г. Жешув, Польша
Жешувский университет – один из самых молодых в Польше (1). Он же – самый крупный вуз Восточной Польши. Официально он возник в 2001 г., когда три существующих уже в Жешуве вуза были соединены в общую учебную единицу (Высшая педагогическая школа, местное отделение Института им. Марии Склодовской–Кюри и отделения экономики Академии сельского хозяйства). С тех пор Жешувский университет достиг значительных успехов, заняв второе место в рейтингах университетов всей Польши.
Одним из методов повышения профессионального уровня преподавательского персонала вуза и взаимодействия с научными кругами других стран стало проведение мастер-классов и лекций приглашёнными экспертами в разных областях знаний – от медицины и философии до администрирования и нанотехнологий (2). Подобные проекты осуществляются благодаря финансовой поддержке ЕС, поскольку международный обмен опытом и обсуждение проблем и достоинств унификации образования и методологии научных исследований в интересах Брюсселя.
Наш век остаётся веком крайнего позитивизма и прикладных наук, поэтому ЕС охотнее финансирует проекты, направленные на достижение практических результатов в материалистических науках, чем гуманитарные проекты, ориентирующиеся больше на духовное познание. Это, однако, не мешает гуманитариям периодически принимать участие в упомянутых мастер-классах, поскольку этические вопросы прилагаемы и к сфере прикладных исследований. К тому же, даже в среде западных учёных периодически разгорались дискуссии о моральной приемлемости тех или иных проектов и о перспективах, нас ожидающих в мире бездушной техники и науки. Ведь неспроста нам знакомы уже явления антисциентизма, т.е. отрицания правомочности науки претендовать на истинное толкование окружающих нас явлений, и даже псевдо-науки (квази-науки), где научные факты перемешаны в беспорядке с домыслами. Поразительно, но иногда эти домыслы попадают даже в учебную литературу, а ведь всё, что там может быть прочитано, студент воспринимает как доказанную истину. Излишняя децентрализация учебного процесса не идёт здесь во благо.
К чести руководства Жешувского университета стоит отметить, что географические рамки научного сотрудничества данного вуза довольно широки – от соседней Украины до далёкой Японии. Японцы – не такие уж редкие гости среди приглашённых лекторов, тем более что уже на протяжении четырёх лет в Жешувском университете японские преподаватели читают студентам курс японского языка. Восточные языки, бывшие некогда редкостью и экзотикой, постепенно входят в научную жизнь европейских стран, и почитатели японского языка и японской культуры есть даже в Восточной Польше. Русский язык такой популярностью в Польше не пользуется, несмотря на географическую близость ареала его распространения к восточно-польским областям. Тем не менее многие поляки старшего поколения помнят азы русского ещё со школьной скамьи, а непосредственно в Жешувском университете есть кафедра русской филологии. Жешувские русисты сотрудничают с Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена.
Благодаря значительному интеллектуальному потенциалу, Жешув превращается в город научно-практических конференций и симпозиумов, посвящённых проблемам современной русистики, ортопедии, информатики, нанотехнологиям и т.д. Впечатляет количество молодых людей на улицах, развитая инфраструктура (местный аэропорт невелик, но имеет международный статус) и удобное транспортное сообщение внутри города. Городские власти работают над улучшением инфраструктуры, т.к. пока добираться из Жешува до некоторых польских областей не совсем удобно, но, думается, это дело времени.
В виду того, что Жешув – столица польского Подкарпатья, здесь располагаются консульства Словакии, Украины и Германии. Герб Жешува, как и его флаг, – изображение белого рыцарского креста на светло-синем поле. Герб окончательно был утверждён в 1975 г., и до того времени город успел обзавестись сразу несколькими гербами, которые сменяли друг друга с завидной периодичностью. Но белый рыцарский крест всегда присутствовал на гербе, напоминая о том, что некогда Жешув и его окрестности были резиденцией польских магнатов.
Самый известный из них – Станислав Стадницкий, получивший прозвище «Ланцутский дьявол» от названия своих владений - местечка Ланцут. Стадницкий был непокорен даже королю, создавал королевским вельможам множество проблем. Своей смертью Стадницкий не умер, что неудивительно, но традиции буянства оказались настолько прочны в его семье, что даже после его гибели его жену называли «Дьяволицей из Ланцута», а его детей – «Ланцутскими чертенятами».
Но это всё поросшее быльём предание, которое придаёт современному, и от этого кажется, будто юному Жешуву антикварный колорит.
1) Uniwersytet Rzeszowski (http://www.univ.rzeszow.pl/)
2) «Budowa potencjału dydaktycznego Uniwersytetu Rzeszowskiego na poziomie europejskim» (http://potencjalur.univ.rzeszow.pl/)
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs