Уважаемая госпожа Председатель,
Уважаемый господин Генеральный секретарь ОБСЕ,
Уважаемый председатель Парламентской Ассамблеи ОБСЕ,
Дамы и господа,
Прежде всего, присоединяюсь к поздравлениям в адрес Монголии. Надеюсь, наши монгольские друзья внесут вклад в работу ОБСЕ.
Прошло два года с тех пор, как лидеры наших стран на саммите ОБСЕ в Астане договорились о формировании единого и неделимого евроатлантического и евразийского сообщества безопасности на пространстве от Ванкувера до Владивостока. Мы все искренне надеялись, что эта благородная цель, созвучная российской идее Договора о европейской безопасности, сплотит наши страны, а саму Организацию превратит в форум равноправного и открытого диалога, на деле способствующего углублению доверия, взаимопонимания и сотрудничества.
К сожалению, реализация этих задач пока тормозится вследствие сохранения односторонних подходов, препятствующих объединению усилий.
В результате ОБСЕ оказывается в стороне от ключевых процессов в Евро-Атлантике и Евразии, а объективная потребность сплочения наших стран на основе общих задач и интересов наталкивается на непартнерские действия, ведущие к углублению старых и образованию новых разделительных линий вопреки основополагающим принципам ОБСЕ.
Не получает практического воплощения закрепленное в Хартии европейской безопасности обязательство не укреплять собственную безопасность за счет безопасности других. Вы знаете нашу точку зрения – считаем, что это явление особенно явственно проявляется в ситуации вокруг планов создания ЕвроПРО.
Вообще, ситуация в военно-политическом измерении ОБСЕ характеризуется деградацией режима контроля над обычными вооружениями и неясностью перспектив укрепления доверия и безопасности. Это - следствие многолетних попыток использовать контроль над вооружениями в качестве инструмента достижения политических целей.
Подобные подходы отвлекают от созидательной коллективной работы по противодействию общим для всех транснациональным угрозам. Все новые обличья приобретает терроризм – появляются «андерсы брейвики» и «тулузские стрелки». Радикализируются общественные настроения. Расширяется оргпреступность, торговля людьми и человеческими органами. Никто не застрахован от техногенных и природных катастроф. Изощренные формы приобретает распространение наркотиков – природных и особенно синтетических.
Далеко не все просто в нашем экономическом сотрудничестве. Еврозона переживает период рецессии. Люди теряют работу, растет социальная напряженность, полиция вынуждена подавлять митинги протеста. Забывается право граждан на труд и достойное существование. Продолжается практика применения санкций, что противоречит обязательствам Хельсинкского Заключительного акта.
Россия давно призывает ОБСЕ обратить внимание на социально-экономические аспекты прав человека. Надеемся, что жизнь заставит наладить прагматичное взаимодействие в рамках «второй корзины» ОБСЕ, включая надлежащее управление и борьбу с коррупцией.
В целом Россия привержена своим международным обязательствам в области обеспечения прав человека и выступает за их выполнение всеми государствами в полном объеме.
Поэтому нас беспокоит, что на пространстве ОБСЕ сохраняются визовые барьеры. Не выполняются обязательства Хельсинкского Заключительного акта, которые в 1975 году были направлены на ликвидацию «железного занавеса». Сегодня с аналогичными преградами мы сталкиваемся в визовом диалоге с Евросоюзом. Уже несколько лет в ОБСЕ отвергаются наши предложения о выполнении обязательств по обеспечению свободы передвижения. Надеемся, что в 2013 году удастся начать предметный диалог по этой проблеме.
Нас тревожит, что в Европе поднимает голову неонацизм. Проводятся марши ветеранов Ваффен-СС, устанавливаются памятники нацистам. Прискорбно, что на этом фоне в ОБСЕ не удалось собрать консенсус вокруг проекта решения о борьбе с неонацизмом и агрессивным национализмом.
Нынешний год был насыщен выборами. Они проходили в России, США, Франции, Белоруссии, Казахстане, на Украине и в ряде других стран. В работе БДИПЧ по наблюдению за выборами вновь проявились двойные стандарты. Куда-то направлялись сотни наблюдателей, куда-то – несколько человек. Одни и те же факты в разных странах, например, такие, как досрочное голосование, оценивались по-разному. Мы настоятельно предлагаем провести сравнительный анализ избирательного законодательства всех стран ОБСЕ и разработать правила наблюдения за выборами. Проект соответствующего решения СМИД выдвинут Россией, Белоруссией и Казахстаном.
Сотни тысяч людей внутри Евросоюза не обладают избирательными правами. Они – «неграждане». Показательно, как вольно обошлись с демократическими принципами латвийские власти, которые отменили сбор подписей в пользу референдума по вопросу о ликвидации безгражданства. Это – серьезная проблема и для ОБСЕ, и для Евросоюза. Ее надо решать в соответствии с рекомендациями международных организаций
Все чаще возникают вопросы в отношении прав детей, рожденных в смешанных браках. В итоге они страдают, когда органы опеки осуществляют их неправомерное изъятие из семей или препятствуют возвращению на Родину. Предлагаем в 2013 году начать в ОБСЕ диалог по этой острой гуманитарной проблеме.
В последнее время в ОБСЕ много внимания уделяется теме Интернета. Идет выработка мер доверия в сфере использования информационно-коммуникационных технологий. Это важная работа, и ее следует продолжать.
Мы изучили предложения о распространении на виртуальное пространство свобод, действующих в реальной жизни. Эта тема имеет комплексный характер. Интернет охватывает многие сферы – от общения людей до вопросов торговли, рекламы, авторских прав, защиты персональных данных. Достаточно вспомнить, какой общественный резонанс вызвало подписание соглашения о борьбе с контрафактной цифровой продукцией – АКТА. Через Интернет осуществляются преступления - от мошенничества и кибератак до продажи наркотиков и организации терактов. Возникают и вопросы национального суверенитета, ответственности компаний, которые контролируют киберпространство, извлекая из этого немалые прибыли. Всё это надо обсуждать в комплексе.
Актуальной проблемой, связанной с информационно-коммуникационными технологиями, является вмешательство в частную жизнь граждан, включая прослушивание разговоров и перехват корреспонденции. Мы выдвинули соответствующий проект решения и рассчитываем на конструктивный диалог.
Серьезную угрозу безопасности представляют региональные конфликты. История многих из них, как, например, кипрское урегулирование, насчитывает не одно десятилетие. Приветствуем инициативу Действующего председателя ОБСЕ по ознакомлению стран-участниц с опытом поиска путей решения проблемы Северной Ирландии.
Сохраняется напряженность в Косово, где не прекращаются межэтнические инциденты, нарушаются права неалбанского населения. Считаем, что главным инструментом стабилизации обстановки является переговорный процесс между Белградом и Приштиной. Правовой основой остается резолюция 1244 Совета Безопасности ООН. Международные присутствия в крае, включая Миссию ОБСЕ, должны строго следовать своим мандатам на статусно-нейтральной основе.
Поддерживаем продолжение диалога по приднестровскому урегулированию в рамках формата «5+2». Готовы вносить вклад в последовательное наращивание мер доверия и практического взаимодействия, создавая тем самым условия для согласования жизнеспособного и справедливого политического решения приднестровской проблемы.
Вместе с другими сопредседателями Минской группы (МГ) ОБСЕ – США и Францией – будем продолжать содействовать сближению позиций сторон нагорно-карабахского конфликта. Не видим иных вариантов урегулирования, кроме как на основе мирных переговоров между конфликтующими сторонами. Предложения сопредседателей МГ на этот счет хорошо известны.
Важным стабилизирующим фактором в регионе остаются Женевские дискуссии по вопросам стабильности и безопасности в Закавказье. Главное – чтобы все их участники осознали существующую сегодня реальность и не пытались размывать согласованную повестку дня.
Уважаемые коллеги,
Через три года будет отмечаться 40-летие Хельсинкского Заключительного акта. Мы поддержали инициативу Ирландии о запуске процесса «Хельсинки плюс 40».
Россия давно выступает за реформу ОБСЕ, исправление дисбалансов в ее работе, укрепление правовых основ через разработку юридически обязывающего Устава.
Переговоры о приеме Монголии в ОБСЕ показали, что наша Организация нуждается и в выработке единых критериев членства.
На более значимую роль в ОБСЕ претендует Евросоюз. Готовы рассмотреть предложения по изменению процедур ОБСЕ на предмет развития контактов с международными структурами, включая ЕС, ОДКБ, Евразийскую экономическую комиссию.
Все упомянутые и другие аспекты назревших реформ предстоит рассмотреть в ходе процесса «Хельсинки плюс 40». Россия будет участвовать в нем конструктивно и прагматично. Надеемся на позитивные результаты.
В завершение хотел бы поблагодарить ирландское председательство за проделанную работу, прекрасную организацию СМИД, гостеприимство и пожелать успехов нашим украинским друзьям в будущем году.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs