Лидерство в интересах роста глобальной экономики

14:17 14.01.2013 Вадим Луков, посол по особым поручениям, координатор в МИД России по вопросам «Группы двадцати», российский су-шерпа в БРИКС и «Группе восьми», доктор исторических наук


К началу российского председательства в «Группе двадцати»

 

1 декабря 2012 года Россия вступила в права председателя «Группы двадцати» - одного из наиболее влиятельных неформальных объединений государств, действующих на международной арене.
В совокупности на долю участников «двадцатки» приходится около 90% мирового ВВП и 80% мировой торговли.

Очевидно, что для авторитетного руководства столь представительным форумом его лидер должен сам быть в хорошей финансовой и экономической «форме». Наша страна вполне соответствует этому требованию. Темпы роста отечественного ВВП с января по сентябрь этого года составили 3,8%. По этому показателю Россия сейчас - в числе наиболее динамично развивающихся стран «Группы двадцати». У нас третьи в мире золотовалютные резервы. Федеральный государственный бюджет в этом году фактически сбалансирован. Реальная заработная плата выросла с января по сентябрь этого года на 9,4%. Уровень безработицы по отношению к экономически активному населению - 5,2%, это один из самых низких показателей в «двадцатке»1.

Предоставление России функций лидера «двадцатки», безусловно, отражает дальнейшее возрастание роли нашей страны в мире. Однако одновременно председательство в этом объединении - большая ответственность. Речь идет о руководстве работой такого крупного координационного механизма, каких еще не было в истории международных экономических отношений.

Основные функции «Группы двадцати», можно сказать, выстраданы ее участниками в ходе двух финансово-экономических кризисов: азиатского, разразившегося в 1997-1998 годах, и глобального, который ударил по мировой экономике в 2008-2009 годах.

Если первый кризисный шок породил к жизни «двадцатку» как механизм диалога министров финансов и управляющих центральными банками стран-участниц, то глобальный кризис ясно показал: для вывода мировой экономики на траекторию устойчивого роста нужен качественно иной уровень координации действий ключевых стран. Причем речь должна идти не только о согласовании национальных стратегий выхода из кризиса, но и о масштабной реформе всей международной финансово-экономической архитектуры, основанной на Бреттон-Вудских соглашениях 1944 года. Архаичность этой архитектуры очевидна в условиях, когда в мировой экономике появились и быстро развиваются новые центры экономической мощи, такие как страны БРИКС - Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка, многие другие «новые экономики».

Все эти факторы и определяют главные функции «Группы двадцати». Это - предотвращение крупномасштабных финансово-экономических кризисов, а если они все же происходят - согласование мер, направленных на смягчение их последствий; создание условий для более динамичного, устойчивого и сбалансированного роста мировой экономики; реформирование международной финансово-экономической архитектуры в соответствии с реалиями многополярного мира XXI века.

Российское председательство приходится на сложный период в развитии мировой экономики. Налицо тенденция к замедлению ее роста. Если в 2010 году он составлял 5,1%, то в 2012 году - 3,3%, а прогноз МВФ на 2013 год - 3,6%. Наиболее трудное положение в еврозоне. Рост в 2% в 2010 году сменился спадом в 0,4% в нынешнем году. Немногим лучше будет положение в 2013 году (ожидаемый рост - 0,2%). Масштабные меры фискальной консолидации в странах еврозоны пока не транслируются в экономический рост и расширение занятости. В результате растет усталость и раздражение населения по поводу болезненных мер бюджетной экономии.

Положение отчасти компенсируется продолжающимся экономическим ростом стран с формирующейся рыночной экономикой, в первую очередь - государств БРИКС. Темпы их роста в 2012-2013 годах составят соответственно для России 3,7 и 3,8%, Китая 7,8 и 8,2%, Индии 4,9 и 6,0%, Бразилии 1,5 и 4,0%, ЮАР 2,6 и 3%2. Однако приходится признать, что торможение роста западных экономик неизбежно влечет за собой замедление развития большинства остальных стран мира. Для них сужаются возможности экспорта, затрудняется доступ к кредиту, усиливается неопределенность развития финансовых и фондовых рынков. Сам экономический цикл в посткризисный период «мутирует», обретает новые противоречивые характеристики, которые дезориентируют инвесторов. А без масштабного притока инвестиций экономический рост лишен долгосрочной перспективы. Безработица в мире держится на беспрецедентно высоком с послевоенного времени уровне - около 200 млн. человек, причем впервые она с такой силой ударила по западному обществу.

Эта непростая макроэкономическая ситуация обусловливает и целый ряд негативных следствий во многих сферах жизни международного сообщества. Экономические трудности рискуют привести к усилению протекционистских тенденций в международной торговле. Наметилось сокращение объемов официальной помощи развитию, что вызывает беспокойство беднейших стран мира и международных организаций.

На этом фоне тем очевиднее востребованность «двадцатки» как одного из главных инструментов объединения усилий ведущих экономических центров мира во имя решения общих проблем. Успешный опыт такой совместной работы партнеры по «двадцатке» уже накопили.

Саммиты 2008-2009 годов, на которых вырабатывались решения по кризисному управлению мировыми финансами и экономикой, оказали важное стабилизирующее воздействие на рынки и общество. Эти встречи показали: ведущие экономики мира стремятся не «выгребать в одиночку», как часто бывало раньше, а действовать сообща. Затем последовали более долгосрочные решения. Ключевые среди них - принятие Рамочного соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста; решение о разработке новых, более жестких требований к резервным капиталам банков для укрепления устойчивости международной банковской системы - так называемый режим «Базель III»; перераспределение в пользу «новых экономик» квот и голосов во Всемирном банке и начало переговоров о глубокой реформе МВФ; принятие комплекса мер по повышению транспарентности энергетических и сельскохозяйственных рынков; формирование международной системы реагирования на продовольственные кризисы; создание по инициативе России механизма сотрудничества в сфере предотвращения катастрофических загрязнений морского шельфа при добыче и транспортировке нефти и газа. Благодаря «двадцатке» была усовершенствована система финансового регулирования, прежде всего в странах, где пробелы в этой сфере способствовали зарождению глобального кризиса.

Как председатель «двадцатки», наша страна, конечно, будет опираться на это позитивное наследие наших предшественников. Российская повестка дня поэтому призвана обеспечить преемственность дискуссии по сложившимся в «двадцатке» направлениям. И в то же время российская сторона намерена предложить свой подход к их рассмотрению. Он сочетает обширный опыт, накопленный в последние десятилетия нашей страной в решении масштабных финансово-экономических и социальных задач, и нынешние приоритеты глобального развития.

Можно говорить о следующих основных приоритетах председательства России в «Группе двадцати»:

- продвижение дальнейшей реализации Рамочного соглашения по обеспечению уверенного, устойчивого и сбалансированного роста;

- финансирование инвестиций как основы экономического роста и создания рабочих мест;

- обеспечение занятости;

- модернизация национальных систем государственных заимствований и управления суверенным долгом;

- реформирование международной валютно-финансовой системы;

- реформирование финансового регулирования и надзора;

- устойчивое развитие глобальных энергетических рынков;

- содействие международному развитию;

- содействие развитию международной торговли;

- противодействие коррупции.

Этот перечень требует комментария.

Во-первых, главным приоритетом российского председательства выступает объединение усилий партнеров во имя выработки решений, способных ускорить глобальный экономический рост и расширить занятость. Это сейчас самые неотложные задачи с учетом отмеченного выше замедления темпов роста мировой экономики и сохранения безработицы на неприемлемо высоком уровне во многих регионах мира.

Во-вторых, с учетом тесной взаимосвязи проблем ускорения экономического роста и фискальной консолидации исключительно важны будут также инициативы по совершенствованию национальных систем государственных заимствований и управления суверенным долгом.

В-третьих, не подлежит сомнению, что российское председательство будет активно работать в пользу продвижения реформы МВФ. «Двадцатка» призвана дать политический импульс обоим направлениям такой реформы: выработке договоренностей о пересмотре структуры квот и голосов МВФ на основе новой формулы их расчета и распределения, а также ратификации государствами - акционерами фонда решений Совета управляющих МВФ от 15 декабря 2010 года, фиксирующих основные параметры реформы управления фонда.

Самостоятельным направлением работы каждого председательства является развитие внешних связей «двадцатки». Российская сторона намерена активно развивать их, с тем чтобы придать деятельности объединения максимальную транспарентность, учесть мнение широкого круга членов международного сообщества и таким образом придать должную легитимность решениям форума в глазах неучаствующих стран и общественности.

Для решения этих задач «двадцатка» создала три канала диалога. Первый - система контактов с международными и региональными организациями, а через них - с входящими в их состав странами. Российское председательство планирует подробно проинформировать о приоритетах своей работы и выслушать мнения Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и социального совета ООН, МВФ, Всемирного банка, Всемирной торговой организации, Совета по финансовой стабильности, Международной организации труда, Конференции ООН по торговле и развитию, ОБСЕ, ОЭСР, СНГ, АТЭС, АСЕАН, Африканского союза, Сообщества латиноамериканских и карибских государств, Лиги арабских государств, Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, ряда других международных структур.

Второй канал - это прямое участие в саммитах лидеров ряда государств и руководителей авторитетных международных организаций в качестве гостей форума.

Третий, весьма важный канал - общение «двадцатки» с бизнесом и гражданским обществом. Решения глобального характера в наши дни могут быть эффективными только в том случае, если они принимаются с учетом их позиции. Российское председательство создаст все условия для того, чтобы голос этих «игроков» был услышан. Для этого будут проведены саммит представителей бизнеса, саммит гражданского общества, молодежный саммит, встреча лидеров профсоюзных организаций, встреча авторитетных представителей академического мира. На них будут сформулированы предложения, инициативы, адресованные лидерам государств «Группы двадцати».

Можно с уверенностью сказать, что на посту председателя «Группы двадцати» Россия приложит все усилия для поиска консенсусных решений ключевых проблем мировой экономики и финансов в интересах народов государств - участников форума, в интересах всего международного сообщества.

 

 

 1Данные МВФ (World Economic Outlook. Coping with High Debt and Sluggish Growth, October 10, 2012); Минэкономразвития России (Мониторинг и анализ социально-экономического развития Российской Федерации по состоянию на 16 ноября 2012 г.).

 2World Economic Outlook. Coping with High Debt and Sluggish Growth, October 10, 2012.

Ключевые слова: Россия G20

Версия для печати