Россия в АТЭС: к новым горизонтам азиатско-тихоокеанской интеграции

11:44 05.09.2012


На нынешнем этапе Азиатско-Тихоокеанский регион уверенно выступает в качестве одного из лидеров мирового развития. Особенно заметно это проявляется в экономической сфере, несмотря на период турбулентности, который сегодня переживает мировая экономика. Последовательно утверждается АТР и в качестве влиятельного полюса в меняющейся системе координат международной политики.

Россия - неотъемлемая часть азиатско-тихоокеанского пространства. Две трети российской территории с населением свыше 30 млн человек находятся в этом регионе. И это не только географическая, но и историческая реальность. Многие поколения россиян самоотверженно работали ради освоения обширных пространств Сибири и Дальнего Востока. На востоке нашей страны сосредоточен гигантский потенциал - большие запасы природных ресурсов, мощные промышленная, технологическая и научная базы, творческие и интеллектуальные ресурсы населения.

Наша страна по праву рассматривается как неотъемлемый элемент стратегической стабильности в регионе. Попытки решать проблемы безопасности в АТР без участия России, а тем более вопреки ее интересам,  контрпродуктивны. Российский вклад востребован в таких областях сотрудничества, как борьба с международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью, обеспечение энергетической, транспортной, продовольственной и информационной безопасности, взаимодействие в чрезвычайных ситуациях, налаживание межцивилизационного диалога. Уникальный геополитический статус России как евразийского государства позволяет нам играть незаменимую роль своего рода моста, соединяющего основные центры мировой политики - «тихоокеанское кольцо» и Европу, в известном смысле - Восток и Запад.

Азиатско-тихоокеанское направление является одним из ключевых внешнеполитических приоритетов нашей страны. В Указе Президента России В.В.Путина «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» определены основные задачи на этом векторе нашей дипломатической работы. Речь, в частности, идет о наращивании участия в региональных интеграционных процессах в целях содействия ускоренному социально-экономическому развитию российских регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока, продвижении инициатив по формированию в АТР новой архитектуры безопасности и сотрудничества, разработке предложений для включения в повестку дня Восточноазиатских саммитов (ВАС) и диалогового партнерства Россия - АСЕАН. 

У России нет идеологических расхождений и серьезных «болевых точек» в отношениях с азиатско-тихоокеанскими государствами, которые нельзя было бы урегулировать путем конструктивного диалога. Это создает хорошие предпосылки для углубления связей на основе равноправия и взаимной выгоды со всеми без исключения странами региона. С рядом ключевых государств АТР нас связывают отношения стратегического партнерства.

Усилия по развитию двустороннего политического диалога с соседями в АТР Россия дополняет участием в многосторонних механизмах обеспечения безопасности и стабильности. Признавая системообразующую роль Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в региональной интеграции, мы планомерно наращиваем диалоговое партнерство с этой организацией, энергично взаимодействуем на площадке Регионального форума АСЕАН по безопасности, в рамках механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с партнерами по диалогу. Активно используем потенциал и других многосторонних структур, включая Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, Диалог по сотрудничеству в Азии.

Особое внимание уделяем дальнейшему укреплению в качестве влиятельного фактора не только региональной, но и глобальной политики Шанхайской организации сотрудничества, очередной саммит которой состоялся в начале июня в Пекине.

Россия признает непреходящую самостоятельную ценность перечисленных выше и других действующих в регионе объединений. Вместе с тем, по нашему мнению, в АТР надо налаживать многоуровневую сетевую дипломатию, создавать систему взаимодополняющих многосторонних партнерств, иными словами - выстраивать надежную архитектуру безопасности и сотрудничества, которая служила бы страховкой от любых возможных потрясений, создавала условия для поддержания стратегического баланса и стабильности. Убеждены, что такую структуру необходимо формировать на внеблоковых началах, с опорой на верховенство международного права, равенство, открытость и инклюзивность. В ее основе должен лежать принцип неделимости безопасности, недопустимости попыток обеспечить собственную безопасность в ущерб другим государствам.

Главным вектором достижения указанной цели может служить реализация инициативы по укреплению безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выдвинутой в сентябре 2010 года совместно Россией и КНР. Позитивная реакция со стороны многих влиятельных государств АТР подтверждает, что данное предложение представляет собой добротную основу для работы над «правилами поведения» в региональных делах.

По нашему мнению, наиболее подходящим форумом для практической разработки целостной концепции азиатско-тихоокеанской безопасности является механизм Восточноазиатских саммитов. Принятая в прошлом году Декларация ВАС о принципах взаимовыгодных отношений могла бы, разумеется, наряду с положениями Устава ООН и Договором о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии 1976 года  представлять собой юридическую основу для такой архитектуры безопасности. Обсуждение этой важнейшей темы могло бы стать приоритетной задачей стратегического диалога лидеров стран - членов форума.

Для России, как и для наших партнеров в АТР, очевидна настоятельная необходимость удвоения усилий по созданию международно-правового механизма, гарантирующего мир и стабильность на нашем общем пространстве, где, к сожалению, существует конфликтогенный потенциал. Поставить надежный заслон на пути разрастания тлеющих споров и противоречий, а затем постепенно ликвидировать их полностью - важнейшая задача для всех государств региона. Российская дипломатия готова к совместной с партнерами работе в интересах достижения этих целей. 

Хорошие возможности для продвижения российских интересов в АТР предоставляет форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), который объединяет 21 экономику региона. Это динамичные, экономически и технологически развитые участники мирохозяйственных связей. Доля взаимной торговли между ними составляет почти 70% их суммарного внешнеторгового оборота. В активе членов форума - 110 соглашений о свободной торговле, из которых 44 приходятся на пространство АТЭС. Оба берега Тихого океана энергично работают над реализацией масштабной идеи создания единой азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли.

На сегодняшний день форум АТЭС представляет собой наиболее крупное и авторитетное экономическое объединение АТР, главная цель которого, в соответствии с Богорскими целями, заключается в определении на основе консенсуса путей совершенствования экономических законодательств участников и практических мер по созданию региональной системы свободной и открытой торгово-инвестиционной деятельности. Важно, что в этом интенсивном и заинтересованном диалоге, наряду с экспертами и министрами, принимают активное участие лидеры экономик форума. Не менее существенно, что принимаемые решения не носят обязывающего характера и экономики-участницы добровольно выстраивают формат их реализации у себя дома. Такой подход в условиях присущего пространству АТЭС социально-политического, экономического и культурно-исторического разнообразия полностью себя оправдывает.

Россия присоединилась к Азиатско-Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству в качестве полноправного члена в 1998 году. Это был сознательный, взвешенный выбор нашей страны, вставшей на путь рыночного развития и полноценной интеграции в мировую экономику. Опыт нашего участия в деятельности АТЭС подтвердил стратегическую верность данного решения. За прошедшие 15 лет Россией накоплен весомый опыт общения с партнерами по форуму по широкому спектру проблем - от структурных реформ экономики до взаимодействия в чрезвычайных ситуациях, от состыковки регулятивных систем до содействия деловой мобильности в регионе. Это позволило более эффективно использовать имеющиеся у России естественные конкурентные преимущества, включая огромные пространства территории, богатейшие ресурсы, в том числе интеллектуальные, улучшить инвестиционную привлекательность, капитализировать новые возможности в глобальной экономике. 

Российская Федерация планомерно наращивает торгово-экономическое сотрудничество со всеми партнерами по АТЭС. В прошлом году по некоторым направлениям получены неплохие результаты. По восходящей развивается взаимная торговля с экономиками - участницами АТЭС - в 2011 году их доля во внешнеторговом обороте России составила 23,9% против 16,4% в 2002 году. Причем на отдельных векторах достигнуты еще более значительные результаты. Так, объем торговли с Китаем - нашим основным торговым партнером - достиг исторического максимума - 83,5 млрд долларов, и поставленная задача довести этот показатель к 2015 году до отметки в 100 миллиардов является вполне реальной. К докризисному максимуму вернулся товарооборот между Россией и Японией, составив почти 30 млрд долларов. Объем торговли с Республикой Корея возрос до 25 млрд. долларов, то есть увеличился в 11,5 раза по сравнению с 2002 годом. Высокую динамику демонстрируют торговые связи России со странами АСЕАН: если в 2000 году совокупный товарооборот с «десяткой» не превышал 1 млрд долларов, то по итогам 2011 года он вышел на уровень 15 млрд долларов.

На повестке дня - увеличение российского вклада во внутриатэсовский товарообмен, который на протяжении многих лет колеблется около отметки в 1%. Уверен, сложившаяся ситуация не отражает реальные возможности ни России, ни наших региональных партнеров. Со своей стороны делаем все, чтобы нарастить объемы торговли, качественно ее диверсифицировать, прежде всего за счет увеличения доли высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки. Надеемся, что вступление России в ВТО придаст серьезный импульс позитивным переменам в этой области. Экономическое присутствие России в АТР должно соответствовать ее высокому политическому профилю в регионе. 

Решению этой задачи, естественно, отводится центральное место в работе, связанной с председательством Российской Федерации в АТЭС в 2012 году.

Осуществление проекта АТЭС-2012 развернулось в 2008 году не на пустом месте. Утверждение пять лет назад на саммите в Сиднее российской заявки на председательство в форуме свидетельствовало о солидном авторитете, приобретенном нашей страной в качестве равноправного члена атэсовской семьи. Координацию работы взял на себя Организационный комитет по подготовке и обеспечению председательства России в АТЭС в 2012 году, учрежденный в соответствии с указом Президента Российской Федерации. В 2011 году, после одобрения главой государства концепции и перечня мероприятий председательства, эта деятельность вступила в предметную стадию.

Прежде всего мы сформировали приоритеты деятельности форума на текущий год. Партнеры поддержали российское предложение сосредоточить коллективные усилия на таких направлениях сотрудничества, как совершенствование региональных транспортно-логистических систем, обеспечение продовольственной безопасности, расширение кооперации в целях экономической модернизации с упором на инновационное развитие. 

Выдвигая эти отраслевые и тематические приоритеты, Россия, разумеется, руководствовалась и своими национальными интересами. Именно этим сферам уделяется повышенное внимание в наших планах социально-экономического развития. Они органично вписываются в алгоритм действий по реализации основополагающих российских нормативных документов. В то же время как раз на тех направлениях, где Россия имеет значительные конкурентные преимущества, мы предложили партнерам конкретные проекты взаимодействия. Данная тактика, как свидетельствует реакция наших партнеров, оказалась эффективной.

В качестве председателя Россия также в полной мере обеспечивает преемственность деятельности по профилирующим пунктам повестки дня. Наглядным подтверждением служит еще один заявленный нами приоритет - содействие дальнейшей либерализации торгово-инвестиционных связей и развитию экономической интеграции в регионе АТЭС. Присоединение Российской Федерации к ВТО позволяет полновесно, в инициативном ключе вести в форуме дискуссию о новых шагах на пути к Богорским целям, озвучивать дополнительные меры по укреплению концептуальной основы для активизации региональных интеграционных процессов.

При этом мы, разумеется, не забываем о других, не менее важных задачах форума, обозначенных в том числе в принятой в 2010 году Стратегии АТЭС в сфере развития. Речь идет об активизации совместных усилий, направленных на обеспечение не только сбалансированного, всеобъемлющего, устойчивого и инновационного, но также и безопасного развития в регионе. Российское председательство энергично содействует дальнейшему расширению сотрудничества в сферах борьбы с терроризмом, пресечения оргпреступности, раннего предупреждения и преодоления последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф, наращивания человеческого капитала, включая совершенствование национальных систем здравоохранения, образования и социальной защиты.

Россия поддержала инициативу американского председательства в 2011 году по приданию дополнительной динамики работе АТЭС на гендерном направлении. Итоги обстоятельных дискуссий в ходе форума «Женщины и экономика» в июне нынешнего года в Санкт-Петербурге призваны приумножить опыт общеатэсовского сотрудничества в интересах повышения роли женщин в обеспечении социально-экономического прогресса.

В нашей стране самое серьезное внимание уделяется налаживанию конструктивного взаимодействия между государством и предпринимательскими кругами в решении задач развития экономики и общества. Поэтому российское председательство активно способствует дальнейшему углублению сотрудничества форума АТЭС с его бизнес-составляющей, представленной прежде всего Деловым консультативным советом (ДКС). Удовлетворены уровнем работы по скоординированному продвижению приоритетных задач сотрудничества как в атэсовских структурах, так и по линии Совета, руководство которым в этом году также осуществляет наша страна. Намерены и впредь всемерно содействовать расширению кооперации между форумом и ДКС, видя в этом важное подспорье для популяризации и практического применения принципов государственно-частного партнерства в экономиках-участницах. Наглядное доказательство серьезности нашего подхода к этим вопросам - подписание Президентом В.В.Путиным 7 июня этого года указа, открывающего путь к безвизовым обменам между гражданами России и других экономик форума, являющимися владельцами карт для деловых и служебных поездок в регионе АТЭС.

Своевременным стало решение о выделении Российской Федерацией в 2011-2012 годах добровольного взноса в размере 3 млн долларов в Фонд поддержки АТЭС. Этот шаг создал хороший материальный задел для проведения в прошлом и текущем годах тематических мероприятий по продвижению наших инициатив.

Выдвигая в АТЭС свои идеи, российское председательство основывалось в первую очередь на традиционной повестке дня форума, но также стремилось действовать на опережение, заглядывать «за горизонт». Мы сознательно вынесли на обсуждение партнеров достаточно внушительное количество - в общей сложности более полусотни - предложений. Все они вписываются в тематический мандат АТЭС, развивают ранее сделанные инициативы или приглашают к открытию сравнительно новых сфер сотрудничества.

При этом мы не пытались удивить партнеров «валом» проектов «для галочки» - наш вклад в общую дискуссию был тщательно подготовлен благодаря творческому подходу профильных министерств и ведомств, а также солидной экспертной поддержке Российского центра исследований АТЭС. Пользуясь случаем, хотел бы выразить всем российским структурам, участвующим в обеспечении нашего председательства, признательность за конструктивное взаимодействие и полезный вклад в общую работу. 

Времени до владивостокского саммита осталось немного. Существенная часть пути в рамках председательства России в форуме пройдена. Это вселяет уверенность в эффективном проведении «Недели саммита АТЭС» на острове Русский и в первую очередь встречи лидеров. Убежден, что данное кульминационное событие не только достойно увенчает «российский год АТЭС», но и внесет ощутимый вклад в дальнейшее поступательное развитие атэсовского процесса на благо процветания народов всего региона.

Считаю, что проделанная работа пошла на пользу всем участникам форума, позволив существенно приумножить опыт сотрудничества. Иностранные партнеры лучше узнали нашу страну. Мы сделали все, чтобы наши гости в период российского председательства не только плодотворно потрудились, но и ознакомились с потенциалом России, ее отдельными регионами и городами - Москвой, Ярославлем, Санкт-Петербургом, Казанью, Хабаровском, Владивостоком. С другой стороны, наше председательство позволило существенно расширить взаимовыгодное партнерство Российской Федерации с государствами АТР, лучше осознать актуальные проблемы развития Азиатско-Тихоокеанского региона, глубже встроить нашу страну и ее регионы в ускоряющийся процесс региональной политико-экономической кооперации и интеграции.

Альтернативы курсу на дальнейшее сближение с партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе не существует. Это необходимо для формирования благоприятной внешней среды, выгодных для нас правил игры в мировой торговле, которые помогут нашим усилиям по выводу экономики российского Дальнего Востока на устойчивые параметры инновационного роста.

Впереди - долгая и кропотливая работа, к которой мы готовы. Необходимо активно использовать задел, сделанный в период председательства России в АТЭС, для дальнейшего наращивания российского участия в интеграционных процессах в интересах развития Сибири, Дальнего Востока и всей России, формирования в АТР новой архитектуры безопасности и сотрудничества. 

 

По теме: "АТЭС Россия 2012" - Специальный выпуск журнала «Международная жизнь»

Ключевые слова: Россия АТЭС-2012

Версия для печати