ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Афганская головоломка для России и её южных соседей

14:01 26.11.2012 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Несмотря на многолетнее военное присутствие в Афганистане внушительной коалиции стран НАТО и их союзников, эта страна по-прежнему является источником дестабилизации для всего центрально-азиатского региона. Вряд ли кто сомневается, что объявленный уход американцев из Афганистана в 2014 г. – это тактический блеф. Вашингтон сохранит своё присутствие. Изменится лишь его формат. Высока вероятность того, что часть контингента ВС США будет передислоцирована из Афганистана в республики Средней Азии.

Для России такой поворот событий более чем нежелателен. Ведь не только США осядут у самого «подбрюшья» России, но и угрозы дестабилизации всего региона, исходящие от Афганистана, станут ещё более реальными. Исламизация среднеазиатских государств, проблемы терроризма и религиозной нетерпимости, с которыми сталкиваются и Бишкек, и Душанбе, и Ташкент, и Астана суть отзвуки не только внутренних социальных проблем, но и экстремистской идеологии, проникающей сквозь все границы и препоны,

Болевой точкой, как и ранее, остаётся Ферганская долина, куски которой входят сегодня в состав Киргизии, Таджикистана и Узбекистана (1). Плачевная экономическая и социальная ситуация, помноженная на соседство Афганистана, кишащего, гуляющим из рук в руки, оружием, и агрессивными имамами-радикалами, могут послужить искрой, возжёгшей пламя. 

Демографические проблемы, с которыми сегодня сталкивается Россия, нельзя в ближайшей перспективе разрешить без привлечения приезжей рабочей силы. Основные иммиграционные волны движутся на Россию с юга. Доля узбеков, таджиков, киргизов среди иммигрантов очень высока. Вместе с иммигрантами «заезжает» и экстремизм, а в славянских городах появляются ячейки некогда экзотично звучащих организаций – «Хизб-ут-Тахрир», Исламская партия Туркестана и т.д. 

Из-за своего географического положения Казахстан – своеобразный «буфер», сдерживающий исходящую от Афганистана угрозу радикализма. То, что не «оседает» в Казахстане, достигает России (с Казахстаном граничат Астраханская, Челябинская, Саратовская, Волгоградская, Новосибирская, Омская, Тюменская обл.). Совсем близко к Казахстану – мусульманские Башкирия и Татарстан. Пока СССР сдерживал распространение исламского экстремизма, наглухо заперев свои южные рубежи, Казахстан и Западная Сибирь считались внутренними регионами, тылом. Теперь же, с кардинальным ухудшением военно-политической обстановки в южном «подбрюшье» России, когда даже присутствие Международных сил содействия безопасности приходиться рассматривать, как неудоборешаемую стратегическую задачу, Казахстан и западносибирские области, превратившись чуть ли не в передовые рубежи, принимают на себя и иммиграционные потоки, и всё, что им сопутствует (наркоторговля, экстремистская литература, и т.п.).

В интересах Вашингтона связать политические элиты среднеазиатских государств договорами о военном и иных видах сотрудничества, поэтому активность американской дипломатии на этом направлении не утихает многие годы, и проявляет тенденцию к усилению (2).

Обращает на себя внимание неустанная забота западных НПО о татарстанских и финно-угорских общественных организациях, придерживающихся откровенно антироссийских взглядов. С точки зрения внутренней геополитики Российской Федерации тактическое слияние воедино «поволжского» и «афгано-среднеазиатского» вопроса, на что легко могут пойти наши недоброжелатели, более чем нежелательно, иначе впору будет говорить о том, что хвост исламистской идеологии покоится в Афганистане, а её голова доползла до Казани и Уфы.

Как невольная дань сегодняшним реалиям, уже появился термин «урало-волжская зона нестабильности», которая могла бы прорезать Россию от Казахстана до Северного Ледовитого океана, причём та часть этой зоны, которая ближе к Поволжью и Средней Азии, будет её наиболее неспокойным элементом. Кипеть будет именно здесь, что и отразится на социально-экономическом самочувствии областей, расположенных ближе к северным широтам. Российское Поволжье – это ВПК, запасы нефти (только в одном Татарстане открыто 127 месторождений), угля и других полезных ископаемых. Но главный геополитический «приз» - близость к Москве. Одно дело сепаратизм окраин, другое дело – сепаратизм внутренних регионов.

Невольно на память приходит, пусть и порядком уже навязший в зубах, термин классика англосаксонской геополитики Хэлфорда Макиндера «Лена-лэнд». Им Х. Макиндер обозначал российские земли, лежащие за рекой Леной. Эту территорию Х. Макиндер не считал, собственно, частью евразийского средоточия (heartland), которое практически совпадает с границами современной России. Если Лена-лэнд не есть частью евразийского средоточия, она может быть только «береговой зоной» (rimland) – территорией, потенциально легко отторгаемой от центра, т.е. Москвы.

Среди геополитиков мнения о том, что же подразумевал Х. Макиндер, вводя в оборот новый термин, расходятся. Одни утверждают, что это было теоретической прелюдией к обдумыванию возможности взятия англосаксами Лена-лэнд под свой контроль, тем более что США находятся совсем рядом. Другие это отрицали (3). Как бы там ни было, но смысловая аналогия первого толкования термина «Лена-лэнд» с термином «урало-волжская зона нестабильности» налицо, хотя Поволжье никак к «береговой территории» не относится.  Если какие-то регионы именуются зоной нестабильности, значит, к этому есть определённые предпосылки. Последние события в Татарстане тому свидетельство. Симптоматично, что американские эксперты уже рассматривают возможность взятия Ферганской долины, как «ключа» ко всей Средней Азии, под военный контроль, т.к. именно там может  сложиться ситуация, подобная ситуации в «зоне племён» на границе Пакистана и Афганистана. Присутствие американского воинского контингента в регионе и рост радикальных настроений среди его жителей будут представлять для России серьёзный стратегический вызов.

 

1) «Ферганская долина как будущая «зона племён»  17.11.2012

2) Там же

3) Вадим Цымбурский. Хэлфорд Макиндер: трилогия хартленда и призвание геополитика // Космополис. 2007. № 2(16)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати