ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

База «Гуантанамо», территория несвободы

13:20 27.08.2012 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Гавана-Москва

Куба вновь публично потребовала от Вашингтона вернуть ей часть национальной территории, под нажимом арендованную у нее Соединенными Штатами для своей военно-морской базы более 110 лет назад.  

Выступая недавно на центральном митинге в городе Гуантанамо в честь Дня национального восстания, первый заместитель председателя Госсовета республики (вице-президент) второй секретарь ЦК Компартии Кубы Хосе Рамон Мачадо Вентура заявил, что Куба никогда не откажется вернуть часть своей территории в провинции Гуантанамо, оккупированную Соединенными Штатами в начале XX века. База «Гуантанамо» стала важным следствием американской интервенции против Кубы с целью лишения ее независимости еще в 1898 году, подчеркнул он.

Вместе с тем выступивший тогда же глава Кубинского государства Рауль Кастро фактически призвал руководство США сесть с ним за стол переговоров и обсудить накопившиеся проблемы на равных. «Кубинцы – люди миролюбивые, - сказал он,- нам нравится со всеми дружить, включая Соединенные Штаты». 

Отклик из США не заставил себя ждать. Весь его смысл заключен в нескольких банальных условиях: чтобы начать равноправный диалог с Кубой, она, мол, «должна предоставить кубинцам свободу слова и право просить свое правительство перестать плохо обращаться с мирными диссидентами, освободить политзаключенных» и так далее в том же духе.

А буквально через несколько дней на Россию обрушилась волна упреков в том, что она якобы оборудует на Кубе свою военно-морскую базу. Глава МИД РФ Сергей Лавров был вынужден официально опровергнуть эту ложь. «В современных условиях наш флот выполняет задачи по всему мировому океану. Сейчас это наиболее активно происходит в Индийском океане, в Аденском заливе, где мы боремся с пиратами вместе с Евросоюзом, с НАТО, индийцами и китайцами»… И вообще, Россия не будет создавать никаких военно-морских баз, но для российского флота важно иметь материально-технические возможности для пополнения запасов, предоставления отдыха экипажу и ремонта судов в других странах при выполнении задач по всему мировому океану, заявил глава МИД РФ. С.Лавров также отметил, что договоренности о возможности захода российских кораблей в порты других стран для пополнения запасов и отдыха экипажа есть в целом ряде стран. «Мы и с нашими кубинскими друзьями о такой возможности говорили. Этот пункт работает», - сказал С.Лавров.

…Зато военно-морская база США расположена всего в 25 километрах от одноименной столицы кубинской провинции Гуантанамо, где недавно проходили центральные празднования Дня национального восстания. А город этот находится в 900 километрах от Гаваны. Мне, кстати сказать, доводилось бывать на вершине холма с кубинской стороны, где оборудован наблюдательный пост кубинских пограничников. Оттуда вся база и залив – как на ладони. По периметру суши установлены высокие вышки с часовыми. А в зоне отчуждения, на нейтральной полосе с этой и той стороны вдоль рядов колючей проволоки установлены десятки противопехотных и противотанковых мин. С вершины холма видны не только казармы, дома, офисы и корабли в бухте, но и железные крыши тюрьмы «Дельта», где содержатся заключенные, подозреваемые в терроризме. Зрелище с птичьего полета вызывает гнетущее впечатление…

Гавана имеет вполне конкретные и реальные претензии к Соединенным Штатам. «Закрыть международную тюрьму, вернуть базу!» С таким требованием к Вашингтону Гавана обращается уже много лет подряд. Особенно настойчиво после того, как в январе 2002 года на американской военно-морской базе Гуантанамо появился концлагерь для подозреваемых в террористической деятельности против США. С тех пор через эту незаконную тюрьму и камеры пыток прошли 779 узников из 48 стран, 220 из которых - афганцы. Сегодня там остается примерно 170 человек. За ликвидацию же военно-морской базы США в Гуантанамо Гавана выступает десятилетиями. Призывы Кубы закрыть тюрьму и вернуть ей исконную территорию поддерживает Латинская Америка, подавляющее большинство всего мирового сообщества, в том числе и Российская Федерация.

Сегодня в беседах с кубинцами на международные темы вам непременно напомнят, что президент США Барак Обама обещал закрыть тюрьму для лиц, подозреваемых в терроризме, на военно-морской базе США в Гуантанамо (Куба) не позднее чем через год после подписания соответствующего указа. Документ по этому поводу он вроде бы подписал. Но этот «воз и ныне там».

Хотя, говорят, на содержание одного заключенного тратится сумма, которой можно оплатить обучение в самом дорогом колледже. В обычной американской тюрьме на каждого заключенного в год уходит 25 000 долларов, что в тридцать раз меньше чем затраты в Гуантанамо… 

Проблема появилась очень скоро. В соответствии с законом, администрация президента США уже не раз поднимала вопрос о том, как поступить с оставшимися заключенными с целью пересмотра их статуса, а также статуса действующих там военных комиссий. Много разговоров и о переводе узников в исправительные учреждения на территории США.

А не так давно появились сообщения о том, что судья военного трибунала на базе американских ВМС в Гуантанамо приостановил судебные процессы над пятью заключенными, обвиняемыми в подготовке терактов 11 сентября 2001 года в США. Такое решение было принято сразу после того, как президент Барак Обама распорядился «заморозить» деятельность военной прокуратуры в Гуантанамо на очередные 120 дней.

Здесь вскрылись факты нарушения прав человека, плохого обращения с заключенными и удерживания людей без предъявления обвинений. Как сообщают кубинские СМИ, с 2002 года из Гуантанамо несколько сот пленников были отпущены. Однако в настоящее время там остаются примерно 170 заключенных. Из них почти 90 Пентагон вроде бы готов отпустить. В США опасаются, что многие бывшие узники Гуантанамо после получения свободы не принимаются их странами, а наиболее озлобленная часть и вовсе возвращается к террористической деятельности.

В одном из своих интервью кубинский руководитель Рауль Кастро объяснял, что американцы совершали интервенцию против Кубы с целью завладеть ее основными природными богатствами, включая лучшие земли, месторождения полезных ископаемых. Именно под нажимом США была распущена Революционная партия, созданная Хосе Марти. Американцы сформировали также кубинскую марионеточную армию, которую повстанцы Фиделя и Рауля разгромили в 1958 году. Вашингтон навязал Кубе и конституцию, которая давала янки право совершать на остров интервенцию, когда Белому дому казалось это необходимым. И США неоднократно использовали это «право». В наследство революционной Кубе достались и проблемы с американской базой в Гуантанамо.

«Мы начнем более решительно требовать закрытия базы», - не раз заявлял и кубинский руководитель Рауль Кастро. И Куба требует, предлагает начать конструктивные переговоры, диалог. А в ответ получает перечень абсурдных и неприемлемых условий.

Хронологию вопроса в беседе со мной проясняет известный эксперт в области истории военно-морских сил острова, гаванский ученый, академик Академии истории Кубы Густаво Пласер: «Бухта Гуантанамо географически и во всех других отношениях  прекрасное убежище для флота  и в этом смысле она всегда привлекала европейских колонизаторов. Так, еще в 1741 году в бухту вошел английский военный корабль, и солдаты ее величества оккупировали окружающую местность. Они намеревались объявить эту часть острова владением британской короны. Однако испанский гарнизон города Сантьяго-де-Куба совместно с местным населением изгнали захватчиков».

Уже в начале 18 века американцы начали экспансию на Кубу, предполагая экономически и физически овладеть островом. В 1898 году США, якобы помогая кубинским патриотам освободиться от испанского господства, вводят в колонию свои войска, захватывают бухту Гуантанамо. Испания с помощью своей эскадры блокирует порт Сантьяго. Парадоксально, но факт: небольшой отряд морской пехоты США, расположенный в Гуантанамо, не имел опыта боевых действий и не мог оказать достойного сопротивления испанцам. И тогда на помощь ему пришли кубинские инсурхенты из Освободительной армии. Так борцы за свободу Кубы невольно помогли американцам осуществить планы по установлению контроля над своей же страной.

«С января 1899 по 20 мая 1902 года войска США оккупировали Кубу, насаждая на острове свои законы и порядки, - продолжает Густаво Пласер. – Вашингтон навязал Гаване кабальное соглашение («поправка Платта»), согласно которому получил базу в Гуантанамо в бессрочную аренду. Позднее, в 1934 году «позорная поправка Платта» под давлением общественного мнения Кубы была формально отменена, но вместо нее в новом договоре было зафиксировано, что США могут отказаться от базы только по обоюдному согласию обеих сторон. Гавана давно согласна. Американцы своего согласия не дают».       

В одном из современных справочников по Кубе сообщается, что военно-морская база Гуантанамо расположена всего в 25 км к югу от столицы кубинской провинции Гуантанамо с аналогичным названием и в 920 км к юго-западу от Гаваны. Она занимает территорию в 117,6 квадратных километров, где проживает несколько тысяч человек (численность военного и гражданского персонала колеблется в зависимости от ситуации в регионе). Из них примерно 1,5 тысячи военных моряков проходит службу и приблизительно 2 тысячи гражданских специалистов работают в сфере услуг. (К ним добавьте членов их семей). С высокого стратегического холма рядом с «пограничной» территорией в бинокль хорошо видны и сама бухта с военными судами, и границы базы с минными полями и часовыми. Кубинские военные позволили мне взглянуть на отторгнутый век назад от независимой республики кусок земли вместе с заливом. Те же море и солнце, те же королевские пальмы. Даже не верится, что эта земля не кубинская, что там, как у себя дома, командуют американцы...

База Гуантанамо, если абстрагироваться от исторической справедливости и постараться рассуждать «объективно», уже давно не имеет для США никакого стратегического или военного значения,  считают практически все международные эксперты. Она наделена только политическим смыслом. И состоит он в унижении кубинцев, в том, чтобы держать Остров в постоянном напряжении. А после теракта 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке руководство Соединенных Штатов решило использовать базу и практически, в качестве специальной тюрьмы для лиц, подозреваемых в терроризме. Насколько известно, с 1960 года Куба не принимает никакой арендной платы за базу. Ведь кусок исконной кубинской территории удерживается американскими военными против воли кубинцев, она была незаконно оккупирована и узурпирована. Причем под давлением и надуманным предлогом обороны Кубы от разного рода противников.

«На мой взгляд, - сказал, подытоживая нашу беседу о базе, Густаво Пласер, - правительство США могло бы найти средства и сначала закрыть в Гуантанамо позорную тюрьму и камеры пыток, а затем вернуть некогда захваченную территорию ее исконной хозяйке – Кубе. Это стало бы примирительным жестом восстановления исторической справедливости и международной законности».     

И с академиком трудно не согласиться. Анахроничную военную базу США однозначно следовало бы возвратить ее законному, историческому хозяину. То есть Республике Куба. А на бывшей территории этой базы-тюрьмы, как думается, в перспективе можно было бы создать музей истории кубино-американских связей. Однако решать это предстоит самим кубинцам в диалоге с северным соседом. А насколько известно из истории человечества, даже самые утопичные мечты порой сбываются.

…В свое время, работая на Кубе (1980-1990-е годы), я написал корреспонденцию для одной из центральных газет о военном присутствии там советских и американских военных. Однако при этом показывал разницу между их целями. Если военно-морская база «Гуантанамо» находится на кубинской территории с 1903 года вопреки желанию руководства и народа суверенной республики для поддержания своего господства в регионе, то первые военные специалисты из СССР прибыли на остров по просьбе кубинского правительства в конце 1960 и в начале 1961 годов, чтобы защитить его от готовящейся интервенции.   

В карибской стране находилась позднее и советская  «учебная бригада», основной целью которой было оказание кубинским партнерам содействия в освоении новой военной техники, решении задачи применения войск в соответствии с концепцией всенародной войны в случае иностранной агрессии. Тогда, в тревожные годы «холодной войны», советское военное присутствие на Кубе прямо зависело от уровня безопасности острова и носило сугубо оборонительный характер. Поддерживалось равновесие сил.

В 1992-м «учебная бригада» была выведена с Кубы. А военно-морская база США в Гуантанамо осталась. Более того, в 2002 также в одностороннем порядке на острове была ликвидирована «станция электронного слежения» в Лурдесе. А база США опять осталась на своем, а точнее сказать, на чужом месте.

Сейчас многие об этом почему-то забывают. Тем не менее кубинцы помнят. Правительство и народ республики постоянно требуют ее ликвидации и возвращения своей исконной территории. Так же, как и прекращения варварской полувековой экономической блокады. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати