Выступление С.В.Лаврова на третьей министерской встрече «Северного измерения», Брюссель, 18 февраля 2013 года

12:38 19.02.2013


Уважаемая г-жа Председатель,

Уважаемые коллеги,

Хотел бы, прежде всего, поблагодарить наших хозяев за гостеприимство.

Восемь лет – достаточный срок, чтобы обновленная нами на основе равноправного участия четырех партнеров и софинансирования согласованных проектов политика «Северного измерения» доказала полезность и для граждан наших стран, и для поддержания климата доверия и сотрудничества в регионе.

«Северное измерение» является платформой для сопряжения потенциалов региональных стратегий и планов четырех партнеров, в том числе Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации (СЗФО) на период до 2020 г. и Балтийской стратегии Евросоюза.

Упомянутая стратегия комплексного развития Северо-Западного округа – а именно он входит в регион «Северного измерения» - была утверждена Правительством Российской Федерации в ноябре 2011 года. Она охватывает все области жизни округа – от машиностроения, науки и инноваций до миграционной политики, приграничного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности. Особое внимание уделяется энергоэффективности, социальному развитию, повышению благосостояния населения, охране окружающей среды. Само географическое положение Северо-Запада России предопределяет активное участие в обеспечении экономических связей России с Евросоюзом и иными зарубежными партнерами. Правительство Российской Федерации будет приветствовать дальнейшие шаги партнерств «Северного измерения», направленные на содействие достижению целей Стратегии, в том числе в контексте реализации Партнерства для модернизации Россия-ЕС.

Сегодня было бы особенно важно сконцентрироваться на определении общих для России, других партнеров и ЕС задач и проблем, которые мы могли бы разрешить совместными усилиями, опираясь на ресурсы российской стратегии и балтийской стратегии Евросоюза. Наши эксперты уже занимаются проработкой первых проектных идей для совместной реализации в регионе Балтийского моря.

Являясь внутренним документом Российской Федерации, Стратегия оказывает влияние на участие российских регионов не только в «Северном измерении», но и в Совете государств Балтийского моря (СГБМ), Арктическом совете (АС), Совете Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), программах приграничного сотрудничества Россия-ЕС (ППС). Пользуясь случаем, хотел бы подтвердить наше стремление продолжать ППС на период до 2020 г. на условиях равноправного партнерства и софинансирования.

Уважаемые коллеги,

Наличие в регионе «Северного измерения» большого числа партнеров, индивидуальный вклад которых, несомненно, обогащает уже весьма плотную ткань регионального сотрудничества, требует системного видения организации взаимодействия. Поэтому мы приветствуем содержащееся в проекте Совместного заявления нашей встречи поручение активизировать работу по продвижению именно такого всеобъемлющего подхода.

Необходимо проанализировать, где «сквозное» сотрудничество между региональными игроками может принести существенную добавленную стоимость, ориентируясь на перспективу.

При этом нельзя забывать, что делами европейского Севера занимаются не только субрегиональные, но и общеевропейские организации. Упомяну в этой связи утвержденные в Совете Европы и охватывающие большинство стран континента культурные маршруты «Ганза» и «Дорога викингов», наше взаимодействие по другим направлениям. Предлагаем и далее развивать совместные проекты в эти непростые для европейской экономики времена.

Особое значение имеет сохранение деполитизированного характера сотрудничества на Севере Европы во всех форматах. Пока это не всегда удается. Необходимо, в частности, выполнить наше общее решение более, чем двухлетней давности о предоставлении Минску статуса наблюдателя в СИ и о расширении сотрудничества с нашими белорусскими соседями по линии партнерств СИ.

Сегодня нам предстоит обстоятельный разговор о каждом из этих Партнерств. Российская Федерация заинтересована в их эффективном развитии. Будем способствовать тому, чтобы последовательно продвигаться к нашим общим целям, работать над урегулированием возникающих проблем. Уверен, что свой вклад в эту работу внесет и Деловой совет СИ, очередное заседание которого намечено на 4 апреля в Санкт-Петербурге.

В ближайшее время хотим уделить повышенное внимание расширению возможностей Института «Северного измерения», более полному вовлечению в его работу российских ВУЗов. Может быть, со временем Институт перерастет в новое партнерство СИ в целях содействия инновационному развитию Севера. Одновременно считаем важным укреплять исследовательскую деятельность ИСИ. Например, можно было бы проанализировать перспективы развития торгово-экономических связей в регионе с учетом вступления России в ВТО, обобщить опыт государственно-частного партнерства.

Активно участвуя в процессах сотрудничества на европейском Севере, мы не видим каких-либо неразрешимых противоречий и уж тем более вопросов, которые могли бы потребовать военного решения или присутствия в регионе военно-политических блоков. Это было бы чревато размывом нынешней конструктивной схемы взаимодействия между государствами.

Европа давно «созрела» для выработки новой архитектуры – равноправной, внеблоковой и транспарентной, основанной на принципах неделимой и комплексной безопасности, приверженности международному праву. И Север нашего континента вполне может внести свой вклад, а то и показать пример в решении этой задачи, что помогло бы полнее реализовать весомый потенциал региональной интеграции. Ведь сама по себе коллективная работа в рамках «Северного измерения», Арктического совета, СБЕР, СГБМ, по сути, является современной мерой доверия, вносящей дополнительный элемент стабильности, конкретным ответом на нередкие алармистские пророчества о «неизбежности», дескать, конфликтов на Крайнем Севере. Надо и далее развивать и укреплять сотрудничество, наращивая синергию и координацию между соответствующими механизмами.

Считаем также, что в рамках этих механизмов следует больше внимания уделять поиску совместных подходов к противодействию радикализму, ксенофобии, ультраправому экстремизму, к задачам продвижения толерантности, обеспечения прав человека на основе универсальных и общеевропейских конвенций, что будет способствовать дальнейшему укреплению доверия, созданию дополнительных условий для успешной реализации совместных проектов на Севере в интересах, прежде всего, наших народов.

Спасибо за внимание.


mid.ru

Версия для печати