Уважаемые дамы и господа, добрый день,
Рад приветствовать вас на традиционной встрече, посвященной подведению внешнеполитических итогов 2012 года.
Прошедший год был непростым. Отмечалось усиление неравномерности глобального развития, возрастала нестабильность, бурлил Ближний Восток. Самую серьезную озабоченность вызывает развитие ситуации в Сирии и вокруг нее. В регионе чуть ли не ежедневными стали террористические акты, бесконтрольно распространяется оружие, происходит инфильтрация боевиков, в том числе в Сахаро-Сахельскую зону. Ситуация в Мали ощущает на себе последствия событий в Ливии. Очень тревожным звонком стал захват заложников в Алжире. За истекший период нам не удалось серьезно продвинуться в реальном решении проблем нераспространения оружия массового уничтожения – я имею в виду ситуацию вокруг иранской ядерной программы (ИЯП), ядерную проблему Корейского полуострова, ситуацию с созывом Конференции по вопросу о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения.
Проявилась тенденция к стремлению вновь полагаться на фактор силы, решать собственные проблемы за счет других. Непросто обстоят дела в мировой экономике, особенно в еврозоне. Продолжался поиск вариантов преодоления последствий глобального экономического кризиса.
В целом очевидно, что мир переживает беспрецедентный по историческим меркам переходный период, сопровождающийся перелицовкой геополитического ландшафта, формированием новой расстановки сил. В этих условиях Россия стремилась проводить ответственную внешнюю политику, выстраивать на международной арене коллективные действия в интересах укрепления безопасности и стабильности, урегулирования конфликтов путем поиска разумных компромиссов, а также через развитие полноценного диалога и сотрудничества со всеми государствами. Российские приоритеты были неоднократно изложены в выступлениях Президента Российской Федерации, в его статье «Россия и меняющийся мир», в Указе Президента В.В.Путина от 7 мая 2012 г. и затем в Послании Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. В основе наших действий по-прежнему лежали проверенные временем принципы прагматизма, открытости, многовекторности, предсказуемости, настойчивого, но без сползания к конфронтации продвижения национальных интересов.
В качестве ключевой рассматриваем поставленную Президентом В.В.Путиным задачу способствовать созданию богатой и благополучной России, обеспечивать благоприятные внешние условия для долгосрочного устойчивого развития страны с опорой на уникальную ресурсную базу, огромный человеческий потенциал, укрепления ее позиций как равноправного партнера на мировых рынках и в целом в международных делах. Последовательно добивались создания условий для максимально эффективного использования возможностей экономического и научно-технологического сотрудничества с зарубежными партнерами для решения национальных задач.
Мы продолжаем укреплять позиции нашей страны как одного из ведущих центров силы и влияния формирующейся новой полицентричной системы, отвечающей реалиям и задачам XXI века. Важнейшим направлением работы в 2012 г. было активное продвижение интеграционных процессов на пространстве СНГ. Это – наш естественный приоритет. Добивались закрепления за участниками Содружества Независимых Государств достойного места в усложняющемся и высококонкурентном мире.
Практическое воплощение этот курс получил в одобренной на заседании Совета глав государств-участников СНГ 5 декабря (прошлого года) в Ашхабаде Декларации о дальнейшем развитии всестороннего сотрудничества и подписанном Соглашении об организации интегрированного валютного рынка. Нет необходимости в очередной раз подчеркивать значение Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ – это очень важный шаг. Продолжали углублять интеграцию в таких форматах, как Таможенный союз, Единое экономическое пространство, ЕврАзЭС. Как известно, было принято решение о начале работы с февраля 2012 г. Евразийской экономической комиссии (в настоящее время этот механизм уже активно функционирует), а с 1 января 2015 г. - Евразийского экономического союза.
Эти процессы развиваются не в замкнутом пространстве. Исходим из того, что интеграционная «тройка» (Россия, Белоруссия, Казахстан) подтвердила открытость своего объединения для других участников СНГ, прежде всего членов ЕврАзЭС. В целом интеграция опирается на принципы, лежащие в основе аналогичных процессов в Евросоюзе, принципы Всемирной торговой организации. Это дает нам основание полагать, что цель, выдвинутая Президентом В.В.Путиным, - создание в перспективе единого экономического и человеческого пространства от Атлантики до Тихого океана – вполне реализуема. Говоря об интеграционных процессах, подчеркну, что в 2012 году укреплялась ОДКБ как многофункциональная структура реагирования на вызовы и угрозы.
Продолжали работу по развитию двустороннего сотрудничества со странами СНГ, включая, разумеется, наших коллег по Таможенному союзу (Казахстан, Белоруссию), Украину, страны Центральной Азии и Закавказья.
В целом все наши инициативы были направлены на продвижение позитивной, содержательной повестки дня, нацеленной на объединение усилий всех участников международных отношений. Так мы действовали в рамках ООН, «двадцатки», «восьмерки», ШОС, БРИКС. В ходе своего предстоящего председательства в 2013-2015 гг. в «Группе двадцати», «Группе восьми», ШОС и БРИКС рассчитываем использовать свои функции для дальнейшего продвижения объединительных, конструктивных подходов к различным проблемам.
Итоги декабрьского саммита Россия-Евросоюз в Брюсселе подтвердили серьезный потенциал уже имеющегося стратегического партнерства. Была продолжена работа в энергетической сфере. Как известно, полностью функционирует вторая очередь газопровода «Северный поток», началась практическая реализация «Южного потока». Ключевым пунктом в наших отношениях с ЕС остается скорейший переход к безвизовому режиму для краткосрочных поездок граждан. Все технические и юридические вопросы для этого решены, дело - за политической волей. Мы в этом твердо уверены, о чем и сказали нашим партнерам.
Отношения между Россией и США по-прежнему имеют главное значение для решения вопросов евроатлантической безопасности и в целом поддержания глобальной стабильности. Мы заинтересованы в конструктивном диалоге, развитии стабильного взаимовыгодного сотрудничества, особенно в сфере инвестиций, торгово-экономических связей, контактов между людьми. В 2012 году между нашими странами вступило в силу Соглашение об упрощении визовых формальностей для туристов и бизнесменов. Теперь мы поставили цель - и надеюсь, американские коллеги ее конструктивно рассмотрят, - продвижение к безвизовому режиму.
В наших отношениях есть и трудные вопросы – не буду подробно останавливаться на проблеме ПРО, об этом вам хорошо известно. Известны вам также и те негативные последствия, которые повлекло за собой принятие одиозного санкционного «закона имени С.Магнитского», который, по сути, подменил антисоветский закон Джексона-Вэника антироссийским. Несмотря ни на что, мы и в дальнейшем будет отвечать на недружественные шаги. Вместе с тем в корне нашей позиции лежит готовность к развитию российско-американских связей по всем направлениям, заинтересованность в координации действий на международной арене, исходя из фундаментальных принципов равноправия, взаимного уважения интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга.
Именно на такой основе продвигали наши отношения с Североатлантическим альянсом. На декабрьском (2012 г.) министерском заседании Совета Россия-НАТО отметили, что по целому ряду направлений сотрудничество развивается в целом успешно. Но залогом выхода партнерства на качественно новый уровень стало бы решение проблемы создания в Евро-Атлантике архитектуры равной и неделимой безопасности, опирающейся на прочные, юридически обязывающие договоренности. Наши предложения на этот счет известны и остаются на столе переговоров.
В целом в прошедшем году все наши действия выстраивались на основе принципов уважения верховенства права, демократических норм и коллективных начал в международных отношениях, безальтернативности центральной роли ООН, ее Совета Безопасности, недопустимости использования СБ ООН для легитимизации внешнего вмешательства во внутренние конфликты. Этим мы руководствуемся применительно и к ситуации на Ближнем Востоке, и в Северной Африке, включая сирийский кризис.
Будем вносить вклад в международные усилия по обеспечению мирного урегулирования в Сирии на основе Женевских договоренностей без попыток их переписывать и интерпретировать. Этот документ не нуждается в интерпретации, в нем все написано просто и понятно: стороны должны прекратить насилие и делегировать переговорщиков для согласования структуры и целей переходного управляющего органа.
Добивались того, чтобы не предавалась забвению проблема ближневосточного урегулирования. Наши усилия, прежде всего, были направлены на возобновление палестино-израильских переговоров. Пока в этой области прогресса не наблюдается. Но мы убеждены, что усилия по содействию сторонам в возвращении за стол переговоров не только должны продолжаться, но и серьезно интенсифицироваться.
Важным элементом укрепления международных позиций России является наращивание нашего присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Сентябрьский (2012г.) саммит АТЭС во Владивостоке продемонстрировал серьезность российских планов и намерений. Признательны партнерам за поддержку предложенной нами повестки дня. Порядка 60 конкретных инициатив уже взяты в проработку различными профильными группами, работающими в рамках АТЭС.
Уделяли особое внимание укреплению стратегического партнерства с Китаем, Индией, Вьетнамом. Развивали многоплановые связи с Японией, Республикой Корея, странами АСЕАН, другими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. Активно участвовали в деятельности многосторонних механизмов в АТР, включая Восточноазиатские саммиты. Считаем, что роль данного форума в обеспечении единых, общих подходов к безопасности и сотрудничеству в регионе будет возрастать.
Довольны нашим взаимодействием с партнерами в Латинской Америке и Африке. Мы продвигали конкретные проекты в отношениях со странами этих регионов, сотрудничали с действующими там многосторонними организациями, прежде всего с Африканским союзом и СЕЛАК (Сообщество латиноамериканских и карибских государств).
Кардинальному повышению эффективности нашей внешнеполитической работы должно способствовать более широкое задействование возможностей «мягкой силы». Более энергичную, инициативную роль на этом направлении стало играть Россотрудничество. В течение 2012 года мы активно взаимодействовали со структурами гражданского общества, регулярно проводили встречи с неправительственными организациями, экспертным сообществом в рамках Делового и Научного советов при Министре иностранных дел России. Взаимодействовали с Российским советом по международным делам, Фондом поддержки публичной дипломатии им.А.М.Горчакова, Фондом поддержки и защиты прав соотечественников за рубежом. Продолжим работу по всем этим и другим направлениям.
В рамках короткого вступительного слова я не смог, разумеется, сказать обо всем. Будем проводить последовательную внешнюю политику, будем открыты для углубления сотрудничества со всеми, кто к этому готов, на основе равноправия и взаимной выгоды.
Спасибо.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs