Уважаемый Сергей Евгеньевич,
Уважаемая Валентина Ивановна,
Уважаемые дамы и господа,
Прежде всего хотел бы приветствовать всех участников Международного парламентского форума, пожелать вам успешной работы и выразить признательность за приглашение выступить.
Тема форума затрагивает ключевые вопросы, стоящие сегодня перед органами законодательной и исполнительной власти. Нет никаких сомнений, что демократия – это основа развития современного государства. И вопросы о ее формах и совершенствовании ее механизмов должны быть в фокусе внимания всех, кто заинтересован в обеспечении поступательного развития своей страны на долгосрочную перспективу.
Президент В.В.Путин высказался за то, чтобы в ходе открытой дискуссии и диалога со всеми политическими силами страны выработать единый и принимаемый подавляющим большинством граждан России ответ на вопрос о приемлемой и эффективно работающей национальной модели демократии и развития. Такой, которая стимулировала бы оптимальное решение главных задач, – повышение качества жизни людей, предоставление гражданам новых возможностей, обеспечение их безопасности и уверенности в будущем. Эти задачи предполагают и соответствующую внешнюю политику, которая создавала бы стране благоприятные внешние условия для развития и обеспечивала достойное место в формирующейся многополярной международной архитектуре.
Очевидно, что признание демократических принципов государственного устройства в качестве основного русла исторического процесса не может и не должно отменять множественности моделей развития и политических систем. Все они будут влиять на облик нового полицентричного миропорядка, который будет отражать культурно-цивилизационное многообразие современного мира и в котором не будет доминировать чья-то одна система ценностей. Универсальные принципы и нормы, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека, не предполагают унифицированности.
Сегодня мир переживает переходный период, происходят глубокие преобразования международного ландшафта, сопровождающиеся волнениями в сферах экономики, политики, в целом в международных отношениях. Усиливается глобальная конкуренция, которая выражается, в том числе в повышении значения фактора цивилизационной идентичности. Стремление вернуться к собственным цивилизационным корням отчетливо прослеживается и в событиях на Ближнем Востоке и в Северной Африке, где политическое и социально-экономическое обновление обществ зачастую проходит под лозунгом утверждения исламских ценностей. Схожие процессы наблюдаются и в других регионах, что выводит в разряд приоритетов наращивание усилий в интересах формирования партнерства культур, религий и цивилизаций, призванного обеспечить гармоничное развитие человечества.
В этих условиях продавливание односторонних подходов с целью навязывания другим своих взглядов, насильственное насаждение демократии какого-то одного образца лишь провоцируют напряженность и межгосударственные противоречия, разжигают национальную и религиозную рознь.
В наших подходах к актуальным международным проблемам мы выступаем за решение имеющихся конфликтов политико-дипломатическими методами при уважении суверенитета, территориальной целостности и равенства всех государств, на основе общепризнанных норм и принципов международного права. Это гораздо сложнее, чем пытаться применять грубое вмешательство извне - только такая работа может обеспечить долгосрочное устойчивое урегулирование и дальнейшее стабильное развитие ситуации.
Подчеркну: как и внутри государств, верховенство права и демократия должны быть обеспечены на международной арене. Наши усилия направлены на реализацию основополагающих норм Устава ООН, универсальных принципов равной и неделимой безопасности, на укрепление международной стабильности, содействие становлению справедливого и демократического мироустройства. Такие российские подходы получают поддержку со стороны большинства государств, однозначно высказывающихся за укрепление правовых начал в мировых делах при центральной координирующей роли ООН.
Для придания устойчивости международным отношениям необходимо обеспечить партнерские действия ведущих государств, прежде всего постоянных членов Совета Безопасности ООН, выработку ими согласованных подходов.
Россия проводит активный и созидательный курс в международных делах, способствует формированию позитивной и сбалансированной международной повестки дня в интересах коллективного противодействия всему спектру трансграничных по своему характеру современных вызовов и угроз. На смену блоковым подходам к решению международных проблем приходит сетевая дипломатия, опирающаяся на гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях эффективного поиска решений общих задач.
Сегодня в мире многократно увеличилось количество «игроков», участвующих в международном общении. Традиционная дипломатия уже не может претендовать на эксклюзивность в поиске ответов на стоящие перед всеми вызовы и угрозы. Помимо государств, многосторонних и региональных организаций, к формированию повестки дня международных отношений все активнее подключаются гражданское общество, неправительственные организации.
Существенно повысилось значение парламентской дипломатии как важного внешнеполитического ресурса, обладающего уникальными возможностями для поддержания контактов с коллегами за рубежом, поиска точек соприкосновения даже по темам, позиции по которым существенно расходятся. Разветвленная структура международных связей, созданная Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с партнерами на всех континентах, реально способствуют углублению взаимопонимания между Россией и соответствующими государствами.
Разумеется, роль парламентов состоит не в том, чтобы поучать других. Подобные попытки лишь привносят нетерпимость и конфликтность в мировые дела. Последний пример — одобрение Конгрессом США законодательства, которое под циничными предлогами вводит санкции против российских граждан. Уверен, что Федеральное Собрание ответит на эту антироссийскую выходку — иначе и быть не может. Американские инициаторы подобных «обменов любезностями» должны понимать, что их действия противоречат задачам углубления сотрудничества между Россией и США, народами двух стран, несущих на своих плечах особую ответственность за обеспечение международной стабильности.
Россия не отказывается обсуждать проблемы в гуманитарно-правочеловеческой сфере - нам есть, что сказать нашим партнерам. Но делать это нужно на равноправной и взаимоуважительной основе и при условии соблюдения принципов государственного суверенитета, а также учета национальных, культурных и исторических особенностей каждого государства.
Прекрасные возможности для конструктивного диалога предоставляют межпарламентские объединения и ассамблеи на евроатлантическом и евразийском пространстве, в которых российские парламентарии активно участвуют и пользуются заслуженным авторитетом. На пространстве СНГ накоплен большой позитивный опыт разработки важных законодательных инициатив, укрепляющих основы межгосударственного сотрудничества.
Сергей Евгеньевич только что упомянул Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод государств-участников СНГ, принятую в 2002 г. Межпарламентской ассамблеей СНГ. Хотел бы поддержать предложение о том, чтобы на эту тему была разработана универсальная конвенция, определяющая стандарты свободных, справедливых выборов и избирательных прав граждан.
В заключение хочу выразить уверенность, что нынешний форум внесет вклад в анализ форм и перспектив демократического процесса, будет способствовать наращиванию межпарламентского взаимодействия и контактов на уровне общественности, укреплению согласия между народами, подлинного доверия и взаимоуважительного сотрудничества на международной арене.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs