгария сотрясается не только от экономических неурядиц, но и страдает от кризиса идентичности. В условиях, когда с прошлым безвозвратно покончено, а будущее ещё неопределённо, людям свойственно пускаться на поиски различных идентитарных моделей, которые бы более отвечали текущему моменту. Так, в Болгарии появились сторонники тюркской теории происхождения болгарского народа. Тюркский субстрат болгар не отрицался историками и ранее, но современные «тюркисты» призывают отказаться от взгляда на болгар, как на славянский народ, считая его народом исключительно тюркским. Рост националистических настроений и поисков своего утерянного «я» неизбежны в условиях духовного опустошения, больной экономики и увлечения светской идеологией.

Что требуется для реального выздоровления болгарской экономики? В первую очередь, структуризация экономики с целью избавить её от лишнего балласта в виде целой грозди частных корпораций, втиснувшихся посредниками между народом и государством. Демонстративный и громкий уход Бойко Борисова в отставку не должен скрывать от нас той роли, какую его кабинет играл в проведении в Болгарии рыночных реформ.  Являясь создателем партии «ГЕРБ» (Граждане за европейское развитие Болгарии), он – сторонник настороженного отношения к России. В 2009 г. «ГЕРБ» завоевала большинство мест в парламенте, а непосредственную линию партии определяли приближённые к власти либеральные экономисты. По инициативе Б. Борисова были подвергнуты проверке все соглашения предыдущего правительства с Россией, в т.ч. в энергетической сфере, он высказался за прокладку газопровода «Набукко» в обход России. Кабинет Б. Борисова был на передовой рыночных реформ, и его уход в отставку можно расценивать, как удачный пропагандистский трюк, который сохранит за ним симпатии населения.

Бросится ли Европа на помощь Софии? Вряд ли, если помощь и будет оказана, её объёмов будет недостаточно для окончательного выздоровления. Старожилы ЕС, Франция и Германия, несущие на себе бремя финансовой поддержки хромающих новичков, устали от своей героической миссии. Для Болгарии было бы выгодно максимально использовать  особенности своего географического положения, развивая сотрудничество и с Россией, и с Западом. София могла бы играть принадлежавшую ей ранее роль ключевого элемента большого коммуникационного каркаса, простиравшегося от Советского Союза до Юго-Восточной и Центрально-Восточной Европы. Теперь от этого каркаса остались лишь обломки: инфраструктурные мощности не обновлялись, промышленные связи не восстанавливались. Но если София решится на более тесное экономическое сотрудничество с Россией, в дело вступит холодная геополитика, и Болгарии не позволено будет уйти в слишком уж самостоятельное плавание.

 

1) Дергачев В.А. «Геополитика. Русская геополитическая энциклопедия»

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати