Уважаемые дамы и господа,
Мы провели очень содержательные переговоры по двусторонним вопросам, ситуации в Европе, на Ближнем Востоке, Северной Африке и другим международным проблемам. Единодушно сделали вывод, что отношения между Россией и Бельгией развиваются весьма успешно, прежде всего, в экономической области. У нас богатая повестка дня в гуманитарной сфере и хороший политический диалог. В экономике Бельгия неизменно является надежным деловым партнером, и, несмотря на кризис, нам удается удерживать товарооборот на хорошем уровне, который в прошлом году превысил 10 млрд. долларов. Энергично развивается инвестиционное сотрудничество. Бельгийские фирмы активно осваивают Российскую Федерацию. Хочу отметить их активность в регионах нашей страны. Наши компании также идут в Бельгию и встречают там нормальное отношение к своим планам. Рассчитываем, что любые вопросы, которые могут возникать в связи с инвестиционным сотрудничеством, будут решаться на основе обоюдоприемлемых договоренностей при необходимой политической поддержке и поощрении наших правительств.
Исходим из того, что осенью этого года в Брюсселе состоится очередная 9-я сессия Смешанной комиссии по экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Бельгийско-люксембургским экономическим союзом, которую со стороны Бельгии возглавляет Д.Рейндерс. Мой коллега, до того как стал Министром иностранных дел, почти 10 лет возглавлял Министерство финансов. Поэтому нам интересно услышать его оценки перспектив преодоления проблем еврозоны.
Мы обсудили сотрудничество России и Евросоюза. Ценим конструктивную позицию Бельгии в пользу углубления нашего партнерства и в продвижении в безвизовом диалоге. Рассмотрели состояние дел в Совете Россия-НАТО. У нас есть общее понимание необходимости укреплять отношения на основе принципа равной и неделимой безопасности, который был провозглашен во время создания Совета и оформления отношений между Россией и Северо-Атлантическим альянсом.
Из региональных проблем нас особо тревожит происходящее в Сирии, Мали, регионе Великих озер. Считаем, что необходимо искать решения, которые способствовали бы скорейшему успокоению ситуации и помогали бы скорее и эффективнее прекращать насилие и решать гуманитарные проблемы, которые множатся во всех горячих точках.
Безусловно, обменялись мнениями по ряду других вопросов, включая ИЯП, сохраняющиеся конфликтные ситуации, включая Приднестровскую проблему, Нагорно-Карабахское урегулирование. У нас общий интерес в поиске решений, которые, повторю, устраивали бы все заинтересованные стороны и опирались бы на правовую основу.
Считаю, что в целом переговоры прошли продуктивно и рассчитываю на продолжение нашего диалога. Мой коллега пригласил меня посетить с визитом Бельгию, и я с удовольствием принимаю это приглашение. По срокам визита мы договоримся позднее.
Вопрос: На днях кандидат на пост Госсекретаря США Дж.Керри, комментируя ситуацию в Сирии, сказал, что в деле урегулирования конфликта не обойтись без России. Означает ли это, что американцы понимают необходимость возвращения к Женевскому коммюнике или поиска иного выхода?
С.В.Лавров: Я надеюсь, что США понимают необходимость сделать все, чтобы выполнить Женевское коммюнике. Когда мой будущий коллега упоминает о необходимости помощи со стороны России, могу ответить, что такую помощь мы уже оказываем, содействуя усилиям по урегулированию. Именно Россия вместе с К.Аннаном была инициатором проведения встречи в Женеве 30 июня 2012 г., на которой в рамках переговорного марафона, длившегося более 8 часов, мы смогли согласовать известное коммюнике. Главным содержанием этого документа являются обязательства всех участников женевской встречи потребовать от всех сирийских сторон прекращения кровопролития, а от правительства и оппозиции - назначения переговорщиков, которые должны между собой достичь согласия о составе и полномочиях «переходного управляющего органа». Это - сердцевина женевских договоренностей. Для меня остается загадкой, почему они сейчас не выполняются. Активно помогаем их продвижению, работая как с правительством Сирии, так и со всеми без исключения группами оппозиции, тогда как большинство других участников женевской встречи работают только с оппозицией, причем в одном направлении.
На данном этапе наша помощь должна заключаться в том, чтобы убедить всех участников женевской встречи осознать существующую в Сирии печальную реальность, перестать поддерживать войну «до победного конца», потому что именно в этом заключается позиция тех, кто требует исчезновения тем или иным способом Президента Б.Асада. Необходимо помочь им присоединиться к нам в работе как с оппозицией, так и с правительством с тем, чтобы все-таки добиться выполнения ключевой женевской схемы.
Пользуясь случаем, хотел бы прокомментировать другой ее аспект. Недавно в ответ на просьбы российских граждан (в основном, гражданок), проживающих постоянно в Сирии, мы помогли им перебраться в Россию на самолетах МЧС, доставлявших в регион гуманитарную помощь, я слышал очередной комментарий официального представителя Госдепартамента США. Она сказала, что усматривает в этом факте свидетельство того, что Россия разочаровалась в режиме и прекращает его поддерживать. Мы никогда режимом не «очаровывались» и никогда его не поддерживали. Все наши действия, направленные на содействие выполнению женевской договоренности о формировании «переходного управляющего органа», подтверждают, что мы хотим стабилизации обстановки и создания условий для того, чтобы сами сирийцы определили судьбу своего народа, страны, руководства. В этом заключается наша позиция, а не в поддержке того или иного «персонажа» этой трагедии. Рассчитываю, что наши коллеги из других стран будут более корректно комментировать происходящее в Сирии с точки зрения действий России.
Вопрос: На прошлой неделе США заявили о выходе из рабочей группы по гражданскому обществу Российско-американской Президентской комиссии. Получила ли российская сторона официальное уведомление об этом? Как Вы можете прокомментировать ситуацию?
С.В.Лавров: Американские представители сказали нам, что приняли решение прекратить деятельность этой рабочей группы. Мы сначала узнали об этом из публичных комментариев. Официально представители Госдепартамента США передали нам это не на бумаге, а на словах.
Группа по гражданскому обществу в рамках Президентской комиссии создавалась по инициативе США. Мы поддержали эту инициативу, считая полезным прямой канал диалога между Администрациями в Москве и Вашингтоне. Если сейчас у американской стороны отпал интерес к подобному прямому каналу, то это - их выбор. Мы не можем заставить сохранять группу, если они в ней больше не заинтересованы.
Возможно, позиция США объясняется тем, что в прошлом году вышел доклад Уполномоченного МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права К.К.Долгова по положению дел с правами человека в США. Может быть, американские коллеги сочли, что им достаточно данного доклада, чтобы понять позицию России. Больше не могу вам ничего сказать.
Вопрос: По некоторым сообщениям, 28-29 января должна была состояться встреча «шестерки» международных посредников с представителями Тегерана по иранскому ядерному досье. Насколько я знаю, встреча не состоялась. Есть ли понимание, когда и где она сможет пройти?
С.В.Лавров: Встречу действительно перенесли. К моему огромному сожалению, причины таких задержек совершенно неудовлетворительны. Некоторые партнеры по «шестерке» и иранская сторона никак не могут прийти к договоренности о том, где конкретно собираться – в какой стране, в каком городе. Идет идеологизированный спор из-за места проведения встречи. Я не вижу никакого смысла в продолжении такого «вязкого» разговора по в целом пустяшному поводу. Мы готовы встречаться в любой точке, как можно скорее. Считаем, что суть переговоров важнее антуража, который может создать тот или иной населенный пункт. Рассчитываю, что возобладает здравый смысл, и мы перестанем капризничать, как малые дети.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs