ГЛАВНАЯ > Народная дипломатия

Мастера джаза в саду «Эрмитаж»

22:44 28.08.2012 • Елена Шашкина, редактор-консультант журнала «Международная жизнь»

Фото автора

Завершился ежегодный, ставший уже традиционным, Московский международный фестиваль «Джаз в саду «Эрмитаж». В юбилейном XV фестивале приняли участие 12 российских и зарубежных ансамблей, в том числе звезды джаза из США, Австрии, Польши и Израиля.

В первый же день фестиваля на сцену вышли звезды американского и мирового джаза. Легендарный исполнитель джаза на губной гармонике Хендрик Меркенс (Hendrik Meurkens) и пианист-виртуоз Джордж Коллиган. Гастроли американских музыкантов проходили под эгидой Двусторонней российско-американской президентской комиссии и при поддержке Посольства США в РФ.

Хендрик Меркенс - не только самый известный исполнитель джаза на губной гармонике, но и успешный композитор. Глубокий интерес Хендрика к традициям джазовой и  бразильской музыки вылился в очень оригинальную и легко узнаваемую версию джазовой самбы, исполняемой на губной гармонике и вибрафоне с использованием джазовой ритм-секции: фортепиано, баса и ударных. Его музыка исполнялась многими известными музыкантами, звучала в голливудском кинофильме "Dolores Claiborne". На фестивале американский музыкант выступил вместе с квартетом известного российского пианиста Алексея Подымкина.

Джоржд Коллиган – популярный  пианист, органист и композитор, выпустил 18 собственных альбомов. Выступал со многими звёздами джаза. В Москве Коллиган играл с трио Евгения Рябого, одного из лучших российских барабанщиков.

Виртуоз игры на хроматической губной гармошке и вибрафоне Хендрик Мёркенс родился и вырос в Германии в городе Гамбурге. Вундеркинд-самоучка, Хендрик начал путь музыканта в подростковом возрасте. Самостоятельно освоил вибрафон и хроматическую гармонику, затем последовало обучение в колледже Беркли в Бостоне.

Ещё один «культурный шок» Мёркенс испытал, когда познакомился с бразильской музыкой. Он был так поражён её необычным звучанием, что после окончания престижного музыкального колледжа Беркли в Бостоне в качестве вибрафониста, в начале 80-х переехал в Рио-де-Жанейро, чтобы полностью погрузиться в культуру Бразилии. Пронзительный, трогающий до глубины души звук его гармоники оказался именно тем, что очень ценят бразильские музыканты. Хендрик освоил музыкальную лексику этой страны настолько хорошо, что многие бразильские исполнители считают его одним из лучших композиторов, пишущих музыку в стиле "бразильский джаз", и это лучший комплимент для представителя европейской музыкальной культуры.

По возвращении в Европу его уникальное владение двумя такими разными и в то же время редкими для джаза инструментами, как губная гармоника и вибрафон, помогли ему позиционировать себя как очень яркого музыканта на европейской сцене.

После подписания контракта со звукозаписывающей компанией Concord Records в 1992 году музыкант переезжает в Нью-Йорк, где становится активным участником музыкального процесса "Мекки джаза". Его записи для Concord Records позволили широкой аудитории не только в Америке, но и во всём мире, познакомиться с творчеством этого замечательного музыканта и композитора и выдвинули его на первый план среди исполнителей джаза на губной гармонике наряду с великим Тутсом Тилемансом.

Необыкновенная музыка Мёркенса, обладающая особым магнетизмом, притягивает слушателей всех возрастов. Его записи получили признание во всём мире, а живые выступления неизменно собирают полные залы. Альбомы и концерты Мёркенса вызывают международное признание, потому что дивная красота его музыки имеет вселенское притяжение. Хендрик Мёркенс неоднократно получал восторженные отзывы критиков различных специализированных музыкальных изданий, его записи получают самые положительные рецензии. Как композитор г-н Мёркенс создал свой индивидуальный стиль, который сочетает в себе классическую, европейскую музыку, джаз и зажигательные бразильские ритмы.

Незадолго до начала концерта в саду Эрмитаж музыкант ответил на вопросы журнала «Международная жизнь».

 

Фото автора

«Международная жизнь»: Здравствуйте, мистер Мёркенс! Нравится Вам выступать в Москве? И чувствуете ли Вы разницу между московской публикой  и аудиторией в других городах и странах?

Хендрик Мёркенс: Я считаю, что русские люди - очень позитивная аудитория. В России любят музыку, не только и не обязательно джаз - любую музыку. Я много гастролировал по всему миру и всегда замечал, что в России лучшая аудитория.  Где бы я ни был, в Москве или Сибири (я гастролировал этой весной по Сибири с квартетом Алексея Подымкина), людям всегда очень нравится моя музыка.

«Международная жизнь»: Нравится ли Вам место сегодняшнего концерта?

Хендрик Мёркенс: Да, это замечательный садик в самом центре Москвы. Я даже не знал, что в центре Москвы есть такой красивый сад. Москва просто огромная! Я думаю, даже больше, чем Нью-Йорк. Я до сих пор пытаюсь понять,  где же я нахожусь в Москве в определенный момент.

«Международная жизнь»: Расскажите, пожалуйста, о Вашем сотрудничестве с российскими джазовыми музыкантами. Вы выступаете с известным джазовым ансамблем Алексея Подымкина.

Хендрик Мёркенс: Да, все верно. Это уже второй раз, когда мы объединяемся для гастролей - сейчас это квинтет. В этот раз мы начали свой тур в апреле. И это сотрудничество очень успешно. Потому что мы играем часть музыки Алексея, немного джаза, немного популярных песен, какие-то русские песни, что-то из моей музыки. И мы прекрасно сработались!

 

Фото автора

Примечание «Международной жизни»: В подтверждение своих слов программу своего выступления на фестивале в «Эрмитаже» Х. Мёркенс начал с узнаваемой публикой с первых нот композиции «Тёмная ночь» в джазовой обработке.

«Международная жизнь»: Гастроли американских музыкантов на фестивале проходят под эгидой Двусторонней российско-американской президентской комиссии и при поддержке Посольства США. А Вы часто участвуете в благотворительных мероприятиях, концертах или подобных программах?

Хендрик Мёркенс: Конечно, когда меня приглашают, я всегда участвую. Иногда, даже еще не зная формата мероприятия, я намериваюсь участвовать. Я стараюсь никогда не отказываться от подобных программ!

«Международная жизнь»: Чувствуйте ли Вы себя посланником американской культуры в России?

Хендрик Мёркенс: Да, естественно. Я вообще считаю, что если ты музыкант, особенно джаз-музыкант, если ты приехал из Америки, ты представляешь американскую музыку и культуру. Это то, чем ты занимаешься, и кто ты есть. Но я не думаю, что российской публике это нужно, так как позиции российских музыкантов в джазе очень высоки. Джаз в России в хорошем положении и не нуждается во влиянии американского. Ему абсолютно не нужна никакая помощь. Но для аудитории всегда интересно послушать «истинно» американский джаз, музыканта из Америки.

«Международная жизнь»: Где Вы черпаете вдохновение для написания вашей музыки? Вы невероятно много путешествовали. Многие страны и культуры оказывали влияние на ваше музыкальное видение всю вашу жизнь.

Хендрик Мёркенс: Вы знаете, я не скажу, что нуждаюсь в особом вдохновении, когда пишу музыку. Если у меня есть время и рядом есть фортепьяно, я пишу музыку - это то, что во мне. Музыка внутри меня. Конечно, помогает мой опыт путешествий по миру: разные страны, разные люди...И Россия – та страна, которая не может не вдохновлять. Россия определенно вдохновляет!

«Международная жизнь»: Спасибо большое, мистер Мёркенс!

 По теме: 

Музыка, объединяющая народы

Фоторепортаж

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати