Добрый день, уважаемые дамы и господа,
Мы провели заседание Совета Россия-НАТО на уровне министров иностранных дел, разговор был откровенный, доверительный, партнерский. У нас есть общее понимание значения механизма Совета для рассмотрения актуальных вопросов укрепления безопасности членов Североатлантического альянса и Российской Федерации, причем укрепления ее не против кого-то, а в интересах всех. У нас есть общая оценка, совпадающие взгляды на то, что наше практическое сотрудничество по целому ряду направлений развивается очень успешно. Это касается борьбы с терроризмом, наркотрафиком, пиратством, а также аспектов, связанных с угрозами, исходящими с территории Афганистана.
Мы обсудили планы на период после 2014 г., когда контингенты МССБ покинут Афганистан. Россию интересует, как НАТО планирует свое присутствие в этой стране после указанного срока. Такие планы есть, и мы договорились провести серию интенсивных консультаций, наладить постоянный диалог, чтобы лучше понимать политические аспекты периода после 2014 г., а также технические и логистические задачи, которые могут быть общими для России и стран НАТО.
Для нашей страны ситуация в Афганистане представляет непосредственный интерес, мы очень озабочены возможностью увеличения масштаба террористической, экстремистской и наркотической угроз, исходящих с территории этой страны. Россия совместно с партнерами по ОДКБ будет укреплять взаимодействие по внешнему периметру афганских границ. Те, кто будет работать внутри Афганистана, конечно, должны быть заинтересованы в координации действий, и Россия к этому готова.
Мы обсудили и вопросы противоракетной обороны. Эта тема по-прежнему разделяет нас, у нас несовпадающие, противоположные на данный момент взгляды. Сегодня мы вспоминали о решениях Лиссабонского саммита, касающихся проведения совместного анализа рисков в ракетной области. Мы были готовы к такому анализу после Лиссабона, но, как вы знаете, с тех пор Совет НАТО принял решение, одобряющее предложенный США поэтапный адаптированный подход. Поэтому нам важно понять, является ли приглашение к совместному анализу чем-то новым. Мы договорились, что в ближайшее время проведем консультации и постараемся получить ответ на этот вопрос.
Наши партнеры коснулись и ситуации в Сирии. Они заверяли нас, что ищут только политическое решение и что военного быть не может – здесь мы полностью согласны. Мы напомнили нашим коллегам о том, что они неизменно подчеркивали, что Сирия – это не Ливия. Надеемся, что никаких попыток внешнего вмешательства в сирийский конфликт не будет. Наоборот, надо вмешиваться политически и дипломатически и заставлять всех тех, кто воюет в Сирии, прекращать кровопролитие и садиться за стол переговоров.
Из других тем отмечу наш общий разговор о том, как страны Альянса и Россия подходят к проблеме расширения НАТО. Наши партнеры говорят (и с этим трудно спорить), что выбирать союзы и альянсы – право каждого суверенного государства. Никто не возражает против этого. Мы говорим о другом – не о нарушении этого права, а о том, как двигаться в новый век по дороге, прочерченной в Хельсинском заключительном акте и других документах, включая документы Совета Россия-НАТО, где четко и недвусмысленно сказано, что безопасность неделима, и никто не должен укреплять свою безопасность за счет безопасности других.
Вот такой, можно сказать, философский у нас был разговор. Мне кажется, что мы понимаем необходимость продолжить его на политическом уровне.
Вопрос: А.Фог Расмуссен заявил, что попытался сегодня снять озабоченность российской стороны по поводу размещения в Турции ЗРК «Пэтриот». Удалось ли ему это?
С.В.Лавров: Вчера на этот вопрос отвечал Президент России В.В.Путин в ходе пресс-конференции по итогам переговоров с Премьер-министром Турции Р.Эрдоганом в Стамбуле. Мы не протестуем, не пытаемся помешать реализации Турцией своего права по ст.5 Вашингтонского договора, а просто привлекаем внимание к тому, что не следует преувеличивать угрозы. Да, были обстрелы, но мы убеждены, что они были случайными. Мы предложили свою помощь в восстановлении линии прямой связи в режиме реального времени между турецкой и сирийской сторонами, чтобы непреднамеренные инциденты не приводили к серьезным последствиям. В принципе, мы говорим о том, что накопление вооружений всегда создает дополнительные риски того, что эти вооружения будут использованы. Вот, и все. У нас чисто политическая озабоченность тем, что конфликт продолжает все более милитаризовываться.
Вопрос: Новые власти Грузии заявили, что видят возможность возобновить отношения с Россией без предварительных условий. Но от Москвы пока не последовало четкого ответа. При каких обстоятельствах Россия может сотрудничать с Грузией, и в каких областях?
С.В.Лавров: Новое грузинское руководство несколько раз публично заявило о желании нормализовать отношения с Россией и, в целом, с соседями по региону. Услышали об этом из СМИ и хотим понять, что и как конкретно предлагается делать. Мы никогда не уходили от контактов с нашими грузинскими соседями. Грузинский народ – дружественный нам народ, у нас очень много общего и в истории, и в культуре, и в гуманитарных связях. Не мы разрывали дипломатические отношения с Грузией после авантюры, которую начал М.Саакашвили, напав на Южную Осетию.
Уже в постконфликтный период было возобновлено чартерное авиационное сообщение между несколькими российскими и грузинскими городами. Мы не раз говорили, что будем готовы рассмотреть вопрос о возобновлении поставок сельскохозяйственной продукции из Грузии, если она будет соответствовать требованиям, которые Российская Федерация предъявляет к такого рода импорту. У нас не прерывались гуманитарные связи. Российские театры регулярно ставят спектакли с участием грузинских режиссеров и артистов, наши деятели культуры посещают соответствующие мероприятия на грузинской земле.
Для нас в данном вопросе нет никаких проблем, главное – чтобы мы понимали контекст, в котором это осуществляется. Наши грузинские соседи говорят о стремлении нормализовать отношения, но подтверждают, что рассматривают Южную Осетию и Абхазию как оккупированные территории. Наверное, такая риторика не очень способствует началу диалога без предварительных условий. Повторю, в практических сферах общения людей, экономик для нас нет никаких закрытых тем.
Вопрос: На днях Сенат США запретил Пентагону осуществлять сделки с Рособоронэкспортом. Может ли это решение каким-либо образом сказаться на сотрудничестве России с Соединенными Штатами и НАТО по вертолетному проекту в помощь Афганистану? Может ли Москва свернуть это сотрудничество?
С.В.Лавров: Во-первых, не стал бы делать сейчас каких-либо прогнозов. Это не закон, а мнение Сената, которое пока не прошло всех необходимых стадий. Уверены, что, как минимум, на уровне исполнительной власти США будет сделан однозначный вывод, что возникшая в Сенате идея противоречит американским национальным интересам, развитию сотрудничества с Российской Федерацией и задачам, которые мы стремимся решать в Афганистане и вокруг него.
Вопрос: В СМИ появилась информация о возможном перемещении химического оружия в Сирии. Насколько достоверны, на Ваш взгляд, эти сообщения, и как Вы оцениваете риски использования химоружия сирийским режимом?
С.В.Лавров: Проблема распространения и применения оружия массового уничтожения, каковым является химическое оружие, очень серьезная. Для нас абсолютно неприемлемы какие-либо нарушения соответствующих международных договоров. Не в первый раз появляются сообщения, которые можно назвать слухами или утечками, о том, что сирийская власть перемещает запасы химоружия из места их складирования в другие места или готовится применить его. При малейшем появлении подобной информации мы предпринимаем очень твердые демарши, перепроверяем эти сообщения и каждый раз получаем заверения, что ничего подобного не планируется и не может планироваться. По этой теме мы находимся в тесном контакте с нашими европейскими и американскими партнерами, обмениваемся информацией и, как я уже сказал, всегда перепроверяем подобного рода утверждения.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs