Манагуа-Москва
Проложить межокеанский канал через территорию Никарагуа – это вековая мечта никарагуанцев. О необходимости такого проекта когда-то говорил национальный герой этой страны Аугусто Сесар Сандино.
В Манагуа, в здании Министерства иностранных дел Никарагуа для журнала «Международная жизнь» дал эксклюзивное интервью
Министр-Управляющий строительством Большого межокеанского канала Никарагуа, сопредседатель Российско-Никарагуанской Межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Мануэль Коронель Каутс.
- Господин Коронель, когда будет продолжен российско-никарагуанский диалог в рамках смешанной Межправкомиссии? В каком состоянии сегодня находятся наши деловые связи на фоне предстоящего начала работ по возведению Большого Межокеанского Канала Никарагуа?
- Хотел бы напомнить вам и вашим читателям, что когда Сандинистский Фронт Национального Освобождения (СФНО) вернулся к власти, победив на выборах, президент Даниэль Ортега в 2007 году назначил меня сопредседателем Российско-Никарагуанской Межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Мы начали плотно работать по темам, представлявшим взаимный интерес – главным образом по поставкам транспортных средств, пшеницы. Многое было сделано для нашей страны. Но в январе 2012 года я заболел и не смог поехать в Москву. Вместо меня в заседании Межправкомиссии участвовал министр финансов. Сейчас готовим ее новое заседание, уже в Манагуа. Мы с российским сопредседателем заместителем министра иностранных дел РФ Сергеем Рябковым встретимся здесь в конце этого года или в начале следующего, обсудим ход выполнения подписанных ранее соглашений и наметим план работы следующего заседания. Хотелось бы также обсудить тему участия России в сооружении Большого Межокеанского Канала по территории Никарагуа, о чем мы договаривались еще с экс-президентом, а ныне премьером Дмитрием Медведевым.
- Дон Мануэль, не могли бы вы подробнее рассказать о суперпланах по строительству канала? Как сообщалось в никарагуанских СМИ, Существует 6 проектов водного пути. На каком из них будет остановлен окончательный выбор?
- Как вы знаете, недавно я был назначен министром-управляющим будущего канала. И в последний раз беседую с вами как замминистра иностранных дел. Как говорится, пошел на повышение. Так вот, что касается 6 проектов. Проект-то, по сути, один. Просто, существуют несколько разных путей, направлений. Один из них изучен вплоть до глубины и ширины, другой еще в процессе исследования. Мы подписали контракт с голландскими специалистами, с одной известной международной фирмой, которая сделает нам проект за 750 тысяч долларов. Это займет несколько месяцев. Затем, предположительно к концу января 2013 мы узнаем, какое из всех направлений будет выбрано. Скорее всего, канал пройдет здесь (собеседник показывает на карте возможный водный путь из Атлантического в Тихий океан по реке Сан-Хуан и озеру Никарагуа-Косиболька, а затем – через часть суши – Александр Моисеев).
- А кто еще примет участие в этом грандиозном строительстве века? И на какой срок оно рассчитано?
- Мы провели переговоры с Россией, Бразилией, Венесуэлой, Китаем и Японией. Есть предварительная договоренность и с рядом других государств. Но они должны будут проявить политическую волю, оказать экономическую поддержку проекту, приобрести акции и стать хозяевами части созданного консорциума. Предполагаем, что каждая акция будет стоить одну тысячу долларов. Акционером сможет стать также любое частное лицо. Рассчитываем, что строительство продлится 10 лет. Полтора года из них уйдет на уточнения проекта, 7 лет на непосредственное строительство, а остальное время – на устранение недоделок и окончательное завершение проекта.
- Господин Коронель, что даст строительство канала никарагуанцам? И не будут ли чиниться препятствия его сооружению со стороны, скажем, соседней Коста-Рики или США?
- Строительство в течение 10 лет, по нашим расчетам, даст работу примерно миллиону никарагуанцев. Если водный путь пойдет по руслу реки Сан-Хуан (а есть и один запасной вариант – по суши), то, безусловно, придется договариваться с Коста-Рикой. А с Соединенными Штатами у нас никаких проблем нет. Есть американские компании, которые готовы участвовать в проекте. Часть акций мы разместим на бирже США, примерно 2 миллиона 200 тысяч акций – на Нью-Йоркской бирже. К тому же, мы намерены нанять по конкурсу управляющую фирму – американскую или российскую. В нее могут войти техники и ученые. Она будет управлять всем процессом строительства. На сегодняшний день наш проект по своему размаху не имеет себе равных в мире. Это поистине проект века. И мы полны решимости его осуществить.
- Дон Мануэль, желаю вам реализовать задуманные планы. И спасибо вам за интересное интервью.
Вместо послесловия
Зачем нужен новый водный путь меж двух океанов?
В начале июля этого года президент Никарагуа Даниэль Ортега в присутствии тысяч жителей Манагуа подписал закон о строительстве межокеанского канала. Водный путь пройдет через территорию Никарагуа и соединит Карибское море Атлантики с Тихим океаном. По одной из версий проекта протяженность пути составит 286 километров, в том числе 45 километров надо будет проложить по суше. (Практически все версии предполагают использовать реку Сан-Хуан и озеро Никарагуа).
Давайте сравним: Панамский канал имеет длину 81,6 километра, в том числе по суше было прорыто 65,2 км. Ширина и глубина его соответственно 150 метров и 12,5 метра. Будущий Никарагуанский канал, как предполагается, будет иметь ширину 174 метра и глубину 22 метра. Ограничения Панамского канала по тоннажу судов – 20 000 тонн, Никарагуанский – до 270 000 тонн.
Напомню, что во время визита Даниэля Ортеги в Москву в 2008 году российское руководство официально поддержало идею сооружения Никарагуанского канала и высказалось за возможное вхождение России в консорциум по реализации этого мегапроекта XXI века.
Как было отмечено в экспертных кругах, особое значение план строительства нового межокеанского водного пути через дружественную нам республику приобретает в контексте поступательного расширения сотрудничества Российской Федерации с государствами Латинской Америки. Подписанные в ходе визита президента Никарагуа в Москву документы предполагают углубление экономического взаимодействия и, разумеется, значительное увеличение грузопотоков.
Из истории мы знаем, что первый искусственный водный путь через Панамский перешеек был открыт 12 июня 1920 года. В настоящее время через панамский канал проходит 4% мировых торговых перевозок и 16% торговых перевозок США. Однако, по мнению многих международных экспертов, Панамский канал давно не справляется с современными грузопотоками, поскольку имеет серьезные ограничения по параметрам судов, стремящихся как можно быстрее пройти из одного океана в другой.
Первые планы сооружения Никарагуанского канала, согласно историческим хроникам, существовали еще в XVI веке. В конце XVIII предприимчивые люди предлагали пустить через реку Сан-Хуан и озеро Никарагуа-Косибольку пароходы. Здесь проходил путь «золотой лихорадки». Одно время даже работала Пароходная компания. Позднее, в XIX веке, возникали более серьезные и конкретные проекты. В 1830 и 1873 годах проводились исследования акваторий реки и озера, измерялись расстояния и глубины предполагаемого фарватера. В 1889 году образовавшаяся компания Никарагуанского канала заключила соглашения с Никарагуа и Коста-Рикой и приступила к работам. Но финансирование быстро закончилось, и компания прекратила работу. Правительство Никарагуа искало средства за рубежом. Почти договорилось с Японией. Но вмешались американцы, у которых насчет стратегического канала были свои планы…
Вот что писал на эту тему советский исследователь Николай Сергеевич Леонов: «Необходимо отметить, что в этот период США особо выделяли Никарагуа из отсталых стран перешейка и занимали по отношению к ее правительству специфическую позицию. Это проистекало из планов строительства межокеанского канала. Пока французы работали над прорытием Панамского канала, американские монополии лихорадочно искали возможности проложить другой конкурирующий канал по соседству с Панамским. Они через правительственные круги до 1901 года вели переговоры с Селайей о получении прав на строительство такого канала на территории Никарагуа. Однако в ходе переговоров госдепартамент натолкнулся на твердую патриотическую позицию никарагуанцев: по предложенному проекту Никарагуа должна была сохранить полностью суверенитет на территорией, по которой намечалось проложить канал, и исключительное право на торговлю в зоне канала, более того – должна была сохраняться юрисдикция правительства Никарагуа над всеми гражданами зоны канала и Никарагуа должна была получить 6 миллионов долларов за уступку права строительства. Госдепартамент в декабре 1901 года отклонил этот проект, а вскоре стало известно, что США приобрели права обанкротившихся французов. С этого момента отношения между Никарагуа и США стали ухудшаться»...
В 1909 году правительство Селайи обратилось за новым займом на сумму 1,5 миллиона фунтов стерлингов не к США, а к Англии, и почти одновременно стало известно, что никарагуанское правительство официально предложило японским компаниям продумать вопрос о строительстве через территорию Никарагуа нового межокеанского пути»… стр. 252.
«…1 декабря 1909 года государственный секретарь США Нокс направил ноту, ставшую образцом классического интервенционизма. Нокс обвинил правительство Селайи в нарушении демократии, в том, что оно не выражает интересов народа. В ноте говорилось о необходимости обсуждения вопроса о существовании в Манагуа ответственного правительства. В заключение объявлялось о разрыве дипломатических отношений»…Стр.253-254.
Затем последовала организация группировки мятежников и 19 мая 1910 года высадка американских морских пехотинцев и оккупация Никарагуа. У власти в стране было поставлено марионеточное правительство.
«5 августа 1914 года США подписали с никарагуанским посланником в Вашингтоне Эмилиано Чаморро договор о канале. По этому договору США навечно получали исключительные права на строительство канала на территории Никарагуа. На 99 лет передавались в аренду США Кукурузные острова в Карибском море и участок никарагуанской территории на тихоокеанском побережье страны, в районе залива Фонсека. За все эти уступки Никарагуа получила лишь 3 миллиона долларов, да и те она могла тратить лишь с согласия американского чиновника, назначаемого госдепартаментом.
Период правления клики Диаса-Чаморро был периодом расцвета коррупции, разложения государственного аппарата, усиления господства американских монополий в экономике страны»… стр.254-255.
(«Национальные процессы в Центральной Америке и Мексике. Издательство «Наука». Москва. 1974 г.»).
Американцы взяли под контроль строительство Панамского канала. Путем серии интриг отторгли территорию современной Панамы от Колумбии, поставили там у власти своих людей, а впоследствии завладели каналом и его зоной, обустроив в ней свои военные базы. Интерес США к Никарагуанскому проекту был потерян, а стремление никарагуанских либералов проложить альтернативный канал с помощью других инвесторов всячески подавлялось. Панамский водный путь был введен в эксплуатацию в 1920 году. Но только с 1 января 2000 года Панама путем длительной борьбы и ценой многих человеческих жертв добилась национального суверенитета над каналом и его зоной.
По мнению ряда российских экспертов, строительство нового, более современного и более пропускного канала в регионе давно назрело. Новый водный путь меж океанов востребован самим временем. Как считает, например, доцент факультета мировой политики МГУ им. М.В.Ломоносова Алексей Пилько, важно и то, что осуществление столь масштабного проекта позволит, наконец, выдвинуть на повестку дня международного сообщества, измученного в последнее время поиском выхода из всевозможных конфликтов и кризисов, по-настоящему созидательный проект, который, возможно, благоприятно скажется на мировой экономике.
Многие специалисты также считают, что и России тоже необходимо участвовать в международном консорциуме инвесторов по строительству Никарагуанского канала. Это позволит укрепить российско-никарагуанские отношения и закрепить наше присутствие в Центральной и Латинской Америке в целом, где к России относятся позитивно как к державе с мирорегулирующими функциями, как к государству, от которого во многом зависит стратегический баланс сил и поддержание всеобщего мира на планете.
…Можно предположить, что лет через десять, когда Большой межокеанский канал Никарагуа вступит в строй, и по нему из Атлантического в Тихий и наоборот пройдут первые большегрузные суда, новый водный путь получит имя Аугусто Сесара Сандино, который в свое время мечтал о свободе и независимости своей родины, мечтал о канале, боролся и отдал за это свою жизнь. Он мечтал и о сооружении межокеанского канала. Поэтому вполне логично было бы появиться на карте мира «Каналу имени Сандино». Но решение на сей счет принимать только самим никарагуанцам.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs